Петербург Ахматовой
 
Главная
 
Петербург Пушкина
 
Петербург Гоголя
 
Петербург Достоевского
 
Петербург Ахматовой
 
Петербург Мандельштама
 
Петербург А.Белого
 
А. А. Ахматова.
Фото М. Наппельбаума, 1922 г.
 
Содержание
Стихи о Петербурге
О, это был прохладный день...
В последний раз мы встретились тогда...
Как люблю, как любила глядеть я...
Двадцать первое. Ночь...
Петроград, 1919
От тебя я сердце скрыла...
Годовщину последнюю празднуй...
Из цикла "Северные элегии"
Летний сад
Поэма без героя (ч.1, гл.3)
 
М. Добужинский.
Исаакий в метель, 1921 г.
 
 
 
 
 
 
 
ПЕТЕРБУРГ АХМАТОВОЙ
 

СТИХИ О ПЕТЕРБУРГЕ[1]

                 I

Вновь Исакий в облаченьи[2]
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпеньи
Конь Великого Петра.[3]

Ветер душный и суровый
С черных труб сметает гарь...
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.

 II
Сердце бьется ровно, мерно,
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной[4]
Наши тени навсегда.

Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной,
И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой.

Оттого, что стали рядом
Мы в блаженный миг чудес,
В миг, когда над Летним садом
Месяц розовый воскрес, –

Мне не надо ожиданий
У постылого окна
И томительных свиданий.
Вся любовь утолена,

Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, –
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.

1913

***

О, это был прохладный день
В чудесном городе Петровом!
Лежал закат костром багровым,
И медленно густела тень.

Пусть он не хочет глаз моих,
Пророческих и неизменных.
Всю жизнь ловить он будет стих,
Молитву губ моих надменных.

1913

***

В последний раз мы встретились тогда[5]
На набережной, где всегда встречались.
Была в Неве высокая вода,
И наводненья в городе боялись.

Он говорил о лете и о том,
Что быть поэтом женщине – нелепость.
Как я запомнила высокий царский дом[6]
И Петропавловскую крепость! –

Затем что воздух был совсем не наш,
А как подарок Божий, – так чудесен.
И в этот час была мне отдана
Последняя из всех безумных песен.

1914

***

Как люблю, как любила глядеть я
На закованные берега,
На балконы, куда столетья
Не ступала ничья нога.
И воистину ты – столица
Для безумных и светлых нас;
Но когда над Невою длится
Тот особенный, чистый час
И проносится ветер майский
Мимо всех надводных колонн,
Ты – как грешник, видящий райский
Перед смертью сладчайший сон...

1916



***

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина...
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор всё как будто больна.

1917

ПЕТРОГРАД, 1919[7]

И мы забыли навсегда,
Заключены в столице дикой,
Озёра, степи, города
И зори родины великой.
В кругу кровавом день и ночь
Долит жестокая истома...
Никто нам не хотел помочь
За то, что мы остались дома,
За то, что, город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя
Его дворцы, огонь и воду.
Иная близится пора,
Уж ветер смерти сердце студит,
Но нам священный град Петра
Невольным памятником будет.

1921

***

От тебя я сердце скрыла,[8]
Словно бросила в Неву...
Приручённой и бескрылой
Я в дому твоём живу.
Только... ночью слышу скрипы.
Что там – в сумраках чужих?
Шереметевские липы...
Перекличка домовых...
Осторожно подступает,
Как журчание воды,
К уху жарко приникает
Чёрный шепоток беды –
И бормочет, словно дело
Ей всю ночь возиться тут:
"Ты уюта захотела,
Знаешь, где он – твой уют?

1936

***

Годовщину последнюю празднуй –[9]
Ты пойми, что сегодня точь-в-точь
Нашей первой зимы – той, алмазной –
Повторяется снежная ночь.

Пар валит из-под царских конюшен,[10]
Погружается Мойка во тьму,
Свет луны как нарочно притушен,
И куда мы идём – не пойму.

Меж гробницами внука и деда[11]
Заблудился взъерошенный сад[12].
Из тюремного вынырнув бреда,
Фонари погребально горят.

В грозных айсбергах Марсово поле,
И Лебяжья лежит в хрусталях...[13]
Чья с моею сравняется доля,
Если в сердце веселье и страх.

И трепещет, как дивная птица,
Голос твой у меня над плечом.
И внезапным согретый лучом,
Снежный прах так тепло серебрится.

1939

Из цикла "Северные элегии"

Россия Достоевского. Луна[14]
Почти на четверть скрыта колокольней.
Торгуют кабаки, летят пролётки,
Пятиэтажные растут громады
В Гороховой, у Знаменья, под Смольным.[15]
Везде танцклассы, вывески менял,
А рядом: "Henriette", "Basile", "Andre"
И пышные гроба: "Шумилов-старший".
Но, впрочем, город мало изменился.
Не я одна, но и другие тоже
Заметили, что он подчас умеет
Казаться литографией старинной,
Не первоклассной, но вполне пристойной,
Семидесятых, кажется, годов.
Особенно зимой, перед рассветом,
Иль в сумерки – тогда за воротами
Темнеет жёсткий и прямой Литейный[16],
Ещё не опозоренный модерном,
И визави меня живут – Некрасов
И Салтыков...[17]

1940

ЛЕТНИЙ САД

Я к розам хочу, в тот единственный сад,[18]
Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывёт сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.

И всё перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.

1959

ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЯ[19]

(Часть I, глава 3)
И под аркой на Галерной...
А. Ахматова

В Петербурге мы сойдёмся снова,
Словно солнце мы похоронили в нём.
О. Мандельштам

То был последний год...
М. Лозинский


Петербург 1913 года. Лирическое отступление: последнее воспоминание о Царском Селе[20]. Ветер, не то вспоминая, не то пророчествуя, бормочет:

Были святки кострами согреты[21],
И валились с мостов кареты[22],
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве или против теченья, –
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка[23],
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
Оттого, что по всем дорогам,
Оттого, что ко всем порогам
Приближалась медленно тень,
Ветер рвал со стены афиши,
Дым плясал вприсядку на крыше
И кладбищем пахла сирень.
И царицей Авдотьей заклятый,[24]
Достоевский и бесноватый,
Город в свой уходил туман,
И выглядывал вновь из мрака
Старый питерщик и гуляка,
Как пред казнью бил барабан...[25]
И всегда в духоте морозной,
Предвоенной, блудной и грозной,
Жил какой-то будущий гул...
Но тогда он был слышен глуше,
Он почти не тревожил души
И в сугробах невских тонул.
Словно в зеркале страшной ночи
И беснуется, и не хочет
Узнавать себя человек,
А по набережной легендарной
Приближался не календарный –
Настоящий Двадцатый Век.

А теперь бы домой скорее
Камероновой Галереей
В ледяной таинственный сад,
Где безмолвствуют водопады,
Где все девять мне будут рады,[26]
Как бывал ты когда-то рад,
Что над юностью встал мятежной,
Незабвенный мой друг и нежный,
Только раз приснившийся сон,
Чья сияла юная сила,
Чья забыта навек могила,
Словно вовсе и не жил он.
Там, за островом, там, за садом,
Разве мы не встретимся взглядом
Наших прежних ясных очей?
Разве ты мне не скажешь снова
Победившее смерть слово
И разгадку жизни моей?

(1940–1962)

 


1. "Стихи о Петербурге" – из сборника "Чётки".
Первая часть создаёт пейзаж, родственный мандельштамовскому.
Петербург обозначен как имперский центр – Исаакиевский собор, Медный всадник, холод и величественность. Во второй части декорация становится более прозрачной, человечной: ледяную монолитность заменяет нежная хрупкость инея, в которую оказывается вплетено биение живого сердца.
См. подробнее о Петербурге А. А. Ахматовой в книге Н. П. Анциферова "Непостижимый город...". (вернуться)

2. "Вновь Исакий в облаченьи..." – Исаакиевский собор, построенный в честь покровителя Петра I византийского монаха Исаака Далматского, причисленного к лику святых (архитектор Огюст Монферран, собор строился с 1818-го по 1858 год). (вернуться)

3. "Конь Великого Петра." – Медный всадник, памятник Петру I на Сенатской площади (между Исаакиевским собором и Невой). (вернуться)

4. "...под аркой на Галерной..." – арка, соединяющая здания Сената и Синода, где проходит Галерная улица. (вернуться)

5. "В последний раз мы встретились..." – из сборника "Белая стая".
Петербург Ахматовой всегда смягчён, всегда немного изящнее, легче, чем имперский град Петра, возникающий за строками Мандельштама.
Петербург Ахматовой – это город любви, который с его только названными архитектурными деталями является фоном, декорацией. Но декорация эта почти диктует поэту его чувства: именно так можно (нужно) любить в этом городе. Ахматова пишет не о городе и его архитектурном облике, а о себе и о любви. (вернуться)

6. "...высокий царский дом..." – Зимний дворец, расположенный на противоположном Петропавловской крепости берегу Невы. (вернуться)

7. "Петроград, 1919" – в первой публикации (1923) под названием "Согражданам". (вернуться)

8. "От тебя я сердце скрыла..." – обращено к Н. Н. Пунину. Связано с окончательным разрывом Ахматовой с Пуниным.
Пунин Николай Николаевич (1888 – 1953) – искусствовед. С середины 1920-х по 1936 год – муж А. А. Ахматовой (официально брак не был зарегистрирован). (вернуться)

9. "Годовщину последнюю празднуй..." – первоначально было обращено к В. Г. Гаршину и в первой строке вместо "последнюю" было "весёлую": отношения с Гаршиным, начавшиеся в 1938 году, были прерваны летом 1944-го после возвращения Ахматовой из эвакуации (в "Беге времени" неверная дата – "1938"). (вернуться)

10. "Пар валит из-под царских конюшен..." – царские конюшни на Конюшенной площади между рекой Мойкой и Марсовым полем. (вернуться)

11. "Меж гробницами внука и деда..." – церковь Вознесения Христова (Спас на Крови), построенная на месте, где в 1881 году был смертельно ранен Александр II, и Михайловский замок, в котором в 1891 году был убит Павел I. (вернуться)

12. "взъерошенный сад..." – Михайловский сад. (вернуться)

13. "И Лебяжья лежит в хрусталях..." – Лебяжья канавка, протекает о Невы к Михайловскому саду между Марсовым Полем и Летним садом. (вернуться)

14. "Россия Достоевского. Луна..." – первое стихотворение цикла («Предыстория»), помеченное 3 сентября 1940 года, написано вскоре после завершения «Реквиема», когда расставание с собой (прежней) произошло:
Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла...
См. полностью цикл "Северные элегии" на сайте "Литература для школьников". (вернуться)

15. "В Гороховой, у Знаменья, под Смольным..." – перечислены районы интенсивных застроек Петербурга в 1900-е годы: улица Гороховая, церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская) на углу Невского и Лиговского проспектов, Смольный Воскресенский собор (1749 – 1835, арх. Б. Растрелли, заканчивал отделку В. Стасов). (вернуться)

16. " жёсткий и прямой Литейный..." – Литейный проспект в Петербурге от р. Невы до Невского проспекта. (вернуться)

17. " И визави меня живут..." – позади Фонтанного Дома, заслонённого в начале ХХ века новыми зданиями в стиле модерн, на Литейном в домах № 36 и 60 жили Н. А. Некрасов и М. Е. Салтыков-Щедрин. (вернуться)

18. "Летний сад" – в стихотворении названы реалии Летнего сада в Петербурге (тогда – Ленинграде): знаменитая решётка Летнего сада; статуи, затопленные водой во время наводнения 1924 года; лебеди в пруду и их отражение – обязательный атрибут Летнего сада в тёплое время года; гранитная ваза у входа со стороны Михайловского замка и Летний дворец Петра I на противоположной стороне, где река Фонтанка впадает в Неву. (вернуться)

19. "Поэма без героя" – в более поздних стихах Ахматовой образ Петербурга меняется. В первой части "Поэмы без героя", по-пушкински названной в подзаголовке "петербургской повестью", возникает несколько другой Петербург – карнавальный и "достоевский". С расстояния пройденных лет Ахматова увидит страшный перелом времени, и станет ясно, что её Петербург ушёл вместе с серебряным веком.
См. (полный текст поэмы) на сайте "Литература для школьников".
Первый эпиграф – из стихотворения А. Ахматовой "Сердце бьётся ровно, мерно..." (1913) с небольшим разночтением: в первоисточнике: "Ведь под аркой на Галерной...".
Второй эпиграф – первые строки стихотворения О. Мандельштама "В Петербурге мы сойдёмся снова..." (1920).
Третий эпиграф – начало первой строки стихотворения М. Лозинского "То был последний год. Как чаша в сердце храма..." (1914). (вернуться)

20. Ремарка – Последнее воспоминание о Царском Селе – ср. со стихотворением А. С. Пушкина "Воспоминание о Царском Селе" (1829). (вернуться)

21. Были святки кострами согреты... – костры были, с одной стороны, частью праздничных гуляний, с другой – насущной необходимостью в дни самых сильных (рождественских и крещенских) морозов. (вернуться)

22. И валились с мостов кареты... – Ахматова поясняла: "Кареты валились с мостов (не в реку, конечно, а просто пятятся обратно с крутых мостиков)". (вернуться)

23. На Галерной чернела арка... – арка, соединяющая здания Сената и Синода, между которыми проходит Галерная улица. (вернуться)

24. Царица Авдотья – Евдокия (до замужества Прасковья) Федоровна Лопухина (1669–1731) – первая жена Петра I, после отстранения от престола была насильно пострижена в монахини и сослана в Покровский монастырь в Суздаль. По преданию, прокляла Петербург: "Быть пусту месту сему".  (вернуться)

25. Как пред казнью бил барабан... – в заметках к автобиографической прозе Ахматова писала, что "Петербург 90-х годов, Петербург Достоевского ... весь в барабанном бое, так всегда напоминающем смертную казнь". (вернуться)

26. "все девять" – девять муз. (вернуться)


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz