На шее мелких четок ряд,[1]
В широкой муфте руки прячу,
Глаза рассеянно глядят
И больше никогда не плачут.
И кажется лицо бледней
От лиловеющего шелка,
Почти доходит до бровей
Моя незавитая челка.
И не похожа на полет
Походка медленная эта,
Как будто под ногами плот,
А не квадратики паркета.
И бледный рот слегка разжат.
Неровно трудное дыханье,
И на груди моей дрожат
Цветы небывшего свиданья.
1913 |
|
|
А.А.Ахматова. Портрет работы Ю.Анненкова (гуашь), 1921 |
|
|
На шее мелких четок ряд... – cтихотворение войдет в «Подорожник» (четвертый сборник стихов Ахматовой), вышедший в апреле 1921 года.
Сборник «Подорожник» содержал всего 38 стихотворений, в основном написанных в 1917–1918 годы или даже относящихся к более раннему периоду. В «Подорожнике» А. Ахматова как бы завершила отдельные лирические сюжеты «Белой стаи».
Ахматова включала также сборник "Подорожник" в качестве отдельного раздела в книгу "Anno Domini". Однако в основных изданиях последнего периода ("Из шести книг", "Бег времени") "Подорожник" печатался в качестве самостоятельной книги, в несколько сокращенном виде по сравнению с первым изданием.
Стихотворение датировано 1913 годом и относится к раннему творчеству Анны Андреевны. Впервые оно было опубликовано еще до революции – в 1914 году. В первой публикации текст назывался «Дама в лиловом».
В стихотворении Ахматова рисует автопортрет. Лицо героини стихотворения отличает бледность, которая подчеркнута одеждой из «лиловеющего шелка». Главная и самая яркая деталь внешности – незавитая челка, почти доходящая до бровей. В подобном образе Анна Андреевна изображена на знаменитом портрете, нарисованном художником-авангардистом Натаном Исаевичем Альтманом в 1914 году.
На заре 1910-х годов шелк, который носит лирическая героиня, считался очень модной тканью, а один из ключевых цветов эпохи модерна – лиловый. Тогда же начала становится актуальной бледность, достигнувшая пика популярности вместе с широким распространением в мире немого кинематографа. (вернуться) |