Анализ рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Уроки литературы в 8 классе из книги Н.В.Беляевой
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Астафьев В.П. Основные даты жизни и творчества
Портрет В.П.Астафьева работы художника Е.Н.Широкова, 1969
Портреты В.П.Астафьева
Астафьев В.П. Фотография, на которой меня нет
Рассказ В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Уроки литературы в 8 классе (из книги Н. Е. Кутейниковой)
Основные темы творчества В. П. Астафьева (урок литературы в 11 классе)
Рассказ В.П.Астафьева "Васюткино озеро" (уроки литературы в 5 классе)
Астафьев В.П. Конь с розовой гривой (на сайте "Литература для школьников")

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ
(1924 – 2001)

«ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ»


Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 61-62

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля


Урок 61. В. П. Астафьев. "Фотография, на которой меня нет": картины предвоенного детства, образ главного героя

Урок 62. В . П. Астафьев. "Фотография, на которой меня нет": автобиографический характер рассказа. Урок развития речи 8

В. П. АСТАФЬЕВ.
«ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ»:
КАРТИНЫ ПРЕДВОЕННОГО ДЕТСТВА, ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ
УРОК 61


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Отражение предвоенного времени. Мечты и реальность предвоенного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Основные виды деятельности.
Составление тезисов статьи учебника «Виктор Петрович Астафьев». Устный рассказ о писателе и истории создания рассказа. Восприятие и выразительное чтение фрагментов рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, его идейно-эмоционального содержания.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе.


Актуализация имеющихся знаний о В. П. Астафьеве:

— Что вам известно о жизни и творчестве Астафьева?

— Какие книги писателя вы уже читали и изучали?

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Проверьте себя».

— Какова тема и главная мысль рассказа «Васюткино озеро»?

— Какие нравственные проблемы поднимает книга «Конь с розовой гривой»?

2. Рассказ учителя об Астафьеве, его военной биографии, писательской и общественной деятельности
(см. Жизненный и творческий путь В.П.Астафьева)
с показом фотографий писателя и памятника ему и включением сообщений учащихся.

II. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Виктор Петрович Астафьев» (см. статью ниже):

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Виктор Петрович Астафьев»
Вопрос
Тезис
Зачем человеку нужны друзья?
    
Почему книги В. Астафьева автобиографичны?
    
Определите жанр книги В. Астафьева «Последний поклон»
    
Почему рассказ о детстве мальчика становится повествованием о целом поколении людей, живших в предвоенные годы?
    
Какие лучшие качества людей воплощает автор в своих героях?
    

Обобщающая беседа:
«Виктор Петрович Астафьев»


Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Проверьте себя».

Чем удивительна биография писателя В. П. Астафьева?

III. Отражение предвоенного времени.
Мечты и реальность предвоенного детства

Групповая работа:

Группа 1.


Прочитайте выразительно фрагмент рассказа с начала до слов «...обоих настегала прутом».

Расскажите, как заболел герой рассказа и как бабушка лечила его.

Почему приезд фотографа в деревню был событием для всех её жителей?

Прочитайте слова бабушки, обращая внимание на особенности её речи.

*Как автору удаётся создать живой образ бабушки с помощью её речевой характеристики?

Группа 2.

Прочитайте по ролям разговор бабушки, Саньки и рассказчика со слов «Разбудился от голосов...» до слов «Куда я мог идти, если ноги не ходят?».

В чём конфликт этого диалога?

Расскажите, почему автор называет деревенское окно «произведением искусства».

Почему первый цветок на окне был для мальчика предвестником весны?

*Какие детали подчёркивает автор в распускающемся цветке? Почему?

Группа 3.

Прочитайте по ролям разговор бабушки с учителем со слов «Во дворе залаял Шарик» до слов «Один учитель не знает и никогда не узнает».

Как автор передаёт психологическое состояние рассказчика, который не нашёл себя на школьной фотографии?

Расскажите, как сельские жители помогали семье учителей.

Чем можно объяснить их всеобщее уважение к учителю?

Расскажите, какие трудности испытывали сельская школа и учителя в предвоенные годы.

Как учителя и жители деревни старались помочь школе?

*Почему бабушка так берегла школьную фотографию?

*Какой смысл она вкладывала в оценку учителя — «культурный человек»?

Группа 4.

Прочитайте по ролям эпизод со змеёй со слов «К весне тетрадки, выменянные на утильсырьё...» до слов «Нам надо было учителя-то оборонять, а мы?!».

Как знал лес учитель и как знали лес ученики? Как объяснить поведение учителя в сцене со змеёй?

Прочитайте выразительно финал рассказа со слов «Прошли годы, много, ох много их минуло» до конца рассказа.

Что значит дожить «до такой почести, как наши учителя»?

Почему рассказчик никогда не смеялся «над деревенскими фотографиями»?

О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:

Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

IV. Практическая работа.
Подбор цитат на тему «Отражение предвоенного времени в рассказе “Фотография, на которой меня нет”».


Заполнение цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Отражение предвоенного времени в рассказе
“Фотография, на которой меня нет”»
Приметы времени
Цитатные примеры
Средства передвижения
    
Средства связи
    
Одежда жителей и школьников
    
Народные средства лечения
    
Интерьер деревенской избы (деревенское окно, печь и т. п.)
    
Средства существования в деревне
    
Оснащение школы
    
Ребята со школьной фотографии погибли в годы войны
    
Название школы
    
Описание деревенских фотографий
    

Заполнение цитатной таблицы может быть завершено дома.

И т о г о в ы й   в о п р о с:

Что объединяло жителей деревни в предвоенные годы?

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатной таблицы.

Письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Подготовиться к различным видам пересказов: краткому, художественному, выборочному, от лица героя, автора, рассказчика (по выбору учителя).

В. П. АСТАФЬЕВ.
«ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ»:
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР РАССКАЗА
Урок развития речи 8
УРОК 62


Основное содержание урока.
Автобиографический характер рассказа. Развитие представлений о герое-повествователе. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос.

Основные виды деятельности.
Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление сообщения о герое-повествователе. Различение образов рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.

I. Автобиографический характер рассказа
Различные виды пересказов.


Выполнение задания 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

— Докажите, что рассказ носит автобиографический характер.

II. Развитие представлений о герое-повествователе

1. Найдите в словаре литературоведческих терминов понятие образ повествователя

ОБРАЗ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ — условный носитель авторской (то есть не связанной с речью какого-либо персонажа) речи в прозаическом произведении, от лица которого ведется повествование; субъект речи (повествователь).
О. п. проявляет себя только в речи и не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего. В разных произведениях одного писателя возможно появление различных О. п. В драме авторская речь сведена к минимуму (ремарки) и не звучит на сцене.
(Словарь литературоведческих терминов)

2. Сопоставление героя-повествователя (эпического героя) и лирического героя, близкого автору, который рассказывает историю своего детства:

— Каким предстаёт перед нами герой-повествователь, мальчик Витька?

— Дайте ему характеристику, используя план (см. урок 13). Составьте сообщение о герое-повествователе.

— Каким предстаёт перед читателем взрослый герой, рассказывающий историю своего детства?

— Почему взрослый герой относится к детским воспоминаниям с юмором (деревенский люд, алчущий быть увековеченным; такая персона, как фотограф; я завыл... сначала тихонько, по-щенячьи и др.)?

— Докажите, что взрослый герой оценивает народные приметы, средства лечения, интерьер избы, школьную фотографию с позиции опытного человека (деревенское окно — произведение искусства, фотография — «своеобычная летопись нашего народа» и др.).

— Докажите, что взрослый герой знает всё, что произойдёт с мальчиком, поэтому даёт оценки будущим событиям, нарушая временную последовательность повествования (прошли годы, много, ох много их минуло; много их полегло в войну и др.).

— Докажите, что взрослый герой лишается юношеского максимализма, переоценивает свои взгляды на жизнь (в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька; каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживёт до такой почести и др.).

— *Можем ли мы сказать, что суждения взрослого героя — это суждения писателя Астафьева? Обоснуйте свой ответ.

III. Обсуждение иллюстрации к рассказу.

Удалось ли художнику передать характеры героев? Обоснуйте свой ответ.

IV. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов:

1. Какие испытания пережил человек в военное время? (по одному-двум произведениям о Великой Отечественной войне)

2. Как стихи и песни о войне приближали Победу, предостерегали от новых войн? (см. материал урока "Стихи и песни о Великой Отечественной войне")

3. Почему Астафьев назвал деревенскую фотографию «своеобычной летописью нашего народа, настенной его историей»?

Домашнее задание

Дать письменный развёрнутый ответ на один из проблемных вопросов.

Индивидуальные задания.

Прочитать рассказы А. П. Платонова «Житейское дело» и В. П. Астафьева «Яшка-лось» и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим...» (по выбору учителя).

Подготовить справки о поэтах XX века: И. Анненском, Д. Мережковском, Н. Заболоцком, Н. Рубцове.

Cм. страницы: Н.Степанов. Из воспоминаний о Н.Заболоцком на сайте "Литература для школьников"

Виртуальная выставка "И.Ф.Анненский – педагог и поэт" на сайте "Литература для школьников"

Следующие уроки: Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе (обзор) >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.


ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ
(1924 – 2001)


«Человеку назначено природой иметь свой характер, который, конечно же, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, кому повезет их иметь, ибо дружба, настоящая дружба, — награда человеку редкая и драгоценная, порой она бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах — с поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие, преданные друзья. У меня они, такие друзья, были на войне, есть и в нынешней жизни... Каждую свою книгу, да и каждую строку, и поступок свой просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность» — этими словами писатель Виктор Астафьев открывал свою книгу, выпущенную для школьников издательством «Просвещение».

В книгу эту вошла повесть «Кража» и главы из повести «Последний поклон». Оба произведения в значительной степени автобиографичны.

«Кража» — повесть о воспитанниках детского дома, о сложных, искалеченных жестокостью мальчишеских судьбах, о директоре детского дома Репнине, который пытался отстоять в душах подростков веру в добро. Астафьев тоже был детдомовцем, поэтому писал о том, что пережил сам.

Автобиографична и повесть «Последний поклон». Жанр этого произведения характерен именно для творчества Астафьева — это повесть, состоящая из рассказов. Герои повести — Витя Потылицын, мальчик из таежного сибирского села, бабушка Катерина Петровна — казалось бы, реальные, конкретные люди: сам писатель, его бабушка, взявшая внука на воспитание. Но в то же время это воспроизведенный через личные переживания одного человека рассказ о целом поколении людей, чье детство выпало на трудные предвоенные годы. Мягкая, задушевная интонация героя-рассказчика высвечивает не столько суровую, часто жестокую действительность, сколько добрые поступки людей, которые окружали героя, их взаимное уважение, их трогательную заботу друг о друге.

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является главой из книги «Последний поклон».

Источник: Учебник литературы. 8 класс.
(вернуться к уроку)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Согласны ли вы с В. П. Астафьевым в его убеждении, что дружба имеет решающее значение в формировании характера человека? Имеет ли дружба столь важное значение в вашей жизни?

2. Какие автобиографические произведения вы уже читали на уроках литературы? Интересно ли читать такие произведения? Возникает ли у вас особое отношение к герою автобиографического произведения?

3. Вспомните, с кем из героев В. П. Астафьева вы уже знакомы. Чем интересны для вас герои астафьевских рассказов?

4. Вспомните определение цикла как особого жанрового образования.

Источник: Учебник литературы. 8 класс.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Рассказ «Фотография, на которой меня нет»


1. Вы прочитали небольшой рассказ, в котором говорится об ординарном событии, но вместо с тем описывается эпизод из истории жизни страны в XX воке - о деревенских буднях школы. Какими они вам представляются благодаря рассказу В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»?

2. Кто герои рассказа? Двумя-тремя штрихами автор раскрывает перед нами характеры. Каковы они — учитель, дядя Левонтий, бабушка? Как помогали друг другу учитель и жители села, взрослые и дети?

3. С какой целью писатель рассказывает о том, как создавалась эта сельская школа? Найдите в тексте это описание. Прочитайте вслух. Можно ли хоть примерно определить годы, о которых пишет В. Астафьев? Какие приметы помогли вам определить время?

4. Как вы понимаете фразу, которой заканчивается повествование: «Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его истории»?

РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА

Подготовьте пересказ текста, подчеркнув цитатами особенности жизни деревни и размышлений главного героя.

Источник: Учебник литературы. 8 класс.


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

 
 




 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz