Введение. Обрядовый фольклор. Пословицы и поговорки. Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Фольклор. Жанры фольклора
Уроки 1-2. Введение. Художественное произведение, автор, герои
Урок 3. Обрядовый фольклор
Урок 4. Пословицы и поговорки
Аникин В.П. Мудрость народов. Пословицы и поговорки народов Востока (на сайте "Литература для школьников)
Урок 5. Загадки
Уроки 6-7. Русский фольклор
Картина В.М.Васнецова "Богатыри"
Театр Петрушки. Рис. немецкого путешественника Адама Олеария, 1636 г.

ВВЕДЕНИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, АВТОР, ГЕРОИ.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО


Уроки литературы в 6 классе[1]
Уроки 1-7

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Уроки 1-2. Введение. Художественное произведение, автор, герои
Урок 3. Обрядовый фольклор
Урок 4. Пословицы и поговорки
Урок 5. Загадки
Уроки 6-7. Русский фольклор
Входная контрольная работа по литературе

УРОКИ 1-2
ВВЕДЕНИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, АВТОР, ГЕРОИ

(урок развития речи 1 и урок контроля 1)

Уроки 1—2
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Выражение авторской позиции. Диагностика уровня литературного развития учащихся.

Основные виды деятельности:
Выразительное чтение и обсуждение статьи учебника «В дорогу зовущие». Эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика форм выражения авторской позиции в произведениях различных родов литературы: лирики, эпоса, драмы (с обобщением ранее изученного). Выполнение тестов.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

I. Беседа о летнем чтении:

— Какая из недавно прочитанных книг удивила и обрадовала вас?

— Кто её автор? Как эта книга попала к вам? Кто её посоветовал прочитать?

— Как бы вы убедили своих сверстников, что эту книгу нужно обязательно прочитать?
(Следуя правилам педагогики сотрудничества, учитель тоже должен сообщить об интересной книге для шестиклассников, показав, как нужно о ней рассказывать.)

— Какие условные обозначения встретятся вам в учебнике для 6 класса? Есть ли среди них новые по сравнению с учебником для 5 класса?

II. Художественное произведение.
Выразительное чтение и обсуждение статьи учебника «В дорогу зовущие» (из размышлений В. Б. Шкловского).


— Выберите из статьи образы, с которыми автор сравнивает книгу. Попытайтесь объяснить, почему книга — это жизнь, дорога, часы, машина, мир и др.

— Запишите несколько советов В. Б. Шкловского об отношении к книге. Прокомментируйте, почему к книге нужно относиться как к жизни, читать её собственными глазами и недоверчиво, рассматривать внимательно, не бояться читать много.

— Ответы на вопросы 1, 5 из раздела учебника «Проверьте себя».

— Выполнение заданий 2, 3 из раздела учебника «Проверьте себя».

— *Почему в тексте статьи так много точек и коротких предложений? Чего хотел добиться автор такой речью?[2]

III. Обобщение знаний о книге как о художественном произведении:

— Прокомментируйте статью «Художественная литература» из словаря учебника. Приведите примеры из прочитанных книг, подтверждающие ваши мысли.


— Предположите, что такое содержание и форма художественного произведения. Прокомментируйте следующее определение: содержание — это то, о чём говорится в произведении, а форма — то, как говорится.

— *Распределите следующие аспекты художественного произведения, относящиеся к содержанию и форме, по двум столбикам: идея, конфликт, тема, проблема, жанр, композиция, ритм, стиль, художественная речь.[3] — Вспомните или найдите в словарях, что обозначают эти термины.

IV. Автор и герои. Прототип. Выражение авторской позиции:

— Что такое литературный герой и прототип?

— Из произведений, изученных в 5 классе, вспомните героев, чьи прототипы вам известны. Назовите авторов и прототипы героев литературных произведений: «Чёрная курица, или Подземные жители», «Муму», «Васюткино озеро».

— *Есть ли разница в терминах автор и образ автора? Какая?

— Чем различаются образ автора и образ рассказчика? С какими рассказчиками вы встречались в произведениях, изученных в 5 классе?

— Вспомните, как может выражаться в литературном произведении авторская позиция. Как в выражении авторской позиции помогают портреты и речь героев, описания природы? Есть ли особенности в выражении авторской позиции в произведениях эпоса, лирики, драмы?

V. Диагностика уровня литературного развития проводится на втором уроке — уроке входного контроля.

Для определения уровня литературного развития учащихся в начале 6 класса можно использовать небольшую диагностическую работу. (См.: Беляева Н. В. Литература. Проверочные работы. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2010. — С. 8.) См. также ниже Варианты входной контрольной работы по литературе

VI. Домашнее задание.[4]

— Письменно ответить на вопрос «Что мне близко в рассуждениях В. Б. Шкловского о книгах и читателях?».

Индивидуальные задания (по выбору учащихся):
— Составить памятку «Как нужно относиться к книге» (по статье «В дорогу зовущие»).
— Подготовить устное сообщение «Книги и чтение в моей жизни».
— Написать заметку для школьной электронной газеты «Как я выбираю книги для чтения».

УРОК 3
ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР

Основное содержание урока:

Понятие об обрядовом фольклоре. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Обрядовые песни в актёрском исполнении. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Основные виды деятельности:
Чтение и обсуждение статьи учебника «Календарно-обрядовые песни». Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной. Восприятие и выразительное чтение (или исполнение) обрядовых песен. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёрами обрядового фольклора (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Понятие об обрядовом фольклоре.
Выяснение смыслового наполнения основных понятий темы:


— Что такое фольклор? В чём его отличие от литературы?

— Что такое обряд? Какое место занимали обряды в народном быту наших предков?

— С какой целью исполнялись обрядовые песни?

— Почему обрядовый фольклор часто называют календарным?

— После ответов на эти вопросы учащиеся могут проверить свои предположения по учебнику (статья «Обрядовый фольклор»).

II. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни.
Обрядовые песни в актёрском исполнении.

Групповая работа с материалами учебника и фонохрестоматией:


Группа 1. Колядки.

Группа 2. Масленичные песни.

Группа 3. Весенние песни.

Группа 4. Летние песни.

Группа 5. Осенние песни.

Каждая группа изучает свой фрагмент статьи учебника «Календарно-обрядовые песни» и работает по общему плану:

1. Какой праздник сопровождался исполнением данных обрядовых песен? Какие обряды при этом совершались? С какой целью?

2. Прочитайте выразительно песню, сопровождающую данный обряд. (Другие группы рецензируют выразительное чтение одноклассников.)

3. Проанализируйте изобразительно-выразительные средства обрядовой песни (эпитеты, обращения, повторы, поэтические интонации и др.) и объясните их роль.

4. Какие незнакомые слова и выражения, связанные с полевыми работами или отдыхом, употреблены в обрядовых песнях? (См., например, задание раздела учебника «Обогащаем свою речь».) Дайте им толкование, используя словари.

5. * Прослушайте звукозапись обрядовой песни в актёрском исполнении и выполните задания фонохрестоматии (задания могут быть предложены по выбору учителя). Прослушайте обрядовые песни в исполнении симфонического оркестра, «Песню девушек» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» или одну из песен Леля из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (по выбору). С какими обрядами связаны эти песни? Дайте оценку актёрскому исполнению или прослушанному музыкальному фрагменту.

6. * Рассмотрите иллюстрации учебника, связанные с обрядовым фольклором, а также репродукции картин К. Трутовского «Колядки в Малороссии», А. Грачёва «Семик, или Гулянья в Марьиной Роще» и др. Как народная обрядовая поэзия отразилась в русской живописи?
См. дополнительные материалы
о русских обрядах и репродукции картин на сайте: Шангина И. И. Русские девушки. – СПб. : Азбука-классика, 2007. – 352 с. http://www.booksite.ru/fulltext/girls/ rus/san/3.htm#21,
см. также репродукции картин: Масленица. Художник П.Н.Грузинский, 1889. и Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. Художник К.Е.Маковский, 1869.


После небольшой самостоятельной подготовки (5—7 мин) группы отчитываются о выполнении пунктов плана 1—4.

Работа с иллюстрациями и музыкальными фрагментами ведётся фронтально под руководством учителя.

III. Эстетическое значение обрядового фольклора

1. Ответы на вопросы 2—5 из раздела учебника «Проверьте себя».

2. Проведение консультации для участников учебных проектов:

— Театрализованный праздник календарно-обрядовых песен.
— Конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен. — Конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок.

Важно, чтобы учитель не сам объявлял учащимся тему проекта и ставил задачу, а создал ситуацию выявления значимой для учащихся проблемы и предложил несколько тем проектов, предоставляя школьникам возможность сделать самостоятельный выбор.

IV. Домашнее задание

— Выполнить задание 1 из раздела учебника «Проверьте себя».
— *Письменно ответить на вопрос «Чем обрядовая поэзия привлекала русских писателей (композиторов, художников)?».

Индивидуальное задание.
Подготовить сообщение о словаре В. И. Даля «Пословицы русского народа».

Групповое задание.
Принять участие в одном из учебных проектов:
— Театрализованный праздник календарно-обрядовых песен.
— Конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен.
— Конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок.

Защита проектов проводится на уроке 5.

Алгоритм подготовки проектов (по Е. С. Полат[5]):

1. Выбор темы, определение типа проекта, состава участников.
2. Выдвижение и обсуждение проблем в рамках выбранной тематики.
3. Формулировка цели и задач проекта, распределение задач по группам.
4. Выбор методов исследования, способов поиска и обработки информации (в группе).
5. Самостоятельная работа участников проекта над своими задачами.
6. Текущее обсуждение полученных данных, хода работы над проектом.
7. Обсуждение в группе и саморецензирование окончательного варианта проекта.
8. Подготовка проекта к защите (создание компьютерной презентации).
9. Защита проекта.
10. Подведение итогов, обсуждение и оценка, прогнозирование развития полученных результатов.

УРОК 4
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ


Основное содержание урока:
Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора. Их народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность, прямой и переносный смысл пословиц. Многообразие тем пословиц и поговорок.

Основные виды деятельности:
Чтение и обсуждение статьи учебника «Пословицы и поговорки». Восприятие пословиц и поговорок. Различение пословицы и поговорки. Объяснение прямого и переносного смысла пословиц и поговорок. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Использование пословиц и поговорок в устных и письменных высказываниях. Поиск пословиц и поговорок в сказках и баснях. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...» (различение пословиц и поговорок; выявление в них иронии и юмора, сравнений, антитез; игровые виды деятельности: ответы на вопросы викторин, решение кроссвордов и др.).

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора. Их народная мудрость.
Вступительная беседа

синтетический урок с элементами творческих заданий и интеграции знаний по истории, этнографии, географии и литературе со словом учителя, сообщениями учащихся и беседой по прочитанному.

— Какие малые жанры фольклора вы изучали в 5 классе? Приведите примеры.

— Какую роль играли эти жанры в жизни наших предков?

Проблемная ситуация: ученики вспоминают 6—8 пословиц и поговорок, а учитель записывает их на доске. После этого требуется отличить пословицы от поговорок и объяснить, по какому признаку они различаются.

Самостоятельное чтение статьи учебника «Пословицы и поговорки», запись определений пословицы и поговорки и проверка правильности разграничения пословиц и поговорок, записанных на доске.

II. Фронтальная беседа:.

Выполнение заданий 1—3 из раздела учебника «Обогащайте свою речь».

Выполнение задания 1 из раздела учебника «Развиваем свою речь».

— В чём мудрость пословиц и поговорок?

Выполнение заданий 1—4 из раздела «Пословицы и поговорки» практикума «Читаем, думаем, спорим...» (по выбору учителя).

Прослушивание и обсуждение сообщения о словаре В. И. Даля «Пословицы русского народа».
Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Развиваем свою речь» (о труде Даля).

III. Краткость и простота, меткость и выразительность, прямой и переносный смысл пословиц.
Групповая работа над статьёй учебника:
.

Группа 1. Пословицы о пословицах.

Группа 2. Пословицы о Родине и чужбине.

Группа 3. Пословицы о труде.

Группа 4. Пословицы о лени и безделье.

Группа 5. Пословицы о дружбе и одиночестве.

Группа 6. Пословицы об ученье и знаниях.

Группа 7. Пословицы о необразованности и глупости.

План работы групп:

1. Из статьи и приведённых в учебнике пословиц выпишите примеры на свою тему.
2. Объясните прямой и переносный смысл этих пословиц.
3. Выделите среди них такие, где есть рифма.
4. В чём, по-вашему, меткость и образность пословиц на данную тему?
5. Составьте краткий устный рассказ по одной из пословиц.
(Во время отчётов групп о выполнении данного задания учитель должен дать инструктаж к домашней работе.)

IV. Многообразие тем пословиц и поговорок.
Практическая работа.


Составление таблицы «Темы русских пословиц и поговорок»
(записи делаются на основе выводов групп, работа над таблицей может быть завершена дома).

ТАБЛИЦА
«Темы русских пословиц и поговорок»
Темы пословиц
Примеры
Переносный смысл
О пословицах
   
   
О Родине и чужбине
   
   
О труде
   
   
О лени и безделье
   
   
Об ученье и знаниях
   
   
О необразованности и глупости
   
   


— Объясните переносный смысл пословиц
(см. задание 3 из раздела учебника «Развиваем свою речь»).

Игровые формы работы:
— Закончите пословицу по её началу или концу (см. задание 8 из раздела учебника «Развиваем свою речь»).

— Определите, из каких сказок пришли данные пословицы и поговорки (см. задание 4 из раздела учебника «Обогащаем свою речь»).
Объясните, как вы их понимаете. Приведите другие примеры пословиц, пришедших из сказок.

— Определите, из каких басен И. А. Крылова пришли данные пословицы и поговорки (см. задание 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь» и задание 10 из раздела «Пословицы и поговорки» практикума «Читаем, думаем, спорим...»). В чём их переносный смысл?
Можно также посмотреть тест "Из каких басен И.А.Крылова эти строки?"

— Объясните, в чём заключается юмор или ирония пословиц, найдите в них сравнение и антитезу и определите их роль (см. задания 7—8 из раздела «Пословицы и поговорки» практикума «Читаем, думаем, спорим...»).

— Подберите синонимы к поговоркам (см. задание 5 из раздела «Пословицы и поговорки» практикума «Читаем, думаем, спорим...»):
"Ума палата".
"Его не проведёшшь".
"Пороху не выдумает".
"Ни нашим ни вашим".
"На три аршина в землю видит".
"Прошёл сквозь огонь и воду".
"Этому пальца в рот не клади".
"Звёзд с неба не хватает".

6. Кто больше вспомнит пословиц, части которых рифмуются?

И т о г о в ы е  в о п р о с ы::

В чём мудрость пословиц и поговорок?

Почему мы чаще всего употребляем их в переносном значении?

*Докажите, что пословицы и поговорки украшают нашу речь.

V. Домашнее задание

Составить план сообщения о пословицах и поговорках и подготовить устный рассказ по этому плану.
* Создать письменный рассказ по пословице или поговорке (см. задание 3 из раздела учебника «Развиваем свою речь» и задание 9 из раздела «Пословицы и поговорки» практикума «Читаем, думаем, спорим...») См. задание ниже.

Групповое задание.
Подобрать из словаря Даля «Пословицы русского народа» по 3 загадки, которые, по-вашему, не смогут отгадать ваши одноклассники.

Индивидуальные задания.
Подготовить сообщения:

1) о разделе загадок в словаре В. И. Даля «Пословицы русского народа»;
2) о загадке сфинкса, загаданной царю Эдипу;
3) о загадках, которые Бильбо задавал злобному Голлуму (см. раздел «Загадки» из практикума «Читаем, думаем, спорим...») см. задание ниже;
4) о стихотворных загадках С. Я. Маршака и К. И. Чуковского (см. загадки Чуковского ниже).


УРОК 5
ЗАГАДКИ
(урок внеклассного чтения 1)


Основное содержание урока:
Загадка как малый жанр фольклора. Разнообразие тем загадок. Метафоричность и иносказательный смысл. Афористичность загадок.

Основные виды деятельности:
Выразительное чтение и истолкование загадок. Объяснение их прямого и переносного смысла. Использование загадок в устных и письменных высказываниях. Сочинение загадки. Игровые виды деятельности: отгадывание и сочинение загадок.

I. Загадки как малый жанр устного народного творчества.
Разнообразие их тем


Группы будут загадывать друг другу по одной загадке, подобранной из сборника Даля дома; при разгадывании загадок нужно аргументировать свой ответ, объяснить, как можно догадаться, что изображено, «спрятано» в загадке.

Затем учитель записывает ответы школьников на вопросы, что же такое загадка, каковы её признаки.

В результате на доске появляются такие отличительные признаки загадок:
жанр фольклора;
иносказательное (скрытое) описание предмета или явления;
требует отгадки;
имеет небольшой объём (малый жанр);
содержит скрытое сравнение, иногда отрицательное сравнение;
отражает философскую или житейскую мудрость.

Исходя из этих положений, школьники формулируют определение загадки, а затем сравнивают его с формулировкой словаря.

II. Прослушивание и обсуждение сообщений учеников
о загадке сфинкса,
о загадках героев книги Дж. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» (см. раздел «Загадки» в практикуме «Читаем, думаем, спорим...», см. задание ниже),
о разделе «Загадки» в словаре Даля «Пословицы русского народа».

III. Определение тематики загадок
Составление таблицы «Темы русских загадок»
(работа может быть завершена дома).

ТАБЛИЦА
«Темы русских загадок»
Тема загадки
Примеры загадок
Иносказательный смысл загадок (устное объяснение отгадки)
* Изобразительно-выразительные средства загадок
Вселенная
Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат
Небо, звёзды, месяц
Метафора, гипербола
Явления природы
Шёл долговяз, в сыру землю увяз
Дождь
Эпитет, олицетворение
Люди, предметы быта
Днем обручем, ночью змеёй
Пояс
Сравнение, антитеза
Животные
   
   
   
Насекомые
   
   
   
Растения
   
   
   
Земледелие
   
   
   
Езда, повозка
   
   
   
Погода
   
   
   
Время
   
   
   


IV. Метафоричность и иносказательный смысл.
Афористичность загадок


При составлении таблицы следует обращать внимание, что загадки построены на принципах скрытого сравнения (метафоры), в них могут встречаться эпитеты, гиперболы, олицетворения, антитезы и др.

Загадки могут быть афористичны, т. е содержать в себе философскую или житейскую мудрость: «Два стоят, два ходят, два промеж ними часы берегут» (небо и земля, солнце и месяц, день и ночь); «Есть дерево: крик унимает, свет наставляет, больных исцеляет» (берёза: даёт дёготь, которым смазывают скрипучие колёса, чтобы они не «кричали»; даёт лучину для освещения, даёт банные веники, которыми исцеляли заболевших).

Это переносный смысл загадки, её отгадка. А философский смысл лежит в её прямом значении: нельзя кричать, скрипеть, издавать неприятные звуки; нужно освещать свой дом; лечиться от болезней, соблюдая чистоту.

Основой для сопоставления предметов и явлений в загадках могут быть разные основания: цвет предмета, его форма, функция, сочетание этих оснований и др.

V. Обсуждение примеров использования загадок в народных сказках.
См. русские сказки, герои которых отгадывают загадки, по адресам:
http://www.ru-skazki.ru/riddles.html
http://www.hobbitaniya.ru/rusnarod/rusnarod250.php
http://slovobelova.ru/?p=5543


VI. Обсуждение литературных загадок С. Я. Маршака и К. И. Чуковского (см. загадки Чуковского ниже).
Толкование прямого и переносного смысла загадок.


(Загадки явились частью сюжета многих произведений: загадки загадывает женихам принцесса Турандот, загадки разгадывает Гарри Поттер и др.).

VII. Конкурс на лучшее отгадывание загадок, подобранных школьниками.
Практическая работа.

1. Отгадывание загадок из практикума «Читаем, думаем, спорим...».
2. Устное сочинение собственных загадок (в загадке всегда сравниваются два предмета или явления, но сходство их неожиданное, не сразу узнаваемое).

VIII. Домашнее задание

Найти в словаре В. И. Даля «Пословицы русского народа» (раздел «Загадки») загадки на разные темы и завершить заполнение таблицы «Темы русских загадок».

Групповое задание.
Подготовить проекты к защите.

Индивидуальное задание.
* Сочинить 2—3 загадки на разные темы.

УРОКИ 6-7
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР
(уроки развития речи 2-3)


Основное содержание уроков:
Защита проектов. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.

Основные виды деятельности:
Исполнение обрядовых песен, конкурсы на лучшее устное сочинение по заданной пословице, защита проектов. Устный монологический ответ по плану.

I. Составление планов ответов на проблемные вопросы:

1. В чём красота и мудрость русских обрядов?
2. Почему пословицы и поговорки называют зёрнами народной мудрости?
3. Какие образы загадок являются основой для их иносказательного смысла?

III. Защита проектов

И т о г и  и з у ч е н и я  р а з д е л а «Устное народное творчество».

Представление и защита проектов (по выбору):
1. Театрализованный праздник календарно-обрядовых песен.
2. Конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен.
3. Конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок.

Защита проекта может сопровождаться компьютерной презентацией. Материалы проекта оформляются по плану:
1. Титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название проекта, научный руководитель, место, год выполнения проекта).
2. Оглавление (перечень частей проекта).
3. Краткая аннотация.
4. Эпиграф.
5. Введение.
6. Основная часть (главы, разделы, параграфы, «театрализованные номера», игры и т. д.).
7. Заключение.
8. Список используемой литературы.
9. Приложение.

Если проекты носят театрализованный характер, а не являются оформлением исследовательской работы, то предложенный план может стать алгоритмом составления театральной программы и этапов самого представления.

IV. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос
Составление планов письменных ответов на проблемные вопросы.


А. В чём красота и мудрость русских обрядов?

Вопросы. Пункты плана


1. С какими явлениями жизни наших предков связаны русские обряды?
Русские обряды — отражение труда, народного быта и календаря наших предков.

2. С какими праздниками связаны русские обряды? Связаны ли они со сменой времён года?
Связь русских обрядов с трудовым и праздничным календарём.

3. В чём красота русских обрядов?
Самый красивый русский календарный обряд — это... (доказательность своей точки зрения).

4. В чём мудрость моего любимого народного обряда?
Философская и житейская мудрость русских обрядов (на примере одного обряда).

5. Как русские обряды сохраняются в наши дни?
Вечно молодые русские обряды.

Б. Почему пословицы и поговорки называют зёрнами народной мудрости?

Вопросы. Пункты плана


1. В чём особенности жанров пословиц и поговорок?
Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора.

2. Чем различаются пословицы и поговорки?
«Поговорка — цветочек, пословица — ягодка».

3. Каковы основные темы русских пословиц?
Отражение в темах русских пословиц труда и быта наших предков.

4. Какие нравственные устои русского народы отразились в пословицах и поговорках?
Пословицы и поговорки как зеркало нравственной чистоты русского народа.

5. Почему в современной речи активно используются русские пословицы и поговорки?
Иносказательный и символический смысл пословиц и поговорок.

В. Какие образы загадок являются основой для их иносказательного смысла?

Вопросы. Пункты плана


1. Почему загадки использовались людьми с глубокой древности?
Загадки как древнейший способ оценки ума и сообразительности человека.

2. Каковы основные темы загадок?
Загадки как отражение наблюдения людей над окружающим миром и нравственная оценка поведения человека.

3. Каковы главные изобразительно-выразительные средства загадок?
Особенности поэтики загадок:
— метафоричность;
— иносказательный смысл;
— афористичность и др.

4. В чём неожиданность сопоставления предметов и явлений в загадках?
Связь образов загадок с мифологией и древними верованиями людей.

5. С какой целью загадки используются в литературных произведениях?
Место загадки в художественной литературе.

6. Есть ли место загадкам в современной жизни и литературе?
Загадки в жизни современных детей и взрослых.

V. Домашнее задание

Подготовить письменный ответ на один из проблемных вопросов (домашняя контрольная работа).

Индивидуальное задание.
* Подготовить устное сообщение о русских летописях (с обобщением ранее изученного).

Следующий урок: Русская летопись >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2021.


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. Задания повышенной трудности обозначены звёздочкой. (вернуться)

3. См.: Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. — СПб.: Паритет, 2007. — С. 168 или портал www.gramma.ru (вернуться)

4. Проверку выполнения домашних заданий учитель может включать в структуру следующего урока по своему усмотрению. (вернуться)

5. См.: Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. Под ред. Е. С. Полат. — 3-е изд. — М.: Академия, 2008. — С. 79—84. (вернуться)


Входная контрольная работа по литературе (см. ответы ниже)
6 класс
1 вариант
Часть А


А1. Из какого произведения взяты следующие строки:
«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы»?
1) «Железная дорога» (Н.А. Некрасов) 2) «Узник» (А.С. Пушкин) 3) «Бородино» (М.Ю. Лермонтов) 4) «Волк на псарне» (И.А. Крылов)

А2. Определите композиционную часть из повести «Муму»:
«И живёт до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырёх по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен».
1) экспозиция 2) кульминация 3) эпилог 4) завязка

А3. Лиза Муромская – героиня произведения А.С.Пушкина
1) «Выстрел» 2) «Барышня–крестьянка» 3) «Дубровский» 4) «Метель»

А4. Басня И.А. Крылова «Волк на псарне» — это отклик на события
1) Отечественной войны 1812 года (войны с Наполеоном) 2) Великой Отечественной войны 3) Гражданской войны 4) Первой Мировой войны

А5. Какое средство художественной изобразительности использовано в следующем отрывке:
«Неохотно и несмело солнце смотрит на поля,
Чу, за тучей прогремело, принахмурилась земля».
1)Эпитет 2)Метафора 3)Олицетворение 4)Сравнение

А6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили».
1) Саша Чёрный «Кавказский пленник» 2) Саша Чёрный «Игорь-Робинзон» 3) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» 4) В.Г. Короленко «В дурном обществе»

А7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент:
«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
1) В.П. Астафьев «Васюткино озеро» 2) Д. Дефо «Робинзон Крузо» 3) Н.А. Некрасов «На Волге» 4)Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»

Часть В

В1. Из данных стихотворных строк выпишите эпитеты:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

В2. Выпишите сравнение из отрывка:
«На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она».

В3. Допишите фамилии писателей
1) Александр Сергеевич __________. 2) Николай Васильевич __________. 3) Иван Андреевич __________. 4) Василий Андреевич __________. 5) Андрей Платонович __________. 6) Михаил Юрьевич __________.

Часть C.

Напишите сочинение-рассуждение (6–8 предложений) по предложенному заданию

С1. Объясните смысл названия произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Входная контрольная работа по литературе
6 класс
2 вариант

Часть А


А1. Кто из героев повести «Муму» И.С. Тургенева
«одарённый необычайной силой ... работал за четверых»?
1) Капитон 2) Герасим 3) Калиныч 4) Рассказчик

А2. «Жили–были старик да старуха...» — это
1) Присказка 2) Зачин 3) Эпитет 4) концовка

А3.Жилин – герой произведения
1) «Бежин луг» (И.С. Тургенев) 2) «Барышня–крестьянка» (А.С. Пушкин) 3) «Дубровский» (А.С. Пушкин) 4) «Кавказский пленник» (Л.Н. Толстой)

А4.Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» посвящено
1) Отечественной войне 1812 года (войне с Наполеоном) 2) Великой Отечественной войне 3) Гражданской войне 4) Первой Мировой войне

А5. Какое средство художественной изобразительности использовано в следующем отрывке:
«Славная осень! Здоровый, ядреный / Воздух усталые силы бодрит...»
1) Эпитет 2) Аллегория 3) Олицетворение 4) Сравнение

А6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент:
«Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бываютна свете всякие случаи... Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»
1) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» 2) Н.В. Гоголь «Заколдованное место» 3) Д. Дефо «Робинзон Крузо» 4) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

А7.Определите, из какого произведения взят данный фрагмент:
«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».
1) Г.К. Андерсен «Снежная королева» 2) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» 3) В.Г. Короленко «В дурном обществе» 4) А.П.Чехов «Хирургия»

Часть В

В1.Выпишите эпитеты из отрывка:
«На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она»

В2.Из данных стихотворных строк выпишите олицетворение:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

В3.По датам жизни определите писателя. Укажите соответствие.
А) А.С. Пушкин Б) Н.В. Гоголь В) И.С. Тургенев Г) М.Ю. Лермонтов Д) И.А. Крылов Е) Л.Н. Толстой
1) 1769–1844 2) 1814–1841 3) 1818–1883 4) 1809–1852 5) 1799–1837 6) 1828–1910

Часть C.

Напишите сочинение-рассуждение (6–8 предложений) по предложенному заданию
С1.Объясните, почему Васютке удалось выжить в тайге (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)? (вернуться к уроку)

Ответы — Ответы на входную контрольную работу по литературе. 6 класс:
1 вариант: А1-3, А2-3, А3-2, А4-1, А5-3, А6-3, А7-2.
В1. вечные, лазурною, жемчужною, милого. В2. как ризой. В3. 1) Александр Сергеевич Пушкин. 2) Николай Васильевич Гоголь. 3) Иван Андреевич Крылов. 4) Василий Андреевич Жуковский.5) Андрей Платонович Платонов.6) Михаил Юрьевич Лермонтов.
2 вариант:
А1-2, А2-2, А3-4, А4-1, А5-1, А6-2, А7-3.
В1. одиноко, диком, голой. В2. мчитесь. В3. А-5, Б-4, В-3, Г-2, Д-1, Е-6.

ЗАДАНИЕ 9
(из раздела «Пословицы и поговорки» практикума «Читаем, думаем, спорим...»)

Составьте небольшой устный рассказ, используя следующие поговорки:
"Ни свет ни заря".
"Час битый".
"С минуты на минуту".
"День-деньской".
"Без году неделя".
"Убить время". (вернуться к уроку)

ЗАГАДКИ, которые Бильбо задавал злобному Голлуму
(из раздела «Загадки» практикума «Читаем, думаем, спорим...»)

В сказочной повести английского писателя Дж.Р.Толкиена "Хоббит" отважный маленький герой Бильбо Бэггинс заблудился в подземелье и встретился там со злобным существом Голлумом. Вечно голодный Голлум готов съесть нежданно доставшуюся добычу. И вот они обратились к старинному способу решения споров — загадкам. Если проиграет Бильбо — Голлум его съест. А если Голлум не отгадает загадку — он должен показать Бильбо дорогу из пещеры.
Вот некоторые из этих загадок. Интересно, удалось бы вам отгадать их? (см. ниже отгадки)

1. Не увидать её корней,
Вершина выше тополей,
Всё вверх и вверх она идёт,
Но не растёт.

2. Её не видать
И в руки не взять.
Царит надо всем,
Не пахнет ничем.
Встает во весь рост
На небе меж звёзд.
Всё начинает —
И всё кончает.

3. На красных холмах
Тридцать белых коней
Друг другу навстречу
Помчатся скорей,
Ряды их сойдутся,
Потом разойдутся, —
И смирными станут
До новых затей.

4. Уничтожает всё кругом:
Цветы, зверей, высокий дом,
Сжуёт железо, сталь сожрёт
И скалы в порошок сотрёт,
Мощь городов, власть королей
Его могущества слабей.

Вот еще несколько загадок (не из практикума):
5. Без голоса кричит,
Без зубов кусает,
Без крыльев летит,
Без горла завывает.

6. Огромный глаз сияет
В небесной синеве,
А маленький глазок —
Сидит в густой траве.
Большой глядит — и рад:
"Внизу мой младший брат!"

7. Без воздуха живёт она
И, как могила, холодна,
Не пьёт, хотя в воде сидит,
В броне, однако не звенит.

Ответы на загадки:
1. Гора. 2. Темнота. 3. Зубы. 4. Время. 5. Ветер. 6. Одуванчик. 7. Рыба. (вернуться к уроку)


ЗАГАДКИ Корнея Ивановича Чуковского
(см. ответы на загадки ниже)

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Однажды, работая в своём кабинете, он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал: «Надо. Надо умываться по утрам и вечерам, А нечистым трубочистам стыд и срам! Стыд и срам!» Так родился «Мойдодыр».
Знакомые писателя отмечают, что К.И. Чуковский отличался своим трудолюбием. Он везде: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача, сочинял загадки для детей. Вот некоторые из них:

1
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

2
Паровоз
Без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл —
Прямо по морю пошёл!

3
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо и хлеб — всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю!

4
Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала — побежала.
Глядите, побежала телега без коня!

5
Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не даётся.
Подите приведите четырнадцать коней,
Подите позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять,
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли,
Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.

6
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!

7
Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегаем,
Вдоль по улице шагаем.
Но чуть вечер на порог,
Остаёмся мы без ног,
А безногим — вот беда! —
Ни туда и ни сюда!
Что ж? Полезем под кровать,
Будем там тихонько спать,
А когда вернутся ноги,
Вновь поскачем по дороге.

8
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!

9
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну — обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.

10
Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами.
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне.

11
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт.

12
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.

13
На малину налетели,
Поклевать её хотели.
Но увидели урода —
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке
С бородою из мочалки.

14
Если бы сосны да ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки умчались бы
И больше со мной никогда не встречались бы,
Потому что — скажу вам, не хвастая,—
Я стальная и злая, и очень зубастая.

15
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну.

16
Много этого добра
Возле нашего двора,
А рукою не возьмёшь
И домой не принесёшь.
Маша по саду гуляла,
Собирала, собирала,
Поглядела в кузовок —
Там и нет ничего.

17
Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое — скорей догадайтесь.
И знайте: большая была бы беда,
Когда бы не я да вода,—
На грязной, немытой шее
У вас жили бы гадкие змеи
И ядовитыми жалами
Кололи бы вас, как кинжалами.
А в каждом невымытом ухе
Засели бы злые лягухи,
И если б вы, бедные, плакали,
Они бы смеялись и квакали.
Вот, милые дети, какая беда
Была бы, когда бы не я да вода.
Берите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое — скорей догадайтесь.

18
Я великан! Вон ту громадную
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять, как маленьких котят.

Ответы на загадки:
1. Яйцо и цыплёнок. 2. Пароход. 3. Губы и зубы. 4. Грузовик. 5. Солнечный луч на земле. 6. Коньки. 7. Детские ботинки. 8. Крапива. 9. Зеркало. 10. Ковёр. 11. Сосулька. 12. Гребешок. 13. Птицы и огородное пугало. 14. Пила. 15. Иголка. 16. Туман. 17. Кусок мыла. 18. Подъёмный кран. (вернуться к уроку)


 
 
с
 
 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz