Проблематика и поэтика рассказа Н. С. Лескова «Старый гений». Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Лесков Н.С. Основные даты жизни и творчества
Портрет Н.С.Лескова работы художника В.Серова
Портреты Н.С.Лескова
Лесков Н. С. Старый гений
Сказ Н.С.Лескова "Левша" (уроки литературы в 6 классе)
Урок внеклассного чтения по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах» (уроки литературы в 6 классе)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
(1831 — 1895)

СТАРЫЙ ГЕНИЙ


Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 37-38


Урок 37. Н. С. Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои

Урок 38. Н. С. Лесков. «Старый гений»: проблематика и поэтика

Н. С. ЛЕСКОВ. «СТАРЫЙ ГЕНИЙ»:
ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА
УРОК 38


Основное содержание урока
Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Развитие представлений о рассказе и художественной детали.

Основные виды деятельности.
Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия художественная деталь, рассказ. Обсуждение иллюстраций к рассказу.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Нравственные проблемы рассказа

Аналитическая беседа:


— Расскажите о старушке-дворянке. Почему она оказалась в затруднительном положении?

Как её характеризует то, что она помогла сыну своей старинной знакомой?

— Расскажите о порядках в чиновничьей России. Почему чиновники не помогли старушке? О чём свидетельствует тот факт, что они боялись связываться с великосветским франтом?

— Расскажите о великосветском франте. Почему его поступки и поведение оказались безнаказанными? Как можно охарактеризовать общество, где возможны такие поступки?

— Расскажите об Иване Иваныче. Почему старушка сначала не поверила ему? Как его характеризует то, что он вызвался помогать старушке?

— Расскажите о сербском сражателе. Почему он был оборванным и находился в «низких местах»? Почему он согласился выполнять план Ивана Иваныча?

— Охарактеризуйте рассказчика. Носителем каких черт он является?

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Что такое нравственная проблема?

Какие нравственные проблемы поднимает писатель в рассказе?

Докажите, что писателя волнуют проблемы добра и зла, честности и обмана, справедливости и бюрократизма, взаимопомощи и равнодушия. Подтвердите свои мысли текстом.

Определите этапы развития сюжета в рассказе. *Связаны ли они с нравственной проблематикой рассказа? Обоснуйте своё мнение.

Составьте план сообщения о нравственных проблемах рассказа.

Развитие представлений о рассказе и о художественной детали.
Деталь как средство создания образа в рассказе


Вспомните, что такое рассказ и художественная деталь.

Найдите в словаре литературоведческих терминов эти понятия и определите их главные черты.

ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ .

Групповая исследовательская работа:

Группа 1.


Какие фольклорные детали, устойчивые выражения, пословицы, поговорки, прибаутки использованы автором в рассказе? С какой целью?

Группа 2.

Найдите художественные детали, воспроизводящие черты быта, исторической обстановки, в которой происходит действие. Какую картину времени они создают?

Группа 3.

Какие детали характерны для речи старушки?

Составьте её речевую характеристику, указав на значимые детали её речи.

Группа 4.

Какие детали указывают на наличие в повествовании рассказчика?

Какова его нравственная и общественная позиция?

Группа 5.

Какие детали характерны для образов Ивана Иваныча и сербского сражателя?

Что автор подчёркивает этими деталями?

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Ответы на вопросы 3—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какие особенности сюжета и композиции рассказа помогают понять его смысл? Как в рассказе отразились представления Лескова о русском народе?

Практическая работа.
Составление цитатной таблицы «Черты рождественской истории в рассказе».


Рассказ Лескова «Старый гений» впервые был опубликован в журнале «Осколки» (1884), а затем вошёл в сборник «Святочные рассказы». Какие рождественские рассказы вы уже изучали?

Чем рассказ «Старый гений» близок рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор» и рассказу О. Генри «Дары волхвов»?

Вспомните основные черты рождественского рассказа.

Приведите примеры из рассказа «Старый гений» и заполните цитатную таблицу:

ТАБЛИЦА
Черты рождественской истории в рассказе «Старый гений»
Черты рождественского рассказа
Примеры
Трёхуровневая организация пространства (ад — земля — Рай)
    
Атмосфера чудесного изменения героя, проходящего в рассказе все три ступени мироздания
    
Материальный или духовный кризис героев, для разрешения которого нужно чудо
    
Вмешательство высших сил и счастливая случайность, осознаваемые как знак свыше
    
Элементы фантастики, которые в реалистической литературе заменяет социальная тематика?
    
Счастливый финал, в котором добро торжествует
    


Чтение и обсуждение статьи учебника «Лесков и его герои, его отношение к России» (см. статью ниже):

— Какие две России видит в своей стране Лесков?

— Кто из героев рассказа относится к «стране» праведников, странников, умелых и талантливых людей?

— Кого из персонажей мы отнесём к «стране» господ, начальников, чиновников?

— К какой России вы бы отнесли старушку? Обоснуйте свой ответ.

— Найдите в рассказе слова, которые звучат с искажениями. Представители какой части России их произносят? Как это их характеризует?

— В чём видит Лесков причину социального расслоения в России?

Ответы на вопросы из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Как проблема двух Россий отразилась в иллюстрациях к рассказу?

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Какие нравственные проблемы поднимает Н. С. Лесков в рассказе «Старый гений»?

Какие две России изображены в рассказе?

Можно ли утверждать, что рассказ «Старый гений» всегда современен? Обоснуйте свой ответ.

Домашнее задание

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Прочитать рассказ Л. Н. Толстого «После бала».

Индивидуальное задание.

Подготовить сообщение об истории создания рассказа Л. Н. Толстого «После бала» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Следующие уроки: Рассказ Л.Н.Толстого "После бала" >>>




1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с. (вернуться)

Н. С. ЛЕСКОВ И ЕГО ГЕРОИ,
ЕГО ОТНОШЕНИЕ К РОССИИ


У Лескова Россия — страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые большей частью необразованны и непросвещённы. Другая Россия — страна господ, начальников, чиновников. Они образованны, но бесчестны и, как правило, глупы. Одна Россия не понимает другую, и потому многие слова, которые употребляет образованная Россия, невольно искажаются Россией необразованной и непросвещённой. Лесков не отдаёт предпочтения ни той ни другой. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжён с образованностью.

Размышляем о прочитанном

1. В чём смысл эпиграфа к рассказу? Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?

2. Почему рассказ назван «Старый гений»?

3. Как вы думаете, только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал читателям автор?

4. В каких произведениях Лескова проявляется историзм писателя? Какие проблемы общества затрагиваются в рассказе «Старый гений»?
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил. (вернуться к уроку)

Развиваем дар слова

1. Подготовьте рассуждение на тему «Кто виноват в страданиях героини?».

2. Подготовьте пересказ всего текста рассказа «Старый гений», постарайтесь сохранить особенности языка автора.

3. Постарайтесь проследить, какие инстанции пришлось посетить старушке помещице, чтобы добиться справедливости? Почему? Какие советы ей давали? Подготовьте рассуждения на эту тему.

4. Как вы понимаете слово «штукарство»? Каким синонимом можно его заменить?

5. Объясните слова и словосочетания, подумайте, какие из них хорошо бы ввести в собственную речь: скорбит, сопряжён, искажаются, неодолимые затрудненья, сполна, гений, не в претензии, воитель, хлопоты, могущественное родство, талант, волнение, образованность, франт.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.

Литература и другие виды искусства

Рассмотрите иллюстрацию И. Пчелко.

Такими ли вы представляли себе героев рассказа «Старый гений»?

Что вы изменили бы в иллюстрации?
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
 
Н. С. Лесков. «Старый гений». Художник И. Пчелко
 
«Вот вам от меня к чаю лимонный сок, песок и шоколаду кусок!..»
Худ. А. И. Гордеева, 2010 г. Иллюстрация к рассказу Н. С. Лескова «Старый гений»
 
 


 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz