Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль». Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе (главы из книги)
Теория литературы
Д.И.Фонвизин. Портрет работы К.Фогеля, 1785 г.
Фонвизин Д. И. Основные даты жизни и творчества
Статья учебника «Денис Иванович Фонвизин»
Статья учебника «Фонвизин и классицизм»
Фонвизин Д. И. Недоросль (на сайте "Литература для школьников")
Торжество Недоросля. П. Вайль, А. Генис. Родная Речь (на сайте "Литература для школьников")
Кулакова Л. И.
Первая русская реалистическая комедия

(сайт "Литература")

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН
(1745—1792)

«НЕДОРОСЛЬ»


Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 6-8



Урок 6. Д. И. Фонвизин. «Недоросль»: социальная и нравственная
проблематика комедии


Урок 7. Д. И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей
как средство создания комической ситуации


Урок 8. Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к письменному ответу
на один из проблемных вопросов. Урок развития речи 1


Д. И. ФОНВИЗИН.
«НЕДОРОСЛЬ»: СОЦИАЛЬНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА КОМЕДИИ
УРОК 6


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Говорящие фамилии и имена.

Основные виды деятельности.
Чтение статьи учебника «Денис Иванович Фонвизин» и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе


Рассказ учителя о Д. И. Фонвизине с показом иллюстративных материалов и включением сообщений учащихся.

II. Чтение статьи учебника «Денис Иванович Фонвизин» и составление её тезисов (см. статью ниже):

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Денис Иванович Фонвизин»
Вопрос
Тезис
Почему Пушкин считал, что Фонвизин «русский, из перерусских русский»?
         
Какое образование получил Фонвизин?
         
Каковы самые сильные впечатления его детства и юности?
    
Как началась литературная деятельность Фонвизина? Чем можно объяснить его «склонность к сатире»?
    
Как складывались отношения Фонвизина с графом Н. И. Паниным и императрицей Екатериной II?
    
Какие социальные порядки обличает Фонвизин в комедиях «Бригадир» и «Недоросль»?
    
Какие острые общественные вопросы волновали писателя?
    
Почему писатель ушёл в отставку и перестал печататься?
    
Почему комедия «Недоросль» современна в наши дни?
    

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Сатиры смелый властелин» (см. статью ниже):

— Почему, по мнению Ст. Рассадина, комедия «Недоросль», воспринимаемая как учебная пьеса, многое теряет?

— На какие читательские стереотипы, предрассудки указывает критик в отношении к героям «Недоросля»?

— Какое культурное значение видит Ст. Рассадин в «рождении писателя Фонвизина» и появлении комедии «Недоросль»?

IV. Сатирическая направленность комедии.
Говорящие фамилии и имена


Составление лексических и историко-культурных комментариев:

— Комментирование слов из раздела учебника «Совершенствуем свою речь» (после вопросов к статье «Фонвизин и классицизм»).

— Какое значение слово недоросль имело во времена Фонвизина и какое имеет сейчас?

Изучение списка действующих лиц комедии:

— Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после текста комедии).

— Предположите, какой смысл могут иметь говорящие фамилии героев комедии.

Прокомментируйте имена и фамилии героев «Недоросля» (по группам):

Митрофан (переводится с латинского как «матерью явленный», «слава матери», «найденный матерью»);
Софья (переводится с древнегреческого как «мудрость», «премудрость», «мудрая»);
Милон (от славянского «милый», «любимый»);
Кутейкин (от прозвища Кутейка, ироничного именования служителей церкви, имеющего общий корень со словом кутья — кушанье, которое подают на поминках. Прозвище указывает, что предок Кутейкиных как церковнослужитель нередко угощался кутьёй. По другой версии, прозвище происходит от глагола кутить — пьянствовать, жить очертя голову, отчаянно проказить, пить, буянить. Поэтому Кутейкой могли называть пьяницу, буяна. О таких в народе говорили: «Кути и мути — да норови, кабы самому уйти!»).

V. Групповая работа:

Группа 1. Прочитайте по ролям фрагмент комедии (действие первое, явления I—IV).


Прокомментируйте значение слов и выражений: чаю, потворство, сговор, бестия.

Какие черты героев заметны уже при первом знакомстве с ними?

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после текста комедии).

*Как характеризует героев комедии их речь? Над чем мы смеёмся, читая этот фрагмент?

Как воспитывали Митрофана в семье?

Группа 2. Прочитайте по ролям фрагмент комедии (действие первое, явления V—VI).

Прокомментируйте значение слов и выражений: челобитчик, концы в воду, околоток, оброк, смертная охота, в памятцах за упокой поминали, об заклад бьюсь, да лих не очень тебе верю.

Что интересует Простаковых и Скотинина?

*Как во фрагменте выразились авторские оценки героев?

Каково отношение Простаковой к образованию сына?

Перескажите кратко события явления VII.

Как характеризует героев их реакция на то, что Софья стала богатой наследницей?

Группа 3. Прочитайте по ролям фрагмент комедии (действие второе, явления I—II).

Прокомментируйте значение слов и выражений: наместничество, фурия, корыстолюбцы, тиранство, по всем её обинякам вижу.

Какие оценки поместному дворянству дают Софья и Правдин? Над чем смеётся автор?

Перескажите кратко содержание явлений III—VI.

Охарактеризуйте Скотинина. *Смешон он или страшен? Обоснуйте свой ответ.

Каково положение слуг в доме Простаковой?

Группа 4. Прочитайте по ролям фрагмент комедии (действие третье, явление II).

Какой смысл несёт в себе фамилия Стародум?

Прокомментируйте значение слов и выражений: поправосуднее людей, лицеприятия не знает.

Какие мысли о нравственном воспитании высказывает Стародум?

Перескажите кратко содержание явлений IV—V действия четвёртого.

*Как понять слова Стародума «Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в моё воспитание. В твоём вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещённым»?

Современны ли эти слова сегодня? Обоснуйте свой ответ.

Группа 5. Перескажите кратко содержание явлений III—V действия пятого.

Как меняется поведение Простаковой после обвинений в её адрес? Как это её характеризует?

*В чём её нравственное уродство?

Прочитайте по ролям фрагмент комедии (действие пятое, явления VI, VII и последнее).

*Какой смысл имеет сцена расчёта с учителями?

Как в ней проявляется характер каждого героя? Над чем смеётся автор?

VI. Практическая работа.
Составление плана анализа эпизода «Экзамен Митрофана».


Прочитайте по ролям сцену экзамена Митрофана (действие четвёртое, явление VIII — этого фрагмента нет в учебнике).

Найдите в этом явлении примеры авторской иронии по отношению к героям. *Чем она вызвана?

Какова роль Стародума в этой сцене?

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после текста комедии).

Примерный план анализа эпизода драматического произведения:

I. Эпизод как самостоятельный структурный элемент, законченное целое (завязка, развитие действия, кульминация, развязка эпизода).

1. Речевой строй эпизода — диалог:
— основной конфликт диалога;
— речевые характеристики героев;
— особенности авторских ремарок;
— подтекст.

2. Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде.

3. Эмоциональный пафос эпизода.

4. Мастерство писателя, особенности писательского стиля.

II. Эпизод как часть пьесы, звено в общей цепи событий.

5. Место эпизода в развитии сюжета и композиции.

6. Герои эпизода в системе образов произведения.

7. Отражение в эпизоде особенностей жанра и литературного направления.

8. Связь темы, проблемы и конфликта эпизода с темой, проблематикой и конфликтом всего произведения.

9. Выражение в эпизоде авторской позиции.

10. Значение эпизода для раскрытия идейного смысла произведения.

Выберите из примерного плана анализа эпизода драматического произведения пункты, актуальные для анализа эпизода «Экзамен Митрофана».

При необходимости дополните план своими пунктами. Расскажите о содержании нескольких пунктов вашего плана.

Проблема воспитания истинного гражданина

О б о б щ а ю щ а я   б е с е д а:


— Какие социально-нравственные проблемы поднимает автор? Запишите их.

— Почему для него так важна проблема воспитания дворянина?

— Какими качествами, по мнению автора, должен обладать истинный гражданин?

— Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после текста комедии).

И т о г о в ы е   в о п р о с ы:

Почему драматург считал сатиру действенным оружием против общественных пороков?

Какую миссию он возлагал на искусство театра?

Домашнее задание

Письменно проанализировать один из эпизодов комедии или ответить на вопрос 5 или 6 (после текста комедии) из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (по выбору учащихся).

Групповые задания.

Прочитать статью «О комедии “Недоросль”» и ответить на вопросы практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).


Д. И. ФОНВИЗИН.
«НЕДОРОСЛЬ»: РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖЕЙ
КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
УРОК 7


Основное содержание урока
Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.

Основные виды деятельности.
Чтение статьи учебника «Фонвизин и классицизм» и выявление в комедии канонов классицизма, национальной самобытности русского классицизма. Выявление в комедии характерных для произведений русской литературы XVIII века тем, образов и приёмов изображения человека. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие классицизм.

I. Понятие о классицизме.
Основные правила классицизма в драматическом произведении

Чтение и обсуждение фрагмента статьи учебника «Фонвизин и классицизм»
с начала до слов «…преобладающими над интересами отдельной личности».

Образец записи основных положений фрагмента статьи:

ТАБЛИЦА
Статья учебника «Фонвизин и классицизм»
Вопрос
Основное положение статьи
Что такое классицизм? Когда и почему он возник? Что означает слово классицизм?
Классицизм — направление в искусстве, зародившееся в Европе в начале XVII в. в период подъёма абсолютизма. Классицизм — от лат. classicus — образцовый
На какие образцы опирались писатели-классицисты?
Образцы — нормы прекрасного в античном искусстве: точность выражения мыслей, ясность изложения, порядок в построении произведений
Какова позиция классицистов по отношению к природе?
Предпочтение культуры перед дикостью; природа и жизнь, преобразованные человеком, выше природы и жизни естественной
Как классицизм стремился разрешить конфликт между разумом и чувствами человека?
Разрешение конфликта посредством полного и гармонического сочетания личных интересов с велениями разума и нравственного долга; интересы государства должны преобладать над интересами отдельной личности

II. Чтение и обсуждение фрагмента статьи учебника «Фонвизин и классицизм» со слов «Наибольшего расцвета в литературе классицизма…» до слов «…является завершённой ступенью развёртывающегося конфликта».

Составление таблицы «Основные правила классицизма в драме».
Продолжите предложения в правом столбике таблицы.

ТАБЛИЦА
«Основные правила классицизма в драме»
Основные правила классицизма в драме
Примеры из комедии «Недоросль»
Группа 1.
Что такое драма? Как произошло это слово? Что составляет основу драмы?
Где и когда обычно происходит действие драмы? Как показано действие в драме?
Какое место занимает в ней драматург? В какой форме он присутствует в драме?
«Недоросль» — это драматическое произведение, основу которого составляет…
События предстают в комедии «Недоросль» (где? когда? в какой форме?) …
Автор комедии «Недоросль» занимает в ней особое место, так как …
Группа 2.
Каковы главные особенности драмы классицизма? В чём суть принципа трёх единств?
Прокомментируйте требование единства места и времени.
В чём сущность единства действия?
Что такое трёхчленное развитие сюжета в драме классицизма? Как этот принцип реализуется в композиции драмы?
В пьесе «Недоросль» соблюдено правило трёх единств: единство места в комедии — это …
единство времени в комедии — это …
единство действия в комедии — это …
Трёхчленное развитие сюжета в пьесе «Недоросль» выражается в том, что …
Каждый из пяти актов комедии является завершённой ступенью в развитии конфликта, например …
Группа 3.
В чём сущность иерархии жанров в теории классицизма?
Какие жанры относились к высоким? к низким?
*Каких крупных писателей классицизма дала литература Франции?
Что лежало в основе высоких и низких жанров французского классицизма? Какой закон жанра лежит в основе комического?
Какие черты классицизма отразились в пьесе «Недоросль»?
Каковы национальные особенности русского классицизма?
К высоким жанрам классицизма относятся …
к низким жанрам классицизма относятся …
«Недоросль» относится к жанру комедии, потому что …
Представители французского классицизма в литературе — это …
Сущность закона несоответствия в комическом заключается в том, что …
В комедии «Недоросль» закон несоответствия проявляется в том, что …
Национальные особенности русского классицизма выражаются в комедии «Недоросль» в том, что …

Письменное заполнение второго столбца таблицы завершается дома.

О б о б щ а ю щ а я   б е с е д а:

Ответы на вопросы 1, 2, 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

III. Групповая практическая работа:
Составление таблицы «Речь персонажей комедии как средство их характеристики»:

ТАБЛИЦА
«Речь персонажей комедии как средство их характеристики»
Персонажи
Лексика
Синтаксис и интонации
Характеристика героя. Выводы
Группа 1. Простакова
      
      
      
Группа 2. Митрофан
      
      
      
Группа 3. Скотинин
      
      
      
Группа 4. Стародум
      
      
      
Группа 5. Софья
      
      
      
Группа 6. Вральман
      
      
      

Рекомендации по заполнению таблицы:

— Какая лексика преобладает в речи героя?
(Богатство или бедность словаря, просторечная, грубая, разговорная, высокая общественно-политическая и возвышенно-романтическая лексика, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и др.) Приведите примеры.

— Какие синтаксические конструкции и интонации преобладают в речи героя?
(Богатство или бедность синтаксических конструкций и интонаций; назидательность и безапелляционность речи; цинизм, прямолинейность и грубость, вкрадчивость и предупредительность; короткие, обрывочные фразы; категоричные, решительные, ораторские, грубые; подобострастные и излишне любезные интонации; наличие риторических вопросительных и восклицательных конструкций; экспрессивная аргументация суждений, развёрнутые монологи и др.)

— Сделайте выводы о характере персонажа на основе его речи.

IV. Особенности анализа эпизода драматического произведения

Изучите примерный план анализа эпизода драматического произведения:

1. События эпизода и его место в сюжете всей пьесы.

2. Проблематика эпизода, определяющая идейное содержание пьесы.

3. Герои, участвующие в эпизоде, их место в системе образов.

4. Мысли, поступки, высказывания героев эпизода и его связь с проблематикой пьесы:
— Основной конфликт диалогов и монологов героев.
— Речевые характеристики героев (лексика, синтаксис, интонации).
— Взаимосвязи героев и событий в эпизоде; причинно-следственные связи.

5. Наличие авторских ремарок и их смысл. Отражение в эпизоде идейно-эстетических взглядов автора. Подтекст эпизода.

6. Своеобразие художественного времени и пространства в эпизоде.

7. Эмоциональная окрашенность и пафос эпизода.

8. Отражение в эпизоде жанрового своеобразия пьесы.

9. Связь эпизода с литературными направлениями эпохи (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).

Выделите пункты плана, актуальные при анализе выбранного вами эпизода:

1. Действие первое, явление V.

2. Действие второе, явление VI.

3. Действие третье, явление I.

4. Действие четвёртое, явление VII.

5. Действие пятое, явление IV.

Проанализируйте эпизод устно.

И т о г о в ы е   в о п р о с ы:

Какие черты классицизма проявились в комедии «Недоросль»?

Почему речь персонажей является средством их характеристики?

Домашнее задание

Завершить заполнение таблиц. Проанализировать письменно один из эпизодов комедии.

Дать письменную оценку высказываниям П. А. Вяземского (см. вопросы 3—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном») или В. О. Ключевского (см. задание 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном») о комедии «Недоросль» (по выбору учащихся).

Индивидуальное задание.

Написать сочинение-исследование, используя вопросы из раздела учебника «Опыт литературоведческого исследования».

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Постановка фрагментов комедии «Недоросль» на школьной сцене с использованием песен Ю. Ч. Кима.
(См.: «Театр Юлия Кима», альбомы 1—3)

Д. И. ФОНВИЗИН. «НЕДОРОСЛЬ»
ПОДГОТОВКА К ПИСЬМЕННОМУ ОТВЕТУ
НА ОДИН ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ
Урок развития речи 1
УРОК 8


Основное содержание урока
Повторение основных литературоведческих понятий, связанных с анализом комедии классицизма. Составление плана и письменный ответ на один из проблемных вопросов: Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии «Недоросль»? Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»? Как характеризует героев комедии «Недоросль» их речь (на примере одного из героев)? Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания?

Основные виды деятельности.
Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.

I. Повторение основных литературоведческих понятий, связанных с анализом комедии классицизма

П р о в е р о ч н а я   р а б о т а:


Дайте определение понятий: классицизм, правило трёх единств, трёхчленное развитие сюжета, высокие и низкие жанры, драма, комическое, комедия, сатира, закон несоответствия в комическом, принципы русского классицизма.

II. Составление плана и письменный ответ на один из проблемных вопросов

Тема 1.
Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии «Недоросль»? (Работа с таблицей «Основные правила классицизма в драме».)

ТАБЛИЦА
Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии «Недоросль»?
Вопросы
Пункты плана
1. Почему автор обратился к жанру комедии?
Комедия как средство разрешения противоречия между личностью и государством
2. Как проявилась в пьесе идея гражданственности?
Приоритет государственных интересов над интересами отдельной личности
3. Какова главная тема комедии «Недоросль»?
Воспитание дворянина — главная задача просвещённого века
4. Какие черты классицизма отразились в комедии «Недоросль»?
Черты классицизма в пьесе «Недоросль»:
— правило трёх единств;
— трёхчленное развитие сюжета;
— закон несоответствия;
— говорящие фамилии;
— жёсткое деление героев на положительных и отрицательных
5. Как характеризует героев комедии их речь?
Речь героев комедии «Недоросль» как средство их характеристики
6. Какие черты русского классицизма отразились в комедии?
Черты русского классицизма в комедии «Недоросль»


Тема 2. Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»?

ТАБЛИЦА
Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»?
Вопросы
Пункты плана
1. Что такое сатирическое произведение?
Комедия «Недоросль» как сатирическое произведение
2. Какую цель преследовал автор в пьесе «Недоросль»?
«Недоросль» как комедия классицизма
3. Каковы объекты сатирического изображения в комедии «Недоросль»?
Объекты сатирического изображения:
— невежественное провинциальное дворянство;
— узость и ограниченность его интересов;
— неспособность этой части дворянства приносить пользу Отечеству;
— профанация обучения молодых дворян;
— право господствующего класса владеть другими людьми
4. Какова гражданская позиция автора?
Гражданская позиция автора комедии «Недоросль»

Тема 3. Как характеризует героев комедии «Недоросль» их речь (на примере одного из героев)?

ТАБЛИЦА
Как характеризует героев комедии «Недоросль» их речь (на примере одного из героев)?
Вопросы
Пункты плана
1. Каково значение речи героев в драматическом произведении?
Значение речи героев в драматическом произведении:
— речь как способ создания конфликта действия;
— речь как средство самохарактеристики и характеристики другими героями;
— монологи и диалоги как формы речевого выражения в драматическом произведении
2. Какая лексика преобладает в речи героя?
Своеобразие лексики в речи героя комедии классицизма
3. Какие синтаксические конструкции и интонации преобладают в речи героя?
Роль синтаксических конструкций и интонаций в речи героя комедии классицизма
4. Какова роль речевых характеристик героев?
Речь героев комедии «Недоросль» как средство их характеристики


Тема 4. Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания?

ТАБЛИЦА
Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания?
Вопросы
Пункты плана
1. Какова главная тема комедии «Недоросль»?
Тема воспитания — главная тема комедии «Недоросль»
2. Почему автора волновала проблема воспитания дворянина?
Проблема правильного воспитания молодого дворянина в комедии «Недоросль»
3. Почему вопросы воспитания молодёжи определили тему и проблему комедии?
Вопросы воспитания — характерная черта комедии классицизма:
— воспитание у молодых дворян идеи гражданственности, подчинения личных интересов общественным;
— приобретение дворянской молодёжью реальных знаний, необходимых для процветания страны;
— общественно-политический характер проблемы воспитания молодых дворян
4. В чём актуальность проблемы воспитания для современности?
Вечные проблемы в комедии «Недоросль».
Актуальность проблем воспитания в наши дни


Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.

Устные ответы на отдельные пункты планов.

Оформление письменных ответов на проблемные вопросы может быть завершено дома.

Домашнее задание

Завершить оформление письменных ответов на проблемные вопросы.

Групповые задания.

Подготовить сообщения об И.А. Крылове: Крылов — журналист, музыкант, писатель, философ (по группам).

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщения об истории создания басни «Обоз» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, о портретах и памятниках писателю.

Подготовить историко-культурные комментарии к статье учебника «О басне “Обоз”».

Следующие уроки: И. А. Крылов. "Обоз" — басня о войне 1812 года >>>



Биография
ДЕНИСА ИВАНОВИЧА ФОНВИЗИНА
(1745—1792)


Фамилию его писали по-разному: Фон-Вмзинг Фон-Висин, Фон-Визен и т. д. Только к концу XIX века утвердилось принятое сейчас написание. Но А. С. Пушкин еще к начале века внушал брату Льву: «Не забудь Фон-Визина писать Фонвизин... Он русский, из перерусских русский».

Род писателя по отцу действительно давно обрусел. Денис родился в Москве, рос в семье, о которой сам сказал: «В доме нашем дурных людей не было». Грамоте начали учить мальчика с четырех лет, а потом он продолжил свое образование в гимназии при Московском университете. План преподавания в ней составил Ломоносов, сказавший: а «Университет без гимназии, как пашня беа семян».

Десятилетний Денис учился очень хорошо. И в 1760 году среди лучших студентов Фонвизин был привезен в Петербург, где встретился с самим Ломоносовым, о чем вспоминал всю жизнь. Не менее сильное впечатление произвел и театр. Через 10 лет после посещения Северной столицы Фонвизин писал:

«Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозможно».

За годы учения в университете Фонвизин овладел латинским, немецким и французским языками настолько, что переводы его не раз появлялись в печати. Острые слова его носились по Москве, из-за чего он нажил много врагов и приобрел друзей. Литературную деятельность Фонвизин начал с переводов басен и пьес. Сам Денис Иванович сказал: «Весьма рано появилась во мне склонность к сатире».

Вот, например, некоторые нравоучения Лисицы из переведенной Фонвизиным басни Гольдберга «Лисицыно нравоучение»:

— Ни в чем правды не держись, когда желаешь найти в свете свое счастье.

— Когда хочешь воровать, то промышляй столько, чтоб мог откупиться, для того что наказывают обыкновенно малых воров, а не больших.

Первым опытом будущего комедиографа был перевод трагедии Вольтера, хотя впоследствии Фонвизин отзывался о трагедиях как о жанре с насмешкой.

После коронации летом 1762 года а Москве Екатерины II один из ее придворных устроил Дениса переводчиком в Коллегию иностранных дел, с которой затем Фонвизин переезжает в Петербург. Первая оригинальная комедия Фонвизина «Бригадир» закончена была в особое время. Готовились реформы, от которых Фонвизин ожидал ограничений крепостного права при полной вольности дворянства, а это значило и ограничение власти царя. Руководитель Коллегии иностранных дел граф Никита Иванович Панин выделил молодого Фонвизина и приблизил к себе. Государыня же Екатерина терпеть не могла Панина: чтобы отставить его от дел, даже наградила весьма милостиво, но тут же написала; «...богатством его осыпала выше его заслуг...»

Панин разделил четыре тысячи душ из подаренных ему девяти между своими сотрудниками, среди которых был и Фонвизин, преданный соратник. Граф Н. И. Панин, как и Екатерина II, народа не знал, но хотел ему добра, потому что видел в этом благо для государства.

Все это выразилось в комедии Фонвизина «Бригадир». О ней сказано, что автор казнил в ней дикое невежество старого поколения и поверхностный лоск европейского полуобразования нового поколения, говорящего о себе: «Тело мое родилось в Росси и.., однако дух мой принадлежит короне французской».

Конфликт несколько иного плана лежит в основе замечательной комедии «Недоросль». В отличие от «Бригадира», где крепостное право напрямую не затрагивалось, новая комедия выступала против таких порядков, когда одни люди являются собственностью других. Сильно прозвучали в ту эпоху слова, произнесенные одним из героев «Недоросля»: «Угнетать рабством себе подобных — беззаконно».

Первое представление «Недоросля» состоялось 24 сентября 1782 года — это и есть день рождения великой русской комедии. И в те дни о ней было сказано: «Сия комедия... заслужила внимание от публики. Для сего и принята с отменным удовольствием».

Но не все приняли комедию с одобрением. «Плохо приходится мне жить! — сказала Екатерина II. — Уж и господин Фонвизин хочет учить меня царствовать». И Фонвизину весной 1783 года пришлось выйти в отставку.

И в отставке он продолжал литературную деятельность, решив задать ряд острых вопросов будто бы неизвестному автору, хотя все знали, что им была Екатерина II. Вот некоторые из вопросов:

— Отчего в век законодательный никто в сей части не промышляет отличиться?

(Царица ответила резко: «Оттого, что сие не есть дело каждого».)

— Как истребить два сопротивные и оба вреднейшие предрассудка: будто у нас все дурно, а в чужих краях все хорошо; второй, будто в чужих краях все дурно, а у нас все хорошо?

— Отчего у нас не стыдно не делать ничего?

Конечно, такие вопросы не могли понравиться императрице, как и фонвизинская сатира «Всеобщая придворная грамматика». В результате писателю был закрыт путь в печать, а вскоре он заболел тяжело и надолго. Ему было всего 40 лет, а он с трудом мог передвигаться и даже говорить. Через семь лет он умер.

Сохранилась легенда, будто князь Г. А. Потемкин-Таврический, выходя из театра и увидя Фонвизина, сказал ему о «Недоросле»: «Умри, Денис, — „Недоросль" тебя увенчал». Правда, слова Потемкина передаются по-разному, но одно ясно — современники понимали значение Фонвизина. «Недоросль» — комедия о воспитании. Воспитание тогда, как и сейчас, — злободневная политическая тема. Отсюда так много сходного в высказываниях Фонвизина о своем веке и мыслях нашего современника, россиянина конца XX — начала XXI столетия.

ЗАДАНИЕ

Прочитайте дома самостоятельно всю комедию «Недоросль» выбирайте себе роль, которую хотели бы исполнитъ, подготовьте с товарищами одну из сцен для чтения.
При подготовке к чтению используйте материал статьи о комедии Фонвизина.

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
вернуться к уроку

САТИРЫ СМЕЛЫЙ ВЛАСТЕЛИН

Фонвизин — это «Недоросль». Он стал собою, Фонвизиным, написав «Недоросля», как Грибоедов стал Грибоедовым, написав «Горе от ума»... Не комедия состояла при сочинителе, а он при ней. Сегодня «Недоросль» совсем не то, чем был в пору, когда его разыгрывали на нынешнем Марсовом поле и публика «аплодировала пиесу метанием кошельков» (был такой обычай). Ныне часто говорят: это спектакль для школьников. В этом нет ничего обидного: стать книгой для детей — удел наипочетнейший, выпавший на долю сказок Пушкина, «Робинзона» и «Гулливера», романов Вальтера Скотта, Дюма, Гюго, отчасти даже «Дон Кихота»... Но все же «Недоросль», воспринимаемый как учебная пьеса, многое теряет. Иногда — почти все: педагогическая притча, наглядное пособие, дразнилка для второгодников: «не хочу учиться, хочу жениться».

«Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на все русское. А между тем нет в ней ничего карикатурного: все взято живьем с природы...» (Н. В. Гоголь.)

На многих персонажах от древности кора наросла, они обросли предрассудками, вот пример простейший.

Сколько лет Простаковой?.. Зритель почти наверняка скажет; старуха... А ей чуть более тридцати. И уж никак не более сорока.

И Митрофан невежда, но не дурак, нет: ни в умении подластиться к матери, ни в сцене похищения Софьи... Он мог бы сказать о себе словами Петруши Гринева: «Я жил недорослем, гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем мне минуло шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась».

Все, решительно все совпадает: голубятня, возраст, перемена судьбы и характер перемены. «Пошел-ка служить... » — говорит Мигрофану Правдин. «Пора его в службу», — решает старик Гринев. И учителя у них одинаковые. «По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман» (кучер); парикмахер Бопре «обязан был учить... по-французски, по-немецки и всем наукам». Пушкин даже подчеркнул эти слова не потому ли, что они прямая цитата из «Недоросля»?

Рождение писателя Фонвизина — это рождение русской литературы. Юность Фонвизина совпала с младенчеством нашей литературы... «Недоросль» стал общим детищем, общей победою. Фонвизин как писатель — в гоголевской эпохе... с «Женитьбою» и Ревизором» Митрофан и Скотинин ничего, уживутся. Между ними расстояние и большое, но не пропасть.

Умрет Денис Иванович, и всего через два года родится его преемник в комедии Грибоедов. Началась непрерывная цепь, и начальное звено — Державин и Фонвизин, первые гении русской словесности.
Ст. Рассадин

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
вернуться к уроку

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Комедия "Недоросль"


1. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаем о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтений первого действия?

2. Каковы отношения между людьми в этом доме? Как характеризуются персонажи комедии в явлении VIII четвертого действия? Какими средствами (юмор, ирония, сарказм и т. д.) пользуется автор для этой характеристики? Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?

3. В афише с перечислением действующих лиц указало: Простакова, жена его (господина Простакова). Между тем в комедии ее персонажи характеризуют себя иначе: «Уто я, сестрин брат», «Я женин муж», «А я матушкин сын». Как вы это объясняете? Как вы думаете, почему полным хозяином поместья у Фонвизина оказывается не помещик, а помещица? Связано ли это со временем, когда создана комедия «Недоросль»?

4. Проследите, как развивается конфликт между положительными и отрицательными персонажами. Как в этом конфликте раскрывается идея комедии («Угнетать рабством себе подобных — беззаконно»)?

5. Кто из действующих лиц, по нашему мнению, больше других удался Фонвизину? Ничему?

6. Каковы трудности при чтении этой старой комедии? Чем сегодня интересен нам Недоросль?

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с. (вернуться)

 
 
«Недоросль». Помещица Простакова чинит суд и расправу. С гравюры Н. И. Калиты. 1958
 
 


 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz