«На поле Куликовом» и «Россия» А. А. Блока: история и современнность. Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Блок А. А. Основные даты жизни и творчества
Блок А. А. На поле Куликовом
Блок А. А. Россия
Статья учебника «Александр Александрович Блок»
Тема России в лирике Блока
Цикл А. А. Блока «На поле Куликовом» (уроки литературы в 8 классе из книги Н. Е. Кутейниковой)
Бродский И. А. И вечный бой...

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК
(1880 – 1921)

НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ


Уроки литературы в 8 классе[1]
Урок 49

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля

А. А. БЛОК. «НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ»,
«РОССИЯ»: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
УРОК 49


Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте. Историческая тема в стихотворном цикле, её современное звучание и смысл. Стихотворения в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о поэте и истории создания стихотворений. Чтение и обсуждение глав из книги Д. С. Лихачёва о Куликовской битве и статьи «Россия Александра Блока» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»). Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве поэта. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие лирический цикл.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе

Актуализация имеющихся знаний об А. А. Блоке:


— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».

— Прочитайте наизусть стихотворения А. А. Блока «Летний вечер» и «О, как безумно за окном…». Какие мысли и чувства выражены в этих стихах?

Рассказ учителя о страницах жизни и творчества Блока, теме России в его творчестве, портретах (см.: http://www.literatura5.narod. ru/blok3.html), памятниках поэту с включением сообщений учащихся об истории создания цикла «На поле Куликовом».
Учителю может быть интересна статья М. Одесского (см.: http://www.ruthenia.ru/document/529363.html).

II. Составление тезисов статьи учебника «Александр Александрович Блок»» (см. статью ниже):

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Александр Александрович Блок»
Вопрос
Тезис
Почему литературовед В. Орлов назвал А. А. Блока «самым историческим поэтом в литературе XX века»?
    
Как развивался интерес поэта к истории в его детстве и юности?
    
Почему Блок воспринимал Россию «в двух лицах»?
    
Какова тема цикла «На поле Куликовом»?
    
Каковы мысли Блока о народе и России??
    


III. Историческая тема в стихотворном цикле «На поле Куликовом»,
её современное звучание и смысл

Чтение и обсуждение глав «Чужеземное иго» и «Битва» из книги Д. С. Лихачёва (см. тексты ниже):


— Какие произведения древнерусской литературы помогали сохранить духовное единство Русской земли в период татаро-монгольского ига?

— Почему русским воинам было трудно победить войска Мамая?

— Какие набеги на Москву совершала Золотая Орда после Куликовской битвы?

— Какой перелом в сознании народа ознаменовала Куликовская битва?

Выразительное чтение учителем и учащимися цикла «На поле Куликовом».

Чтение и обсуждение главы «Похвала и жалость» из книги Д. С. Лихачёва (см. текст ниже):


— Почему цикл «На поле Куликовом» назван народным и национальным?

— Какое настроение объединяет древнерусские повести о Куликовской битве и цикл стихов Блока?

— Какие произведения древнерусской литературы стали откликом на Куликовскую битву? Какие мысли являются в них главными?

Групповая работа:

Группа 1. «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…»


Какие образы стихотворения являются неожиданными, а какие созвучны образам русской литературы XIX века?

Какой символический смысл приобретают в стихотворении слова покой, путь, бой, кобылица?

Найдите в четвёртой строфе звукопись и объясните её роль.

Объясните роль изобразительно-выразительных средств языка и синтаксических особенностей (инверсий, анафор, повторов, риторических восклицаний и др.).

Какие цветовые образы создаёт поэт?

Как нарастает экспрессия текста от его начала к финалу?

*Определите роль стихотворного размера и изменения длины стихотворных строк.

*Какое настроение придаёт стихотворению его ритмический рисунок?

Группа 2. «Мы, сам-друг, над степью в полночь стали…»

Прокомментируйте слова и выражения сам-друг, Непрядва, стяг, горючий.

Как меняется настроение в этом стихотворении по сравнению с первым?

Какие звуковые образы создаёт поэт? С какой целью?

Какую роль играет повторение частицы не?

*Какие образы стихотворения можно считать символами? Обоснуйте свой ответ.

Объясните роль изобразительно-выразительных средств языка и синтаксических особенностей (инверсий, повторов и др.).

Какой смысл приобретает мотив павших за Родину?

*Определите смысловую роль стихотворного размера и рифм стихотворения.

Группа 3. «В ночь, когда Мамай залёг с ордою…»

К кому поэт обращается в стихотворении, на чью помощь надеется?

Как вы объясните, что в стихотворении повторяются сквозные образы цикла: лебеди, Непрядва, тучи, кони и др.?

С какой целью в стихотворении противопоставлены образы тьмы и света?

Найдите звукописные образы и прокомментируйте их.

*Докажите, что по ходу текста звуки гаснут, а свет усиливается.

Какие слова создают древнерусский колорит?

Какие изобразительно-выразительные средства языка и синтаксические особенности (антитезы, инверсии, повторы, вопросы и др.) являются ключевыми? Объясните их роль.

*Определите смысловую роль стихотворного размера и изменения длины стихотворных строк.

Группа 4. «Опять с вековою тоскою…»

Кого в стихотворении поэт обозначает местоимением ты?

В чём находит духовную опору лирическое я?

Как в стихотворении противопоставлены образы тьмы и света?

Какие образы имеют символическое звучание? Обоснуйте своё мнение.

Найдите звукописные и цветовые образы и объясните их роль.

Какие изобразительно-выразительные средства языка и синтаксические особенности (антитезы, анафоры, инверсии, повторы, восклицания и др.) являются ключевыми? Объясните их роль.

*Определите смысловую роль стихотворного размера и рифм стихотворения.

Группа 5. «Опять над полем Куликовым…»

Как понять эпиграф к стихотворению?

Какие образы являются сквозными для всего цикла?

Почему настроение лирического я полно тревоги?

На какие связи между временем Куликовской битвы и современной Блоку действительностью указывает поэт?

Какими словами передаётся течение времени, исторический процесс?

Почему поэт называет грядущие дни высокими и мятежными?

Объясните роль изобразительно-выразительных средств языка и синтаксических особенностей (антитез, анафор, инверсий, повторов, восклицаний и др.).

*Определите смысловую роль стихотворного размера и рифм стихотворения.

Прокомментируйте его финал.

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Ответ на вопрос из раздела учебника «Учимся читать выразительно».

Объяснение понятия лирический цикл.

Ответы на вопросы 1—4, 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

*О чём цикл «На поле Куликовом»: о прошлом, настоящем или будущем России? Обоснуйте свой ответ.

*Как цикл «На поле Куликовом» связан с исторической судьбой России в начале XX века?

Стихотворения в актёрском исполнении
Прослушивание и обсуждение стихотворения «Россия» в актёрском исполнении:


— Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

— Объясните слова и словосочетания из раздела учебника «Развиваем дар слова».

— Как понять выражения: годы золотые, прекрасные черты, крест свой бережно несу, тоска острожная? *Какие ассоциации с русской поэзией они вызывают?

— Какие образы создаются в стихотворении звукописью?

— Найдите эпитеты, метафоры и сравнения и объясните их роль.

— Объясните роль синтаксических фигур (антитез, анафор, инверсий, повторов, восклицаний, вопросов и др.).

— *Почему, несмотря на нищету России, поэт верит в её великое будущее?

— Рассмотрите репродукцию картины А. П. Бубнова «Утро на Куликовом поле» (см. репродукцию картины ниже).

Какие мысли и чувства она вызывает? В чём её современное звучание?

Практическая работа.
Составление цитатной таблицы «Образ прошлой, настоящей и будущей России в стихотворении А. А. Блока “Россия”»:


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Образ прошлой, настоящей и будущей России в стихотворении А. А. Блока “Россия”»
Прошлое
Настоящее
Будущее
Годы золотые
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи
Отдай разбойную красу
Слёзы первые любви
Нищая Россия, серые избы,
песни ветровые
Пускай заманит и обманет,
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
А ты всё та же…


*Сопоставьте стихотворения «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» А. Блока и «И вечный бой…» И. Бродского.

Какие события истории стали в них темой для поэтических размышлений?

Найдите и прокомментируйте переклички на уровне лексики, образов, интонаций.

И. Бродский
«И вечный бой…»
[3]

***
И вечный бой.
Покой нам только снится.
И пусть ничто
не потревожит сны.
Седая ночь,
и дремлющие птицы
качаются от синей тишины.

И вечный бой.
Атаки на рассвете.
И пули,
разучившиеся петь,
кричали нам,
что есть ещё Бессмертье...
...А мы хотели просто уцелеть.

Простите нас.
Мы до конца кипели
и мир воспринимали,
как бруствер.
Сердца рвались,
метались и храпели,
как лошади,
попав под артобстрел.

...Скажите... там...
чтоб больше не будили.
Пускай ничто
не потревожит сны.
...Что из того,
что мы не победили,
что из того,
что не вернулись мы?..
1965

Прослушайте фрагмент из симфонии-кантаты Ю. А. Шапорина «Куликово поле».

Какие новые оттенки добавляет к стихам Блока музыка Шапорина?

И т о г о в ы й  в о п р о с:

В чём современное звучание стихов Блока об истории России?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений цикла наизусть.

Письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Подготовиться к чтению по ролям фрагментов из драматической поэмы С. А. Есенина «Пугачёв» (по выбору учителя).

Индивидуальные задания.

Выполнить задание из раздела учебника «Опыт литературоведческого исследования».

Прочитать статью «Россия Александра Блока» из практикума «Читаем, думаем, спорим…» и выполнить задания к ней (по выбору учителя).

Подготовить устный рассказ о Есенине, портретах и памятниках поэту, истории создания поэмы «Пугачёв» с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», справочной литературы и ресурсов Интернета (см. следующий урок).

Следующие уроки: С. А. Есенин. "Пугачёв" как поэма на историческую тему >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.



1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК
(1880 – 1921)


Александр Александрович Блок прошел недолгий, но сложный творческий путь, заполненный большими историческими событиями и явлениями. На глазах у Блока происходили никогда не слыханные ранее исторические перемены. Старая и новая Россия, ее прошлое, настоящее и будущее, история и современность — это вопросы, которые всю жизнь волновали Блока и на которые он искал ответ. Один из исследователей его творчества, В. Орлов, назвал его «самым историческим поэтом в литературе XX века, ибо все, что он писал, исторично, проникнуто духом живой, каждодневно творимой истории».

Впервые интерес к истории пробудился у Блока, вероятно, в семье его деда, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова. Здесь, по словам писателя, господствовал «дух русского гуманизма». Идейное воспитание Блока проходило в традициях передовой интеллигенции.

Дальнейшее развитие интерес к истории у Блока получил в университетские годы. В 1898 г. он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Блок писал отцу, что его особенно интересует история русского права. Впоследствии он перешел с юридического на филологический факультет.

В печати Блок начал выступать с поэтическими произведениями и с научными статьями. Его интересовала прежде всего жизнь народа. История господствующего класса представлялась ему скучной и «безобразной». Блок пишет отцу, что никогда не станет ни «революционером», ни «строителем жизни», и не потому, что не видит «в том и другом смысла, а просто по природе, качеству и теме душевных переживаний»...

После революции 1905 г. в творчестве Блока все более вырисовывается тема двух России: России официальной, самодержавной, бюрократической и России народной.

Россия для Блока — это прежде всего родина, а родина для поэта — это «огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое».

Из произведений исторического характера, написанных Блоком до революции 1917 г., лучшими являются стихотворный цикл «На поле Куликовом» и поэма «Возмездие». В первом цикле, созданном в 1908 г. и посвященном Куликовской битве 1380 г., поднята большая патриотическая тема борьбы русского народа за национальную независимость своей родины. Куликовская битва для поэта — исторический факт, дающий повод для размышлений о настоящем и будущем России.

В народе, говорит Блок, «царствует как будто сон и тишина». «Но и над станом Дмитрия Донского стояла тишина», однако над ним «полыхает далекая и зловещая зарница». Эту «зарницу» будущего народного движения как бы мысленно видит поэт. Он верит, что народный «стан» выступит и победит «стан», ему противостоящий...

Свойственным Блоку чувством историзма он пытается определить место совершившихся перемен в общем историческом процессе.
Л. Черепнин

Вопросы и задания

1. Какие стихотворения А. Блока вам знакомы? О чем они?

2. Когда впервые у Блока появился интерес к истории? Какой представлялась ему Россия? Прочитайте главы из книги Д. Лихачева о Куликовской битве, затем цикл стихотворений «На поле Куликовом». Подумайте, почему Русь сравнивается с женой, какие картины рисует поэт и какие мысли его волнуют.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил. (вернуться к уроку)

Мир на Куликовом поле
Д. С. Лихачев
(из книги "Земля Родная")

«Чужеземное иго»
[2]

...Когда в результате Калкской битвы и нашествия орд Батыя были потеряны не только единство Русской земли, но и независимость разрозненных русских княжеств, сознание единства всей Русской земли стало еще острее ощущаться в литературе. Бессознательным выражением русского единства стал единый на всей территории Русской земли русский язык, а сознательным — вся русская литература. «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского», цикл рязанских повестей и особенно русские летописи напоминали о былом историческом единстве Русской земли и тем самым как бы призывали вновь обрести это единство и независимость.

«Битва»

Восьмого сентября 1380 г. соединенные силы русских княжеств одержали решительную победу над огромным войском Золотой Орды, двигавшейся на Русь под предводительством хана Мамая. Произошло это на Куликовом поле около реки Непрядвы за Доном. Воины обеих сторон сражались с неслыханным упорством. Люди гибли не только от ран, но и задыхались от великой тесноты. «Всюду бо множество мертвых лежаху, и не можаху кони ступати по мертвым, не токмо же оружием убивахуся, но сами себя бьюще и под коньскими ногами умираху, от великиа тесноты задыхахуся, яко немощно бо вместитися на поле Куликово между Доном и Мечи (рекой), множества ради многих сил сошедшеся».

Первым павшим на Куликовом поле был Александр Пересвет, что перед изготовившимися к бою ратями принял вызов Толубея и погиб, сразив врага... Пересвет и Ослябя для множества поколений были и остаются символом ратного подвига.

Войско Мамая наступало первым, устремившись в атаку с высокого места. Вслед за конницей шла пехота тесным строем, «ибо несть, где им расступитися». Шли с копьями наперевес; задние ряды клали свои копья на плечи передних. У передних были более короткие копья, у задних — длинные. Рать Мамая ощетинилась копьями.

Не выдержав натиска, русские войска стали отступать. Победа, казалось, была на стороне Мамая: «Грозно и жалостно в то время бяше тогда слышати, зане же трава кровик пролита бысть, а древеса тугою (скорбью. — Д. Л.) к земле приклонишася», но тут выступил из леса хорошо спрятанный засадный полк под опытным предводительством двоюродного брата Дмитрия — князя Владимира Андреевича Серпуховского и Дмитрия Боброка Волынского и ударил в тыл и фланг войскам Мамая. Выдержка, с которой русские в засадном полку дождались нужного момента, не выдав своего присутствия, решила многое. Победа была полная, и войско Дмитрия далеко преследовало Мамая.

После победы и заупокойного богослужения на Куликовом поле Дмитрий Донской провозгласил тут же, «став на костех», вечную память всем погибшим.

С обеих сторон полегло более половины воинов. Значит, сражаясь, оба войска понимали, что от исхода битвы зависит многое. Что же такое было это «многое»? Получили ли русские княжества какое-то существенное преимущество? Ведь всего лишь через два года после Куликовской победы — в 1382 г. преемнику разбитого Мамая хану Тохтамышу удалось организовать новый поход на Москву, но взять Москву удалось только «изгоном» (внезапным набегом) — потому что поход был организован в глубокой тайне и осуществлен с необычайной быстротой. Москва была разграблена, и прежняя зависимость от Орды восстановлена.

В 1385 г. на Москву идет походом знаменитый завоеватель всей Передней Азии Тамерлан (Темир Аксак — как называют его русские летописи). Московский князь Василий Дмитриевич готовится к отпору и собирает войско. В Москву переносится главная святыня Владимирского княжества — икона Владимирской божьей Матери.

Тамерлан не решился напасть на русское войско и от города Ельца повернул обратно. Василий Дмитриевич прекратил снова уплату дани. Тогда хан Золотой Орды Едигей снова тайно подготовленным и внезапным набегом вторгся на Русь и осадил Москву. Взяв «откуп», он удалился. Но переход от покорности к сопротивлению стал уже совершившимся фактом. Неизбежность освобождения Руси от Золотой Орды стала ясна для обеих сторон.

Куликовская победа была величайшим переломом в русской истории. В чем же заключался этот перелом?

Это был перелом в сознании, в самосознании русского народа, в появлении острой потребности в государственном единстве и государственной независимости...
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил. (вернуться к уроку)

«Похвала и жалость»

Почему такая тоска и боль в гениальном цикле стихотворений А. Блока «На поле Куликовом»? Почему так тесно сопряжены для Блока его современность и события на Непрядве? Почему чувствует Блок самого себя как бы участником Куликовской битвы?

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат...

Из всех циклов стихотворений Блока именно этот — «На поле Куликовом» — самый народный, самый национальный. И не потому народный и национальный, что в нем встречаются образы русской народной поэзии, а потому, что в течение шестисот лет, прошедших со времени величайшей в русской истории Куликовской победы, отношение к ней русского народа было именно таким, каким его выразил Блок в своих пяти стихотворениях.

«Мамаевым побоищем» назвал народ Куликовскую битву. «Жалостью и похвалой» назвал автор «Задонщины» в XV в. свою поэму о битве за Доном на Непрядве. И древнерусские повести о Куликовской битве, и цикл стихов Блока «На поле Куликовом» объединены общим настроением — настроением не только похвалы победе, но и жалостью по погибшим.

Пожалуй, нет события в русской истории, которое вызвало бы такое количество монументальных и одновременно столь лирических литературных откликов. Две поэтические летописные повести, знаменитая «Задонщина», цикл произведений, объединяемых названием «Сказание о Мамаевом побоище», и десятки, а может быть, и сотни других произведений, в которых говорится о Куликовской битве, на протяжении шести столетий! И всюду Куликовская победа выступает в лирическом ореоле задушевной похвалы победителям и глубокой жалости о погибших, — погибших не только в самой битве, но и за десятилетия «иссушающего душу народа» чужеземного ига, когда, по словам летописца, «и хлеб не шел в рот от страха».
Д. С. Лихачев

Вопросы и задания

1. Какую роль отводит последователь древнерусской литературы Д. С. Лихачев русской литературе в осознании необходимости единства Русской земли?

2. Сопоставьте впечатления от чтения стихотворного цикла А. Блока «На поле Куликовом» и рассказа Д. С. Лихачева.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил. (вернуться к уроку)

Мир на Куликовом поле
Д. С. Лихачев
(из книги "Земля Родная")

«Возвращаясь к Блоку»


Возвращаясь к циклу стихотворений А. Блока "На поле Куликовом", мы найдем у Блока и еще одно объяснение того, почему "похвала" Куликовской победе была в его сознании вековечно соединена с "жалостью". В статье "Народ и интеллигенция" Блок писал о русском и татарском станах на Куликовом поле: "Есть между двумя станами… некая черта, на которой сходятся и сговариваются те и другие. Такой соединительной черты не было между русскими и татарами, между двумя станами, явно враждебными; но как тонка эта нынешняя черта – между станами, враждебными тайно!.. Не так ли тонка эта черта, как туманная речка Непрядва? Ночью перед битвой вилась она, прозрачная, между двух станов; а в ночь после битвы, и еще семь ночей подряд, она текла, красная от русской и татарской крови".

"Жалость", столь типичная для всех русских отражений в литературе Куликовской битвы, была жалостью о напрасно для всех народов существовавшем иге, жалостью по всем погибшим в этой битве, смешавшим свою кровь в реке Непрядве.

Куликовская битва не положила еще конца золотоордынскому игу, она только предвещала этот конец, и даже для Блока она еще оставалась предвестием конца ига, ига царизма, порожденного чужеземным рабством с его развращающей силой. Однако уже в XIV в. было ясно, что самое страшное иго – иго чужеземное пришло к концу, что время Золотой Орды истекло, что конец Золотой Орды освободит Русь и все подвластные народы. Золотая Орда держала под игом "ущербной луны" не только Русь, но и все вовлеченные в ее тираническое могущество степные народы.

Как это ни парадоксально может показаться на первый взгляд, но Куликовская битва предвещала освобождение всех народов – и тех, что подвергались тирании наскоро сколоченного военного государства – Золотой Орды, и тех, что были ввергнуты в нескончаемые захватнические войны.

Каким образом хищнический характер Золотоордынского государства отрицательно сказывался на ее собственном развитии – может дать представление следующий пример. Перед своим походом на Москву Мамай разослал по своим улусам строгое повеление прекратить все сельскохозяйственные работы за их ненадобностью: "ни един из вас не пашите хлеба, да будете готовы на русские хлебы". Доходы, не основанные на труде, мешали хозяйственному и социальному развитию племен, входивших в основной костяк Золотоордынского государства. Золотоордынские племена не принесли с собой ничего самостоятельно ценного, кроме той культуры, которую они сами восприняли от Ислама.

И вот, подобно тому как орды Батыя пришли "из нечести" – неизвестно откуда, так и сам хан Мамай погиб, согласно сказаниям о Мамаевщине, "без вести". Орда оставила по себе злую память и жалость не только по погибшим в борьбе за независимость, но и по иссушающим душу всех народов Восточно-Европейской равнины долгим и томительным годам.

"Взошла и расточилась мгла".
Д. С. Лихачев.
Источник: Лихачев Д.С. Земля родная. – М.: Просвещение, 1983.

2. Дмитрий Сергеевич Лихачёв (28 ноября 1906 года, Санкт-Петербург, Российская империя – 30 сентября 1999 года, Санкт-Петербург, Российская Федерация) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН (АН СССР до 1991 года). Председатель правления Российского (Советского до 1991 года) фонда культуры (1986—1993).
Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Автор около 500 научных и 600 публицистических трудов. Внёс значительный вклад в изучение древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых.
На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.
«Земля родная» – книга для учащихся «Земля родная» была издана в Москве в 1985 году.
Из книги "Земля родная" (обращение к читателям):
Автор предлагаемой вашему вниманию книги Дмитрий Сергеевич Лихачев – выдающийся советский ученый в области литературоведения, истории русской и мировой культуры. Его перу принадлежит более двух десятков капитальных книг и сотни научно-исследовательских статей. Д. С. Лихачев – действительный член Академии наук Советского Союза, дважды лауреат Государственной премии СССР, почетный член многих зарубежных академий и университетов.
Эрудиция Дмитрия Сергеевича, его педагогический талант и опыт, умение говорить о сложных вещах просто, доходчиво и в то же время ярко и образно – вот что отличает его работы, делает их не просто книгами, но значительным явлением всей нашей культурной жизни. Рассматривая многозначные вопросы, нравственного и эстетического воспитания как неотъемлемую часть коммунистического воспитания, Д. С. Лихачев опирается на важнейшие партийные документы, призывающие с величайшим вниманием и ответственностью относиться к культурному просвещению советского народа, и особенно молодежи.
Широко известна и пропагандистская деятельность Дмитрия Сергеевича, постоянно заботящегося об идейно-эстетическом воспитании нашей молодежи, его настойчивая борьба за бережное отношение к художественному наследию русского народа.
В своей новой книге академик Д. С. Лихачев подчеркивает, что умение постигать эстетическое, художественное совершенство неувядаемых шедевров культурного прошлого очень важно для подрастающего поколения, способствует воспитанию в нем подлинно высоких гражданских позиций патриотизма и интернационализма. (вернуться)

3. «И вечный бой…» – первые два стиха «И вечный бой./Покой нам только снится…» Иосифа Александровича Бродского (1940 – 1996) являются цитатой из стихотворения Александра Блока из цикла «На поле Куликовом» (1908).
У Блока «бой» окутан героическим «святым» ореолом («святое знамя») и обозначает вечное противостояние света и тьмы, добра и зла – недаром выражение «вечный бой!» сопровождается восклицательным знаком.
Бродский в своём тексте заменяет восклицательное предложение повествовательным, таким образом противопоставляя героике войны прозу военной жизни.
Пятистопный блоковский стих дробится на трёх- и двустопный. Как видим, Бродский «снижает» торжественную интонацию, характерную для блоковского стихотворения, вступая в скрытую полемику с той традицией русской литературы, в которой война, бой, сражение изображались как состояния героические, изначально присущие русской душе. У Блока непрерывность, вечность этого сражения была скорее благословением, чем проклятием.
У Бродского вечный бой – это страшный сон в воспоминаниях погибших солдат, которые погибли, чтобы сказать: войны быть не должно. И вечный покой им нужен куда более, чем вечный бой. (вернуться)
 
А.П.Бубнов " Утро на Куликовом поле". 1947 г.
(вернуться к уроку)
Картина запечатлела тот звенящий момент ожидания битвы, когда рассеялся туман и русская рать увидела перед собой татар. Художник изображает на картине всю Русь: всех возрастов люди, всех сословий пришли сюда.
Войско как бы бесконечно продолжается за пределами полотна. Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую, дальше видны новые и новые лица, словно огромная мощная лавина надвигается из глубины...
Но вот взгляд зрителей останавливается на фигуре старика, опершегося всем телом на древко копья. И создается ощущение, будто движение всего войска остановлено, сдержано им, но через несколько мгновений эта лавина двинется дальше.
Большая часть первого плана картины занята не людьми, а травами, полем. Это не только композиционный приём художника, это элемент глубоко содержательный: за Русскую землю и вышли сражаться герои картины. Без неё они ничто.
 
 


 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz