Анализ стихотворения Д. С. Самойлова "Сороковые". Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Д. Самойлов на фронте (Германия, 1945 г.)
Д. Самойлов. Москва, конец 40-х
Статья учебника «Давид Самуилович Самойлов»
Д. С. Самойлов. Сороковые
Д. С. Самойлов. Перед боем
Д. С. Самойлов. Бабельсберг. 1945
Д. С. Самойлов. Тревога
Д. С. Самойлов. Луч солнца вдруг мелькнет, как спица...
Лирика Великой Отечественной войны. (уроки литературы в 7 классе)
Военная поэзия (урок литературы в 11 классе)

ДАВИД САМУИЛОВИЧ САМОЙЛОВ
(1920 – 1990)

«СОРОКОВЫЕ»


Уроки литературы в 6 классе[1]

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).



УРОК 64
Д. С. САМОЙЛОВ. «СОРОКОВЫЕ»


Основное содержание урока

Краткий рассказ о поэте-фронтовике. Актёрское чтение стихотворения. Образ ы и картины военного времени. Звукописные образы. Антитеза молодости и войны.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Давид Самуилович Самойлов» и составление её плана. Сообщения о военной биографии поэта с показом его портретов. Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэтов (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции. Сопоставление стихотворений Симонова и Самойлова. Определение общего и индивидуального, неповторимого в созданном поэтами образе Родины в период военной страды. Прослушивание и обсуждение песни В. Берковского «Сороковые» на стихи Д. Самойлова.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте-фронтовике

Рассказ о поэте Давиде Самойлове, рассматривание его портретов помогают понять, что война — это такое событие, которое никогда не забывается, сколько бы лет ни прошло. Тогда информация о том, что стихотворение «Сороковые» написано много лет спустя после войны, станет близкой и понятной.

В рассказ учителя можно включить сообщения учащихся о военной биографии Д. Самойлова, подготовленные на основе поиска материалов о нём. См. материал ниже:

II. Актёрское чтение стихотворения

Прослушивание и рецензирование актёрского чтения стихотворения «Сороковые» и ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение». См. стихотворение ниже:

III. Образы и картины военного времени. Звукописные образы.
Антитеза молодости и войны


Чтение и обсуждение статьи учебника «Давид Самуилович Самойлов», подбор цитат из стихотворения «Сороковые», подтверждающих положения статьи, составление цитатной таблицы. См. статью ниже:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Статья учебника «Давид Самуилович Самойлов» и стихотворение «Сороковые»
Тезис из статьи учебника
Пример из стихотворения
Это стихотворение о войне, юности, мечтах и испытаниях
           
...Вспомнить себя, «худого, весёлого и задорного», вспомнить с тёплой грустью
Немножко иронично, насмешливо улыбнуться тому, как тогда, в сороковые... пытался выглядеть опытнее и взрослее
Композиция стихотворения представляет собой смену кадров, как в кино
Совпадение — великая трагедия и юность героя
           
В конце стихотворения... нет уже в интонации автора ни торжественной трагедийности, ни иронической усмешки, а остаётся спокойное, чуть грустное понимание пережитого
           


Ответы на вопросы 1—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Групповая работа:

Группа 1.


Какие детали военного времени использует поэт для создания картин войны?

Какие чувства вызывают у читателя эти слова и выражения?
Суровое лицо войны рисуется поэтом при помощи таких выражений, как извещенья похоронные, перестуки эшелонные, погорельцы и др. Они вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды, горя.

Группа 2.

Как поэт использует для этого звукопись?
В первых строфах картину мира, разорванного войной, дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями на «р»: сороковые, роковые, фронтовые, похоронные, перестуки, рельсы, просторно, погорельцы.

Группа 3.

Как поэт создаёт в своём стихотворении образ времени?
Образ времени помогает воссоздать композиция стихотворения, построенного по «кинематографическому» принципу. Первая картина (1—2-я строфы) заканчивается многоточием, что подчёркивает раздумья автора о войне. Фрагментарность описаний, общий план увиденных, как в кино, картин в 1—8-м стихах приводят читателя к мысли, что военные «кадры» поэт воссоздаёт в своей памяти уже после войны, когда он далеко не мальчишка, а закалённый жизнью человек.
Вторая картина (3—5-я строфы) рисуется с самоиронией. Зрелый человек вспоминает себя юным солдатиком, когда он для важности хотел казаться старше. Приметы напускной взрослости — «табак в кисете», «мундштук наборный»; он и весело «с девчонкой балагурит», и хромает «больше нужного». С иронией звучит строка «и всё на свете понимаю». Так старый солдат подшучивает над собой, вспоминая юность.

Группа 4.

Почему в 6—7-й строфах так много восклицательных интонаций?

В чём трагизм последних двух строк стихотворения?
Поэт сожалеет о юности, опалённой войной, когда в жертву были принесены жизни миллионов мальчишек. Поэт, как и они, был «худым, весёлым и задорным», может быть не осознавая тогда всего ужаса происходящего и осмыслив это только значительно позже. Чувства лирического «я» яркие, интонации экспрессивные, они подчёркнуты восклицательными конструкциями. Но поэт понимает, что война — это школа жизни, и она закалила характер, научила стойкости, гуманизму и мудрости. Его юность совпала с войной, но ему повезло: его на войне не убили. Поэтому много лет спустя в нём «очнулись» воспоминания о войне, которая, наверное, и сделала его настоящим человеком. Он понимает, что для защиты мира необходима вечная память о погибших и суровая правда о войне, сохранённая её участниками.

В одном из послевоенных стихов Д. Самойлов напишет:

Перебирая наши даты,
Я обращаюсь вновь к ребятам,
Что в сорок первом шли в солдаты,
И в гуманисты в сорок пятом.
А гуманизм не просто термин,
К тому же, говорят, абстрактный.
Я обращаюсь вновь к потерям,
Они трудны и невозвратны...

IV. Прослушивание песни «Сороковые, роковые...» на стихи Давида Самойлова в исполнении Виктора Берковского.

Практические работы.
Составление сопоставительной цитатной таблицы «Образ Родины в стихах о войне К. Симонова и Д. Самойлова»

или подбор цитат к теме «Роль антитезы в стихотворениях о войне».

V. Чтение и обсуждение статьи Г. Артоболевского «Художественное чтение и задачи чтеца» (см. статью ниже ), поиск в ней советов исполнителю и их использование при подготовке выразительного чтения.

Ответы на вопросы из раздела учебника «Проверьте себя».

VI. Стихи о войне читаются учениками в заключительной части урока в виде монтажа-переклички, когда каждую строфу произносит новый исполнитель. См. стихи ниже):

Домашнее задание

Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть.

Устное выполнение «Творческого задания».

Письменный ответ на вопрос «Почему антитеза молодости и войны придаёт стихотворению „Сороковые“ трагическое звучание?».

Подбор материалов о биографии и творчестве В. П. Астафьева с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Чтение рассказа «Конь с розовой гривой».

Индивидуальное задание.

Ответ на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Следующие уроки: 65-67. В. П. Астафьев. "Конь с розовой гривой" >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2016.


ДАВИД САМУИЛОВИЧ САМОЙЛОВ
(1920 – 1990)


Давид Самойлов — поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, он со студенческой скамьи ушёл на фронт. Самым известным произведением поэта стало стихотворение «Сороковые». Это стихи о войне, о юности, о мечтах и испытаниях. Но написано это стихотворение не во время войны, не на фронте. Почти два десятилетия спустя поэт вспомнил «сороковые, роковые». Прошедшие годы, возмужание, жизненный опыт позволили поэту шире и глубже понять трагедию «свинцовых» и «пороховых» лет, с высоты зрелого возраста вспомнить себя, «худого, весёлого и задорного», вспомнить с тёплой грустью. Немножко иронично, насмешливо улыбнуться тому, как тогда, в сороковые, с девчонкой балагуря, пытался выглядеть опытнее и взрослее. Композиция стихотворения представляет собой смену кадров, как в кино. Сначала нам открывается общий вид, широкая панорама:

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Ощущение космической широты пространства подчёркивается словами «Просторно. Холодно. Высоко». И тут же возникает другой кадр — герой «в своей замурзанной ушанке». Так подчёркивается совпадение — великая трагедия и юность героя. И в конце стихотворения вновь панорама, но нет уже в интонации автора ни торжественной трагедийности, ни иронической усмешки, а остаётся спокойное, чуть грустное понимание пережитого столкновения мечты и беды, юности и войны.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

СОРОКОВЫЕ
Д. С. Самойлов


Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И всё на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
1961
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

РАЗЬЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. Какими настроениями пронизано стихотворение Д. Самойлова? Как вместе с настроением меняется авторская интонация?

2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия?

3. Как вы думаете, почему так много слов, обозначающих пространство, во втором четверостишии («просторно», «высоко», «с запада к востоку»)?

4. С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя?

5. Попросите своих близких рассказать вам о стихотворениях и песнях, посвящённых Великой Отечественной войне.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Перечитайте последнее четверостишие. О ком, о себе или о целом поколении, говорит поэт? Прочитайте вслух первое и последнее четверостишия. Отличаются ли они по звучанию, настроению, интонации? Если отличаются, то чем? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
Д. С. Самойлов. «Сороковые»


1. Каким настроением пронизано стихотворение Давида Самойлова? Как вместе с настроением меняется интонация актёра, читающего стихотворение?

2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональное содержание строфы, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия? Как это звучит в чтении актёра?

3. С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя? Как это передаёт актёр?

4. Прослушайте внимательно первое и последнее четверостишия. Различаются ли они по звучанию, настроению, интонации? Если различаются, то чем?

5. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть. Постарайтесь передать смену чувств и настроений автора.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ
И ЗАДАЧИ ЧТЕЦА


Художественное чтение — искусство исполнительское.

У чтецов исключительные возможности выбора репертуара. От «Илиады» и «Слова о полку Игореве» до злободневного газетного фельетона — всё может быть воплощено в художественном слове. Но задача заключается не в том, чтобы «выразительно огласить» литературное произведение. На основе литературного материала чтец должен создать новое художественное произведение, отличающееся от первоисточника (точно так же, как спектакль отличается от пьесы).

Передать слушателям живую мысль в прочувствованных образах искусства, чтобы в определённом направлении воздействовать на аудиторию, — основная задача чтеца-художника. Поэтому исполнение должно быть понятным, впечатляющим и убедительным. Оно должно воздействовать на ум, чувство и волю слушателей; соответственно в нём должны участвовать разум, чувство и воля исполнителя. Это возможно лишь тогда, когда чтец убеждён в идейной и художественной полноценности литературного материала.

Путём внимательного изучения чтец должен определить все авторские указания, которые заключаются как в содержании, так и в форме произведения. Трактовка темы, образы героев, графическое расположение текста и многое другое следует рассматривать как указания автора, требующие определённого выполнения. Там, где чтец, лишённый трудолюбия, творческой чуткости и фантазии, увидит лишь одну возможность «докладывания текста», чтец-художник найдёт много различных способов интерпретации произведения и выберет из них тот, который наиболее близок его индивидуальности. Вследствие этого интерпретация одного и того же произведения будет различной у разных исполнителей.

Чтобы воплотить в звучащем слове любое литературное произведение, исполнителю-чтецу, помимо природной одарённости, необходимы общая культура, положительные знания, профессиональная оснащённость.

Исполняемое произведение, прежде всего, надо любить, сжиться с ним.

Умение проанализировать произведение, умение чётко поставить перед собой действенную задачу, умение подчинить этой задаче все художественные средства — вот фундамент правдивого исполнения.
Г. В. Артоболевский

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. О чём говорится в произведениях К. Симонова и Д. Самойлова? В чём мы должны убедить слушателей, чем взволновать, читая вслух эти произведения? Какие мысли и чувства авторов особенно важно сообщить слушателям при произнесении этих стихотворений?

2. Что необходимо помнить, по мнению известного чтеца Г. В. Артоболевского, перед чтением стихотворений вслух? На что надо обратить внимание в процессе подготовки художественного чтения литературного произведения?

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

ПЕРЕД БОЕМ
Д. С. Самойлов


В тот тесный час перед сраженьем
Простуженные голоса
Угрюмым сходством выраженья
Страшны, как мертвые глаза.

И время не переиначишь.
И утешение одно:
Что ты узнаешь и заплачешь,
И что тебе не все равно.
1944 г.

БАБЕЛЬСБЕРГ. 1945
Д. С. Самойлов


Мне снился сон, тифозный и огромный,
Как долгий дождь, подробно, не спеша,
Как будто в целом мире от разгрома
Не уцелела ни одна душа.

И только пятна трупов вдоль обочин,
И только – крупы вымерших коней,
И только – роща голая и очень
Просторный сумрак плещется по ней.

Прошли войска по Западной Европе.
Пролязгали железные стада.
И медленно, как в сказке о потопе,
Обратно в русла схлынула вода.

И просыхают прусские долины.
И тишина объемлет шар земной.
Но где он, голубь с веткою маслины,
Не жди его, новорожденный Ной!

Так холодно в Германии и пусто.
По рощам осень ходит не спеша.
Дома оглохли. И такое чувство,
Что нет души. Что вымерла душа.

А в кабаке оркестр играет танцы.
Цветные юбки кружатся в пыли.
И пьют коньяк в домах американцы,
И русские шагают патрули.

Скрежещут ставни, старые, косые,
Тревожное идет небытие…

Как хорошо, что где-то есть Россия,
Моя мечта, прибежище мое!
1946 г.

ТРЕВОГА
Д. С. Самойлов


Долго пахнут порохом слова.
А у сосен тоже есть стволы.
Пни стоят, как чистые столы,
А на них медовая смола.

Бабы бьют вальками над прудом –
Спящим снится орудийный гром.
Как фугаска, ухает подвал,
Эхом откликаясь на обвал.

К нам война вторгается в постель
Звуками, очнувшимися вдруг,
Ломотой простреленных костей,
Немотою обожженных рук.

Долго будут в памяти слова
Цвета орудийного ствола.
Долго будут сосны над травой
Окисью синеть пороховой.

И уже ничем не излечим
Пропитавший нервы непокой.
«Кто идет?» – спросонья мы кричим
И наганы шарим под щекой.
1947

ЛУЧ СОЛНЦА ВДРУГ МЕЛЬКНЁТ, КАК СПИЦА...
Д. С. Самойлов


Луч солнца вдруг мелькнет, как спица,
Над снежной пряжею зимы...
И почему-то вновь приснится,
Что лучше мы, моложе мы,

Как в дни войны, когда, бывало,
Я выбегал из блиндажа
И вьюга плечи обнимала,
Так простодушна, так свежа;

И даже выстрел был прозрачен
И в чаще с отзвуками гас.
И смертный час не обозначен,
И гибель дальше, чем сейчас...
1961
(вернуться к уроку)

ИЗ ВОЕННОЙ БИОГРАФИИ
Д. С. САМОЙЛОВА


Окончив в 1939 году школу, Давид Самойлович Самойлов поступил в ИФЛИ. В 1941 году, окончив ИФЛИ, публикует свои первые стихи.

Через несколько дней после начала войны уходит добровольцем сначала на оборонные работы на Смоленщине, затем зачислен курсантом Гомельского военно-пехотного училища, где был только два месяца – по тревоге были подняты и отправлены на Волховский фронт.

Служил пулемётчиком на Волховском фронте. Весной 1943 года пулемётчик 1-го отдельного стрелкового батальона 1-й отдельной стрелковой бригады красноармеец Кауфман был награждён медалью «За отвагу». Во время атаки он первым ворвался в немецкую траншею и в рукопашной схватке уничтожил трёх гитлеровских солдат. Тогда же получил первое тяжелое ранение.

После тяжелого ранения пять месяцев провел в госпиталях, затем снова возвращается на фронт, находится в моторазведроте. Был разведчиком на Белорусском фронте. В 1944 году за участие в боях на Волховском и Первом Белорусском фронтах и полученные тяжелые ранения был награжден медалью «За боевые заслуги». Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, с войсками дошел до Берлина.

Во время боев за Берлин захватил немецкий бронетранспортёр и трёх пленных, в том числе унтер-офицера, давшего ценные сведения, за что в июне 1945 и был награждён орденом Красной Звезды. Поэт был награждён еще несколькими медалями и почётным знаком «Отличный разведчик». Последнее звание – старший сержант.

В годы войны сочинял стихотворные сатиры на Гитлера для гарнизонной газеты под псевдонимом «Семён Шило».

После войны Самойлов долгое время выступал как переводчик поэзии. Первая книга «Ближние страны» вышла в 1958 году.

Вспоминая о войне, Самойлов пишет: «Мы ведь были очень молоды тогда, в сорок первом и в сорок пятом году. Это время было нашей юностью, и все прекрасное, что связано с юностью, у нас отнесено в то время. Когда я пишу о войне, я пишу еще и о юности. И эта тема, неувядаемая для каждого писателя, тоже возвращает меня к войне и высветляет темный ее фон... Многое из того, что я видел на небольшом участке, доступном обозрению солдата, складывается теперь в большую историческую картину. Собственные впечатления и переживания придают этой картине особую, живую содержательность и как бы личное отношение к истории. Война помогла мне понять, как народ участвует в истории, как великие исторические события формируют сознание народа».

О фронтовой поэзии Давид Самойлов писал: «До настоящего времени не совсем точно определён термин «фронтовая поэзия». То ли это стихи, написанные на фронте, то ли вообще стихи о войне, то ли просто стихи, написанные фронтовиками. Я под этим термином разумею стихи о войне, созданные фронтовиками, не зависимо от времени написания.

А война была разной. Бой – это вещь особая. Кто воевал, тот знает.

С конца августа 1942 года по конец марта 1943 бессменно находился на передовой при речке Назия, в составе пулемётного расчёта 3-го батальона 1-ой Отдельной горно-стрелковой бригады. Получил тяжёлое ранение в руку в бою под Мгой.К осени оказался я в Горьком, в учебной роте запасного полка. Я просился на фронт и получил направление в распоряжение Разведотдела штаба 1-го Белорусского фронта в конце января 1944 года. С той поры до демобилизации я находился в составе 3-ей Отд. моторазведроты, её комсоргом. Последний чин – старший сержант. На фронте стихов не писал, записывал отдельные строфы, а стоя на посту в бесконечные зимние ночи, в голове сочинял роман.»

Давид Самойлов в 1943-м пишет в дневнике: «Я встретился с “максимом” как со старым знакомым. Я его знаю. Он меня знает. И говорить нам не о чем». (вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)


 


 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz