Анализ стихотворений Г.Тукая "Родная деревня" и К.Кулиева "Когда на меня навалилась беда...". Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Г.Тукай. Фото 1912 г.
Памятник Г.Тукаю в Санкт-Петербурге
Тукай в Петербурге (глава из книги И.З.Нуруллина "Тукай")
Стихи и проза Г.Тукая
Г.Тукай. Поэма-сказка «Шурале»
Г.Тукай. Книга
Г.Тукай. Родная деревня
К.Кулиев. Фото
К.Кулиев. Когда на меня навалилась беда...

Из литературы народов России

Габдулла Тукай
(1886 – 1913)


Уроки литературы в 6 классе[1]

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 83. Г.Тукай. "Родная деревня", "Книга"

Урок 84. К.Кулиев. "Когда на меня навалилась беда..."


УРОК 83
Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА»


Основное содержание урока
Слово о татарском поэте. Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Габдулла Тукай» и составление её плана. Сообщение о детстве и начале литературной деятельности поэта. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в образе Родины в лирике Тукая.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Слово о татарском поэте

Рассказ учителя о Г. Тукае с включением сообщений учащихся о детстве, юности и начале творческого пути поэта, с показом его портретов.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника о татарском поэте (См. ниже материал).

Составление плана статьи.

ТАБЛИЦА
План статьи учебника «Габдулла Тукай»
Вопрос
Пункт плана
Как прошло детство Габдуллы Тукая?
Трудное детство поэта
Почему он стремился изучать русский язык и русскую литературу
Стремление изучать русский язык и русскую литературу
Как начался его творческий путь?
Начало творческого пути
Как отразился в его творчестве татарский фольклор?
Какие традиции использовал поэт в своём творчестве?
Традиции русской литературы в творчестве поэта
Как проявилась в стихах Тукая его любовь к Родине?
Отражение в стихах поэта традиций, обычаев и культуры татарского народа
Какие чувства поэта к Родине выражены в его стихах?
Вера в просвещённое, счастливое будущее татарского народа


III. Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, семье, традициям своего народа

Выразительное чтение учителем стихотворения Г. Тукая «Родная деревня» (см. текст ниже).


Составление историко-культурных комментариев к словам Коран, пророк, путь тяжёлый, соха и др.

IV. Обсуждение стихотворения:

ƒОтвет на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

ƒКак поэт относится к своей Родине? Какие слова и выражения подтверждают отношение поэта к родному краю?

ƒКакие впечатления детства поэт сохранил на всю жизнь?

ƒПочему поэт вспоминает молитву из Корана? Как это связано с его биографией?

ƒДокажите, что поэт вспоминает не только забавы и развлечения детства, но и картины сельского труда. Почему эти впечатления важны для поэта?

ƒКакое обещание даёт поэт в последней строфе стихотворения?

ƒОтвет на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

ƒ * Определите, какие стихи рифмуются во 2, 3, 4-й строфах. Сравните ритм стихотворения Тукая с образцом классической восточной поэзии в стихах Омара Хайяма:

Не тоскуй же! Пока этот мир будет жить,
Людям имя твоё и твой след не забыть.
Пока на небе движутся стройно светила,
Мысль твоя — это к сути незримая нить.

ƒДокажите, что в рифмовке стихотворения «Родная деревня» Г. Тукай придерживается классических образцов восточной поэзии. Можно ли строки О. Хайяма поставить эпиграфом к поэзии Г. Тукая?

Обоснуйте своё мнение.

V. Практическая работа.
Подбор ключевых цитат к теме «Образ Родины в стихах Г. Тукая».

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Ключевые цитаты к теме «Образ Родины в стихах Г. Тукая»
Черты образа Родины
Цитаты
Любовь к родной деревне
  
Духовные ценности, отражённые в Коране
  
Картины труда и отдыха
  
Светлая память о детстве и родном крае
  


ƒОтвет на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

* Сравните воспоминания о детстве в стихах Г. Тукая и лирике русских поэтов: И. З. Суриков «Детство» («Вот моя деревня, вот мой дом родной...»), И. С. Никитин «Зимняя ночь в деревне», С. А. Есенин «В хате», «Край ты мой заброшенный...», Н. М. Рубцов «Родная деревня» и др.

VI. Книга в жизни человека — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа»

Выразительное чтение учителем стихотворения «Книга».


VII. Обсуждение стихотворения:

ƒНа какой антитезе построено стихотворение?

ƒКакую роль играет анафора и антитеза в трёх первых строфах?

ƒКакие образы и картины рисуют трудные минуты в жизни поэта?

ƒДокажите, что в трудные минуты поэт черпает силы в книге.

ƒНайдите в стихотворении контекстуальные синонимы к слову книга.

Почему поэт даёт книге такие «имена»?

ƒЗа что поэт благодарит книгу?

ƒОтвет на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном»

* Сравните стихотворение Тукая «Книга» с другими стихами о книге
(Д. Кугультинов «Книгоград», В. Боков «Книга», В. Рождественский «Стареют книги...», «Над книгой», В. Тушнова «Открываю томик одинокий...», Ю. Энтин «Слово про слово»)
(см.: http://zanimatika.narod.ru/DetKniga.htm).

И т о г о в ы й  в о п р о с: о каких вечных ценностях мы узнали из стихов Г. Тукая?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений наизусть.

Письменно сравнить одно из стихотворений Тукая с другим стихотворением на эту же тему.

Индивидуальное задание.

Создать иллюстрацию к одному из стихотворений.


КАЙСЫН КУЛИЕВ
(1917 — 1985)

УРОК 84
К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА...»,
«КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД ...»


Основное содержание урока
Слово о балкарском поэте. Поэтический образ Родины. Народ и его язык.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Кайсын Кулиев» и составление её плана. Сообщение о детстве и начале литературной деятельности Кулиева. Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в лирике Кулиева. Презентация и защита собственных иллюстраций.

I. Слово о балкарском поэте

Рассказ учителя о К. Кулиеве с включением сообщений учащихся о детстве, юности и начале творческого пути поэта, с показом его портретов, живописных горных мест, где он родился.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника о поэте (См. ниже материал).
Составление плана статьи.


ТАБЛИЦА
План статьи учебника «Кайсын Кулиев»
Вопрос
Пункт плана
Какие способности проявлял К. Кулиев в детстве?
Природные таланты Кайсына Кулиева
Какое образование он получил?
Учёба в ГИТИСе и Литературном институте
Когда началась его поэтическая деятельность? Кто был героями его первых стихов?
Раннее творчество поэта. Стихи о тружениках-горцах. Стихи о родной природе
Какие перемены внесла в жизнь поэта война?
Фронтовые будни. Работа в Союзе писателей Киргизии
Какой период в жизни Кулиева был самым плодотворным?
На родной Балкарской земле. Стихи о мире и добре, о любви к местам, знакомым с детства


ƒIII. Выразительное чтение учителем стихотворения «Когда на меня навалилась беда...» (см. текст ниже.

Обсуждение стихотворения:


ƒОтветы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

IV. Чтение стихотворения «Каким бы малым ни был мой народ...».

Обсуждение стихотворения:


ƒКакой символический смысл вкладывает поэт в образы «белого голубя» и «чёрного ворона»?

ƒОтвет на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

ƒКакие картины Родины особенно дороги поэту?

ƒКакие ценности своего народа поэт считает вечными?

ƒПочему поэт считает себя частью своего народа?

ƒ * Докажите, что в стихотворении в художественной форме поэт воплощает образ времени.

ƒПочему поэт считает, что именно в родном языке продлится его судьба и его век?

ƒОтвет на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

IV. Поэтический образ Родины
Практическая работа.


Подбор ключевых цитат к теме «Образ Родины в стихах К. Кулиева», иллюстрирующих общечеловеческое и национальное в лирике поэта.

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Образ Родины в стихах К. Кулиева»
Образ Родины
Цитаты
Родная природа и её живительная сила
  
Мужество родного народа
  
Воспевание народного труда
  
Народные песни
  
Родной язык
  
Каждый человек — часть своего народа
  


VI. Народ и его язык

Сопоставьте стихотворение К. Кулиева со стихами о родном языке (К. Бальмонт «Русский язык», В. Брюсов «Родной язык», Н. Заболоцкий «Читая стихи», А. Ахматова «Мужество»)
(см.: http://docfish.ru/taxonomy/term/757/all).

И т о г о в ы й  в о п р о с: за что К. Кулиев благодарен своей родной земле?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений К. Кулиева наизусть.

Письменно сопоставить стихотворение «Каким бы малым ни был мой народ...» с одним из стихотворений русских поэтов о родном языке
или выполнить «Творческое задание» учебника (по выбору).

Прочитать древнегреческие мифы о происхождении мира и о подвигах Геракла (см.: http://lib.ru/MIFS/greece.txt).

Индивидуальные задания.

Создать иллюстрации к стихотворениям К. Кулиева.

По книге Н. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» подготовить краткие сообщения на темы: «Происхождение мира и богов», «Рождение Зевса», «Олимп», «Гера», «Афина Паллада», «Гефест», «Прометей», «Рождение Геракла», «Подвиги Геракла» (1—6).

Следующие уроки: Урок 85. Мифы народов мира. Мифы Древней Греции >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2021.


БИОГРАФИЯ
ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ
(1886 – 1913)


Габдулла Тукай — выдающийся татарский поэт. Родился он в небольшой деревне, в Казанской губернии. В трёхлетнем возрасте Габдулла остался полным сиротой: сначала умер отец, а вскоре и мать. Мальчик рос в чужих семьях. Но, несмотря на трудности и невзгоды, поэт вспоминал своё деревенское детство с благодарностью, здесь он услышал татарские народные сказки и легенды, лирические песни, исторические предания. Вероятнее всего, тогда в деревне Кырлай ему рассказали легенду о Шуралё, лешем, который может защекотать человека до смерти. Впечатлительный мальчик запомнил образы и сюжеты страшных и весёлых сказок. Простые и трогательные слова народных песен навсегда остались в его памяти.

Когда Габдулле было девять лет, родственники, жившие в городе Уральске, взяли его к себе. Здесь мальчик поступил в медресе (мусульманское училище, готовившее учителей и священников), где он быстро научился читать и писать по-татарски. В этом медресе был и так называемый русский класс, в котором обучение шло на русском языке, изучали русскую литературу.

Будущий поэт поступил и в русский класс, где увлечённо читал произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

Закончив медресе, девятнадцатилетний юноша начал сотрудничать с татарскими журналами и газетами, на страницах которых появлялись его стихотворения и статьи. Там же, в Уральске, была опубликована поэма-сказка Габдуллы Тукая «Шурале». Эта сказка о молодом джигите, который благодаря своему уму и находчивости побеждает незадачливого лешего, пронизанная тонким юмором, написанная лёгким напевным стихом, стала любимым произведением татарского читателя. Поэма-сказка переведена на многие языки народов России и зарубежных стран. По мотивам этого произведения композитор Ф. Яруллин создал балет «Шурале», который с успехом идёт на сценах музыкальных театров. Сам поэт в примечаниях к своей поэме сказал: «Эту сказку я написал, пользуясь примером поэтов А. Пушкина и М. Лермонтова, обрабатывавших сюжеты народных сказок, рассказываемых народными сказителями в деревнях».

Поэзия Габдуллы Тукая вдохновлялась любовью к своей Родине. В стихах он размышляет о традициях, обычаях и культуре татарского народа, выражает надежду на его просвещённое, счастливое будущее.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ
Г.Тукай


Стоит деревня наша на горке некрутой.
Родник с водой студёной от нас подать рукой.
Мне всё вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я всё в краю моём.

Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,
Молитву из Корана[2] впервые смог прочесть,
Впервые здесь услышал слова пророка я,
Судьбу его узнал я и путь тяжёлый весь.

Мне памятны навеки событья детских лет,
Нет времени счастливей, забав беспечней нет.
Я помню, как, бывало, по чёрной борозде
Шагал со старшим братом я за сохою вслед.

Я многое увижу — ведь жизнь ещё длинна,
И ждёт меня, наверно, дорога не одна.
Но только, где б я ни был и что б ни делал я,
Ты в памяти и в сердце, родная сторона!
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


КНИГА
Г.Тукай


Когда душа измучена в борьбе,
Когда я ненавистен сам себе,
Когда я места в мире не найду
И, утомясь, проклятье шлю судьбе;

Когда за горем — горе у дверей
И ясный день ненастной тьмы темней;
Когда сквозь слёзы белый свет не мил,
Когда не станет сил в душе моей, —

Тогда я в книгу устремляю взгляд,
Нетленные страницы шелестят.
Я исцелён, я счастлив, я живу,
Я пью тебя, отрада из отрад.

И слово, мной прочтённое тогда,
Встаёт, как путеводная звезда,
Бесстрашно сердце, радостна душа,
И суета вседневная чужда.

И, вновь рождённый чистою мечтой,
«Спасибо» говорю я книге той.
И, распрямлённый верою в себя,
Я вдаль гляжу с надеждою святой.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. Прочитайте вслух стихотворение «Родная деревня», прислушайтесь к его интонациям. Что вы можете сказать о мелодии стиха? Какие чувства передаёт автор через звучание стихотворения?

2. Чем запомнилась родная деревня Габдулле Тукаю? Какие образы запечатлелись на всю жизнь? Как вы думаете, почему?

3. У кого из русских поэтов вы читали стихи о родной деревне? Сравните стихотворения разных поэтов об их малой родине. Что объединяет эти произведения?

4. Мировая поэзия знает множество стихотворений, восхваляющих, благодарящих книгу. Вспомните биографию поэта и подумайте, почему он так благодарен книге.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Перечитайте стихотворение «Книга», отмечая те обстоятельства, в которых книга помогает человеку, спасает его. Верите ли вы в спасительную силу книги?

Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


ДАВИД КУГУЛЬТИНОВ[3]
(1922 — 2006)

КНИГОГРАД


В моем шкафу теснится к тому том.
И каждый том на полке — словно дом…
Обложку — дверь откроешь второпях —
И ты вошел, и ты уже в гостях…
Как переулок — каждый книжный ряд.
А весь мой шкаф — чудесный Книгоград.
Когда ты будешь в этот город вхож —
из Прошлого в Грядущее пройдешь… (вернуться к уроку)


ВИКТОРБОКОВ[4]
(1922 — 2006)

КНИГА


Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Бедным считайте такое жилище,
Где вся забота – набить бы живот,
Где калорийная, вкусная пища
Пищу духовную не признает.
Книга – советчик,
Книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец,
Книга – нетленная память и вечность.
Спутник планеты Земля, наконец… (вернуться к уроку)


БИОГРАФИЯ
КАЙСЫНА КУЛИЕВА
(1917 — 1985)

(из учебника литературы для 6 класса)

Балкарский поэт Кайсын Шуваевич Кулиев родился в ауле Эл-Тюбю, расположенном в верховьях живописного Чегемского ущелья, в семье скотовода и охотника. Талантливый ребёнок с детства проявлял артистические и поэтические способности. Восемнадцатилетним юношей приезжает он в Москву и поступает в Институт театрального искусства (ГИТИС). Кулиев имел счастье слушать стихи в исполнении таких выдающихся артистов, как В. Качалов, Л. Леонидов, М. Тарханов, И. Москвин. Будучи студентом ГИТИСа, он перевёл на балкарский язык стихотворения М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, драмы французского драматурга XVII века Ж.-Б. Мольера.

Интерес к поэзии привёл Кулиева на вечернее отделение Литературного института. Первый его поэтический сборник под названием «Привет, утро» вышел в 1940 году. Героями стихов Кулиева стали труженики-горцы: чабаны, кузнецы, табунщики. Его стихи о природе отличаются сочетанием спокойных зарисовок родных пейзажей и описаний грозных стихий природы.

С первых дней войны Кулиев отправляется на фронт. Суровость войны не ожесточила душу поэта-лирика, чьи стихи печатались во фронтовой газете. В 1944 году Кулиев был демобилизован, но возвратиться на родную землю не мог, потому что его народ был выслан в Среднюю Азию. За годы работы в Союзе писателей Киргизии Кулиев создаёт цикл стихов о прошлом своей родины («Над старой книгой горских песен», «Трава растёт», «Жизнь»). В 1956 году поэт возвращается на балкарскую землю, и начинается самый плодотворный период его творчества. В своих книгах стихов — «В доме друзей», «Мои соседи», «Хлеб и роза» — поэт мечтает о совершенном мире, о торжестве света и добра. В «Чегемской поэме» (1980) поэт выразил своё отношение к мужественным землякам-труженикам, рассказал о местах, любимых им с детства.
Р. 3. Хайруллин
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА...
К.Кулиев


Когда на меня навалилась беда
И шёл я по отчему краю,
«Отдай свою боль мне», — сказала вода,
По горному склону стекая.

Сказала мне высь: «Обернись к небесам,
И в сердце растает тревога».
«Спокойно иди, я тебя не предам!» —
Тихонько шуршала дорога.

«Взгляни на мои голубые снега», —
Чуть слышно гора мне шептала.
«Приляг на траву», — поманили луга.
Прилёг я, и легче мне стало.

И стало всё просто, и понял я вдруг —
Иного не надо мне рая,
А только б дорога, да речка, да луг,
Да небо родимого края.

Каким бы малым ни был мой народ...
Каким бы малым ни был мой народ,
Он всё равно меня переживёт,
И будет жив мой край, гнездо в котором
И белый голубь вьёт, и чёрный ворон.

Я верую, что будет жить, как жил,
Мой малый род, чьё мужество, бывало,
И мужество и силу возвращало
Мне, потерявшему остаток сил.

В долинах будет созревать пшеница,
Как прежде, будут пахари трудиться,
И будет в небесах всходить луна,
И зимними ночами будет сниться
Уставшим людям близкая весна.

И пусть потом иные песни сложат,
Но всё же люди, прошлое ценя,
Те песни тоже будут петь, быть может,
Что пели и при мне и до меня.

И что с тобой, народ мой, ни случится,
Я знаю, будет жив язык родной,
В звучании которого продлится
Моя судьба и век недлинный мой.

С тобою, мой народ, должник твой вечный,
Ни дня я в жизни не был одинок
И сотворил за век свой быстротечный
Хоть и немногое, но всё, что мог.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
(из учебника литературы для 6 класса)

1. Стихотворение Кайсына Кулиева о Родине начинается словами «Когда на меня навалилась беда...». Как вы думаете, почему у человека в особенно сложных, трудных ситуациях обостряется чувство Родины?

2. Как Родина помогает герою стихотворения преодолеть беду?

3. Какой художественный приём использует поэт, говоря: «тихонько шуршала дорога», «поманили луга», «сказала вода»?

4. Какие качества родного народа Кайсын Кулиев считает постоянными, переходящими из поколения в поколение?

5. Почему поэт считает себя вечным должником своего народа?
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Как вы думаете, почему, размышляя о судьбе народа, поэт особо говорит о родном языке? Почему, пока жив язык, жив народ?

Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. Кора́н — священная книга мусульман. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание». Согласно исламскому вероучению, он был передан путём откровения пророку Мухаммаду. (вернуться)

3. Дави́д Ники́тич Кугульти́нов (калм. Көглтин Дава; 1922—2006) — калмыцкий советский поэт. Народный поэт Калмыцкой АССР (1969). Герой Социалистического Труда. Лауреат Государственной премии СССР (1976). Депутат Верховного Совета Калмыцкой АССР (1980, 1985 гг.). Народный депутат СССР (1989—1991). (вернуться)

4. Ви́ктор Фёдорович Бо́ков (1914—2009) — русский и советский поэт, прозаик, собиратель фольклора. (вернуться)


 




 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz