А. С. Пушкин. "История Пугачева" (отрывки). Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Портрет А. С. Пушкина.
Рис. и гравюра Т. Райта. 1836–1837 гг.
Емельян Пугачев. Неизвестный художник XVIII века

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

АЛЕКСАНДР СЕГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

«ИСТОРИЯ ПУГАЧЁВА»


Уроки литературы в 8 классе[1]
Урок 11

 

А. С. ПУШКИН. «ИСТОРИЯ ПУГАЧЁВА» (ОТРЫВКИ)
Урок внеклассного чтения 1


Основное содержание урока
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе ранее изученного). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История Пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Их смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин).

Основные виды деятельности.
Составление тезисов статьи учебника и статьи из практикума «Читаем, думаем, спорим...». Устный рассказ о Пушкине-историке (на основе ранее изученного). Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Пушкина. Восприятие и выразительное чтение фрагментов «Истории Пугачёва». Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Сопоставление заглавий к историческому труду о Пугачёве Пушкина и царя Николая I. Обсуждение материалов «Об исторических воззрениях А. С. Пушкина» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Историческая тема в творчестве Пушкина

(на основе ранее изученного)

Актуализация имеющихся знаний о Пушкине:

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».
— Каковы главные мысли и художественное своеобразие известных вам произведений Пушкина? Подтвердите свои суждения примерами.
— Ответы на вопросы 4—5 из раздела учебника «Проверьте себя».

Краткий рассказ
об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе


Рассказ учителя о Пушкине с показом иллюстративных материалов и включением ученического сообщения о Пушкине-историке.

Составление тезисов статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин»:

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника
«Александр Сергеевич Пушкин»
Вопрос
     Тезис   
Почему история была неотъемлемой частью жизни и творчества Пушкина?
 
Какие проблемы истории волновали писателя?
 
Каково отношение Пушкина к русскому народу, народному мнению, «маленькому человеку»?
 
Какие факты из жизни Пушкина убеждают, что он был историком, а не только писал на исторические темы?
 


Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Проверьте себя».

Чтение и обсуждение статьи «Всегда с нами»
из практикума «Читаем, думаем, спорим...»:

— *Почему Пушкин принадлежит к вечно развивающимся явлениям нашей культуры?
— *Какие внутренние причины исторического развития выявлены им? — *Почему решающей силой истории Пушкин считал народ?
— *Почему Пушкин был поборником единой национальной культуры?
— *Как это повлияло на создание Пушкиным единого национального литературного языка?
— *Почему главным критерием государственного устройства России он считал гуманность?
— *Почему, по мнению Пушкина, прекрасное должно быть неотделимо от нравственного?

Чтение и обсуждение статьи
«Об исторических воззрениях А. С. Пушкина»

из практикума «Читаем, думаем, спорим...»:

— Почему Пушкин считал, что для прогрессивного государственного правления нужно постичь самобытное прошлое России?
— Какие связи и различия он видел в русской и европейской истории?

II. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. С. Пушкин)

Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте выразительно или перескажите с использованием пушкинской лексики главу вторую из «Истории Пугачёвского бунта».
Прокомментируйте слова и выражения: смутное время, Иргизские скиты, Яицкий городок, паша, яицкие казаки, Рождество, Крещение, комендантская канцелярия, раскольник, Яицкое войско, Военная коллегия.
Какие черты Пугачёва подчёркивает Пушкин?
Выпишите контекстуальные синонимы к слову Пугачёв, продолжив синонимический ряд: неизвестный бродяга, свидетель усмирения мятежа, возмутитель и др.

Группа 2.
Прочитайте выразительно или перескажите с использованием пушкинской лексики фрагмент «Внешность Пугачёва. Его жизнь до восстания».
Прокомментируйте слова и выражения: Зимовейская станица, служилый казак, чёрная немочь, крестился по-раскольничьи, при взятии Бендер, Черкасск, зимовейский атаман, станичный сбор, каряя лошадь, Великий пост, Нижняя Чирская станица, Канцелярия дворцовых дел, Добрянский форпост, Яик, чернь, престарелые свидетели тогдашнего смятения.
Как выглядел Пугачёв?
Что было известно Пушкину о жизни Пугачёва до его появления на Яике?
Какие черты характера Пугачёва выявляют факты его жизни, описанные Пушкиным?

Группа 3.
Прочитайте выразительно или перескажите с использованием пушкинской лексики фрагмент «Пугачёв под Курмышем».
Прокомментируйте слова и выражения: Курмыш, Сура, возмутительный манифест, инвалидная команда, унтер-офицер, нагайка, дворовые люди, чуваши, казённое вино, Ядринск, холопья, малая шайка, граф Меллин, Михельсон, Харин, Алатырь, как языка, для наблюдения интереса.
Какие примеры жестокой расправы с несогласными описывает Пушкин?
В чём проявился конфликт народа и царской армии?

Группа 4.
Прочитайте выразительно или перескажите с использованием пушкинской лексики фрагмент «Пугачёв пойман».
Прокомментируйте слова и выражения: Муфель, лёгкий полевой отряд, князь Голицын, Мансуров, Дундуков, калмыки, разъезды, Гурьев, Чёрный и Красный Яр, киргиз-кайсацкие степи, на Узени, староверы, илецкий казак, посадили в колодку, следственная комиссия, имя покойного великого государя, пустынники, граф Панин.
В чём видит автор причины захвата Пугачёва, его положительные и отрицательные черты?
Как характеризует Пугачёва его обращение к бунтовщикам?

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Какой предстаёт история Пугачёвского восстания в историческом труде Пушкина?
Каково отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания?
Почему Пушкин считал Пугачёвский бунт «бессмысленным и беспощадным»?

III. Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История Пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Их смысловое различие

Практическая работа.

Составление плана статьи В.А. Кожевникова «Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании»:

План статьи В.А. Кожевникова
«Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании»
Вопрос
Пункт плана
Когда Пушкин заинтересовался событиями Пугачёвского бунта?
Интерес Пушкина к событиям Пугачёвского бунта
Почему роман «Капитанская дочка» у Пушкина сначала «не шёл»?
Замысел и первые наброски «Капитанской дочки»
Что предпринял Пушкин, чтобы изучить исторические документы о Пугачёвском бунте?
Знакомство Пушкина с официальными и секретными материалами о Пугачёвском бунте
Какую роль сыграло в работе над «Капитанской дочкой» создание «Истории Пугачёва»?
«История Пугачёва» как выверенная историческая основа «Капитанской дочки»
Как путешествие Пушкина по местам Пугачёвского бунта помогло в написании «Капитанской дочки»?
Роль путешествия Пушкина по местам Пугачёвского бунта в истории создания «Капитанской дочки»
Какова история публикации труда Пушкина о пугачёвщине?
История публикации труда Пушкина о пугачёвщине
Как отнеслись читатели к историческому труду Пушкина?
Неоднозначность читательских оценок труда Пушкина
В чём значение исторического труда Пушкина?
Прогрессивное значение «Истории Пугачёвского бунта»



Письменный ответ на вопрос «В чём значение исторического труда Пушкина?»
на основе пяти последних абзацев статьи В. А. Кожевникова.

И т о г о в ы й  в о п р о с:

Почему Пушкин посчитал заглавие царя Николая I к своему историческому труду о Пугачёве более точным?

Домашнее задание

Письменно ответить на итоговый вопрос урока.
Прочитать роман «Капитанская дочка» и кратко пересказать его сюжет.

Подготовить сообщение об истории создания романа и художественный пересказ глав I—II.

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщение «Род Пушкиных и история России» с использованием романа «Арап Петра Великого», стихотворения «Моя родословная», материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», справочной литературы и ресурсов Интернета.

Групповые задания.
Подготовка коллективного учебного проекта.

Проект.
Составление заочной экскурсии «Пушкин в Оренбурге» с использованием раздела учебника «Литературные места России», материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...» и интернет-ресурсов.

Следующий урок: Урок 12. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический роман >>>


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с. (вернуться)


Александр Сергеевич Пушкин

История была неотъемлемой частью жизни и творчества поэта. Пушкину органически присущ историзм, включающий память его собственных предков, прошлое народа, место и роль России в мировой цивилизации и раздумья о ее будущем.

Пушкина интересовали важнейшие проблемы истории: народныe движения, историческая роль царей, трагизм столкновения государственного и личного начал в истории. Его привлекали переломные моменты российской истории, яркие исторические личности, исторические события, насыщенные глубоким содержанием. Пушкинское отношение к истории было лишено черно-белых оценок и подходов.

Большое значение он придает силе народного мнения. В «Борисе Годунове» даже измученные голодом и поборами люди из народа способны не только на скорую расправу с ненавистными боярами, но и на сочувствие погибшим родственникам Годунова. Пушкин симпатизирует руководителям народных восстаний (Разин, Пугачев), но отрицает бунт «бессмысленный и беспощадный». Он показывает Петра I как гениального реформатора, гениального полководца, основателя Петербурга, радетеля о науке и культуре, но, с другой стороны, сочувствует «маленькому человеку», незащищенному и страдающему (« Медный всадник»). Понимая величие Петровских реформ и их историческую необходимость, Пушкин не мог смириться с подавлением личности и свободы простого человека.

Пушкин выступает не только автором художественных произведений на историческую тему («Капитанская дочка», «Медный всадник» и др.), но также историком («История Пугачевского бунта», «История Петра» и др.). По сути, он был первым историком крестьянской войны под предводительством Пугачева.

Пушкин внимательно научает исторические документы (летописи, исторические повести и т. д.), над которыми трудится «ревностно и добросовестно». Источником его исторических взглядов были и устные исторические предания.

В то же время А. С. Пушкин следил за современной ему исторической наукой, откликаясь на труды русских историков. Он обращался к античной и всемирной истории. Все это помогло ему осознать место России в мировом историческом процессе.
В. Иванов (вернуться к уроку)

Вопросы и задания

1. Какие проблемы истории интересовали Пушкина? Как поэт относился к истории? Какие произведения на исторические темы, созданные Пушкиным, вам известны? Каким событиям они посвящены?

2. Как вы понимаете высказывание поэта: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»?

3. «В творчестве Шекспира, Гёте, Скотта Пушкина привлекало, — пишет литературовед Л. Фризман, — умение передать историческую действительность как подлинно жизненную правду». Как вы понимаете эти слова?

4. В каком произведении, изученном вами в 7-м классе, Пушкии рассказывает об одном из событий Древней Руси и отталкивается при зтом oт летописного источника? Расскажите об этом. В каком из произведений поэта идет диалог двух героев в келье Чудова монастыря? Кто эти герои и о чем они ведут разговор? О каком труде «усердном, безымянном» идет речь и с кокой целью создаются «правдивые сказанья»? Из каких произведений эти строки?

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен...

...Младая кровь играет;
Смиряй себя молитвой и постом,
И сны твои видений легких будут
Исполнены...

Историческая эпоха, развития в вымышленном повествовании

А. С. Пушкин заинтересовался событиями Пугачевского бунта (судя по его письму к брату) в 1824 году, во время михайловской ссылки; просил прислать известный, даже модный (хотя, как оказалось. полный нелепостей и вздора) роман «Ложный Петр III. или Жизнь и похождения бунтовщика Емельяна Пугачева».

Летом 1832 года (или, как полагают пушкинисты, несколько раньше) Пушкин набросал первый известный нам план повести или романа, а котором угадываются черты будущей «Капитанской дочки». Через некоторое время появился второй, а потом и третий; под ним — дата; «31 янв. 1833», но роман «не шел»... Почему? — Одну из причин видим в том, что Пушкин, скорее всего, не столь хорошо знал эпоху Пугачевского бунта, чтобы писать исторический роман.

Пушкин изучил газеты и книги и вскоре уже знал «все, что было обнародовано правительством касательно Пугачева».

В начале февраля 1833 года Пушкин обратился к военному министру графу Александру Ивановичу Чернышеву с просьбой о разрешении пользоваться материалами военного архива. Свое желание объяснил намерением писать «Историю генералиссимуса князя Италийского графа Суворова-Рымникского», но занимал Пушкина не блистательный полководец, а запрещенный «мужицкий царь» Емелька Пугачев: истинные намерения до поры до времени приходилось скрывать.

Ответ пришел быстро — разрешение было получено. В конце февраля — начале марта Пушкин уже знакомился с материалами Секретной экспедиции Военной коллегии, архивными материалами Главного штаба, а в апреле приступил к «Истории Пугачева» и всего за пять недель вчерне завершил работу. Такая быстрота объясняется тем, что «История...» задумывалась, вероятно, как введение к роману, однако стремительно перерастала в самостоятельное исследование, не перечеркивающее замысел романа, но составляющее его выверенную историческую основу.

В сентябре Пушкин побывал в местах Пугачевского бунта — в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге, Уральске, опрашивал стариков, современников и свидетелей крестьянской войны, записывал их рассказы, предания, песни; собирал материалы в провинциальных архивах.

В октябре приехал в Болдино; привел здесь в порядок бумаги, написал новое предисловие к «Истории Пугачева» и, вернувшись в Петербург, обратился к начальнику III отделения его императорского величества канцелярии генерал-адъютанту А. X. Бенкендорфу с письмом:

«Милостивый государь
граф Александр Христофорович!

<...> Хотя я как можно реже старался пользоваться драгоценным мне дозволением утруждать внимание государя императора, но ныне осмеливаюсь просить на то высочайшего соизволения: я думал некогда написать исторический роман, относящийся ко времени Пугачева, но, нашед множество материалов, я оставил вымысел и написал историю Пугачевщины. Осмеливаюсь просить через Ваше сиятельство дозволения представить оную на высочайшее рассмотрение».

Царь рукопись прочитал, внес 23 поправки, заметил, что название «История Пугачева» лучше заменить на «Историю Пугачевского бунта» (с чем Пушкин согласился: «царское название, признаемся, точнее!»), и не только разрешил печатать книгу, но и расходы по изданию отнес на свой счет: Пушкин заимообразно получил ссуду в 20 000 рублей.

В декабре 1834 года «История Пугачевского бунта» вышла в свет. Встретили книгу холодно. Тираж раскупался плохо, а министр народного просвещения Сергей Семенович Уваров «кричал» о ней «как о возмутительном сочинении». В пушкинское время слово «возмутить» имело следующее значение: «волновать, тревожить, беспокоить, побуждать к ропоту, неудовольствию, к мятежу, производить восстание».

Что же так взволновало, встревожило министра? Что «возмутительного» нашел он в «Истории Пугачевского бунта»? В чем вообще значение этого исторического труда великого Поэта России?

Пушкин первым пробил брешь в указе о предании вечному забвению самого имени Емельяна Пугачева. Он использовал не только официальные источники, малочисленные и откровенно враждебные бунтовщикам, но и неопубликованные, в том числе мемуарные, предоставленные друзьями, знакомыми, а также найденные или записанные им самим.

О восстании 1773—1774 годов Пушкин, гениальный ученик и последователь Николая Михайловича Карамзина, «рассказывал со всею верностию историка». Он создал первую в России научно-художественную летопись событий Пугачевского бунта, которая и по сей день не утратила своего значения; скорее, наоборот: исторических работ, объективно, без классовых или идеологических пристрастий анализирующих одну из самых трагичных страниц отечественной истории, у нас, к сожалению, нет до сих пор.

Пушкинское изображение мятежников и событий существенно отличалось от официальной точки зрения на восстание, потрясшее Россию, и Сергей Семенович Уваров о «возмутительном» характере «Истории Пугачевского бунта» «кричал» не случайно: пушкинский Пугачев не патологический изверг, вставший во главе людей, доведенных до крайности. Причины бунта (официальная историография их не называет) Пушкин склонен был видеть в произволе чиновников, утеснявших казаков, в непродуманных и жестоких действиях правительственной администрации, в отсутствии законов, несвободе закрепощенного народа, беззащитного и бесправного.

Написав «Историю Пугачевского бунта», Пушкин не упустил «случая, чтобы сделать добро». Научный труд стал основанием исторического романа, в котором социальные проблемы и сами события отступают на второй план, ибо писателя в первую очередь интересуют люди — их миропонимание, характеры, их представления о вечных ценностях — о Боге, добре и зле, долге, чести, совести, о смысле жизни.

Роман «Капитанская дочка» неразрывно связан с «Историей Пугачевского бунта», хотя чаще всего эти произведения противопоставляют друг другу, не замечая или не видя их внутреннего единства.
В. А. Кожевников (вернуться к уроку)
 
В. Г. Перов. Казненные пугачевцы.
Рис. карандашом и пером. 1878 ГТГ
 

 
 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz