|
|
|
|
Александр Александрович Блок (1880–1921) |
|
Стихотворения. Книга первая (1898–1904) |
|
Ante Lucem (1898–1900)[1] |
|
* * *
Пусть светит месяц – ночь темна[2].
Пусть жизнь приносит людям счастье, –
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.
Ночь распростерлась надо мной
И отвечает мертвым взглядом
На тусклый взор души больной,
Облитой острым, сладким ядом.
И тщетно, страсти затая,
В холодной мгле передрассветной
Среди толпы блуждаю я
С одной лишь думою заветной:
Пусть светит месяц – ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье, –
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.
Январь 1898. С.-Петербург
* * *
Пора забыться полным счастья сном,
Довольно нас терзало сладострастье…
Покой везде. Ты слышишь: за окном
Нам соловей пророчит счастье?
Теперь одной любви полны сердца,
Одной любви и неги сладкой.
Всю ночь хочу я плакать без конца
С тобой вдвоем, от всех украдкой.
О, плачь мой друг! Слеза туманит взор,
И сумрак ночи движется туманно…
Смотри в окно: уснул безмолвный бор,
Качая ветвями таинственно и странно.
Хочу я плакать… Плач моей души
Твоею страстью не прервется…
В безмолвной, сладостной, таинственной тиши
Песнь соловьиная несется…
Февраль – март 1898
* * *
Как мучительно думать о счастьи былом,
Невозвратном, но ярком когда-то,
Что туманная вечность холодным крылом
Унесла, унесла без возврата.
Это счастье сулил мне изнеженный Лель[3],
Это счастье сулило мне лето.
О обманчивый голос! Певучая трель!
Ты поешь и не просишь ответа!
Я любил и люблю, не устану любить,
Я попрежнему стану молиться,
Ты, прекрасная, можешь поэта забыть
И своей красотой веселиться!
А когда твои песни польются вдали
Беспокойной, обманчивой клятвой,
Вспомню я, как кричали тогда журавли
Над осенней темнеющей жатвой.
23 сентября 1898
* * *
Усталый от дневных блужданий
Уйду порой от суеты
Воспомнить язвы тех страданий,
Встревожить прежние мечты…
Когда б я мог дохнуть ей в душу
Весенним счастьем в зимний день!
О нет, зачем, зачем разрушу
Ее младенческую лень?
Довольно мне нестись душою
К ее небесным высотам,
Где счастье брезжит нам порою,[4]
Но предназначено не нам.
30 октября 1898
* * *
Офелия[5] в цветах, в уборе
Из майских роз и нимф речных
В кудрях, с безумием во взоре,
Внимала звукам дум своих.
Я видел: ива молодая
Томилась, в озеро клонясь,
А девушка, венки сплетая,
Всё пела, плача и смеясь.
Я видел принца над потоком,
В его глазах была печаль.
В оцепенении глубоком
Он наблюдал речную сталь.
А мимо тихо проплывало
Под ветками плакучих ив
Ее девичье покрывало
В сплетеньи майских роз и нимф[6].
30 ноября 1898
* * *
Сама судьба мне завещала[7]
С благоговением святым
Светить в преддверьи Идеала
Туманным факелом моим.
И только вечер – до Благого
Стремлюсь моим земным умом,
И полный страха неземного
Горю Поэзии огнем.
26 мая 1899
* * *
К. М. С.[8]
Помнишь ли город тревожный,
Синюю дымку вдали?
Этой дорогою ложной
Молча с тобою мы шли…
Шли мы — луна поднималась
Выше из тёмных оград,
Ложной дорога казалась —
Я не вернулся назад.
Наша любовь обманулась,
Или стезя увлекла —
Только во мне шевельнулась
Синяя города мгла…
Помнишь ли город тревожный,
Синюю дымку вдали?
Этой дорогою ложной
Мы безрассудно пошли…
23 августа 1899
* * *
Медлительной чредой нисходит день осенний[9],
Медлительно крути́тся желтый лист,
И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист —
Душа не избежит невидимого тленья.
Так, каждый день стареется она,
И каждый год, как желтый лист кружится,
Всё кажется, и помнится, и мнится,
Что осень прошлых лет была не так грустна.
5 января 1900
* * *
Не призывай и не сули[10]
Душе былого вдохновенья.
Я — одинокий сын земли,
Ты — лучезарное виденье.
Земля пустынна, ночь бледна,
Недвижно лунное сиянье,
В звездах — немая тишина —
Обитель страха и молчанья.
Я знаю твой победный лик,
Призывный голос слышу ясно,
Душе понятен твой язык,
Но ты зовешь меня напрасно.
Земля пустынна, ночь бледна,
Не жди былого обаянья,
В моей душе отражена
Обитель страха и молчанья.
1 июня 1900
|
|
|
|
Ты была у окна,
И чиста и нежна,
Ты царила над шумной толпой.
Я стоял позабыт
И толпою сокрыт
В поклоненья любви пред тобой.
Мне казалось тогда,
Что теперь и всегда
Ты без мысли смотрела вперед.
А внизу, у окна,
Как морская волна,
Пред тобой колыхался народ.
Поклоненьем горда,
Ты казалась всегда
Одинокой и властной мечтой.
И никто не слыхал,
Как твой голос звучал, –
Ты в молчаньи владела толпой.
Я стоял позабыт
И толпою сокрыт.
Ты без мысли смотрела вперед,
И чиста, и нежна;
А внизу, у окна, –
Вкруг меня волновался народ.
12 октября 1900
|
|
* * *
О. М. Соловьевой[11]
Ищу спасенья.
Мои огни горят на высях гор —
Всю область ночи озарили.
Но ярче всех — во мне духовный взор
И Ты вдали... Но Ты ли?
Ищу спасенья.
Торжественно звучит на небе звездный хор.
Меня клянут людские поколенья.
Я для Тебя в горах зажег костер,
Но Ты — виденье.
Ищу спасенья.
Устал звучать, смолкает звездный хор.
Уходит ночь. Бежит сомненье.
Там сходишь Ты с далеких светлых гор.
Я ждал Тебя. Я дух к Тебе простер.
В Тебе — спасенье!
25 ноября 1900 |
|
|
|
|
1. Ante Lucem
(лат. До света) – цикл стихотворений Александра Блока, написанный им в течение 1898–1900 годов. Включает в себя 76 стихотворений.
Ряд стихотворений цикла посвящён Ксении Михайловне Садовской (1861–1925), с которой Блок познакомился в 1897 г., во время поездки
в Германию, на курорт Бад-Наугейм. Уже в этот период в его творчестве начинается противопоставление божественного и земного.
В названии использовано латинское выражение «Ante Lucem», что означает «до света», «перед рассветом». Так Блок поэтически
обозначил свое состояние, предшествующее его влюбленности в Л. Д. Менделееву и появлению в его стихах образа Прекрасной Дамы.
(вернуться)
2. «Пусть светит месяц – ночь темна...» – стихотворение, которым открывался
цикл, является для поэта программным и содержит его основные мотивы: длящейся передрассветной ночи, холода, отъединенности от людей, тайных страстей "души больной",
отрекающейся от счастья.
Характерное повторение первой и последней строф – это одна из примет лирики 1898–1899 гг.
Вл. Пяст в своей рецензии (Аполлон. 1911. N2 8. С. 70), отмечая способность семнадцатилетнего поэта к особой магии слова, находил в произведении потаенный смысл:
«Этот "яд" в душе юноши – есть, согласно этому внутреннему смыслу стихотворения, – "любви весна". В этом эзотерическом чтении ( ... )ударения падут не на слова
"остром", "мгле", "темна",– но на другие, соседние. "Яд" не только острый, но и сладкий; мгла холодна, но она и передрассветная ... ».
... На тусклый взор души больной, // Облитой острым, сладким ядом. – ср. в письме к К. М. Садовской от (между 5 и 12) апреля 1898 г.: «Зачем Ты пишешь мне про "яд".
Этот яд сладок, как наше счастье, а выпить сладкого яду, забыться хотя на миг стоит и жизни и всего на свете ... ». О К. М. Садовской см. в коммент. к стих.
"Луна проснулась. Город шумный ... " (с. 423 наст. тома) .
... В холодной мгле перед рассветной ... – основной колорит цикла тусклый, туманный, сумеречный, т.е. "передрассветный". (вернуться)
3. Лель – по представлениям польской и русской «кабинетной мифологии» раннего
Нового времени (XVI–XIX века), славянское божество любви и брака. Образ Леля нередок в литературе и искусстве этого и
последующих периодов («Руслан и Людмила» Пушкина, «Снегурочка» А. Н. Островского и др.).
(вернуться)
4. ... Где счастье брезжит нам порою, // Но предназначено не нам. – мысль, заключенная в концовке, и ударная
афористическая форма ее выражения близки лермонтовскому: "Что в ней напиток был мечта// И что она не наша" ("Чаша жизни", 1831). (вернуться)
5. Офелия – персонаж трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц датский».
Дочь Полония, сестра Лаэрта и возлюбленная Гамлета.
(вернуться)
6. Нимфы (лат. nymphae – невесты) – в древнегреческой мифологии олицетворение
в виде девушек живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов.
(вернуться)
7.«Сама судьба мне завещала...» – произведение, созданное в связи с
100-летним юбилеем со дня рождения А. С. Пушкина, выражает идею избранничества.
В стихотворении впервые отчетливо выражена идея высокого предназначения поэта, формулируемая обобщенно-романтически ("служить Идеалу"); она явно навеяна столетним
юбилеем А. С. Пушкина. Именно в таком плане стихотворение истолковано В. Брюсовым в статье "Александр Блок" (РМ. 1912. М 1. С. 31. 3-я паг.): «Поэт называет себя
"рабом Царицы",– servus Reginae,- и свое дело определяет так: "Светить в преддверьи Идеала //Туманным факелом своим"».
Впервые в цикле появляются прописные буквы в словах с наибольшей символической нагрузкой: "в преддверьи Идеала", "до Благого", "Торю Поэзии огнем". В данном случае
называются знаки высокого поэтического избранничества. (вернуться)
8. «Помнишь ли город тревожный...» – стихотворение посвящёно Ксении Михайловне Садовской (1861–1925), с которой
Блок познакомился в 1897 г., во время поездки в Германию, на курорт Бад-Наугейм. (вернуться)
9. «Медлительной чредой нисходит день осенний...» – стихотворение создано
в русле классических традиций русской элегической поэзии (ср.: А. С. Пушкин. «Осеннее утро»). (вернуться)
10. «Не призывай и не сули...» – «Роман в стихах», главами которого являются «Ante Lucem» и «Стихи о
Прекрасной Даме», развивается по сложной фабуле – с возвратом к прежним переживаниям главного героя, с сомнением в собственных силах. (вернуться)
11. Соловьева Ольга Михайловна (1852–1903) – переводчик и художник, жена
брата философа Вл. С. Соловьева, двоюродная сестра матери Блока.
Соловьевы поддержали поэтические опыты молодого Блока. Произведение выражает те мажорные чаяния и откровения, которые усилились у него к концу 1900 г. Показателен
мотив ухода ночи, появление светоносного образа – центрального для цикла «Стихи о Прекрасной Даме». (вернуться)
|
|
|
|
|
|
|