Рассказ Л.Н.Толстого "После бала": проблемы и герои. Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Толстой Л.Н. Основные даты жизни и творчества
Толстой Л.Н. После бала
Толстой Л.Н. Жизнь и творчество
Толстой в Ясной Поляне (из книги В.Б.Шкловского "Лев Толстой")
Произведения Л.Н.Толстого (библиотека сайта)
Толстой Л.Н. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")
Урок по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» (из пособия Н.Е.Кутейниковой)
Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок литературы в 5 классе)
Бал. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства
(на сайте "Литература для школьников")

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 — 1910)


ПОСЛЕ БАЛА

Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 39-41

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля


Урок 39. Л.Н.Толстой. "После бала": проблемы и герои

Урок 40. Л.Н.Толстой. "После бала": особенности композиции и поэтика рассказа

Урок 41. Контрольная работа по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого

Л. Н. ТОЛСТОЙ. «ПОСЛЕ БАЛА»:
ПРОБЛЕМЫ И ГЕРОИ
УРОК 39


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Идея разделённости двух Россий. Противоречия между сословиями и внутри сословий. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Рассказ в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Составление тезисов статьи учебника «Лев Николаевич Толстой». Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания рассказа с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе


1. Что вам известно о биографии и творчестве Толстого?

— Какие произведения писателя вы уже читали?
— Какие проблемы поднимает писатель в рассказе «Кавказский пленник»? Как этот рассказ связан с биографией писателя?
— В чём своеобразие повести Толстого «Детство»? Докажите, что это автобиографическое произведение.
— Какие литературные места России связаны с именем Толстого?
Прокомментируйте эти связи.

2. Рассказ учителя о страницах жизни и творчества Толстого
(военная биография писателя, автобиографические страницы произведений Толстого, взгляды писателя на историю России), его портретах и памятниках с включением подготовленных учащимися сообщений.

II. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Лев Николаевич Толстой»:

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Лев Николаевич Толстой»
Вопрос
Тезис
В каких областях деятельности оставил свой след Толстой?
    
Какие произведения писателя запечатлели события истории России?
    
Свидетелем какого исторического перелома в России был Толстой?
    
Какие существенные изменения в русском обществе произошли после 1861 года?
    
Почему писатель мечтал о соединении людей в общую семью?
    
Что писатель выдвигает в качестве основы взаимоотношений людей?
    
Какой путь совершенствования человека предлагает писатель?
    
Почему Толстой не соглашался с доводом, что сначала надо изменить общественные отношения, а потом приступать к личному самосовершенствованию?
    
Почему Толстой считал, что человек должен постоянно стремиться стать лучше?
    

III. Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Проверьте себя».

IV. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения рассказа.

Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Какие впечатления возникли у вас в связи с прослушиванием рассказа?

Кто его главные герои? От чьего лица ведётся рассказ?

*Предположите, зачем писатель вводит в повествование образ рассказчика.

V. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Психологизм рассказа

Групповая работа:

Группа 1.


Анализ фрагмента рассказа с начала до слов «Я спрятал пёрышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от неё».

Прочитайте по ролям фрагмент рассказа с начала до слов «Да что же было?».

Какие мысли Толстого о взаимоотношениях человека и общества высказывает Иван Васильевич?

Какие детали портрета Вареньки подчёркнуты рассказчиком? С какой целью?

*Зачем автор вводит в историю Ивана Васильевича точное указание на время действия рассказа?

С каким чувством Иван Васильевич рассказывает о своей юности: с радостью, сожалением, грустью, с чувством собственного достоинства и др.? Обоснуйте своё мнение.

Прочитайте выразительно описание обстановки бала со слов «…был я в последний день Масленицы…» до слов «…и не чувствовал своего тела».

Выпишите из этого фрагмента слова и выражения, указывающие на настроение Ивана Васильевича на балу.

*Какими способами автор рисует психологическое состояние героя?

Группа 2.

Анализ фрагмента рассказа со слов «Смотрите, папа просят танцевать» до слов «…чтобы что-нибудь не испортило моего счастия».

Что подчёркивает рассказчик в портрете отца Вареньки?

Созвучен ли этот портрет обстановке бала? Обоснуйте своё мнение.

*Какой смысл выявляется при сопоставлении лица полковника с портретом царя (усов полковника с подвитыми усами Николая I)?

*С какой целью автор вкладывает в уста полковника выражение «надо всё по закону»?

Прочитайте выразительно описание танца полковника с дочерью.

*Зачем автор так подробно описывает танец Вареньки с отцом?

Определите отношение Ивана Васильевича к этой картине.

*Какие детали описания бала и портрета полковника можно считать ключевыми?

*Почему описание бала обращает внимание читателя на внешнюю сторону происходящих событий?

*Почему автор изображает внешний облик всех героев, а описывает психологическое состояние только Ивана Васильевича?

Группа 3.

Анализ фрагмента рассказа со слов «Когда я приехал домой…» до слов «…взглядывая в дольний конец рядов».

Прочитайте фрагмент рассказа со слов «Когда я приехал домой…» до слов «…и вышел на улицу».

Какие слова и выражения рисуют психологическое состояние Ивана Васильевича в момент приезда домой?

*Почему он соединял отца и дочь «в одном нежном, умилённом чувстве»?

Какую роль играет в этом фрагменте описание «масленичной погоды»?

*Докажите, что чувство радости и счастья Ивана Васильевича распространяется в окружающий мир.

Почему изменения в настроении Ивана Васильевича автор изображает через зрительные и звуковые картины?

*Какой символический смысл приобретает выражение «другая, жёсткая, нехорошая музыка»?

Группа 4.

Анализ фрагмента рассказа со слов «Я стал смотреть туда же и увидел посреди рядов…» до конца рассказа.

Предположите, почему татарин совершил побег.

*Почему автор подчёркивает национальность солдата?

Какие детали его облика подтверждают антигуманную сущность происходящего?

*Зачем автор повторяет детали внешности полковника: белые усы и бакенбарды, рука в замшевой перчатке и др.?

Почему автор подробно описывает прохождение наказуемого сквозь строй и многократно повторяет слово удары?

С какой целью читателю показана спина татарина: пробудить отвращение, вызвать страх, вызвать сочувствие, показать бесчеловечность армейских законов, изобразить равнодушие солдат и полковника и др.? Обоснуйте своё мнение.

*Какую роль играют во фрагменте звуковые и цветовые образы?

Какой вопрос мучил Ивана Васильевича после увиденной картины?

*Как этот вопрос связан с мировоззренческой позицией автора о взаимовлиянии человека и общества?

VI. Обобщающая беседа:

Как в рассказе отразилась мечта писателя о взаимной любви и согласии в обществе?

Какие противоречия между сословиями и внутри сословий показывает автор?

Почему Иван Васильевич, принадлежа к дворянскому классу и будучи богатым, не понимает поведения полковника?

Был ли полковник дурным, злым человеком?

От чего, по мнению Ивана Васильевича, «переменяется и направляется вся жизнь человека»?

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Докажите, что Толстой — писатель-психолог.

VII. Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий
Практическая работа.
Подбор ключевых цитат на тему «Две России в рассказе».


Составление цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Две России в рассказе»
«Россия полковника»
Мысли и чувства Ивана Васильевича
«Россия солдата»
«Вечера и балы», «бал был чудесный…», «ласковая, радостная улыбка»
Всё дело «не в среде», «всё дело в случае», нельзя «для личного совершенствования» «прежде изменить условия, среди которых живут люди»
«Татарина гоняют за побег», «сморщенное от страдания лицо», «пёстрое, мокрое, красное, неестественное… тело человека»
«Надо всё по закону»
«Я обнимал… весь мир своей любовью»
«Братцы, помилосердуйте»
«Твёрдым шагом», «гневный голос», «делая вид, что он не знает меня»
«Мне было до такой степени стыдно… как будто я был уличён в самом постыдном поступке», «доходящая до тошноты тоска»
«Бил по лицу испуганного, малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку»
«Подать свежих шпицрутенов»
«Он что-то такое знает, чего я не знаю»
«Братцы не милосердовали»
Выводы
Россия полковника — страна самодержавия и крепостничества; он поступает с солдатом по закону. Нравственный конфликт с Иваном Васильевичем ведёт к разобщённости дворян
Иван Васильевич видит двуличие полковника, который добр на балу и жесток после бала. Рассказчик принадлежит к сословию дворян, но сочувствует бедным и униженным. Изменить общество может только нравственное самосовершенствование человека, ведущее к единению дворянства и народа на основе гуманизма
Россия солдата — это страна бесправных и униженных людей, особенно из национальных окраин. Наиболее жестоки порядки в армии. Антигуманные законы заставляют солдат жестоко наказывать своего товарища, что ведёт к разобщённости людей и в низших сословиях


VIII. Нравственность в основе поступков героя.
Мечта о воссоединении дворянства и народа
Аналитическая беседа:


— Известно, что в основе рассказа лежит случай, произошедший с братом писателя — С. Н. Толстым. Литературовед Н. Н. Гусев пишет:
«Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша… Чувство С. Н. Толстого к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на бале мазурку, на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата…»

Докажите, что рассказ «После бала» не только описывает реальный случай из жизни, но и включает в себя глубокое нравственное обобщение, связанное с антигуманным государственным устройством России.

— Прочитайте запись из дневника Л. Н. Толстого 1903 года:
18 июня: «...весёлый бал в Казани, влюблён в Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника-поляка, танцую с нею; её красавец старик-отец ласково берёт её и идёт мазурку. И наутро, после влюблённой бессонной ночи, звуки барабана, и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить...»

9 августа:
«Написал в один день “Дочь и отец”. Не дурно».

Найдите в рассказе соответствия с дневниковой записью. Докажите, что рассказ «После бала» — это реалистическое произведение.

— Писатель В. Шукшин написал статью «Нравственность есть правда». Применима ли эта формулировка к рассказу Толстого?

Обоснуйте свой ответ. Какая правда в рассказе «После бала» говорит о высокой нравственности его автора?

Можно ли говорить об истинных лицах героев и их масках? Обоснуйте свой ответ.

— Почему Толстой видел выход из общественного конфликта в воссоединении высших и низших сословий по законам гуманизма?

IX. Инструктаж учителя к выполнению заданий из разделов учебника «Опыт литературоведческого исследования» и «Творческое задание».

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Ответы на вопросы 4—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание

Выполнить устно задание 4 из раздела учебника «Проверьте себя».

Выполнить письменно задание из раздела учебника «Опыт литературоведческого исследования» или ответить письменно на вопрос из раздела учебника «Творческое задание» (по выбору учащихся).

Индивидуальное задание.

Подобрать иллюстрации разных художников к рассказу и подготовиться к их презентации и защите.

УРОК 40
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «ПОСЛЕ БАЛА»:
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ И ПОЭТИКА РАССКАЗА

Основное содержание урока.

Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Развитие представлений об антитезе. Роль антитезы в композиции произведения. Развитие представлений о композиции. Смысловая роль художественных деталей в рассказе.

Основные виды деятельности.
Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия контраст, антитеза, композиция, художественная деталь. Обсуждение иллюстраций к рассказу.

I. Вступительная беседа:

— Что такое композиция литературного произведения[2]?
(См.: http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=КОМПОЗИЦИЯ&bukv=К.)

— Какой художественный приём называется антитезой[3]?
(См.: http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=АНТИТЕЗА&bukv=А.)

— Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Какую роль в композиции рассказа играют его смысловые части: «бал» и «после бала»?

— Почему автор изменил первоначальное название рассказа «Дочь и отец» на «После бала»? Какой смысл приобретает окончательное название?

II. Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Роль антитезы в композиции произведения.
Групповая работа:

Группа 1.


Иван Васильевич на балу и после бала. Составление цитатной таблицы:


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Иван Васильевич на балу и после бала»
Основания для сопоставления
На балу
После бала
Портрет
«Танцевал я хорошо и был не безобразен»
«Я, не снимая мундира… надел шинель»
Психологическое состояние
«Без вина был пьян любовью, с восторженным умилением смотрел на них, я обнимал… весь мир своей любовью»
«Мне было до такой степени стыдно… как будто я был уличён в самом постыдном поступке. На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска… мне казалось, что… меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища»
Художественные детали
«Заезжал к парикмахеру и за перчатками, пёрышко от веера»
«Пошёл к приятелю и напился с ним совсем пьян, не мог поступить в военную службу, а любовь так и сошла на нет»


Сделайте выводы о том, как проявляется приём контраста в образе Ивана Васильевича на балу и после бала.
Какое значение имеют художественные детали, связанные с образом Ивана Васильевича?


Группа 2.

Полковник на балу и после бала. Составление цитатной таблицы:


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Полковник на балу и после бала»
Основания для сопоставления
На балу
После бала
Портрет
Высокая статная фигура… полковника с серебряными эполетами; очень красивый, статный, высокий и свежий старик; лицо очень румяное, с белыми… подвитыми усами
Шёл твёрдой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был её отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами; втягивал в себя воздух, раздувая щёки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу
Психологическое состояние
Ласково улыбаясь; он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвёл её ко мне
Твёрдым шагом; высокая, статная фигура полковника; делая вид, что он не знает меня; грозно и злобно нахмурившись; поспешно отвернулся
Художественные детали
Натянув замшевую перчатку на правую руку; хорошие опойковые сапоги, но не модные; ему надо завтра рано вставать
Он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата; будешь мазать; подать свежих шпицрутенов


Сделайте выводы о том, что изменяется в образе полковника после бала, а что остаётся неизменным.

Группа 3.

Обстановка бала и описание поля (интерьер и пейзаж), звуковые и цветовые образы. Составление цитатной таблицы:


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Обстановка бала и описание поля (интерьер и пейзаж), звуковые и цветовые образы»
Основания для сопоставления
На балу
После бала
Интерьер и пейзаж
Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами… буфет великолепный и разливанное море шампанского
Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах, и со всех крыш капало; и лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлёпавшие в огромных сапогах подле возов…
Звуковые образы
Музыканты — знаменитые в то время крепостные помещикалюбителя; и кадрили, и вальсы, и польки; музыканты… подхватывали всё тот же мотив мазурки; слышу её милый голос
Звуки флейты и барабана; в душе у меня всё время пело, и изредка слышался мотив мазурки; это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка; барабанщик и флейтщик… не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию; били барабаны и свистела флейта; гневный голос; всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова: «Братцы, помилосердуйте», то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»
Цветовые образы
В белом платье, в белых перчатках, в белых атласных башмачках; с белыми усами, белыми… бакенбардами; белый… веер
Что-то большое, чёрное; я из-за тумана стал различать много чёрных людей; солдаты в чёрных мундирах; оскаливая белые зубы; это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека; красная спина татарина


Определите, как проявляется приём контраста в описании обстановки бала и описании поля (интерьер и пейзаж), в звуковых и цветовых образах на балу и после бала.

Группа 4.

Центральные фигуры на балу (Варенька) и после бала (татарин). Составление цитатной таблицы:


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Обстановка бала и описание поля (интерьер и пейзаж), звуковые и цветовые образы»
Основания для сопоставления
Варенька
Татарин
Портрет
Высокая, стройная, грациозная и величественная; держалась она… необыкновенно прямо… откинув немного назад голову, и это давало ей… какойто царственный вид; ласковая, всегда весёлая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего её милого, молодого существа; грациозная фигура Вареньки плыла около него… укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек
Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат; дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами; сморщенное от страдания лицо; оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова
Психологическое состояние
Она, не смущаясь… шла прямо ко мне; улыбкой благодарила меня за мою догадливость; улыбалась и говорила мне: «Encore»
Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте»
Герой (героиня) глазами Ивана Васильевича
И в пятьдесят лет была замечательная красавица; в молодости… была прелестна; высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом; сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза; нельзя было не любоваться; с восторженным умилением
Я… увидал между рядов спину наказываемого; пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека; всю дорогу в ушах у меня… слышались слова: «Братцы, помилосердуйте»


— Какую роль в понимании рассказа играет сопоставление Вареньки и татарина?

III. Практическая работа.
Составление плана сообщения об особенностях композиции рассказа «После бала».

Примерный план:


1. Кольцевая композиция («рассказ в рассказе», включающий несколько временных пластов).

2. Наличие двух рассказчиков: молодого человека, который начинает и заканчивает повествование, и Ивана Васильевича, вспоминающего свою молодость.

3. Двухчастная композиция рассказа, построенная на контрасте:

— контраст образов персонажей;
— контраст портретов;
— контраст психологического состояния героев;
— контраст обстановки действия (интерьер и пейзаж) на балу и после бала;
— контраст звуковых и цветовых образов на балу и после бала.

4. Композиционная роль художественных деталей рассказа.

5. Особенности композиции рассказа «После бала» как ключ к его пониманию.

IV. Выполнение заданий из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Показ и обсуждение иллюстраций к рассказу, найденных в Интернете.

И т о г о в ы й  в о п р о с:

Ответ на вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос: «Как контрастное построение рассказа помогает в понимании его идеи?»

Прочитать рассказ «Севастополь в декабре месяце» и выполнить задания из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Индивидуальное задание. Ответить на вопросы викторины и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

УРОК 41
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА, Н. С. ЛЕСКОВА, Л. Н. ТОЛСТОГО

Основное содержание урока.

Контрольное сочинение на одну из тем (по выбору учащихся):
— В чём современное звучание истории глуповцев? (По фрагменту романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».)
— Что общего во взглядах на Россию в рассказах Н. С. Лескова «Старый гений» и Л. Н. Толстого «После бала»?
— *Какие литературные приёмы и способы отражения действительности помогли русским писателям донести свои идеи до читателя? (По произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого.)

Основные виды деятельности.
Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

Домашнее задание

Подготовиться к выразительному чтению наизусть стихотворений на тему «Поэзия родной природы» (по выбору учителя).

Индивидуальные задания.

Прочитать стихи из раздела «Родная природа в произведениях русских поэтов» из практикума «Читаем, думаем, спорим…» и выполнить задания практикума (по выбору учителя).

Следующие уроки: Поэзия родной природы в русской литературе XIX века >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. Компози́ция — это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности. Но композицию нельзя рассматривать как последовательность глав, сцен и т.д. Композиция – целостная система определенных способов, форм художественного изображения, обусловленная содержанием произведения. (вернуться)

3. Антите́за — это оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли. Эта стилистическая фигура основана на противопоставлении сравнимых образов, эпизодов, картин для наиболее точной передачи чувства и усиления выразительности речи.
Лексической основой антитезы является присутствие антонимов, что наглядно проявляется в пословицах и поговорках. (вернуться)

 
 
 




 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz