Уроки 8-9. Русская летопись. Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Фольклор. Жанры фольклора
Уроки 1-2. Введение. Художественное произведение, автор, герои
Урок 3. Обрядовый фольклор
Урок 4. Пословицы и поговорки
Урок 5. Загадки
Уроки 6-7. Русский фольклор
Повесть о разорении Рязани Батыем. Миниатюра. Лицевой свод XVI в. Древний летописец, т. II. (Санкт-Петербург, БАН)
Из "Повести временных лет": "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича" (урок литературы в 5 классе)
*Русские летописи. "Повесть временных лет". Урок литературы в 7 классе (на сайте "Литература для школьников")

РУССКАЯ ЛЕТОПИСЬ

Уроки литературы в 6 классе[1]
Уроки 8-9

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Уроки 8-9. Русские летописи. Сказание о Белгородском киселе

УРОКИ 8-9
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»:
«СКАЗАНИЕ О БЕЛГОРОДСКОМ КИСЕЛЕ»


Основное содержание уроков:
Развитие представлений о русских летописях. Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости) в летописях. Фрагменты летописных сказаний в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности:
Чтение и обсуждение статьи учебника «Древнерусская литература». Составление её плана. Восприятие и выразительное чтение летописного сказания. Нахождение незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Характеристика героев сказания. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление ключевых тем, образов и приёмов изображения человека в древнерусской литературе. Подбор примеров, иллюстрирующих характерные для древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

I. Чтение статьи Д. С. Лихачёва и Т. Н. Михельсон «Древнерусская литература» в учебнике.
Практическая работа.


Составление по статье цитатной таблицы «Особенности древнерусской литературы».

Особенности древнерусской литературы / Произведения древнерусской литературы, их жанры и авторы

1. «Фабула их [писателей Древней Руси] произведений проста, повествование ведётся спокойно, неторопливо...» / Летописи, исторические повести, хронографы.

2. «В древнерусской литературе нет просто действующих лиц — есть герои, совершающие великие подвиги на поле брани или нравственного совершенствования...», «литература останавливалась только на событиях исключительных...» / «Повесть о разорении Рязани Батыем» (фрагмент о Евпатии Коловрате).

3. «Образы рождались как бы сами собой...», древнерусские писатели «любили гиперболы...», «прибегали к сравнениям...» / «...не было стихов, но была поэзия...»

— Поэтичность древнерусской литературы «связана с её близостью к устному народному творчеству...». «Писатели, подобно сказителям, создавали эпические произведения...» / «Повесть временных лет», «Житие Александра Невского».

«В ткань многих произведений вплетаются народные песни», «народные плачи», «в литературе звучат и прославления — „славы“» / «Повесть о князе Скопине-Шуйском», «Повесть о Горе-Злочастии».

«Это была литература письменная...», «возникла ещё в X веке вместе с принятием христианства на Руси...». «Церковнославянский язык... чрезвычайно обогатил древний русский язык...» / «Часть книг переписывалась с болгарских на Руси...»

«Произведения нашей древности отмечены высокой гражданственностью, искренней любовью к Родине...»; «они [древнерусские писатели] смело писали о недостатках и преступлениях князей...». Древнерусская литература «не задерживается на описаниях жестокостей... Она призывает к возвышенному, хорошему». Для древнерусской литературы «характерно жизнеутверждение, светлость и ясность...» / «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Древнерусская литература «в целом была творчеством коллективным...», «произведения старинных писателей в течение веков изменялись разными переписчиками». Древнерусская литература «не знала вымышленных героев или сюжетов. В древних повестях всегда действовали исторические лица...» / Иларион, Нестор, Кирилл Туровский.

I. Обобщающие вопросы:

— Какой период развития русской литературы мы называем древнерусской литературой?

— Какие ещё сюжеты русских летописей вам известны? Где вы о них прочитали?

— Отчёт о выполнении индивидуального задания.

III. Ответы на вопросы из раздела учебника «Проверьте себя» и составление краткого плана «Особенности древнерусской литературы»:

1. Простая фабула, неторопливость повествования.
2. Исключительные события и герои.
3. Поэтичность языка древнерусской литературы.
4. Близость древнерусской литературы устному народному творчеству.
5. Древнерусская литература — литература письменная.
6. Наличие в древнерусской литературе черт, созвучных нашей эпохе: высокая гражданственность, патриотизм, оптимизм.
7. Древнерусская литература изменялась переписчиками.
8. Отсутствие вымышленных героев и сюжетов, все герои и сюжеты исторические.

IV. Отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости) в летописях

Групповая работа:


Группа 1. «Чтецы».
Выразительное чтение летописного «Сказания о белгородском киселе». Показ интонацией грустных и радостных моментов сказания.

Группа 2. «Комментаторы».
Составление лексических и историко-культурных комментариев к словам: лето, печенеги, вече, отруби, болтушка, лукошко, заложники, корчага, поведали, повелели, восвояси. Подбор к этим словам современных синонимов.

Группа 3. «Литературоведы».
Ответы на вопросы 1, 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 4. «Текстологи».
Ответы на вопросы 3, 4 из раздела учебника «Развиваем свою речь».

Обобщающая беседа:

— Вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи «Прошлое должно служить современности»).

IV. Фрагменты летописных сказаний в актёрском исполнении
Прослушивание актёрского чтения
«Сказания о белгородском киселе»
и ответы на вопросы 1—4 раздела учебника «Слушаем актёрское чтение».

И т о г о в ы й  в о п р о с:  какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?

V. Домашнее задание.

Подготовить устное сообщение об особенностях древнерусской литературы, выполнив задания из раздела учебника «Развиваем свою речь». Подготовить выразительное чтение и художественный пересказ летописного «Сказания о белгородском киселе».
* Письменно ответить на вопрос «Какие особенности древнерусской литературы проявились в „Сказании о белгородском киселе“?».

Индивидуальное задание.
Прочитать сказание «Принятие христианства на Руси» и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим...»
(см. текст ниже).
. Подготовиться к чтению наизусть стихотворений Пушкина, изученных в 5 классе. Найти материалы о детстве и лицейских годах поэта с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Подготовить выразительное чтение лицейской лирики Пушкина: «К другу стихотворцу», «Товарищам», «В альбом Пущину», «Воспоминания в Царском Селе» (фрагменты). См. URL:http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts.

Следующий урок: Стихотворение А.С.Пушкина "И.И.Пущину" >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2021.


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. Задания повышенной трудности обозначены звёздочкой. (вернуться)



СКАЗАНИЕ «Принятие христианства на Руси» и задания практикума «Читаем, думаем, спорим...» (стр. 11-16)

«В 6496 (988) году пошёл Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города.
Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: „Если не сдадитесь, то простою и три года“. Они же не послушались его, Владимир же, изготовив войско своё, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили её себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали ещё больше, и Владимир стоял.
И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: „Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока“. Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: „Если сбудется это, — сам крещусь!“. И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались.
Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: "Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу". И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: "Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя". Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: "Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи". И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: "Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе". Ответил же Владимир: "Пусть пришедшие с сестрою вашею и крестят меня". И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и пресвитеров. Она же не хотела идти, говоря: "Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть". И сказали ей братья: "Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдешь, то сделают и нам то же". И едва принудили ее. Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате. По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: "Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего". Услышав это, Владимир сказал: "Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский". И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: "Теперь узнал я истинного Бога". Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата - за алтарем. После крещения привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят - в Василеве, а другие и по-иному скажут.
После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуни на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи: стоит церковь та и доныне. Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы и про которых невежды думают, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей. "Велик ты, Господи, и чудны дела твои!". Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах". Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу". И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.
Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему устроению и по милости своей помиловал их Бог; как сказал пророк: «Помилую, кого хочу». Ибо помиловал нас святым крещением и обновлением духа, по Божьему изволению, а не по нашим делам. Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший ее крещением святым. Вот почему и мы поклоняемся ему, говоря: «Господь Иисус Христос! Чем смогу воздать тебе за все, что воздал нам, грешным? Не знаем, какое воздаяние дать тебе за дары твои»...
И сказал Господь: «Радость бывает на небе и об одном покаявшемся грешнике». Здесь же не один и не два, но бесчисленное множество приступили к Богу, просвещенные святым крещением. Как сказал пророк: «Окроплю вас водой чистой, и очиститесь и от идолопоклонения вашего, и от грехов ваших». Также и другой пророк сказал: «Кто Бог, как не ты, прощающий грехи и не вменяющий преступления? ибо хотящий того — милостив. Тот обратит и умилосердится над нами и ввергнет в пучину морскую грехи наши». Ибо апостол Павел говорит: «Братья! Все мы, крестившиеся в Иисуса Христа, в смерть его крестились; итак погребены с ним крещением в смерть; дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни»... (Повесть временных лет)

Вопросы и задания
1. Почему князь Владимир решил принять христианство?
2. Когда и с какой целью пошёл он на греческий город Корсунь?
3. При каком условии греческие цари Василий и Константин согласились отдать в жёны Владимиру свою сестру Анну?
4. Когда Владимир принял решение креститься?
5. "Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский". По какому поводу произнёс эти слова Владимир?
6. Где и когда состоялось крещение Владимира?
7. Как вы понимаете пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных»?
8. Расскажите, как произошло крещение на Руси. (вернуться к уроку)
 

 
 
 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz