Образы Родины и родной природы в стихах XX века. Уроки литературы в 8 классе из книги Н.В.Беляевой
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
И. Ф. Анненский. Конец 70-х годов XIX в. Фото.
Портреты И. Ф. Анненского
Виртуальная выставка "И. Ф. Анненский – педагог и поэт" на сайте "Литература для школьников"
Анненский И. Ф. Автобиография
Анненский И. Ф. Снег
Мережковский Д. Родное
Мережковский Д. Не надо звуков
Н. Заболоцкий. Фото, 1933
Портреты Н.А.Заболоцкого
Заболоцкий Н.А. Основные даты жизни и творчества
Н.А.Заболоцкий (Из воспоминаний Н.Степанова) (на сайте "Литература для школьников")
Заболоцкий Н. А. Вечер на Оке
Заболоцкий Н. А. Уступи мне, скворец, уголок...
Н. М. Рубцов. Фото
Основные темы и мотивы лирики Н.Рубцова
Рубцов Н. М. По вечерам
Рубцов Н. М. Привет, Россия
Стихотворения Н.М.Рубцова "Звезда полей", "Листья осенние", "В горнице" (уроки литературы в 6 классе)
Родная природа в русской поэзии ХХ века (уроки литературы в 6 классе)
"Тихая моя Родина". Стихи В.Я.Брюсова, Ф.Сологуба, С.А.Есенина и других поэтов о родной природе. Урок литературы в 7 классе (на сайте "Литература для школьников")
Весна. Большая вода. Художник И. Левитан, 1897 г. Государственная Третьяковская галерея

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

РУССКИЕ ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОДИНЕ,
РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ


Уроки литературы в 8 классе[1]
Урок 63

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля

РУССКИЕ ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОДИНЕ,
РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ (ОБЗОР)
УРОК 63


Основное содержание урока
Образы Родины и родной природы в стихах XX века. Стихотворения в актёрском исполнении. Богатство и разнообразие чувств и настроений.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Образы Родины и родной природы в стихах XX века. Стихотворения в актёрском исполнении


Актуализация имеющихся знаний о поэзии XX века о родной природе:

— Вспомните, какие стихи о Родине и родной природе вы уже знаете.

— Чем вам запомнились стихи Ф. Сологуба, В. Брюсова, А. Блока, С. Есенина, И. Бунина, А. Ахматовой, А. Прокофьева, Д. Кедрина, Н. Рубцова, Н. Заболоцкого?

— Какие мысли и настроения стихов о Родине и родной природе актуальны и сегодня?

II. Концерт-миниатюра из стихов XX века о Родине и родной природе, изученных в 5—7 классах и прочитанных самостоятельно (по выбору учителя).

III. Групповая работа:

Группа 1.
И. Анненский. «Снег»
(см. текст стихотворения ниже).

Краткая справка о поэте (см. ниже: Анненский И. Ф. Автобиография).

Cм. страницу Виртуальная выставка "И.Ф.Анненский – педагог и поэт" на сайте "Литература для школьников".

Какие описания зимнего снега противопоставлены в стихотворении?

Какие причины мешают поэту полюбить зиму?

*Почему поэт начинает стихотворение словами «Полюбил бы я зиму...», а в середине стихотворения употребляет союз но?

Какой снег нравится поэту?

*Как понять выражение «всесожженье весны»?

Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт, описывая свои зимние настроения?

Прослушивание актёрского чтения и ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Ответы на вопросы из раздела учебника «Будьте внимательны к слову».

Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после стихотворения И. А. Бунина «У птицы есть гнездо...»).

Группа 2.
Д. Мережковский. «Родное»
(см. текст стихотворения ниже).

Краткая справка о поэте.

Какими способами поэт создаёт настроение печали?

Какую звукопись, поэтическую лексику и синтаксис использует для этого поэт?

Как и почему меняется настроение стихотворения?

*Почему в родных поэту местах «тише радость и спокойней горе»?

Прослушивание актёрского чтения и ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Группа 3.
Д. Мережковский. «Не надо звуков»
(см. текст стихотворения ниже).

Как вы понимаете первую строчку стихотворения?

*Докажите, что поэт воспринимает природу как высшее творение Бога.

Какими способами создаётся образ тишины?

Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт, описывая величие молчаливой природы?

*Что, по мнению поэта, «выше земных желаний, дел и слов»?

Прослушивание актёрского чтения и ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Ответ на вопрос из раздела учебника «Учимся читать выразительно».

Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после стихотворения И. А. Бунина «У птицы есть гнездо...»).

Группа 4.
Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке»
(см. текст стихотворения ниже).

Краткая справка о поэте.
См. страницу Н.А.Заболоцкий (Из воспоминаний Н.Степанова) (на сайте "Литература для школьников").

Почему не каждый человек может почувствовать радость и «очарованье русского пейзажа»?

Какими качествами нужно для этого обладать?

Докажите, что природа у Заболоцкого — это живое существо.

Какие два мира противопоставлены в стихотворении?

К какому миру лирический герой относит себя? Почему?

*О каком «нежном огне» пишет автор? Обоснуйте свой ответ.

*Какие диковины человек может открыть для себя в природе?

Прослушивание актёрского чтения и ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 5.
Н. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок...»
(см. текст стихотворения ниже).

В чём поэт видит единство человека, природы и мирозданья?

Почему в стихотворении так много глаголов в повелительном наклонении?

Какова их роль в тексте?

Какие разговорные, бытовые слова и выражения вводит автор в поэтическую ткань?

Чего он этим добивается?

*Опишите звуковые образы стихотворения.

*Какими способами они созданы?

Найдите в стихотворении юмористические строки. Как они характеризуют лирического героя?

Прослушивание актёрского чтения и ответы на вопросы 1—3, 5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Ответы на вопросы 3—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 6.
Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча»
(см. тексты стихотворений ниже).

Краткая справка о поэте. (См. материал ниже).

Какая связь «былой России» и современной показана в стихотворении «По вечерам»? В чём проявляется эта связь?

Какие картины былой Руси представляются поэту важными, ключевыми?

*Какой символический смысл вкладывает поэт в строчку «Здесь парни ладят стремена»?

Какие связи человека и страны отмечает поэт в стихотворении «Встреча»?

*Докажите, что частный случай встречи друзей становится у поэта символическим обобщением образа времени.

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Будьте внимательны к слову».

Группа 7.
Н. Рубцов. «Привет, Россия»
(см. текст стихотворения ниже).

Что такое Россия для лирического героя стихотворения?

Что ему особенно дорого на Родине?

Какие черты биографии Рубцова отразились в стихотворении?

Какой символический смысл заключён в словах «Я сильный был, но ветер был сильней»?

*Какой колорит создаёт интеграция высокой лексики (певчие, хоромы, миротворно, достославный, ликовал) и прозаизмов (овины, жнивьё, изба, крапива, горница)?

Почему поэт дорожит своей малой родиной?

*Найдите в стихотворении обозначения поэтического пространства и времени.

*Какими видит их поэт?

Прослушивание актёрского чтения и ответы на вопросы 1—4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Результаты исследования стихов о Родине и родной природе могут быть предъявлены в форме устного журнала.
Каждая группа будет представлять свою страницу, а вопросы и задания получит заранее для предварительной самостоятельной подготовки.


IV. Практическая работа.
Сопоставительный анализ образа Родины в творчестве русских поэтов.


Заполнение цитатной таблицы:

ТАБЛИЦА
Способы создания образа Родины
Автор и название
Композиция
Образный ряд
Звуковой строй
Тропы
Фигуры
Интонации
*Время и пространство
Анненский.
«Снег»
    
    
    
    
    
    
    
Мережковский.
«Родное»
    
    
    
    
    
    
    
Мережковский.
«Не надо звуков»
    
    
    
    
    
    
    
Заболоцкий.
«Вечер на Оке»
    
    
    
    
    
    
    
Заболоцкий.
«Уступи мне, скворец, уголок...»
    
    
    
    
    
    
    
Рубцов.
«По вечерам»
    
    
    
    
    
    
    
Рубцов.
«Встреча»
    
    
    
    
    
    
    
Рубцов.
«Привет, Россия»
    
    
    
    
    
    
    

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

И т о г о в ы й  в о п р о с:

В чём сходство и различие образа России у разных поэтов XX века?

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатной таблицы.

Подготовиться к выразительному чтению одного из стихотворений наизусть (по выбору учащихся).

Письменно проанализировать одно из стихотворений (см. план анализа стихотворения в уроке 19)
или сделать сопоставительный анализ следующих стихотворений: «Родное» Д. Мережковского и «Привет, Россия» Н. Рубцова; «Не надо звуков» Д. Мережковского и «Вечер на Оке» Н. Заболоцкого; «По вечерам» и «Встреча» Н. Рубцова; «Снег» И. Анненского и «Первый снег» В. Брюсова.

Индивидуальные задания.

Подготовить краткие справки о поэтах-эмигрантах: Н. Оцупе (см.: http://slova.org.ru/ocup/about/), З. Гиппиус (см.: http://www.aphorisme.ru/about-authors/gippius/?q=4748), Дон Аминадо (см.: http://www.people.su/37303 ), И. Бунине (см.: http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00041601184773068517).

Подготовить выразительное чтение стихотворений «Над забвением» З. Гиппиус; «Колыбельная» и «Уездная сирень» Дона Аминадо и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим...» (по выбору учителя).

Следующие уроки: Поэты Русского зарубежья о Родине >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.


Иннокентий Фёдорович Анненский
(1855 – 1909)
АВТОБИОГРАФИЯ


Как большинство людей моего поколения, если они, как я, выросли в литературных и даже точнее – литераторских традициях, я рано начал писать. Мой брат Н. Ф. Анненский и его жена А. Н. Анненская, которым я всецело обязан моим "интеллигентным" бытием, принадлежали к поколению 60-х годов. Но я все-таки писал только стихи, и так как в те годы (70-е) еще не знали слова символист, то был мистиком в поэзии и бредил религиозным жанром Мурильо, который и старался "оформлять словами". Черт знает что! Мои приятели, теперь покойные лирики, Николай Кобылий и Анатолий Вигилянский (Вий), уже брали штурмом несколько редакций из тех, что поскромнее, и покойный Шеллер, вздыхая, капитулировал иногда перед их дранг'ом {Натиском (нем.).}. Но я твердо держался глубоко запавших мне в душу слов моего брата Николая Федоровича: "До тридцати лет не надо печататься", и довольствовался тем, что знакомые девицы переписывали мои стихи и даже (ну, как было тут не сделаться феминистом!) учили эту чепуху наизусть.

В университете, – как отрезало со стихами. Я влюбился в филологию и ничего не писал, кроме диссертаций. Потом я стал учителем, но увы! до тридцати лет не дождался – стишонки опять прокинулись, – слава богу, только они не были напечатаны. Зато соблазнил меня на научные рецензии покойный Леонид Николаевич Майков, который дал мне написанную по-польски и только что тогда увидевшую свет грамматику Малецкого. Это и была моя первая печатная работа, напечатанная в журнале Министерства Народного просвещения, а сколько именно лет тому назад, не помню.

С моим дебютом соединяется у меня два воспоминания; во-первых, Л. Н. Майков не изменил ни слова в моей статейке – добрая душа был покойный; во-вторых, ее отметил в "Archiv fur Slawische Philologie" {"Архив славянской филологии" (нем.).} Ягич, тогда еще профессор нашего университета, теперь австрийский барон и академик. Статейка была, хотя и невинная, но полемическая, а я – уж как это вышло, не помню – ее не подписал. И вот суровый славист отметил ее лишь двумя словами: Warym anonym? {Почему анонимно? (нем.).}

Упрек не прошел мимо. С тех пор ни одной полемической статьи я больше не написал, а анонимно напечатал за всю мою жизнь одну только, и то хвалебную заметку.
Источник: Иннокентий Анненский. Книги отражений. – М.: Наука, 1979 (серия "Литературные памятники"). – с. 495.
(вернуться к уроку)

СНЕГ[2]
И. Ф. Анненский


Полюбил бы я зиму,
Да обуза тяжка...
От нее даже дыму
Не уйти в облака.

Эта резанность линий,
Этот грузный полет,
Этот нищенски синий
И заплаканный лед!

Но люблю ослабелый
От заоблачных нег —
То сверкающе-белый,
То сиреневый снег...

И особенно талый,
Когда, выси открыв,
Он ложится усталый
На скользящий обрыв,

Точно стада в тумане,
Непорочные сны —
На томительной грани
Всесожжения весны.
1909

Источник: Учебник литературы. 8 класс.
(вернуться к уроку)

РОДНОЕ
Дмитрий Мережковский
[3]

Далеких стад унылое мычанье
И близкий шорох свежего листа...
Потом опять глубокое молчанье...
Родимые, печальные места!

Протяжный гул однообразных сосен
И белые, сыпучие пески...
О, бледный май, задумчивый, как осень!..
В полях затишье, полное тоски...

И крепкий запах молодой березы,
Травы и хвойных игл, когда порой,
Как робкие, беспомощные слезы,
Струится теплый дождь во тьме ночной.

Здесь — тише радость и спокойней горе,
Живешь как в милом и безгрешном сне,
И каждый миг, подобно капле в море,
Теряется в бесстрастной тишине.

Источник: Учебник литературы. 8 класс.
(вернуться к уроку)

НЕ НАДО ЗВУКОВ
Д. Мережковский


Дух Божий веет над землею.
Недвижен пруд, безмолвен лес;
Учись великому покою
У вечереющих небес.

Не надо звуков: тише, тише,
У молчаливых облаков
Учись тому теперь, что выше
Земных желаний, дел и слов.
1895

Источник: Учебник литературы. 8 класс.
(вернуться к уроку)

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВУ

1. И. Анненский говорит о любви к снегу. Подумайте, в какое время он видит снег — начало, середина, конец зимы. По каким приметам вы догадались об этом?
Какие эпитеты помогают нам представить разные картины, о которых говорит поэт?

Обратим внимание на совершенно необычную характеристику снега: «Он ложится усталый / На скользящий обрыв...»

2. Д. Мережковский в стихотворении «Родное» передает нам грустное, щемящее чувство печали с помощыо эпитетов, сравнений. С чем сравнивает он дождь?
Подготовьтесь к чтению стихотворения вслух.

3. Обратим внимание, что следующее стихотворение говорит нам о тишине пруда и леса, вечереющих небес и молчаливых облаков.
Какое настроение передает нам поэт, о каком состоянии собственной души рассказывает?

Источник: Учебник литературы. 8 класс.
(вернуться к уроку)

ВЕЧЕР НА ОКЕ
Николай Заболоцкий


В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.

С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей.

И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.

Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.

Из белых башен облачного мира
Сойдет огонь, и в нежном том огне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.

И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.

Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.

Источник: Учебник литературы. 8 класс.
(вернуться к уроку)

УСТУПИ МНЕ, СКВОРЕЦ, УГОЛОК
Н. Заболоцкий


Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом скворешнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники.

И свистит, и бормочет весна.
По колено затоплены тополи.
Пробуждаются клены от сна.
Чтоб, как бабочки, листья захлопали.

И такой на полях кавардак,
И такая ручьев околесица,
Что попробуй, покинув чердак,
Сломя голову в рощу не броситься!

Начинай серенаду, скворец!
Сквозь литавры и бубны истории
Ты — наш первый весенний певец
Из березовой консерватории.

Открывай представленье, свистун!
Запрокинься головкою розовой,
Разрывая сияние струн
В самом горле у рощи березовой.

Я и сам бы стараться горазд,
Да шепнула мне бабочка-странница:
«Кто бывает весною горласт.
Тот без голоса к лету останется».

А весна хороша, хороша!
Охватило всю душу сиренями.
Поднимай же скворешню, душа,
Над твоими садами весенними.

Поселись на высоком шесте,
Полыхая по небу восторгами,
Прилепись паутинкой к звезде
Вместе с птичьими скороговорками.

Повернись к мирозданью лицом,
Голубые подснежники чествуя,
С потерявшим сознанье скворцом
По весенним полям путешествуя.

Источник: Учебник литературы. 8 класс.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Kaк вы объясните начало стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке»? Почему подлинная радость очарования русского пейзажа открыта не всем и даже не каждому художнику?

2. Что происходит с природой, когда «вечерний луч таинственно блеснет»? Почему поэт вводит для ее описания характерные для живого существа черты: вздохнут леса; грудь peки и приникнет к небосводу? Что этим достигается? Какие тропы использует поэт?

3. С кем ведет диалог поэт в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок»? В чем его смысл?

4. Какая картина мира открывается поэту и вам? Что происходит в природе?

5. Какие приемы использует поэт в следующих словосочетаниях: И свистит, и бормочет весна; По колено за топлены тополи./ Пробуждаются клены от сна; Ты — наш первый весенний певец / Из березовой консерватории; Охватило всю душу сиренями; Полыхая по небу восторгами?
Найдите и другие строки, полные поэтических образов, объясните их.

6. Прочитайте выразительно оба стихотворения. Постарайтесь увлечь своим чтением слушателей.

Источник: Учебник литературы. 8 класс.
(вернуться к уроку)

ПО ВЕЧЕРАМ
Николай Рубцов


С моста идет дорога в гору.
А на горе — какая грусть! —
Лежат развалины собора.
Как будто спит былая Русь.

Былая Русь! Не в те ли годы
Наш день, как будто у груди,
Был вскормлен образом свободы,
Всегда мелькавшей впереди!

Какая жизнь отликовала,
Отгоревала, отошла!
И все ж я слышу с перевала,
Как веет здесь, чем Русь жила.

Все так же весело и властно
Здесь парни ладят стремена,
По вечерам тепло и ясно,
Как в те былые времена.

ВСТРЕЧА
Николай Рубцов


— Как сильно изменился ты! —
Воскликнул я. И друг опешил.
И стал печальней сироты...
Но я, смеясь, его утешил:
— Меняя прежние черты,
Меняя возраст, гнев и милость,
Не только я, не только ты,
И вся Россия изменилась!..

Источник: Учебник литературы. 8 класс.
(вернуться к уроку)

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ РУБЦОВ
(1936 – 1971)


Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 г. в селе Елецк Архангельской области. Когда началась война, мальчик оказался в детском доме на Вологодчине.

Мать умерла,
Отец ушел на фронт.
Соседка злая не дает проходу.
Я смутно помню утро похорон
И за окошком скудную природу.
(«Детство».)

Окончив 7-летнюю школу, уехал в Ригу поступать в мореходное училище, но туда принимали только с пятнадцати лет. Николай вернулся и поступил в лесотехникум.

Мечта о море не покидала будущего поэта. В 1952 году, как только Николай получил паспорт, он отправляется к морю – в Архангельск.

В 1955 году приезжает в Ленинград и работает здесь на заводе.

Военную службу проходил на Северном флоте. По свидетельству сослуживцев, старшина второй статьи Рубцов был отличным моряком и душой команды.

На флоте началась и его литературная жизнь. Он печатается во флотской газете.

После завершения службы Рубцов работал в Ленинграде, учился в школе рабочей молодежи. Печатался в заводской газете, выступал на литературных вечерах.

В 1962 году Н. М. Рубцов приехал в Москву и поступил в Литературный институт им. Горького. Первый сборник стихов «Лирика» вышел в 1965 году. Позже были изданы сборники «Звезда полей» (1967 г.), «Душа хранит» (1969 г.), «Зеленые цветы» (1971 г.).

АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
«Коротко о себе»
Н.М.Рубцов

(автобиографическая справка Николая Рубцова,
написанная им в начале 60-х годов в качестве предисловия
к сборнику стихотворений «Волны и скалы»)


«Родился в 1936 г. в Архангельской области. Но трех лет меня увезли оттуда. Детство прошло в сельском детском доме над рекой Толшмой — глубоко в Вологодской области. Давно уже в сельской жизни происходят крупные изменения, но для меня все же докатились последние волны старинной русской самобытности, в которой было много прекрасного, поэтического. Все, что было в детстве, я лучше помню, чем то, что было день назад.

Родителей лишился в начале войны. После детского дома, так сказать, дом всегда был там, где я работал или учился. До сих пор так.

Учился в нескольких техникумах, ни одного не закончил. Работал на нескольких заводах и в Архангельском траловом флоте. Служил четыре года на Северном флоте. Все это в равной мере отозвалось в стихах.

Стихи пытался писать еще в детстве.

Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений...»

(вернуться к уроку)

ПРИВЕТ, РОССИЯ
Николай Рубцов


Привет, Россия — родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое...

Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле — но селам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия — родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам[4] у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем...
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!..
Источник: Учебник литературы. 8 класс.

(вернуться к уроку)

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВУ

1. Три стихотворения Николая Рубцова... о былом России, о переменах, о любви поэта к Родине... Что говорит Рубцов о прошлом России?
Автор пишет об истории жизни народа, страны — отликовала, отгоревала, отошла. Что скрывается за этими простыми словами?

2. В чем выражается любовь поэта к Родине? Какие картины окружающего мира остаются в его сердце и греют душу? Какие литературные приемы и средства использует автор для выражения своего чувства?

3. Прочитайте вслух или выучите наизусть одно из стихотворений.


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. Инноке́нтий Фёдорович А́нненский (20 августа (1 сентября) 1855, Омск, Российская империя — 30 ноября (13 декабря) 1909, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский поэт, драматург и переводчик, критик. Исследователь литературы и языка, директор мужской Царскосельской гимназии. Брат Н. Ф. Анненского. Литературное влияние Анненского на возникшие вслед за символизмом течения русской поэзии (акмеизм, футуризм) очень велико. Стихотворение Анненского «Колокольчики» называют первым по времени написания русским футуристическим стихотворением. Его стихотворение «Среди миров» легло в основу романсов, написанных А. Вертинским и А. Сухановым.
Влияние Анненского сильно сказывается на Пастернаке и его школе, Анне Ахматовой, Георгии Иванове и многих других. В своих литературно-критических статьях, частично собранных в двух «Книгах отражений», Анненский даёт блестящие образцы русской импрессионистической критики, стремясь к истолкованию художественного произведения путём сознательного продолжения в себе творчества автора. Следует отметить, что уже в своих критико-педагогических статьях 1880-х годов Анненский призывал к постановке в школе систематического изучения формы художественных произведений. (вернуться)

3. Дми́трий Серге́евич Мережко́вский (2 [14] августа 1865, Санкт-Петербург — 9 декабря 1941, Париж) — русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель. Муж поэтессы Зинаиды Гиппиус.
Д. С. Мережковский, яркий представитель Серебряного века, вошёл в историю как один из основателей русского символизма, основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа, один из пионеров религиозно-философского подхода к анализу литературы, выдающийся эссеист и литературный критик. Мережковский (начиная с 1914 года, когда его кандидатуру выдвинул академик Н. А. Котляревский) был 10 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. (вернуться)

4. Ови́н — хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. (вернуться)

 
Над вечным покоем. Художник И. Левитан, 1894 г.
Государственная Третьяковская галерея
 




 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz