«Шемякин суд» как сатирическое произведение. Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе (главы из книги)
Жанры фольклора
Шемякин суд. Лубочная книга. Страница 4 (детали). Гравюра на меди, раскраска. Середина XVIII в.
«Повесть о Шемякином суде»
Статья учебника «О “Повести о Шемякином суде”»
Жанр повести в древнерусской литературе. "Шемякин суд".
Урок литературы в 8 классе
(из пособия Н.Е.Кутейниковой)

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«ШЕМЯКИН СУД»


Уроки литературы в 8 классе[1]
Урок 5

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля


«ШЕМЯКИН СУД»
КАК САТИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ XVII ВЕКА
УРОК 5


Основное содержание урока
Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому он так и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. «Шемякин суд» в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Чтение и составление тезисов статьи учебника. Восприятие и выразительное чтение сатирической повести (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Обсуждение древнерусских иллюстраций. Характеристика героя сатирической повести. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие сатирическая повесть.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века

Чтение и составление тезисов статьи учебника «О “Повести о Шемякином суде”»
(см. статью ниже).

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «О “Повести о Шемякином суде”»
Вопрос
Тезис
Какая литература получила распространение в России XVII в.?
    
Какие новые герои появились в литературе XVII в.?
    
*Почему литература XVII в. не только изображает реальные события, но обращается и к художественному вымыслу?
    
Какие реалии русской жизни критикует «Повесть о Шемякином суде»?
    
Как в ней создаются комические ситуации?
    
Почему «Повесть о Шемякином суде» вызывает у читателя грустное впечатление?
    
Почему «Повесть о Шемякином суде» была популярна у читателей в XVII—XVIII вв.?
    
Как понять современную поговорку «Шемякин суд»?
    

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

II. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья

Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте выразительно фрагмент «Повести…» с начала до слов «…и придётся за проезд приставам платить».

Озаглавьте фрагмент.

Прокомментируйте значение слов и выражений: ссужал убогого, не мог наполнить скудости его, поносить его убожество, дровни, подворотня, бить челом, за проезд приставам платить.

Какие новые литературные герои появляются в «Повести…»?

Что в этом фрагменте смешного и что грустного?

*Какой вид комического использован? Докажите свою позицию.

*Чем начало «Повести…» напоминает русскую народную сказку?

Группа 2.
Прочитайте выразительно фрагмент «Повести…» со слов «И пришли оба к некоему селу…» до слов «…и встал перед судьёю».

Озаглавьте фрагмент.

Прокомментируйте значение слов и выражений: на полатях, зыбка, решил себя смерти предать.

Что в этом фрагменте вызывает смех? Над чем смеётся автор?

Какие события фрагмента являются драматическими? Почему?

Умышленно ли убогий брат совершает свои преступления?

В чём вина и в чём беда героя?

*Какие сказочные элементы присущи фрагменту?

*Чем он напоминает бытовую сказку?

Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому он так и судил»)

Группа 3.
Прочитайте выразительно фрагмент «Повести…» со слов «Принёс богатый брат челобитную исковую…» до слов «После суда истцы вышли с ответчиком из приказа…».

Озаглавьте фрагмент.

Прокомментируйте значение слов и выражений: челобитная исковая, посул, истцы, ответчик, вышли из приказа.

Почему Шемяка судил в пользу убогого? Как это характеризует суд того времени?

*Чем похожи убогий брат и судья Шемяка?

*Какой вид комического использован? Докажите свою позицию.

*Какие элементы фольклора использует автор?

Группа 4.
Прочитайте выразительно фрагмент «Повести…» со слов «Начал богатый просить у убогого свою лошадь» до слов «Так убогий со всех троих себе взял».

Озаглавьте фрагмент.

Прокомментируйте значение слов и выражений: судейский приказ, судейский указ, мзда.

Чем сюжет фрагмента напоминает события народных сказок?

Почему в самом выгодном положении оказывается убогий?

*В чём отличие этого героя от незадачливых героев народных сказок?

*Какие черты жанра пародии есть в «Повести…»?

Группа 5.
Прочитайте выразительно фрагмент «Повести…» со слов «Судья же выслал человека ко ответчику…» до конца.

Озаглавьте фрагмент.

Прокомментируйте значение слова аминь.

В чём неожиданность финала «Повести…»?

*Что в финале вызывает комический эффект?

Ответы на вопросы 3 и 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

III. Обсуждение древнерусских иллюстраций к «Повести…» (см. иллюстрации ниже)

Выполнение заданий из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

IV. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.

Особенности поэтики бытовой сатирической повести

Обобщающая беседа:

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какие эпитеты, метафоры, сравнения характеризуют героев?

Какие социально-нравственные вопросы ставит автор?

Какие решения проблемы он предлагает?

Ответы на вопросы 2 и 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Почему «Повесть…» относится к сатирическому жанру?

Охарактеризуйте убогого мужика.

Какие чувства он вызывает у читателя? Какой это образ: комический, драматический, пародийный? Обоснуйте свой ответ.

Какие фольклорные мотивы есть в «Повести…»?

Найдите в «Повести…» особенности русских сказок и прокомментируйте их.
(Быстрота развития действия, неправдоподобные ситуации, нагнетание преступлений «убогого» мужика, комизм положения судьи, беспристрастный тон повествования, троекратные повторения и др.)

* В чём сходство «Повести…» с русской народной сказкой о неправедном судье и с волшебными сказками «о мудрых отгадчиках»?

*Чем «Повесть…» отличается от фольклорных первоисточников?

* Можно ли считать «Повесть…» образцом иносказательной сатиры, зеркалом отношений человеческого общества? Докажите своё мнение.

*Как композиция «Повести…» способствует раскрытию её смысла?

* Какое начало наиболее важно в «Повести…»: юмористически-весёлое, сатирически-обличительное или драматическое? Обоснуйте свой ответ.

*Почему в «Повести…» нет имён героев, кроме имени судьи, и точных географических названий (в некоих местах, город, некоего села)?

*Почему В.Г. Белинский увидел в сатирических повестях тонкую иронию русского национального ума и назвал их «драгоценнейшими историческими документами»?

V. Практическая работа.
Составление таблицы «Приёмы комического изображения в повести “Шемякин суд”»
:

ТАБЛИЦА
«Приёмы комического изображения в повести “Шемякин суд”»
Приёмы комического изображения
Примеры
Юмор[2] как осмеяние «частного» (человеческих недостатков, не имеющих характера общественных пороков)
    
Сатира[3] как осмеяние «общего» (порочных общественных и нравственных явлений)
    
Ирония[4]
    
Сарказм[5]
    
Гипербола[6]
    
Гротеск[7]
    

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

Справка о происхождении имени (прозвища) Шемяка:

1. Шемяка — Шеемяка Душитель. Внук Дмитрия Донского, сын Юрия Дмитриевича (1373—1434), князя Звенигородского и Галич-Костромского.

2. Прозвище Шемяка, как отмечает А. А. Зимин, «восходит к татаро-монгольскому чимэху, что означает украшать, а отсюда чимэк — украшение, наряд».
Согласно другой версии, Шемяка — сокращение от Шеемяка, то есть способный намять шею, силач (по статье «Википедии» «Дмитрий Юрьевич Шемяка»).

VI. «Шемякин суд» в актёрском исполнении

Прослушивание и рецензирование актёрского чтения фрагментов «Повести…».

Ответы на вопросы 1, 2, 4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Итоговые вопросы:

В чём историко-культурное значение «Повести о Шемякином суде»?

Когда в речи употребляется выражение Шемякин суд?

Домашнее задание

Подготовить пересказ фрагмента «Повести…» по сюжету иллюстрации.

Завершить заполнение таблиц.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Прочитать комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Индивидуальные задания.

Сопоставить «Повесть о Шемякином суде» с басней В. И. Майкова «Вор и подьячий» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Используя справочную литературу и ресурсы Интернета, подготовить сообщение о Д. И. Фонвизине
Торжество Недоросля. П. Вайль, А. Генис. Родная Речь (на сайте "Литература для школьников"

Групповые задания.

Составить лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям комедии (см. следующий урок).

Следующие уроки: Д. И. Фонвизин. "Недоросль" >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.



О "ПОВЕСТИ
О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ"


В XVII веке широкое распространение получила демократическая литература — литература, которая создавалась в народной среде и отражала народные идеалы и представления о - власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни. Героями произведений такой литературы были простые люди, не совершившие ничего значительного для истории, ничем не прославившиеся. Часто это неудачники, бедняки, но демократическая литература полна сострадания к этим обыкновенным героям и их судьбам. Авторы видели и понимали, что причина несчастий «маленьких людей» не в них самих, не в дурных свойствах их натуры (злобе, жадности, зависти, лени и т. д.), а в общем устройстве жизни — несправедливости суда например, равнодушии и жестокости власти богатых. Одним из произведений демократической литературы является «Повесть о Шемякином суде».

«Повесть...» осуждает не только корыстолюбивых судей, но и все судопроизводство в целом, и прежде всего нелепые законы, которые можно трактовать как угодно или обойти. Приговоры, которые выносит судья, кажутся нам невероятными, комическими. Но люди XVII века узнавали в этих приговорах судебную практику своего времени.

Сходство с жизнью усиливает критический смысл «Повести... » - законы нелепы, а хитрые, продажные судьи творят беззаконие, соблюдая видимость законности.

Несмотря на комические ситуации, «Повесть о Шемякином суде» оставляет грустное впечатление. За исключением судьи, все герои этой «Повести...» либо были, либо стали несчастными. Бедный крестьянин избавляется от своих бед, и мы ему сочувствуем. Но нам понятно и негодование брата крестьянина, которому сначала вернули лошадь без хвоста, а потом и вообще ее забрали, и горе попа, у которого бедняк нечаянно задавил сына, и печаль горожанина, у которого из-за бедняка умер отец. И горожанин, и поп, и даже богатый брат не виноваты в том, что произошло. И если вдуматься, то оправдательный приговор Шемяки издевательски несправедлив по отношению к ним. В «Повести...» все по-своему несчастны, а на справедливость нет надежды. В суде если и оправдают одного, то засудят другого. Те, кто должен осуществлять закон, думают прежде всего о деньгах и посулах, а не о правде и справедливости.

К таким печальным мыслям о судьбе человека, о правде и кривде в этой жизни, о справедливости и законности приводит нас «Поесть о Шемякином суде», «Повесть...» пользовалась широкой популярностью в ХVII и XVIII веках. Выражение «Шемякин суд» стало поговоркой, обозначающей несправедливый, неправедный суд.
В. Ш. Охотникова

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
вернуться к уроку

ШЕМЯКИН СУД[8]

В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог[9]. Богатый много лет ссужал[10] убогого и не мог наполнить скудости его. Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привезти. Брат же не хотел давать ему лошади и сказал ему:

— Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.

А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут[11] просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:

— Даже своего хомута и того у тебя нет!

И не дал ему хомута.

Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мочи бросилась через подворотню с возом и оторвала себе хвост.

Убогий привёл к брату лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить на него челом в город к Шемяке-судье.

Убогий, видя, что его брат пошёл бить на него челом, пошёл за братом своим, ведая, что если он сам не пойдёт, то за ним из города пришлют и придётся за проезд приставам[12] платить.

И пришли оба к некоему селу, не доходя до города. Богатый пошёл ночевать к попу того села, ибо был ему знаком. Убогий пришёл к тому же попу и, придя, лёг у него на полатях. А богатый начал рассказывать, что случилось с его лошадью и чего ради идёт он в город. И потом начал поп с богатым ужинать, убогого же не зовут к себе есть. Убогий начал с полатей смотреть, что поп с братом его ест, и сорвался с полатей на зыбку[13] и удавил попова сына до смерти. Поп также поехал с братом в город бить челом[14] на убогого о смерти сына своего.

И пришли ко граду, где жил судья. Убогий же шёл за ними. Пошли через мост в город. Некий житель того града вёз под мостом по рву отца своего в баню мыться. Бедняк же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, решил себя смерти предать и бросился прямо с мосту в ров, желая расшибиться до смерти. Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти. Сын схватил его и привёл к судье. Он же стал думать, как бы избегнуть напасти и что бы такое дать судье. И, ничего у себя не найдя, взял камень и, обернув его в платок, положил в шапку и встал перед судьёю. Принёс богатый брат челобитную исковую на убогого и начал на него бить челом судье Шемяке.

Выслушал Шемяка челобитную и сказал убогому:

— Отвечай.

Убогий же, не ведая, что сказать, вынул из шапки завёрнутый камень, показал его судье и поклонился. Судья же понадеялся, что ему от убогого будет посул, и сказал брату:

— Коли он у лошади твоей оторвал хвост, так ты у него лошади своей не бери, покамест у неё не вырастет хвост. А как вырастет хвост, тогда лошадь свою возьмёшь.

Потом начался другой суд. Поп бил челом судье, что убогий у него сына удавил. Убогий также вынул из шапки завёрнутый камень и показал судье. Судья же, видев то, что он опять сулит ему узел злата, и сказал попу:

— Коли он у тебя ушиб сына до смерти, так ты отдай ему свою жену попадью, покамест не приживёт он тебе с нею ребёнка. Тогда возьми у него попадью и ребёнка.

И начался третий суд. Убогий опять показал судье завёрнутый в плат камень. Судья же решил, что ему сулят третий узел, и сказал тому, у кого был убит отец:

— Взойди на мост, а убивший отца твоего станет под мостом, и ты бросься с моста на него и убей его так же, как он убил отца твоего.

После суда истцы вышли со ответчиком из приказа. Начал богатый просить у убогого свою лошадь. Убогий же ему сказал:

— По судейскому приказу, как у неё хвост вырастет, так и отдам тебе твою лошадь.

Брат же богатый дал ему за свою лошадь пять рублей, чтобы ему и без хвоста отдал. Он же взял у брата своего пять рублей и отдал ему лошадь.

Тогда стал убогий просить у попа по судейскому указу попадью. Поп же начал ему бить челом, чтобы у него попадьи не брал. Он же взял у попа десять рублей.

Тут убогий начал и третьему истцу говорить:

— По судейскому указу я стану под мостом, ты же взойди на мост и на меня бросься, как я на отца твоего.

Он же размышлял сам с собою: «Брошусь, а если его не убью, а сам расшибусь». И начал с ним мириться, дал ему мзду.

Так убогий со всех троих себе взял. Судья же выслал человека ко ответчику и велел у него взять три узла, которые он показывал. Человек судьи начал у него узлы просить:

— Дай, дескать, то, что ты из шапки судье показывал в узлах, он велел у тебя то взять.

Убогий же вынул из шапки завязанный камень и показал. Человек стал ему говорить:

— Чего ты камень показываешь?

Ответчик же сказал:

— То я и судье показывал.

— Для чего же ты камень показывал?

— Я потому ему камень показывал, что, кабы он не за меня судил, я бы его тем камнем зашибил.

И пришёл человек и сказал судье. Судья же, слыша то, сказал:

— Слава Богу, что я за него судил, если бы я не за него судил, он бы меня убил.

Потом убогий вернулся в дом свой, радуясь и хваля Бога. Аминь.
Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
(вернуться к уроку)

РУССКАЯ ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ (см. репродукции картин ниже)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Кто герои «Повести о Шемякином суде»? Кто из них прав? Ha чьей стороне автор? Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?

2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?

3. О каком суде говорят: «Шемякин суд»?

4. Какие приемы сатирического отображения (гротеск, гппербола1) используются в повести? Приводите примеры использования этих приемов в тексте повести.

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.

РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА

1. Подготовьте повесть к выразительному чтению в классе.

2. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развернутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд как поговорку.

3. Рассмотрите иллюстрации к «Повести о Шемякином суде». Выберите по своему усмотрению несколько эпизодов, изображенный на них. Перескажите их близко к тексту повести.

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. Юмор – это вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств. (вернуться)

3. Caтиpa – этo paзнoвиднocть литepaтypы, cпeцифичecкими фopмaми oбличaющaя и выcмeивaющaя пopoки людeй и oбщecтвa. Фopмы эти мoгyт быть caмыми paзнooбpaзными – пapaдoкc и гипepбoлa, гpoтecк и пapoдия и т.д. (вернуться)

4. Иpoния — этo тpoп, cocтoящий в yпoтpeблeнии cлoвa или выpaжeния в cмыcлe oбpaтнoм бyквaльнoмy c цeлью нacмeшки. Oткoлe, yмнaя, бpeдeшь ты, гoлoвa! (Kpылoв) (в oбpaщeнии к ocлy). (вернуться)

5. Capкaзм — этo eдкaя язвитeльнaя нacмeшкa нaд кeм-либo или нaд чeм-либo. Шиpoкo иcпoльзyeтcя в caтиpичecкиx литepaтypныx пpoизвeдeнияx. (вернуться)

6. Гипepбoлa — этo cpeдcтвo xyдoжecтвeннoгo изoбpaжeния, ocнoвaннoe нa чpeзмepнoм пpeyвeличeнии; выpaжeниe, зaключaющeecя в нeпoмepнoм пpeyвeличeнии coбытий, чyвcтв, cилы, знaчeния, paзмepa изoбpaжaeмoгo явлeния; внeшнe эффeктнaя фopмa пoдaчи изoбpaжaeмoгo. Moжeт быть идeaлизиpyющeй и yничижaющeй. (вернуться)

7. Гpoтecк – этo пpичyдливoe cмeшeниe в oбpaзe peaльнoгo и фaнтacтичecкoгo, пpeкpacнoгo и бeзoбpaзнoгo, тpaгичecкoгo и кoмичecкoгo – для бoлee впeчaтляющeгo выpaжeния твopчecкoгo зaмыcлa. Изображение в фaнтacтичecки пpeyвeличeннoм, ypoдливo-кoмичecкoм видe. (вернуться)

8. «Шемя́кин суд» — сатирическое произведение XVII века. Также «Суд Шемякин»; «Повесть о Шемякином суде»; «Повесть о суде Шемяке»; «Повесть о неправедном судие Шемяке» — древнерусское сказочно-сатирическое повествование восточного (индийского) происхождения о неправедном судье Шемяке, литературный памятник неправды в последние времена уделов (XV век). Повесть сохранилась во многих рукописях XVII и XVIII веков, лубочных картинах и народных сказках. В конце XVIII и начале XIX веков была литературно обработана Ф. Задубским, А. Осиповым, П. Свиньиным и издателями Никольского рынка. Была издана Пыпиным в «Архиве исторических и практических сведений, относящихся до России» Калачова (1859). (вернуться)

9. Убог — бедный, нищий. (вернуться)

10. Ссужа́ть — давать кому-либо что-либо (деньги или другие ценности) в долг, в качестве займа для осуществления чего-либо. (вернуться)

11. Хому́т (упряжь) — надеваемая на шею лошади часть упряжи в виде деревянного остова, покрытого мягким валиком. (вернуться)

12. Пристав — приставом в XV—XVII вв. называлось должностное лицо, которое вызывало спорщиков на суд. (вернуться)

13. Пола́ти — широкая лежанка для сна, устраиваемая в избах под потолком между печью и противоположной ей стеной.
Зыбка — то же, что колыбель. (вернуться)

14. Бить челом (иноск.) — кланяться, просить, жаловаться.
Челоби́тная — в России вплоть до третьей четверти XVIII века письменное прошение, при котором «челом били».
Авто повест здесь точно воспроизводит судоговорение в гражданском суде XVII в.
Во многих частях гражданского процесса судопроизводство долго сохраняло свой древний изустный характер. В тео время, когда решение суда уж облекалось в письменную форму „правой" или „бессудной" грамоты, „челобитья" по-прежнему представляли устную жалобу, которую приносил истец „перед судьею". Так, в „Судном списке" 1503 г. судебное разбирательство начинается следующим образом: „Тако рек Оброско (истец): жалоба ми, господине, на того Овсяника, живет, господине...". (вернуться)

 
Шемякин суд. Лубочная книга. Страница 4 (детали).
Гравюра на меди, раскраска. Середина XVIII в.
 
Шемякин суд. Лубочная книга. Страница 6 (детали).
Гравюра на меди, раскраска. Середина XVIII в.
В первой половине XVIII в. на Ахметьевской фабрике выгравировано 12 картинок к "Шемякину суду",
с текстом, напечатанным у Ровинского (кн. I, 189—192, IV, 166); лубочное издание повторялось пять раз,
и в последний раз, уже с цензурной пометкой, напечатано в 1839 г.
(вернуться к уроку)
 
 


 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz