Уроки 1-2. Наука читать книги. Что ценнее: богатство, мудрость или доброта?Уроки литературы в 7 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 7 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Урок 1. Наука читать книги
Урок 2. Внеклассное чтение. Что ценнее: богатство, мудрость или доброта?
Урок 3. Предания — поэтическая автобиография восточных славян
Урок 4. Внеклассное чтение. Легенды древней Британии
Урок внеклассного чтения по повести Е.В.Мурашовой «Класс коррекции»

ВВЕДЕНИЕ В КУРС ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАССА

НАУКА ЧИТАТЬ КНИГИ


Уроки литературы в 7 классе[1]
Урок 1

Предполагается вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений,
исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.

Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни.
Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты,
но и понимание, — понимание жизни, всех ее сложностей, служит вам проводником
в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей...
Д. С. Лихачев


Цели урока:
— подготовить учащихся к знакомству с курсом литературы 7 класса;
— мотивировать прочтение школьниками заявленных в данном курсе произведений, самостоятельное чтение литературы;
— воспитывать эмоциональную отзывчивость детей.

Форма урока:
интегрированный урок, включающий в себя слово учителя, сообщения учащихся, работу с эпиграфом к уроку, беседу с классом, при возможности презентацию.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Слово учителя с элементами беседы

Сегодня начался новый учебный год, и мы снова вместе с вами будем постигать на уроках литературы интереснейшую науку — науку чтения книг. Как всякая наука, она сложна, но и интересна, таинственна и порой непредсказуема, иногда удивительно проста и логична, а зачастую требует все новых и новых знаний и умений, новых открытий и свершений, ибо процесс познания бесконечен. Постигая науку, человек стремится прежде всего определить общие законы, а затем пытается разобраться в частностях, и тогда открываются новые просторы для размышлений и новые пути исследований. Надо учиться читать всю свою жизнь, потому что, только осмысливая свои и чужие поступки, весь окружающий мир, читая и думая, страдая и сострадая, совершенствуясь и совершенствуя других, человек становится Человеком. Для людей любознательных, а вы в большинстве своем таковыми и являетесь, литература — кладезь богатств, к которым надо только подобрать ключ, суметь подойти, разглядев самое главное. Авторы художественных произведений рассчитывают, что заинтересованный читатель отыщет этот ключ и войдет в литературный мир вместе с писателем.

Польский прозаик Ян Парандовский как-то заметил, что «читатель, сам того не ведая, является соавтором книги еще задолго до того, как она до него дойдет. Он живет с автором в часы колебаний, борьбы и решений. Автор ощущает на себе его взгляд, ждет его смеха или слез, нетерпения, недовольства, гнева, а иногда эти самые симптомы вдохновляют автора, и тогда он начинает дразнить и возмущать читателя»[2]. Быть соавтором сложно, но и очень интересно, часто увлекательнее, чем смотреть по телевизору детективный сериал, и именно такому соавторству нам предстоит учиться в этом учебном году.

Наука чтения книг предполагает сотворчество автора и читателя и помогает вдумчивым и внимательным читателям становиться сотворцами художественных произведений, а в дальнейшем — творцами в своей жизни.

— Как вы думаете, о каком ключе мы только что говорили? Может быть, таких ключей несколько или даже много? Обоснуйте свою точку зрения.

— Нужны ли нам эти ключи, для того чтобы стать соавторами книг? Почему?

— Почему польский прозаик и литературовед Ян Парандовский считал, что «читатель, сам того не ведая, является соавтором книги еще задолго до того, как она до него дойдет»? На чем основывается такая его уверенность?

— Что означает быть соавторами книг?
«Без серьезности нет литературы, — утверждал Ян Парандовский. — Кто прибегает к слову, чтобы выразить в нем свою собственную душу или душу общности, которой он служит, будь то класс, народ или все человечество, тот не может обращаться со словом с веселой беспечностью фигляра[3]. Мнение, будто бы серьезность обязательна только для тех, кто провозглашает какие-либо идеи и лозунги, а не тех, кто прибегает к слову лишь ради искусства, <необоснованно>. Как раз у жрецов искусства для искусства... всецело посвятивших себя созерцанию прекрасного, видна величайшая серьезность даже при выполнении мелочей...»[4]

— Согласны ли вы с этим утверждением Яна Парандовского? Почему? Аргументируйте свой ответ, по возможности дополняя его цитатами из текстов разных произведений — художественной, научно-популярной, критической литературы.

— Как вы полагаете, в своей серьезности напоминает ли литература какую-либо науку? Приведите примеры.

— Как вы считаете, какова связь литературы с наукой и искусством? Обоснуйте свою точку зрения.

— Согласны ли вы еще с одним высказыванием Яна Парандовского: «У всякого иного искусства сфера тем ограничена, одна только литература не знает границ. Она простирается так далеко, как мысль, у которой нет предела ни во времени, ни в пространстве»[5]? Почему?

— Какие еще высказывания о литературе известных писателей, поэтов, литературоведов или общественных деятелей вы слышали и запомнили? Чем именно интересны вам эти высказывания?

II. Работа с учебником.

Давайте откроем наши учебники и прочитаем вступительную статью к учебнику «Читайте не торопясь...» (с. 3—4).

Выразительное чтение двух первых абзацев.

— Расскажите подробно, о чем говорится в данном фрагменте статьи учебника.

— Совпадают ли размышления С. Я. Маршака о литературе, писательском и читательском труде с утверждениями Яна Парандовского? Аргументируйте свой ответ.

— Прочитайте на с. 4 цитату из статьи Дмитрия Сергеевича Лихачева «Любите читать!». Подумайте, почему крупный ученый, академик обратился в этой статье к вам, юным читателям.

— Давайте заслушаем сообщения ваших одноклассников и попытаемся понять, правы ли вы были в своих утверждениях.

III. Сообщения учащихся
(время на сообщение — 5 минут; возможно и с общей для всех сообщений презентацией).

Сообщение № 1.
«Любите читать!» — сообщение на основе статьи Дмитрия Сергеевича Лихачева «Любите читать!».

Кто заинтересуется, прочитает эту статью полностью, потому что она очень интересная и адресована читателям-школьникам.

Сообщение № 2.
Д. С. Лихачев. «Земля родная»: «Цель и самооценка», «Память» (по выбору учащегося).

Сообщение № 3.
Д. С. Лихачев. «Земля родная»: «Об интеллигентности».

IV. Беседа с классом.

— Объясните, стал ли вам теперь понятен контекст, в который были вписаны слова Д. С. Лихачева, являющиеся цитатой в вашем учебнике.

Контекст (от лат. contextus — теснейшая связь, соединение) — законченный в смысловом отношении отрывок текста, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы. Новейший словарь иностранных слов и выражений.

— Согласны ли вы с высказываниями Д. С. Лихачева о литературе и пользе чтения? Обоснуйте свою точку зрения.

— Почему известный исследователь древнерусской литературы, в частности «Слова о полку Игореве», «книжный червь», «кабинетный ученый», академик написал не только статью «Любите читать!», но и целую книгу, адресованную юным читателям?

— Что Лихачев понимал под словами классическое произведение?

— Для чего, по мнению академика Лихачева, необходимо читать классическую литературу? Был ли Д. С. Лихачев против чтения детьми и подростками современной литературы? Почему?

— Согласны ли вы с утверждением Лихачева, что телевизор «отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть»? Почему «диктует»?

— А что нам диктует компьютер, новые компьютерные технологии и, в частности, Internet? Или же не диктует? Есть ли здесь у нас свобода выбора? Если есть, то в чем она заключается? Порассуждайте на эту тему.

V. Работа с эпиграфом.

— Давайте еще раз прочитаем эпиграф к уроку. Какова его основная мысль?

— Как вы думаете, почему именно эти слова были выбраны в качестве эпиграфа?

— Приведите свои примеры в доказательство данных слов Д. С. Лихачева.

— Можно ли соотнести эпиграф к данному уроку, статью Д. С. Лихачева «Любите читать!» и два сегодняшних сообщения, сделанных по книге этого же автора «Земля родная»? Как именно? Давайте же и мы серьезно подойдем к родной и зарубежной литературе, к науке чтения книг и к сотворчеству с писателями и поэтами прошлого и настоящего!

VI. Домашнее задание.

Для всего класса:

— написать сочинение на одну из тем по выбору: «Существует ли мода на чтение художественной литературы?» «Удивительное открытие — это для меня...».

По выбору учащихся:
«Читаем, думаем, спорим...»[6] (с. 3—8).



ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

ЧТО ЦЕННЕЕ: БОГАТСТВО, МУДРОСТЬ ИЛИ ДОБРОТА?

УРОК 2


В жизни ценнее всего доброта, и при этом
доброта умная, целенаправленная.
Д. С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»


Цели урока:
— повторить и закрепить исторические и культурологические сведения, полученные учащимися во время чтения книги С. Лурье «Путешествие Демокрита»;
— закрепить знания семиклассников по истории Древнего мира;
— углубить представления школьников об общечеловеческом значении наследия древних цивилизаций;
— развивать читательские умения учеников; — развивать у подростков умение работать в коллективе, обучаться в сотрудничестве (cooperative learning);
— развивать стремление к постоянному приобретению знаний, деятельностное отношение к жизни;
— воспитывать уважительное отношение к культуре разных народов.

Форма урока:
интегрированный урок, включающий в себя слово учителя, беседу с классом, мини-викторину, групповую работу учеников с географическими картами и дополнительной литературой (cooperative learning), самостоятельную работу, демонстрирующую применение полученных знаний на практике, работу с занимательными заданиями.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Слово учителя с элементами беседы.


Сегодня мы снова будем перелистывать страницы книги из серии «Ученые России — детям». Это повесть Соломона Яковлевича Лурье «Путешествие Демокрита»[7], написанная им в соавторстве с Марком Наумовичем Ботвинником. Почему в соавторстве? Разве повесть Лурье «Письмо греческого мальчика» См. фрагмент повести ниже, прочитанная нами, не доказывает его замечательные художественные способности? Безусловно, но все дело в том, что профессор С. Я. Лурье был знатоком древнегреческой истории и литературы, знал древнегреческий язык и читал памятники древней Эллады в подлиннике, а его ученик М. Н. Ботвинник был переводчиком с древних языков, преподавал древнюю историю и латынь. По мнению самого Лурье, Ботвинник знал о Древнем мире намного больше, чем он сам, особенно о Древнем Востоке, поэтому Лурье предложил ему написать «часть путешествия», в котором описывается в основном Древний Египет. Послесловие к их общему труду С. Я. Лурье назвал «Как мы „варили“ эту книгу». См. послесловие ниже

«Смеющийся философ» Демокрит — «основатель научного материализма, считавший, что все происходит по естественным причинам, без вмешательства богов»[8], был любимым героем профессора Лурье. Настолько любимым, что написание книги о нем ученый все откладывал и откладывал, собирая необходимый материал, не будучи уверенным, что сможет образно и правдиво рассказать о философе и человеке. За это время вышло несколько книг С. Я. Лурье — «Письмо греческого мальчика» (1930), «Заговорившие таблички» (1960), «Неугомонный» (1962). Книга о Демокрите была издана только в 1964 году, уже после смерти ученого и писателя.

Материали«зм (от фр. matйrialisme, от лат. materialis — вещественный) — научное философское направление, утверждающее, в противоположность идеализму, первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от людей и его познаваемость[9].

Демокрит в произведении С. Я. Лурье и М. Н. Ботвинника — явно герой приключенческий. Он молод и смел, силен и смекалист, внешне привлекателен и мудр не по годам. Отправившись в путешествие исключительно с целью расширения кругозора для создания книг, Демокрит резко меняет свои планы для того, чтобы вызволить из рабства своего учителя — философа Левкиппа. На протяжении всего повествования Демокрит являет собой яркий образец для подражания, тип мужского поведения в критических ситуациях. Философские взгляды героя авторы повести раскрывают постепенно, на доступных и понятных примерах.

Реальный Демокрит прожил 104 года и действительно объездил многие страны Древнего Востока и Африки. «2000 лет тому назад он полагал, что все сущее состоит из атомов.

Его называли одним из первых философов-материалистов мира»[10]. Всю свою долгую жизнь Демокрит изучал жизнь людей разных стран и народов, окружающий мир и наследие древних цивилизаций, сам написал много книг, но часть из них до нас не дошла. В поисках мудрости он погружался и в мир книг, и в мир простых смертных людей, и в мир путешествий. Много узнав, он изрек фразу, характеризующую его жизненное кредо: «Найти объяснение хотя бы одного явления — отрадней, чем быть персидским царем». Надо сказать, что персидские цари славились во всем мире своим богатством. Но «смеющийся философ» всегда смеялся над теми, кто посвятил свою жизнь накопительству и погоне за прибылью. Именно за это его и прозвали «смеющимся».

— Изначально Демокрит ставил мудрость, знания превыше богатств. А как он относился к добру? Можем ли мы сегодня дать ответ на этот вопрос?

— Какие факты биографии философа Демокрита ярко демонстрируют его отношение к добру как таковому, к добрым поступкам и к добрым людям? Приведите примеры.

— Расскажите, почему Демокрит изменил своим планам и, покинув Египет, отправился в Эфиопию, а затем в древний Вавилон.

— Кто такой Левкипп? Почему Демокрита волновала судьба этого человека? — Чем философ Левкипп сразу же привлек внимание Демокрита?
(«Свои слова Левкипп всегда старался сопровождать наглядными доказательствами, правильность которых мог проверить каждый»[11].)

— Как вы полагаете, почему жизнь и свобода учителя были для Демокрита дороже новых впечатлений, новых знаний и новых знакомых, приобретаемых во время путешествия? Как это характеризует главного героя повести?

— Что мы узнаем из книги С. Я. Лурье и М. Н. Ботвинника о философе Пифагоре? Чем его учение отличалось от учения, приверженцем которого был Левкипп?

— К каким выводам пришел юный Демокрит, обучаясь у разных учителей? Расскажите об этом подробно.

— Кто такой Диагор? Как к нему относится его хозяин — путешественник Демокрит? Как сначала относился Диагор к хозяину? Почему? Изменилось ли его отношение к Демокриту? Благодаря чему?

— Каким образом Демокрит с Диагором оказались в гостях у Гиппократа? Что мы узнаем о древнегреческом лекаре из описания этой встречи? Почему Демокрит и Гиппократ подружились? Что легло в основу этой дружбы?

— С какими чудесами Древнего мира познакомились Демокрит с Диагором на острове Крит? Расскажите о них.

— Какие мифы и легенды услышали греческие путешественники в Египте, Эфиопии, на Крите, в Малой Азии? Кратко перескажите их.

— Каким вам представляется древний Вавилон? Опишите его. — Чем потрясал этот город людей, впервые его увидевших? Чем заинтересовал именно вас?

— Почему город считался неприступным? Как его называли современники?
(Величайший город мира.)

— Как вы полагаете, описание Вавилона дается в повести от имени Демокрита или же это слова повествователя? Подтвердите свою точку зрения цитатами из текста.

— Чей «голос» звучит при описании праздника весеннего равноденствия в городе Вавилоне? Где дана точка зрения на происходящее «смеющегося философа», а где — точка зрения авторов повести? Докажите это.

— Давайте проследим по карте маршрут Демокрита от города Абдеры до великого Вавилона — «первое путешествие» молодого философа.

II. Групповая работа.

Класс разбивается на группы по 3—4 человека, всем группам дается одно задание:
при помощи текста повести С. Я. Лурье и М. Н. Ботвинника и дополнительной литературы, данной каждой группе, проследить на географической карте маршрут «первого путешествия» философа Демокрита, отметив его карандашом.
Подготовить рассказ о наиболее известных географических местах на этом маршруте.

Каждый член мини-команды изучает из предложенной литературы всего одну или две книги:
энциклопедическую, научно-популярную или научно-художественную. После чего делится полученными знаниями с членами своей группы.

Обсудив услышанное, группа решает, стоит ли об этом говорить перед классом, так как информация может быть или всем хорошо известной, или просто неинтересной, или не относящейся к предложенному заданию. В то же время вся группа получает новую информацию, видит результат деятельности каждого своего члена, а ученики осознают свою персональную ответственность перед группой, так как их успех или неуспех ведет группу или к победе в соревновании групп, или к неудаче.
Такая работа обычно рассчитана на 20—30 минут, поэтому учитель сам должен решить, когда и на каком материале ее проводить. При этом необходимо учитывать дополнительное время на прослушивание выполненных заданий и на их оценивание жюри из состава учеников. Каждая группа получает награду «одну на всех в виде балльной оценки/отметки, какого-то поощрения, сертификата, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности»[12].

III. Беседа с классом.

— Мы с вами проследили маршрут «первого путешествия» Демокрита, вспомнили события, которые легли в основу сюжета повести С. Я. Лурье и М. Н. Ботвинника. Подумайте и ответьте, что, по-вашему, стало завязкой этого сюжета.
(Письмо Левкиппа, повествующее о его пленении и переданное Демокриту философом-греком Архиппом.)

— Каков тип сюжета в данной повести?
(Сюжет приключенческий.)

— Как развивается действие в этом произведении?
(Действие развивается быстро, одно событие тут же сменяет другое, приключения героев также следуют одно за другим, налицо динамика событий.)

— Кто является главным героем? Почему вы так решили? Аргументируйте свой ответ.

— Расскажите о второстепенных персонажах. Каковы они? Как действуют? Как действия второстепенных персонажей подчеркивают достоинства или недостатки главного персонажа? Приведите примеры.

— Что, с вашей точки зрения, является кульминацией действия в данном художественном произведении?
(Встреча Демокрита с Левкиппом в образе премудрого Сораха — судьи города Вавилона.)

— В чем заключался смысл авантюры[13] философа Левкиппа?
(Лучше быть персидским судьей в персидском городе, чем греческим рабом в Вавилоне.)

— Как дальше развивалось действие?

— Каков был маршрут «второго путешествия» Демокрита — из Вавилона домой, в греческий город Абдеры? Перечислите самые крупные вехи на пути Демокрита и Диагора.

— Кто такая Деркето? Как она стала спутницей греческих путешественников? Какая легенда помогла Диагору найти свою суженую?

— Что спасло путников от гибели в подожженной хижине?
(Ум, смекалка и смелость Демокрита, нашедшего сначала клад в подполе, а затем потайной выход из него.)

— Как герой объясняет свое хладнокровие в минуты опасности?
(«Я ученый... и для меня важно все на свете, от самого незначительного явления до самого великого. Находить причины и сущность всего — большее счастье, чем восседать на троне персидского царя».)

— Где и когда авторы произведения демонстрируют нам мудрость Демокрита? Какая именно мудрость смутила баллена (начальника) города Харманды?

— Какими были взгляды на брак двух философов — Левкиппа и Демокрита? Чью точку зрения разделял Диагор? Как вы думаете, почему?
(Демокрит: «Если человек посвятил себя науке и философским размышлениям, то одиночество ему необходимо»; «Есть люди, которые управляют государствами, но ими управляет женщина».
Левкипп: «Как всегда, ты слишком мудришь, Демокрит. По-моему, естествоиспытатель должен исходить из законов природы, а не из выдуманных правил».)

— Почему путешественники снова «потеряли» философа Левкиппа? Что же произошло в городе Киликии? Можно ли сказать, что Левкипп пожертвовал собой ради спасения друзей? Докажите это.

— С каким греческим героем сравнивает своего хозяина-друга юный поэт Диагор?
(С Одиссеем.)

— Почему с ним не соглашается Левкипп?
(«Тот (Одиссей. — Н.К.) ведь был ничуть не лучше финикийских торговцев. Странствуя, он стремился набрать как можно больше сокровищ — золота и серебра. А Демокрит собрал множество гораздо более ценных сокровищ — знания и наблюдения над природой и жизнью людей».)

— Как вы полагаете, почему абдерский корабельщик, приехавший в Эфес по торговым делам, помог Демокриту и его спутникам бесплатно вернуться на родину?
(Во-первых, греки всегда и везде помогали своим соплеменникам; во-вторых, древние эллины уважали знания и мудрость, уважали своих ученых и философов, следовательно, помочь «своему ученому и знатному человеку» — святое дело.)

— Какова развязка действия?

— Как Демокрит поступил со своим рабом Диагором?
(Вернувшись в Абдеры, философ дал тому вольную: Диагор женился на Деркето.)

— Почему философ и великий врач Гиппократ не смогли отстоять Демокрита перед судом старейшин его города?
(Абдеры — город глупцов, и речи умных людей, их логика были непонятны судьям.)

— Как спас Демокрита его учитель Левкипп? Расскажите об этом подробно.

— Так что же ценнее всего в этой жизни: богатство, мудрость или доброта? Аргументируйте свой ответ.

V. Работа с эпиграфом.

— Прочитайте еще раз эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти слова Д. С. Лихачева?

— Что значит доброта умная? Бывает ли добро неумным? В каких случаях? Приведите примеры.

— Почему академик Лихачев говорил о доброте целенаправленной? Как это можно понять?

— Встречаем ли мы в повести «Путешествие Демокрита» такую умную, целенаправленную доброту? Расскажите об этом.

— Какие впечатления оставила у вас после прочтения повесть С. Я. Лурье и М. Н. Ботвинника «Путешествие Демокрита»?

VI. Самостоятельная работа.

Ответьте письменно на вопрос: «Как вы понимаете слова Демокрита: „Находить причины и сущность всего — большее счастье, чем восседать на троне персидского царя“»? Приведите свои примеры (из книги С. Я. Лурье и М. Н. Ботвинника, из иных произведений или кинофильмов, из собственной жизни или жизни других людей).

VII. Домашнее задание.
По выбору учащихся прочитать научно-художественные произведения
:
М. Э. Матье. «День египетского мальчика»;
М. Э. Матье. «Кари, ученик художника»;
Р. И. Рубинштейн. «Глиняный конверт».



КАК МЫ "ВАРИЛИ" ЭТУ КНИГУ
Послесловие к книге С.Я.Лурье «Путешествие Демокрита»

Эта книга — химический сплав. Во–первых, в ней сплавлены вместе три писателя Древней Греции. Во–вторых, в ней сплавлен труд двух теперешних авторов — М. Н. Ботвинника и С. Я. Лурье.

А дело было так.

В свободное от научной работы время я пишу детские книги, в которых в доступном виде стараюсь изложить результаты моей научной работы. Так, в Детгизе вышли три моих книги: «Письмо греческого мальчика», «Заговорившие таблички», «Неугомонный».

И на этот раз я явился в издательство и предложил книгу о путешествиях знаменитого греческого историка Геродота. Мое предложение не приняли — Геродот замысловатый и двусмысленный писатель. О нем много спорят. Детям надо что‑нибудь ясное и определенное. Как ни интересна античная география, но такая книга не пойдет.

Через некоторое время я пришел в издательство с другим предложением.

— Я всю жизнь занимаюсь философией Демокрита, — сказал я редактору. — Демокрит — основатель научного материализма, считавший, что все происходит по естественным причинам, без вмешательства богов. По его учению, весь мир состоит из атомов и пустоты. Демокрит, кроме того, автор красивых нравоучительных изречений. Неужели детям не надо такой книги?

— Это все хорошо для учебника, — сказали мне в редакции. — Но для развлечения и отдыха никто такой книги читать не станет. Это же скучно и уныло!..

— Но Демокрит много путешествовал. Он был в Египте, где учился математике, и доплыл до истоков Нила. Он видел Вавилон. Разве это не интересно?

— Это было бы интересно, если бы мы знали какие‑нибудь подробности об этих путешествиях. А простое перечисление — одна тоска!

Уйдя из редакции, я стал думать, почему же я все‑таки так живо представляю себе эти путешествия Демокрита. И я вспомнил: Демокрит путешествовал по Египту тем же путем, что незадолго до него и Геродот, который подробно и живо рассказал нам об этом путешествии. Тот же Геродот дал подробное описание Вавилона…

Как путешествовал Демокрит от побережья Эгейского моря до Вавилона, тоже нетрудно себе представить. Ведь немногим позже Демокрита этот же путь подробно описал Ксенофонт в своем «Анабасисе».

А что, если все это соединить вместе? Если сюда добавить еще приключения и романтические истории, взятые из греческих романов?

И мы с М. Н. Ботвинником принялись «плавить» и «варить» новую книгу и — худо ли, хорошо ли — «сварили» ее.

А что из этого получилось, — об этом судите сами и обязательно нам напишите.
С. Я. Лурье. (вернуться)


Следующие уроки: Урок 3. Предания — поэтическая автобиография восточных славян >>>

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2009.


1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 7 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с.
Пособие разработано к программе по литературе для 7 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 7 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по детской литературе, в том числе и современной. Разрыв между изучаемой в школе литературой и кругом чтения современного читателя является порой опасным для авторитета школы: на уроках литературы обсуждаются проблемы ушедших поколений, методическая инерция поддерживает на плаву произведения, давно ушедшие в специальную историю литературы для профессионалов.
Нумерация уроков здесь и далее в тексте пособия дается по варианту 1Б поурочного планирования (см. с. 7—31). (вернуться)

2. Парандовский Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни. — М., 1990. — С. 5. (вернуться)

3. Фигляр (от польск. figlarz) — позёр, кривляка — о человеке, стремящемся обратить на себя внимание шутовским поведением. (вернуться)

4. Парандовский Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни. — М., 1990. — С. 154. (вернуться)

5. Там же. — С. 162. (вернуться)

6. Читаем, думаем, спорим... : Дидактические материалы по литературе. 7 класс / Авт.-сост. В. Я. Коровина. — 11-е изд. — М. : Просвещение, 2008 (и другие издания). (вернуться)

7. Лурье С. Письмо греческого мальчика // Лурье С. Путешествие Демокрита. — М., 2002. (вернуться)

8. Лурье С. Письмо греческого мальчика // Лурье С. Путешествие Демокрита. — М., 2002. — С. 191. (вернуться)

9. См.: Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / В. В. Одинцов, Г. П. Смолицкая, Е. И. Голанова, И. А. Василевская / Под ред. В. В. Иванова. — М.: Просвещение, 1983. — С. 108. (вернуться)

10. Лурье С. Письмо греческого мальчика // Лурье С. Путешествие Демокрита. — М., 2002. — С. 45—46. (вернуться)

11. Лурье С. Письмо греческого мальчика // Лурье С. Путешествие Демокрита. — М., 2002. — С. 53. (вернуться)

12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — С. 29. (вернуться)

13. Авантюра (от фр. aventure — приключение) — рискованное дело, предпринятое в расчете на случайный успех, без учета реальных условий и возможностей, сомнительное по честности; обычно оценивается как обреченное на провал.
В литературе XIX века слово авантюра употребляется также в значении «рискованное похождение, приключение, связанное с опасностью для жизни» (Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / В. В. Одинцов, Г. П. Смолицкая, Е. И. Голанова, И. А. Василевская / Под ред. В. В. Иванова. — М.: Просвещение, 1983. — С. 18). (вернуться)




С.Я.ЛУРЬЕ
ПИСЬМО ГРЕЧЕСКОГО МАЛЬЧИКА

Исторический рассказ (Москва, "Детская литература", 1989)
(Фрагмент повести)

ПРОФЕССОР НАЙТ
Поезд уже ушёл, а я всё ещё стоял на платформе Московского вокзала в Ленинграде, держа в руке маленький, аккуратно запакованный четырёхугольный предмет. Сквозь бумажную обёртку я прощупал стекло. «По-видимому, это его фотографическая карточка»,— думал я.

Этот пакет был оставлен мне при прощании американским профессором Найтом, только что уехавшим в скором поезде из Ленинграда в Москву.

Найт, профессор археологии Энн-Арборского университета, приехал из Америки в СССР, чтобы познакомиться с новым бытом России. Три дня я сопровождал его в качестве собеседника и проводника по всем замечательным местам Ленинграда. Теперь он уехал в Москву, и оставленный им предмет был, скорее всего, знаком благодарности за причинённое мне беспокойство.

Придя домой, я развернул бумагу и увидел зажатый между двумя стёклами коричневый листок. Я раскрыл стеклянный футляр, и листок выпал на стол.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
«Интересная бумажка,— подумал я.— Это будет поинтереснее фотографической карточки Найта!»

Я осторожно приподнял и пощупал листок. Он был в дырах, и на нём стояли какие-то значки. Он нисколько не походил на бумагу. Листок был плотный, твёрдый, очень хрупкий, жилки-волокна выдавались так, что их почти можно было ощупать руками.

Я поставил листок перед лампой и увидел, что тёмно-коричневые волокна отчётливо выделялись на светло-коричневом фоне. Они шли вдоль и поперёк, точь-в-точь как на куске холста.

Бумаги, которая состояла бы из таких волокон, не бывает,— это не бумага.

Передо мной был папирус. На бумажной рамке, скреплявшей оба стекла, было написано: «With А. N. Knight's compliments and thanks» — «С комплиментами и благодарностью А. Н. Найта». Так пишут англичане на подарках... Значит, Найт подарил мне папирус.

ПАПИРУС
Папирус!

И я стал вспоминать всё, что я знаю о папирусе. О папирусе я когда-то читал у римского писателя Плиния.

Папирус приготовляли в Египте много сотен лет назад, когда ещё не умели делать бумагу. Его приготовляли из водяных растений, растущих густыми зарослями по берегам Нила.

Трёхгранные стебли этого растения расщеплялись острым ножом на длинные волокна. Эти волокна расстилали рядами. На них накладывали тяжёлые камни. Из волокон выделялся клей, который соединял их в плотные шероховатые листы. Эти листы затем выглаживали раковинками и склеивали в длинные трубки — готовые листы-папирусы.

Такие листы я видел у нас в Эрмитаже, в египетском отделении.

Теперь папирус перестали выделывать: он очень дорог. Папирус вытеснила более дешёвая бумага.

Зато папирус был очень прочен. Бумага, на которой напечатана эта книжка, истлеет и рассыплется лет через триста. А папирус сохраняется без вреда в сухом месте тысячи лет.

Моему листку, наверное, больше тысячи лет.

БОЛЬШЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ НАЗАД
Тысяча лет назад — это страшно давно.

В моей комнате нет ни одной вещи старше пятидесяти лет. В Ленинграде нет ни одного дома старше двухсот семидесяти пяти лет.

Тысячу лет назад не было ни Ленинграда, ни Москвы. Люди тогда жили совсем по-другому.

Если я сумею прочесть папирус, я узнаю, как жил, что делал человек больше тысячи лет назад.

О чём он думал, когда сидел за столом и писал этот папирус?

А может быть, тогда и столов не было?

И чем он писал: были ли тогда перья такие же, как у нас, и были ли похожи чернила на наши? И когда он писал: в каком году? зимой или летом? днём или вечером? А если вечером, то при лампе или при свече? Были ли тогда лампы и свечи? И кто он был сам: ремесленник или полководец, купец или учитель, служащий в канцелярии или жрец? На каком языке говорил? Жил он в деревне или в городе? Что любил есть? Сколько ему было лет? Как его звали?

Я думал: кое-что я узнаю, когда я прочту папирус. (вернуться)




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz