Уроки 6-11. Русская летопись. Русские басни. Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Фольклор. Жанры фольклора
Урок 1. Введение. Художественное произведение, автор, герои
Урок 2. Обрядовый фольклор
Урок 3. Пословицы и поговорки
Урок 4. Загадки
Урок 5. Русский фольклор
Повесть о разорении Рязани Батыем. Миниатюра. Лицевой свод XVI в. Древний летописец, т. II. (Санкт-Петербург, БАН)
Урок 6. Русская летопись.
Урок 7. Русские басни. И.И.Дмитриев. "Муха"
И.И.Дмитриев. Портрет работы Д.Г.Левицкого, 1790.
Портрет И. А. Крылова работы художника И.Е.Эггинка, 1834
Басня: история и особенности жанра
Тест. Знаете ли Вы басни Крылова?
И.А.Крылов — яркий представитель эпохи Просвещения (урок литературы в 8 классе)
Из "Повести временных лет": "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича" (урок литературы в 5 классе)

РУССКАЯ ЛЕТОПИСЬ
РУССКИЕ БАСНИ


Уроки литературы в 6 классе[1]
Уроки 6-11

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 6. Русская летопись. Сказание о Белгородском киселе
Урок 7. Русские басни. И.И.Дмитриев. "Муха"
Урок 8. И.А.Крылов. "Осел и Соловей"
Урок 9. И.А.Крылов. "Листы и Корни"
Урок 10. И.А.Крылов. "Ларчик"
Урок 11. Русские басни

УРОК 6
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»:
«СКАЗАНИЕ О БЕЛГОРОДСКОМ КИСЕЛЕ»


Основное содержание урока:
Развитие представлений о русских летописях. Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости) в летописях. Фрагменты летописных сказаний в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности:
Чтение и обсуждение статьи учебника «Древнерусская литература». Составление её плана. Восприятие и выразительное чтение летописного сказания. Нахождение незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Характеристика героев сказания. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление ключевых тем, образов и приёмов изображения человека в древнерусской литературе. Подбор примеров, иллюстрирующих характерные для древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Повторение ранее изученного:

— Какой период развития русской литературы мы называем древнерусской литературой?

— Какое произведение древнерусской литературы изучалось в 5 классе?

— Кратко перескажите древнерусский летописный сюжет о подвиге отрока-киевлянина.

— В чём его нравственный смысл?

— Какие ещё сюжеты русских летописей вам известны? Где вы о них прочитали?

— Отчёт о выполнении индивидуального задания.

II. Чтение статьи Д. С. Лихачёва и Т. Н. Михельсон «Древнерусская литература» в учебнике.
Практическая работа.


Составление по статье цитатной таблицы «Особенности древнерусской литературы».

Особенности древнерусской литературы / Произведения древнерусской литературы, их жанры и авторы

1. «Фабула их [писателей Древней Руси] произведений проста, повествование ведётся спокойно, неторопливо...» / Летописи, исторические повести, хронографы.

2. «В древнерусской литературе нет просто действующих лиц — есть герои, совершающие великие подвиги на поле брани или нравственного совершенствования...», «литература останавливалась только на событиях исключительных...» / «Повесть о разорении Рязани Батыем» (фрагмент о Евпатии Коловрате).

3. «Образы рождались как бы сами собой...», древнерусские писатели «любили гиперболы...», «прибегали к сравнениям...» / «...не было стихов, но была поэзия...»

— Поэтичность древнерусской литературы «связана с её близостью к устному народному творчеству...». «Писатели, подобно сказителям, создавали эпические произведения...» / «Повесть временных лет», «Житие Александра Невского».

«В ткань многих произведений вплетаются народные песни», «народные плачи», «в литературе звучат и прославления — „славы“» / «Повесть о князе Скопине-Шуйском», «Повесть о Горе-Злочастии».

«Это была литература письменная...», «возникла ещё в X веке вместе с принятием христианства на Руси...». «Церковнославянский язык... чрезвычайно обогатил древний русский язык...» / «Часть книг переписывалась с болгарских на Руси...»

«Произведения нашей древности отмечены высокой гражданственностью, искренней любовью к Родине...»; «они [древнерусские писатели] смело писали о недостатках и преступлениях князей...». Древнерусская литература «не задерживается на описаниях жестокостей... Она призывает к возвышенному, хорошему». Для древнерусской литературы «характерно жизнеутверждение, светлость и ясность...» / «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Древнерусская литература «в целом была творчеством коллективным...», «произведения старинных писателей в течение веков изменялись разными переписчиками». Древнерусская литература «не знала вымышленных героев или сюжетов. В древних повестях всегда действовали исторические лица...» / Иларион, Нестор, Кирилл Туровский.

III. Ответы на вопросы из раздела учебника «Проверьте себя» и составление краткого плана «Особенности древнерусской литературы»:

1. Простая фабула, неторопливость повествования.
2. Исключительные события и герои.
3. Поэтичность языка древнерусской литературы.
4. Близость древнерусской литературы устному народному творчеству.
5. Древнерусская литература — литература письменная.
6. Наличие в древнерусской литературе черт, созвучных нашей эпохе: высокая гражданственность, патриотизм, оптимизм.
7. Древнерусская литература изменялась переписчиками.
8. Отсутствие вымышленных героев и сюжетов, все герои и сюжеты исторические.

IV. Отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости) в летописях

Групповая работа:


Группа 1. «Чтецы».
Выразительное чтение летописного «Сказания о белгородском киселе». Показ интонацией грустных и радостных моментов сказания.

Группа 2. «Комментаторы».
Составление лексических и историко-культурных комментариев к словам: лето, печенеги, вече, отруби, болтушка, лукошко, заложники, корчага, поведали, повелели, восвояси. Подбор к этим словам современных синонимов.

Группа 3. «Литературоведы».
Ответы на вопросы 1, 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 4. «Текстологи».
Ответы на вопросы 3, 4 из раздела учебника «Развиваем свою речь».

IV. Фрагменты летописных сказаний в актёрском исполнении
Прослушивание актёрского чтения
«Сказания о белгородском киселе»
и ответы на вопросы 1—4 раздела учебника «Слушаем актёрское чтение».

И т о г о в ы й  в о п р о с:  какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?

V. Домашнее задание.

Подготовить устное сообщение об особенностях древнерусской литературы, выполнив задания из раздела учебника «Развиваем свою речь». Подготовить выразительное чтение и художественный пересказ летописного «Сказания о белгородском киселе».
* Письменно ответить на вопрос «Какие особенности древнерусской литературы проявились в „Сказании о белгородском киселе“?».

Индивидуальное задание.
Прочитать сказание «Принятие христианства на Руси» и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим...»
(см. текст ниже).
Подготовить выразительное чтение басен И. И. Дмитриева «Часовая стрелка», «Орёл и Змея», «Дуб и Трость», а также его песен «Стонет сизый голубочек...», «Что с тобою, ангел, стало?..», «Всех цветочков боле розу я любил...», используя тексты Российской виртуальной библиотеки по адресу: http://www.rvb.ru/18vek/dmitriev/toc.htm

УРОК 7
РУССКИЕ БАСНИ
И. И. ДМИТРИЕВ. «МУХА»

Основное содержание урока:

Русские басни. Краткий рассказ о баснописце. «Муха» (см. басню ниже): противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Развитие понятий об аллегории и морали. Басня в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности:
Чтение и обсуждение статей учебника «Русская басня» и «Иван Иванович Дмитриев». Составление плана статьи о баснописце. Восприятие и выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Выявление тем, образов и приёмов изображения человека в басне. Характеристика героев басни. Выявление её иносказательного смысла. Формулирование вопросов к тексту интерпретации басни «Муха». Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск толкований терминов «аллегория», «мораль», «олицетворение».

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Актуализация знаний о баснях.
Чтение статьи учебника
«Русская басня», запись основных положений статьи и комментирование их смыслового наполнения:

1. Басня принадлежит к животному эпосу.
2. Общее в басне воплощается в частном случае.
3. Человеческие отношения переводятся в баснях в картины из жизни животных.
4. Если в басне действуют люди, то они предстают очень схематичными

II. Краткий рассказ о баснописце

Рассказ учителя о баснописце И. И. Дмитриеве с показом сделанной учителем презентации (изображения поэта, обложки его книг, тексты некоторых басен и звукозаписи романсов на его стихи).

Учитель может воспользоваться материалами Биографического словаря в Интернете по адресу: http://dic. academic.ru/dic.nsf/biograf2/4844

В рассказ учителя включается подготовленное учениками выразительное чтение басен И. И. Дмитриева «Часовая стрелка», «Орёл и Змея», «Дуб и Трость», а также его песен «Стонет сизый голубочек...», «Что с тобою, ангел, стало?..», «Всех цветочков боле розу я любил...»
(см. романс «Стонет сизый голубочек...» в формате mp3 в исполнении К. Плужникова по адресу:
http://video.mail.ru/mail/elena.astakhova/_myvideo/16857.html)

III. «Муха»: противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством

Выразительное чтение учителем басни «Муха» и аналитическая беседа:


— Какие слова и выражения басни являются устаревшими и нуждаются в комментариях?

— Дайте ответы на вопросы 1, 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Над чем смеётся баснописец? Какую жизненную позицию он осуждает?

— Найдите в басне мораль и прокомментируйте её.

— *Почему поэт уверен, что «от басни завсегда нечаянно дойдёшь до были»? Как вы понимаете эти слова?

— Согласны ли вы с интерпретацией басни Дмитриева «Муха» В. И. Коровиным?

Составьте таблицу «Основные черты басен Дмитриева», приведя примеры из статьи «Муха».
(Работу можно устно выполнить в классе, а письменно завершить дома.)

Черты басен Дмитриева / Вопросы и задания

1. «...Басня должна быть приятной для чтения и слуха. Её нужно освободить от грубости языка, сделав его правильным и придав ему лёгкость, красоту, поэзию...» / Докажите, что язык басни «Муха» именно такой

2. «Баснописец... не моралист... а добрый друг и мудрый советчик» / Как эта позиция И. И. Дмитриева отразилась в басне «Муха»?

3. «...В басни Дмитриева вошли личные чувства, часто домашнего свойства...» / Какие слова и выражения басни подчёркивают её бытовой, домашний характер?

4. «Баснописец вёл беседу с читателями, исключающую сатиру или громкий негодующий смех, но содержащую важные моральные истины...» / Какие «важные моральные истины» заключены в басне «Муха»?
(к каждому пункту таблицы добавить примеры из статьи «Муха»)

IV. Развитие понятий об аллегории и морали
Практическая работа.


Поиск цитатных примеров из басни «Муха», иллюстрирующих понятия аллегория и мораль.

Обучение выразительному чтению басни по партитурной разметке:
обозначение логических ударений, пауз, повышений и понижений голоса.
(См.: Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2012. Урок 15.)
Особое внимание учеников нужно обратить на правильное «чтение» знаков препинания.

И т о г о в ы й  в о п р о с:  каковы основные черты басен И. И. Дмитриева (на примере басни «Муха»)?

IV. Басня в актёрском исполнении
Прослушивание басни «Муха» в актёрском чтении
и выполнение заданий из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

V. Домашнее задание

Прочитать статью учебника «Иван Иванович Дмитриев» и подготовить сообщение о баснописце.
Выучить басню «Муха» наизусть и подготовить её выразительное чтение.
* Завершить заполнение таблицы цитатами из статьи «Муха».

Индивидуальные задания.
Найти материалы о детстве И. А. Крылова с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Подготовить сообщение о памятниках баснописцу и чтение наизусть изученных ранее и самостоятельно прочитанных басен Крылова.

УРОК 8
И. А. КРЫЛОВ.
«ОСЁЛ И СОЛОВЕЙ»


Основное содержание урока:
Краткий рассказ о писателе-баснописце. Роль самообразования в формировании его личности. Комическое изображение невежественного судьи, не понимающего истинного искусства. Басня в актёрском исполнении. Развитие понятия об аллегории и морали.

Основные виды деятельности:
Устные рассказы о детстве И. А. Крылова. Чтение и обсуждение статьи учебника «Иван Андреевич Крылов» и составление её плана. Восприятие и выразительное чтение басни (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Характеристика героев басни. Формулирование вопросов к данной в учебнике интерпретации басни «Осёл и Соловей». Истолкование аллегории и морали. Обсуждение иллюстраций к басне.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Роль самообразования в формировании его личности

II. Поэтическая пятиминутка из басен Крылова,
изученных в начальной школе, в 5 классе и прочитанных самостоятельно (чтение наизусть 3—4 басен).

III. Викторина «Узнай басню» по знакомым басням И. А. Крылова.

А.Узнай басню по её героям:


1. Волк, Ловчий
2. Лисица, Ворона
3. Дуб, Свинья и Ворон
4. Обезьяна
5. Щука, Рак, Лебедь
6. Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка
В скобках указан номер правильного ответа:
«Ворона и Лисица»(2), «Зеркало и Обезьяна»(4), «Волк на псарне»(1), «Свинья под Дубом»(3), «Квартет»(6), «Лебедь, Щука и Рак»(5).

Б. Узнай басню по афоризму:

1. «Ты всё пела? Это дело:
Так поди же попляши!»

2. «И волчью вашу я давно натуру знаю»

3. «Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»

4. «А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь!»

5. «Да только воз и ныне там»

6. «Слона-то я и не приметил»
В скобках указан номер правильного ответа:
«Слон и Моська»(3), «Квартет»(4), «Волк на псарне»(2), «Стрекоза и Муравей»(1), «Любопытный»(6), «Лебедь, Щука и Рак»(5).

В. Узнай басню по художественной детали (предмету):

1. Кусочек сыру
2. Очки
3. Две скрипки
4. Воз
5. Кунсткамера
6. Стерляди кусочек
В скобках указан номер правильного ответа:
«Любопытный»(5), «Лебедь, Щука и Рак»(4), «Ворона и Лисица»(1), «Мартышка и Очки»(2), «Демьянова уха»(6), «Квартет»(3).

Г. * Узнай басню по её морали:

1. «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

2. «У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят...»

3. «К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит».

4. «...Там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить».

5. «Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды».

6. «Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку.
Кто делов истинно, — тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепку думу
Без шуму».
В скобках указан номер правильного ответа:
«Волк и Ягнёнок»(2), «Свинья под Дубом»(5), «Ворона и Лисица»(1), «Мартышка и Очки»(3), «Две бочки»(6), «Кот и Повар»(4).

Д. * Соедините стрелками понятие, его определение и пример:

Понятие:

1. Аллегория
2. Мораль
3. Олицетворение
Ниже в скобках указан номер правильного ответа:

Определение:

Уподобление неодушевлённого предмета живому существу(3).

Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ(1).

Нравоучительное заключение (2)

Пример:

«Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!»(2)

«Две Бочки ехали: одна
с вином,
Другая
Пустая.
Вот первая себе без шуму
и шажком
Плетётся,
Другая вскачь несётся;
От ней по мостовой и
стукотня, и гром,
И пыль столбом...»(3)

Хитрость — «лисица»(1)

IV. Рассказ учителя о баснописце Крылове в формате презентации (см. материал на странице "И.А.Крылов — яркий представитель эпохи Просвещения") с показом его портретов и памятников:

в Москве: http://allmsk.mrezha.ru/photo-moscow-pamyatnik-1.html
в Петербурге: http://www.in-road.net/photo/2158
в Твери: http://kozeburg.narod.ru/tver3.html
и http://www.tver-foto.ru/index.php?option=com datsogallery&Itemid=2&func=detail&catid=1&id=64

В рассказе о Крылове следует подчеркнуть важную роль самообразования в формировании его личности.

V. Подбор и запись из статьи учебника примеров, которые показывают,

как Крылов самостоятельно учился и повышал своё образование, живя в детстве в провинциальной Твери;
какую роль в его развитии сыграла мать;
какие науки и искусства он освоил сам.

VI.Обобщающая беседа о детстве Крылова по вопросам и заданиям 1 и 3 из раздела учебника «Проверьте себя».

VII. Прослушивание актёрского исполнения басни «Осёл и Соловей» (см. фонохрестоматию) и ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Учимся читать выразительно».

VIII. Групповая исследовательская работа с текстом: (см. басню "Осел и Соловей" ниже)

Группа 1. «Историки языка».

* Выберите из текста басни устаревшие слова и выражения, объясните их и подберите к ним синонимы из современного языка
(см. задание 1 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь»).
Пример |Толкование | Синоним в современном языке
Пример: 1. «Велико ль подлинно твоё уменье»
Толкование: Великий — обладающий какими-л. качествами в самой высокой степени (о человеке). Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка.
Подлинный — истинный, настоящий, сущий, самый тот, оригинальный. В. И. Даль. Словарь живого великорусского языка.
Синоним в современном языке: Насколько ты талантлив. Является ли твоё умение настоящим в самой высокой степени.
Пример: 2. «Являть своё искусство»
Пример: 3. Аврора

Группа 2. «Лингвисты».
Выберите из описания пения Соловья глагольную лексику и сравнения. Объясните их смысловую роль.
В чём высокое мастерство этого описания?

Группа 3. «Литературоведы».
Охарактеризуйте Осла и Соловья.
Выберите из текста слова и выражения, которые говорят об авторском отношении к Ослу и Соловью. Сделайте выводы.

IX. Фронтальная работа:

Чтение и формулирование вопросов к данной в учебнике интерпретации басни «Осёл и Соловей».

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Обсуждение иллюстраций к басне.

X. Развитие понятия об аллегории и морали

Вспомните, что такое аллегория и мораль.

Какие человеческие качества воплощены Крыловым в образах Осла и Соловья?

Найдите в басне мораль и прокомментируйте её.

XI. Практическая работа.

Письменный ответ на вопрос «В чём заключается аллегория и мораль басни „Осёл и Соловей“?»
(работа может быть завершена дома).

И т о г о в ы й   в о п р о с:  какие пороки человека осуждаются в этой басне?

XII. Домашнее задание

Подготовить сообщение о Крылове и его баснях.
Письменно ответить на вопрос «Какую роль в развитии личности Крылова сыграло самообразование?».
Завершить письменный ответ на вопрос.
Выучить басню «Осёл и Соловей» наизусть и подготовить её выразительное чтение.

Индивидуальное задание.
Создать иллюстрации к басне и подготовиться к их презентации и защите.

Групповое задание-проект.
Составить под руководством учителя сценарий литературной композиции «Басни И. А. Крылова» и осуществить её постановку на школьной сцене
(выбор басен; составление текста композиции; распределение ролей и составление «замечаний для господ актёров»: внешность героя, мимика, жесты, основные интонации; оформление сцены: реквизит, декорации; звуковое сопровождение спектакля).
Выполнить задания из раздела учебника «Проект» после темы «Басни Крылова».

УРОК 9
И. А. КРЫЛОВ. «ЛИСТЫ И КОРНИ»


Основное содержание урока.
Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение басен (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Характеристика героев басни. Истолкование аллегории и морали. Чтение данной в учебнике интерпретации басни и формулирование вопросов к тексту. Обсуждение иллюстрации к басне. Защита собственных иллюстраций к басням.

I. Выразительное чтение учителем басни «Листы и Корни» и аналитическая беседа:

О чём эта басня? Каков прямой смысл рассказанной истории?

Дайте характеристику Листам и Корням. Подтвердите свои оценки цитатами из басни.

Предположите, в чём аллегорический смысл басни. Кого олицетворяют Листы и Корни?
(После записи на доске нескольких версий учитель предлагает школьникам прочитать статью учебника «Листы и Корни» и рассмотреть иллюстрацию учебника, а затем сравнить свои предположения с мнением литературоведа. Важно, чтобы школьники не знали этой иллюстрации до чтения басни, чтобы избежать подсказки.)

ƒСоставьте свои вопросы к интерпретации литературоведа.

Ответьте на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
(Для сопоставления басен Крылова и Муравьёва текст басни «Верхушка и Корень» см. ниже)

II. Прослушивание и обсуждение актёрского чтения басни с использованием вопросов и заданий 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

III. Обсуждение и устное описание иллюстрации к басне.

И т о г о в ы й  в о п р о с:  какова мысль И. А. Крылова о роли народа и власти в достижении общественного блага?

IV. Письменная работа на одну из тем (работа может быть завершена дома):

ƒВ чём политический смысл басни Крылова «Листы и Корни»?
ƒКакие мысли Крылова о государственном устройстве России отразил художник К. Трутовский в своей иллюстрации?
ƒ * В чём общность и различие басен И. А. Крылова и М. Н. Муравьёва?

V. Домашнее задание

Завершить письменный ответ на вопрос.
Выучить наизусть басню «Листы и Корни» и подготовить её выразительное чтение.

Индивидуальное задание.
Создать к басне свою иллюстрацию и подготовиться к её презентации и защите.

УРОК 10
И. А. КРЫЛОВ. «ЛАРЧИК»


Основное содержание урока.
Осуждение человеческих пороков в басне. Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение басни (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Истолкование устаревших слов и выражений в баснях Крылова. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Характеристика героев басни. Формулирование вопросов к данной в учебнике интерпретации басни «Ларчик». Истолкование аллегории и морали. Обсуждение иллюстрации учебника к басне.

I. После получения и проверки письменных работ
учитель может выборочно объединить шестиклассников в пары и дать им проверенные работы для взаиморецензирования.

II. Осуждение человеческих пороков в басне
Выразительное чтение учителем басни «Ларчик».


III. Групповая работа:

Группа 1.

Прокомментируйте следующие слова и выражения: Ларец, в глаза кидался, механики мудрец.
Почему слово «Ларец» употреблено в басне с прописной буквы?
В чём иносказательный смысл этого образа?

Группа 2.
Найдите в басне описание Ларца.
Что внешний вид Ларца говорит о его создателе? Каков он?

Группа 3.
Каково внутреннее состояние «механики мудреца»?
Как оно отразилось в его словах?
Какими средствами автор передаёт его хвастливость, неуверенность, тревогу? Аргументируйте свою позицию примерами из текста.

Группа 4.
Найдите в описании процесса открывания Ларца глагольную лексику.
Проследите, как меняется её смысловое и эмоциональное наполнение.
Сделайте вывод о средствах изображения внутреннего состояния «механики мудреца».
Почему мудрствования и действия «механики мудреца» оказываются ненужными?
Как передаётся глаголами динамика отношения зрителей к мнимому «мастеру»?

Группа 5.
* Найдите в тексте басни примеры иронии и прокомментируйте их смысловую роль.

Группа 6.
* Прокомментируйте мораль басни.
С какой целью автор помещает её в начало басни?
Почему в морали и в финальной строчке басни употреблено одно и то же слово — «просто»?

IV. Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна
Чтение и обсуждение статьи «Ларчик»:


Какие человеческие пороки осуждаются в басне «Ларчик»?
Каков смысл внутреннего сопоставления «механики мудреца» и создателя Ларца?
Докажите, что напряжение комической ситуации усиливается к концу басни.
*В чём загадка её последней строки?

IV. ƒОтвет на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

V. Прослушивание и обсуждение актёрского чтения басни
с использованием вопросов и заданий 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

ƒПроследите, как меняются интонации чтеца по ходу чтения.

ƒVI. Обсуждение и устное описание иллюстрации к басне.

И т о г о в ы е  в о п р о сы: 
Над чем смеётся баснописец в басне «Ларчик»?
Какие человеческие пороки он осуждает в своих баснях?

VII. Практическая работа.
Составление таблицы «Осуждение человеческих пороков в баснях И. А. Крылова»

(работа над таблицей может быть завершена дома).

Название басни /Какой порок человека осуждается? /Примеры /Мораль
«Осёл и Соловей»/
«Листы и Корни»/
«Ларчик»/

VIII. Домашнее задание

Завершить работу над таблицей.
Выучить басню «Ларчик» наизусть и подготовиться к её выразительному чтению.

Индивидуальное задание.
Создать иллюстрацию к басне и подготовиться к её презентации и защите.

Групповое задание.
Подготовиться к защите проекта «Литературная композиция „Басни И. А. Крылова“» или по заданиям учебника из раздела «Проект».

УРОК 11
РУССКИЕ БАСНИ
(урок развития речи 2)


Основное содержание урока.
Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос. Защита учебных проектов. Литературные игры.

Основные виды деятельности.
Составление плана ответа на проблемный вопрос и устного высказывания по плану. Выбор басен для исполнения. Выразительное чтение басен наизусть и их инсценирование. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Истолкование аллегории и морали. Игровые виды деятельности: конкурсы на лучшее инсценирование басни, на лучший рассказ о баснописце, на лучшую иллюстрацию к басне, викторина на знание басен и их иллюстраторов.

I. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос
Составление плана ответа на проблемный вопрос «Какие человеческие пороки осуждает И. А. Крылов в своих баснях?».


Вопрос /Пункт плана

1. Какие факты жизни И. А. Крылова стали условием его широкой образованности и высоких моральных качеств?/
Вступление.
Жизнь И. А. Крылова — пример самообразования и самовоспитания

2. Какие человеческие и общественные пороки высмеивает Крылов в своих баснях? Зачем он это делает?/
Основная часть.
Какие человеческие пороки осуждает И. А. Крылов в своих баснях?
1. Осуждение человеческих пороков:
— хитрости и простодушия («Ворона и Лисица»);
— лживости и коварства («Волк на псарне»);
— неблагодарности и невежества («Свинья под Дубом»).
2. Осуждение пороков общества:
— невежественной критики истинного искусства ("Осел и Соловей");
— хвастовства и самодовольства власти по отношению к народу («Листы и Корни»);
— ненужного мудрствования и пустой деятельности («Ларчик»).

3. Мораль в баснях Крылова как выражение его высоких нравственных качеств и общественной активности. Почему басни Крылова актуальны и сегодня?/
Заключение. Басни Крылова как важное средство искоренения человеческих и общественных пороков.

II. Коллективное устное сочинение по данному плану.

III. Защита учебных проектов

Показ и рецензирование литературной композиции «Басни И. А. Крылова» (защита проекта).

IV. Литературные игры

1. Конкурсы
на лучшее инсценирование басни,
на лучший рассказ о русском баснописце,
на лучшую иллюстрацию к басне и её защиту и др.

2. Викторина
на знание басен и их иллюстраторов (можно использовать интерактивный тест "Знаете ли Вы басни Крылова?").

V. Домашнее задание

Подготовка письменного ответа на проблемный вопрос «Какие человеческие пороки осуждает И. А. Крылов в своих баснях?» (контрольная работа).

Индивидуальные задания.
Подготовка к чтению наизусть стихотворений А. С. Пушкина, изученных в 5 классе.
Поиск материалов о детстве и лицейских годах поэта с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). См. страницу Пушкин в Лицее (из книги Шер Н.С."Рассказы о писателях")
Подготовка выразительного чтения лицейской лирики Пушкина: «К другу стихотворцу», «Товарищам», «В альбом Пущину», «Воспоминания в Царском Селе» (фрагменты).
См.: http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts

Следующий урок: Стихотворение А.С.Пушкина "И.И.Пущину" >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2016.


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. Задания повышенной трудности обозначены звёздочкой. (вернуться)



СКАЗАНИЕ «Принятие христианства на Руси» и задания практикума «Читаем, думаем, спорим...» (стр. 11-16)

«В 6496 (988) году пошёл Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города.
Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: „Если не сдадитесь, то простою и три года“. Они же не послушались его, Владимир же, изготовив войско своё, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили её себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали ещё больше, и Владимир стоял.
И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: „Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока“. Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: „Если сбудется это, — сам крещусь!“. И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались.
Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: "Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу". И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: "Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя". Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: "Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи". И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: "Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе". Ответил же Владимир: "Пусть пришедшие с сестрою вашею и крестят меня". И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и пресвитеров. Она же не хотела идти, говоря: "Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть". И сказали ей братья: "Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдешь, то сделают и нам то же". И едва принудили ее. Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате. По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: "Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего". Услышав это, Владимир сказал: "Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский". И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: "Теперь узнал я истинного Бога". Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата - за алтарем. После крещения привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят - в Василеве, а другие и по-иному скажут.
После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуни на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи: стоит церковь та и доныне. Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы и про которых невежды думают, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей. "Велик ты, Господи, и чудны дела твои!". Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах". Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу". И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.
Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему устроению и по милости своей помиловал их Бог; как сказал пророк: «Помилую, кого хочу». Ибо помиловал нас святым крещением и обновлением духа, по Божьему изволению, а не по нашим делам. Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший ее крещением святым. Вот почему и мы поклоняемся ему, говоря: «Господь Иисус Христос! Чем смогу воздать тебе за все, что воздал нам, грешным? Не знаем, какое воздаяние дать тебе за дары твои»...
И сказал Господь: «Радость бывает на небе и об одном покаявшемся грешнике». Здесь же не один и не два, но бесчисленное множество приступили к Богу, просвещенные святым крещением. Как сказал пророк: «Окроплю вас водой чистой, и очиститесь и от идолопоклонения вашего, и от грехов ваших». Также и другой пророк сказал: «Кто Бог, как не ты, прощающий грехи и не вменяющий преступления? ибо хотящий того — милостив. Тот обратит и умилосердится над нами и ввергнет в пучину морскую грехи наши». Ибо апостол Павел говорит: «Братья! Все мы, крестившиеся в Иисуса Христа, в смерть его крестились; итак погребены с ним крещением в смерть; дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни»... (Повесть временных лет)

Вопросы и задания
1. Почему князь Владимир решил принять христианство?
2. Когда и с какой целью пошёл он на греческий город Корсунь?
3. При каком условии греческие цари Василий и Константин согласились отдать в жёны Владимиру свою сестру Анну?
4. Когда Владимир принял решение креститься?
5. "Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский". По какому поводу произнёс эти слова Владимир?
6. Где и когда состоялось крещение Владимира?
7. Как вы понимаете пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных»?
8. Расскажите, как произошло крещение на Руси. (вернуться к уроку)


МУХА
Иван Иванович Дмитриев


Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»

От басни завсегда
Нечаянно дойдёшь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»
1805
* Опубл.: Сочинения и переводы И<вана> Д<митриева>, Москва, в типографии Платона Бекетова, часть 3, 1805, с. 10.
По указанию M. H. Лонгинова, это перевод басни французского поэта Пьера Вилье (1648—1728). Но этот сюжет, впервые разработанный Эзопом и Федром, был использован Лафонтеном, которого переводил Сумароков, а позже Крылов («Муха и дорожные»).
Источник: И.И. Дмитриев. Полное собрание стихотворений. — Л.: Советский писатель, 1967. — С. 205. — (Библиотека поэта; Большая серия). (вернуться к уроку)


ДУБ И ТРОСТЬ
Иван Иванович Дмитриев


Дуб с Тростию вступил однажды в разговоры:
«Жалею, — Дуб сказал, склоня к ней важны взоры, —
Жалею, Тросточка, об участи твоей!
Я чаю, для тебя тяжел и воробей;
Легчайший ветерок, едва струящий воду,
Ужасен для тебя, как буря в непогоду,
И гнет тебя к земли,
Тогда как я — высок, осанист и вдали
Не только Фебовы лучи пересекаю,
Но даже бурный вихрь и громы презираю;
Стою и слышу вкруг спокойно треск и стон;
Всё для меня Зефир, тебе ж всё Аквилон.
Блаженна б ты была, когда б росла со мною:
Под тению моей густою
Ты б не страшилась бурь; но рок тебе судил
Расти, наместо злачна дола,
На топких берегах владычества Эола,
По чести, и в меня твой жребий грусть вселил».
— «Ты очень жалостлив, — Трость Дубу отвечала, —
Но, право, о себе еще я не вздыхала,
Да не о чем и воздыхать:
Мне ветры менее, чем для тебя, опасны.
Хотя порывы их ужасны
И не могли тебя досель поколебать,
Но подождем конца». — С сим словом вдруг завыла
От севера гроза и небо помрачила;
Ударил грозный ветр — всё рушит и валит,
Летит, кружится лист; Трость гнется — Дуб стоит.
Ветр, пуще воружась, из всей ударил мочи —
И тот, на коего с трудом взирали очи,
Кто ада и небес едва не досягал, —
Упал!
<1795>
Источник: И.И. Дмитриев. Полное собрание стихотворений. — Л.: Советский писатель, 1967. — С. 186-187. — (Библиотека поэта; Большая серия). (вернуться к уроку)


Стонет сизый голубочек...
И. И. Дмитриев


* * *

Стонет сизый голубочек,
Стонет он и день и ночь;
Миленький его дружочек
Отлетел надолго прочь.

Он уж боле не воркует
И пшенички не клюет;
Всë тоскует, всë тоскует
И тихонько слезы льет.

С нежной ветки на другую
Перепархивает он
И подружку дорогую
Ждет к себе со всех сторон.

Ждет ее… увы! но тщетно,
Знать, судил ему так рок!
Сохнет, сохнет неприметно
Страстный, верный голубок.

Он ко травке прилегает;
Носик в перья завернул;
Уж не стонет, не вздыхает;
Голубок… навек уснул!

Вдруг голубка прилетела,
Приуныв, издалека,
Над своим любезным села,
Будит, будит голубка;

Плачет, стонет, сердцем ноя,
Ходит милого вокруг —
Но… увы! прелестна Хлоя!
Не проснется милый друг!
<1792> (вернуться к уроку)


ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ
И. А. Крылов


Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
               Хотел бы очень я
        Сам посудить, твое услышав пенье,
        Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал[3]:
               Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
        То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
               Внимало все тогда
        Любимцу и певцу Авроры[4]:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
        И прилегли стада.
   Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
        И только иногда,
   Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом:
   «Изрядно, – говорит, – сказать неложно,
   Тебя без скуки слушать можно;
        А жаль, что незнаком
        Ты с нашим петухом;
   Еще б ты боле навострился,
   Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и – полетел за тридевять полей.
            ──────────
        Избави, Бог, и нас от этаких судей.
1811
Источник: И. А. Крылов. Басни. – М.–Л.: Издательство АН СССР, 1956 (Литературные памятники).
*Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова. Какой-то вельможа (по словам одних, граф Разумовский, по мнению других, князь А. Н. Голицын), может быть следуя примеру императрицы Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть искренно желая свести с ним знакомство, пригласил его к себе и просил прочитать две-три басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал его благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо, но почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?» – «Не умею», – скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился. Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне «Осел и Соловей».
После публикации басни Крылова стали называть Соловьем. Это прозвание вошло в литературу. (вернуться к уроку)


ЛИСТЫ И КОРНИ
И. А. Крылов


               В прекрасный летний день,
        Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
         Раскидисто и величаво?
        Чтоб было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
        Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
        Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
        Насвистывает соловей.
              Да вы, зефиры, сами
        Почти не расстаетесь с нами». –
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам», –
        Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно?
              Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» –
Листы, по дереву шумя, залепетали.
              «Мы те, –
        Им снизу отвечали, –
        Которые, здесь роясь в темноте,
        Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
        Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
        А если корень иссушится, –
        Не станет дерева, ни вас».
1811
Источник: И. А. Крылов. Басни. – М.–Л.: Издательство АН СССР, 1956 (Литературные памятники).
Басня "Листы и Корни" сопоставлена со следующим отрывком из сочинения «Философ, живущий у хлебного рынку» французского писателя XVIII века Л.-С. Мерсье, близкого к просветителям и известного в России, в частности Крылову (перевод этого сочинения опубликован – СПб., 1786): «Ах, не страшись со временем открывать книгу! Истина, которая громким своим восклицанием могла бы оглушить нежный твой слух, истина, говорю, посредством своего тихого и почтительного гласа проникнет в свободное время в душу твою... Взоры твои чрез сие простое средство опустятся даже до самых низких состояний, кои в чертогах твоих совсем бывают забвенны: ибо они суть потаенные корни, питающие гордые листвия, коими превозносится дерево, ими приосененное. Из сих-то скрытных и животворных потоков изобилие твое проистекает; для чего ж бы тебе смотреть на один токмо стебель?»
Знакомый Крылова поэт и критик П. А. Плетнев отмечал, что басня утверждает «законные отношения между сословиями». Таким образом, Крылов внес свою лепту в обсуждение вопроса об освобождении крестьян (под Корнями он разумел крепостных крестьян), начатого в первый же год царствования Александра I (крестьянским вопросом занимался созданный императором «Негласный комитет»). См. басню М. Н. Муравьева «Верхушка и Корень» (1773). (вернуться к уроку)


ЛАРЧИК
И. А. Крылов


Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: "Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою".
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
"Не тут, не так, не там!" Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался. (вернуться к уроку)


Верхушка и Корень
Михаил Никитич Муравьев


Когда-то Корень так в себе сам говорил:
«Зачем мне истощать своих лишь токмо сил,
Чтобы Верхушку,
Такую лишь вертушку,
Кормить,
Поить
И на себе носить? ...
Затем ли сделан я, чтоб ей слугою быть?
Ниже́ она мой повелитель,
Ниже́ и я ее служитель:
Всегда ль мне ей оброк платить?
Вить
И без тебя, мой друг, могу же я прожить.
Ин сем-ка ей давать свои не стану соки,
Не ссохнут ли ее авось-либо широки
Боки,
На коих лишь сидят вороны да сороки».
Так страшно, в ревности своей, мой Корень рек
И с словом все пути к Верхушке он пресек,
Чрез кои он ей слал питательную воду.
Приблекло деревцо, свернулись ветви вдруг.
И наконец Верхушка бух;
И Корень мой с тех пор стал превращен в колоду.
Что ж?
Вить то не ложь,
И басенка моя не простенька игрушка.
Итак, какой же бы из ней нам выбрать плод?
Правительство — Верхушка,
А Корень — то народ.
1773 (вернуться к уроку)


3. Тут Соловей являть свое искусство стал... – описание пения Соловья и произведенное им впечатление вызвали единодушное одобрение современников и последующих критиков. (вернуться)

4. Аврора – богиня утренней зари (римск. миф.); утренняя заря. (вернуться)


Жаба Альфонс Константинович. Иллюстрация к басне "Ворона и лисица"
Иллюстрации к басням И.А.Крылова на сайте "Литература для школьников"
 
 
Художники-иллюстраторы басен И.А.Крылова на сайте "Литература для школьников"
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz