Главная
Стихотворение "Зеленый Шум"
Стихотворение "Размышления у парадного подъезда"
Стихотворение "Железная дорога"
Картина К.А.Савицкого "Ремонтные работы на железной дороге"
Поэма "Мороз, Красный нос"
Картина Ф.А.Васильева "Оттепель" и творчество Н.А.Некрасова
"Зеленый Шум". Стихотворение Некрасова и картина Рылова
Картина В.Г.Перова "Проводы покойника" и творчество Н.А.Некрасова
Некрасов Н.А. Основные даты жизни и творчества
Некрасов в Петербурге
Некрасов Н.А. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")
Портрет Н.А.Некрасова работы художника И.Н.Крамского, 1877

Творчество Некрасова и картина Ф.А.Васильева "Оттепель"*
 
       При изучении литературы второй половины 19 века следует обратить внимание на общую эстетическую программу шестидесятников, на ее особенное, конкретное претворение в творчестве писателей и художников. Самая будничная тематика, все стороны русской действительности становятся объектом художественного отражения. Дореформенной и послереформенной деревне, судьбе крестьянства, тяжелой доле русской женщины, горькой жизни детей, городской бедноте посвящает свою музу Некрасов. Впечатления от безотрадной жизни народа стали основой для создания художником Федором Александровичем Васильевым картины "Оттепель".
 
 
       Вернувшись в Петербург из поездки по Волге, Васильев вскоре пишет картину "Оттепель". Все, что только намечалось, неясно сказывалось в предшествующих произведениях, приобрело в "Оттепели" твердость и ясность выражения, вполне определенную идею. Это первое выдающееся полотно художника, грустная песнь о русской деревне, о бездорожье и унылости талых осенних полей, из которых так трудно выбраться путнику. Картина свидетельствует о включении художника в свойственную передвижникам критику общественных явлений. Она написана под впечатлением от безотрадной жизни жизни народа, его тяжкого труда, унылых песен бурлаков. Отразились в ней и настроения известной Васильеву картины В.Г.Перова "Проводы покойника"(1865), правдивого и волнующего произведения о русской деревне. При всем различии в тематике и манере живописи(1) Васильева и Перова роднило единство творческой направленности, их демократические устремления.
       Щемящее чувство охватывает сердце при рассмотрении обеих картин. Перов выполнил свою знаменитую картину по мотивам некрасовской поэмы "Мороз, Красный нос". А Васильев словно бы перенес на свое полотно настроение ее пейзажа:
     Как саваном, снегом одета
     Избушка в деревне стоит...
       Сумрачно нахмурился поседевший от инея лес. По талой дороге, неизвестно куда, мимо одинокой избушки уныло бредут крестьянин и ребенок. Еще несколько минут – и бесконечность угрюмого пространства, кажется, поглотит их.
       Столько неподдельного, трогательного чувства звучало в этом пейзаже, что он произвел неизгладимое впечатление на зрителей.
       Автор представил "Оттепель" на конкурс Общества поощрения художников. Произведение единогласно получило первую премию. Полотно Васильева приобретает для своей московской галереи Павел Михайлович Третьяков – уже это одно говорит об огромном творческом успехе художника. Он тут же делает авторское повторение картины, впоследствии попавшей в Русский музей.
(Из книги: Осокин В.Н. Рассказы о русском пейзаже. – М.: Детская литература, 1963)

* Картина Ф.А.Васильева "Оттепель"(1871 г.) представляет особый тип пейзажа – изображение унылого, бесприютного простора, земли, пронизанной стужей, открытой всем ветрам. Художник сильно растягивает вид вширь, делая его почти панорамным, так что ощущение тяжкой, бесцельной дороги, "страдного пути" становится физически осязаемым. Чувство безнадежности подчеркивается деталями на заднем плане – обледенелыми деревьями и кажущейся заброшенной избой. Две фигуры – путник и ребенок, возможно символизирующих круговорот жизни, оказываются в центре креста, образованного дорогой и слегка оттаявшим ручьем. Перед нами в самом прямом смысле "беспутье".

 
 



Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz