Сюжет и герои рассказа Н. С. Лескова «Старый гений». Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Лесков Н.С. Основные даты жизни и творчества
Портрет Н.С.Лескова работы художника В.Серова
Портреты Н.С.Лескова
Лесков Н. С. Старый гений
Статья учебника «Николай Семёнович Лесков»
Сказ Н.С.Лескова "Левша" (уроки литературы в 6 классе)
Урок внеклассного чтения по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах» (уроки литературы в 6 классе)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
(1831 — 1895)

СТАРЫЙ ГЕНИЙ


Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 37-38

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля

Урок 37. Н. С. Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои

Урок 38. Н. С. Лесков. «Старый гений»: проблематика и поэтика

Н. С. ЛЕСКОВ. «СТАРЫЙ ГЕНИЙ»:
СЮЖЕТ И ГЕРОИ
УРОК 37


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Сатира на чиновничество в рассказе. Защита беззащитных. Рассказ в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Составление тезисов статьи учебника «Николай Семёнович Лесков». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе

Актуализация имеющихся знаний о Н. С. Лескове:


— Вспомните, в каком городе воздвигнут памятник Лескову. Как выглядит писатель на памятнике?

— Кто из художников создал портреты писателя?

— Какие произведения Лескова вы читали?

— Какие проблемы ставит Лесков в своих произведениях?

— Каково его отношение к людям из народа?

Рассказ учителя о страницах жизни и творчества Лескова
(служба в суде, поездки по России), его портретах и памятниках с включением сообщений, подготовленных учащимися.

II. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Николай Семёнович Лесков» (см. статью учебника ниже):

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Николай Семёнович Лесков»
Вопрос
Тезис
Как образование и раннее начало трудовой деятельности Лескова помогли ему в будущей писательской работе?
    
Как повлияла на творчество Лескова его журналистская деятельность?
    
Какое событие в жизни Лескова послужило причиной конфликта писателя и с властями, и с демократами?
    
Каково отношение писателя к русскому народу?
    
Какая тема стала главной в произведениях Лескова о народе?
    


III. Сатира на чиновничество в рассказе «Старый гений».
Рассказ в актёрском исполнении

Групповая работа:

Группа 1.


Прослушайте в актёрском исполнении первую и вторую главы рассказа.

Ответьте на вопрос 2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: вопиющее дело, в имя старой приязни, должник её был зверь травленый, срок закладной, уповать, тут-то и пошла закорюка, пристав, мирволить, могущественное родство или свойство, какая бабушка ему ни ворожила и всё на милость преложила, докучать.

Прочитайте по ролям фрагмент главы второй со слов «К кому старушка ни обратится…» до конца главы.

Как вели себя чиновники по отношению к старушке?

Выпишите слова чиновников, означающие отказ старушке в помощи.

Почему ей никто не мог помочь?

Какие общественные порядки стали темой для осуждения автора?

*Можно ли утверждать, что это вечная тема литературы? Обоснуйте свой ответ.

Группа 2.

Прослушайте в актёрском исполнении третью главу рассказа.

Ответьте на вопрос 3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: меблированные комнаты, всё это «оттого, что сухая ложка рот дерёт», надо смазать, отчаянные доки, Мариинский пассаж, саечник, подупавший из каких-нибудь своих благородий, рекомендация.

Какие пороки чиновничества обличает автор?

*Докажите, что повествование в главе третьей ведётся от лица рассказчика, беседующего со старушкой.

Какими словами охарактеризован человек, обещающий вручить бумагу должнику?

*Почему старушка поверила ему: была слишком доверчивой, речи человека были убедительны, видела в его предложении последний шанс или по другой причине? Аргументируйте свою позицию.

Группа 3.

Прослушайте в актёрском исполнении четвёртую главу рассказа.

Ответьте на вопрос 5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: афишировать себя за миг иль краткое мгновенье, на какое ещё новое штукарство наловчаются плутовать в Петербурге, пассажный гений не постыдил ни веры, ни предчувствий доброй старушки.

*Найдите в четвёртой главе слова и выражения, характеризующие рассказчика. Дайте ему оценку.

Почему рассказчик дал старушке в долг 150 рублей?

Ответьте на вопросы 3 и 4 из раздела учебника «Развиваем дар слова».

Группа 4.

Прослушайте в актёрском исполнении пятую главу рассказа.

Ответьте на вопросы 4, 6, 7 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Выполните задание 5 из раздела учебника «Развиваем дар слова».

В чём заключался беспроигрышный план старого гения?

Почему сербский воитель просил по сто рублей за три месяца?

Что его ожидало после инцидента на вокзале?

Что удивило рассказчика?

*Против какого государственно-общественного устройства выступает автор?

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Почему автор изображает чиновничью Россию сатирически?

Как в рассказе отразилась вера писателя в талант и нравственные силы народа?

IV. Защита беззащитных
Аналитическая беседа:


— Почему старушка из дворянского класса оказалась среди беззащитных?

— Перечислите все проблемы, которые выпали на долю старушки.

— Почему ей не помогли в государственных учреждениях?

— Почему Иван Иваныч и сербский сражатель согласились помогать старушке-дворянке: пожалели её, привыкли помогать людям, хотели заработать денег или по другой причине? Обоснуйте свой ответ.

— Кого защищает автор в рассказе «Старый гений»?

— Обычно авторская позиция в литературном произведении выражается с помощью портретов героев, пейзажных зарисовок, описаний интерьера и вещей, которые характеризуют героев, и др. Используются ли эти формы выражения авторской позиции в рассказе «Старый гений»? Какие формы выражения авторской позиции использованы в рассказе: прямые авторские оценки, введение рассказчика, речевые характеристики, название рассказа как доминанта его смысла и др.?

Практическая работа.
Устная характеристика героев и средств создания их образов.


Заполнение цитатной таблицы:

ТАБЛИЦА
Характеристика героев и средств создания их образов
в рассказе «Старый гений»
Герои рассказа и их черты
Группа 1.
Старушка
Группа 2.
Иван Иваныч
Группа 3.
Должник
Группа 4.
Сербский воитель
Группа 5.
Рассказчик
Социальное положение героя
    
    
    
Прошлое героя
    
    
    
    
    
Смысл имени и фамилии или их отсутствие
    
    
    
    
    
Первое появление в рассказе
    
    
    
    
    
Портрет героя
    
    
    
    
    
Мир вещей, характеризующий героя
  
    
    
    
    
Действия и поступки героя
  
    
    
    
    
Черты личности героя
  
    
    
    
    
Речь героя
    
    
    
    
    
Оценка героя другими персонажами
  
    
    
    
    
Авторское отношение к герою
  
    
    
    
    
Выводы
  
    
    
    
    

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Кто виноват в страданиях героини?

Как вы понимаете эпиграф к рассказу?

Почему рассказ называется «Старый гений»?

Домашнее задание

Выполнить задание из раздела учебника «Проверьте себя».

Завершить заполнение цитатной таблицы.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Подготовить выборочные пересказы о каждом из героев рассказа, сохранив особенности языка автора (по группам).

Индивидуальное задание.

Подготовиться к оценке иллюстрации учебника и иллюстраций к рассказу (см. иллюстрации ниже).

Следующие уроки: Н. С. Лесков. «Старый гений»: проблематика и поэтика >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.



1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
(1831 — 1895)


Николай Семёнович Лесков родился в семье мелкого чиновника, выходца из духовного сословия, в селе Горохово Орловской губернии. Первоначальное образование получил в семье богатых родственников. Затем продолжил обучение в Орловской гимназии, но курса не окончил. В шестнадцать лет ему пришлось поступить на службу писцом в суд. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, потом часто становилась предметом художественного осмысления в повестях и романах писателя, в том числе в таких известных, как «Леди Макбет Мценского уезда», «На ножах». С 1857 года Лесков служит агентом одной из коммерческих фирм. По делам этой фирмы изъездил всю Россию. Впечатления от этих поездок стали бесценным материалом для творчества писателя.

С 1861 года Лесков — сотрудник московских газет, сначала «Русской речи», а позднее «Северной пчелы». Писатель пробует свои силы в художественном очерке, рассказе, романе, хрониках. В мае 1862 года в передовой статье «Северной пчелы», посвящённой пожарам в Петербурге, требует от власти открыть народу «поджигателей», «адских злодеев». Статья совпала по времени с новой волной репрессий против революционеров и была воспринята как открытое публичное выступление охранителя режима, реакционера. Не понятый ни властями, ни революционерами-демократами, ни либералами, разочарованный в реформах царского правительства, не принимая революционной перспективы для России, Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в искусстве, труде, в повседневном укладе жизни. В круг школьного чтения давно и прочно вошли такие известные произведения Н. С. Лескова, как «Левша» и «Тупейный художник», повествующие о трагической участи талантливых людей из народа. Предлагаем вам познакомиться с рассказом «Старый гений», прочитав который вы сможете узнать новые черты таланта выдающегося русского писателя — Николая Семёновича Лескова.

Проверьте себя

Используя материалы статьи учебника и биографического словаря «Русские писатели XIX века», подготовьте устное сообщение о писателе.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил. (вернуться к уроку)

Н. С. ЛЕСКОВ И ЕГО ГЕРОИ,
ЕГО ОТНОШЕНИЕ К РОССИИ


У Лескова Россия — страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые большей частью необразованны и непросвещённы. Другая Россия — страна господ, начальников, чиновников. Они образованны, но бесчестны и, как правило, глупы. Одна Россия не понимает другую, и потому многие слова, которые употребляет образованная Россия, невольно искажаются Россией необразованной и непросвещённой. Лесков не отдаёт предпочтения ни той ни другой. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжён с образованностью.

Размышляем о прочитанном

1. В чём смысл эпиграфа к рассказу? Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?

2. Почему рассказ назван «Старый гений»?

3. Как вы думаете, только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал читателям автор?

4. В каких произведениях Лескова проявляется историзм писателя? Какие проблемы общества затрагиваются в рассказе «Старый гений»?

Развиваем дар слова

1. Подготовьте рассуждение на тему «Кто виноват в страданиях героини?».

2. Подготовьте пересказ всего текста рассказа «Старый гений», постарайтесь сохранить особенности языка автора.

3. Постарайтесь проследить, какие инстанции пришлось посетить старушке помещице, чтобы добиться справедливости? Почему? Какие советы ей давали? Подготовьте рассуждения на эту тему.

4. Как вы понимаете слово «штукарство»? Каким синонимом можно его заменить?

5. Объясните слова и словосочетания, подумайте, какие из них хорошо бы ввести в собственную речь: скорбит, сопряжён, искажаются, неодолимые затрудненья, сполна, гений, не в претензии, воитель, хлопоты, могущественное родство, талант, волнение, образованность, франт.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил. (вернуться к уроку)
Литература и другие виды искусства

Рассмотрите иллюстрацию И. Пчелко. Такими ли вы представляли себе героев рассказа «Старый гений»? Что вы изменили бы в иллюстрации?

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

В шестом классе вы читали «Левшу». Сейчас обсуждаем рассказ «Старый гений».

1. Можно ли сказать, что рассказ «Старый гений» И. С. Лескова всегда современен? И если да, то почему? Как объяснить название рассказа? Какие проблемы затрагиваются в произведении?

2. Кто виноват в страданиях героини? Какие интонации преобладают в рассказе — иронические, юмористические, горестные? Как помогает ответить на эти вопросы чтение актёра Алексея Колгана?

3. Что отвечают просительнице в канцеляриях и соглашается ли она с чиновниками?

4. Что придумал «старый гений» и почему его так называет автор?

5. Какие риторические вопросы и восклицания чтеца помогают выразить победу над «неодолимыми затруднениями»?

6. Как разрешилось «дело» и как рассказчик выражает своё удивление?

7. Подготовьте ответ-рассуждение на вопрос: кто виноват в страданиях героини рассказа?

Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил. (вернуться к уроку)
 
Н. С. Лесков. «Старый гений». Художник И. Пчелко
(вернуться к уроку)
 
«Вот вам от меня к чаю лимонный сок, песок и шоколаду кусок!..»
Худ. А. И. Гордеева, 2010 г. Иллюстрация к рассказу Н. С. Лескова «Старый гений»
(вернуться к уроку)
 
 


 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz