Анализ романа "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского

Фёдор Михайлович Достоевский
(1821 – 1881)

Роман "Преступление и наказание" (1866)
в таблицах [1]

Многократно высказывалось предположение, что замысел "Преступления и наказания" восходит к началу 1850-х годов и что, упоминая в письме к брату от 9 октября 1859 г. о задуманном им в это время романе "Исповедь", писатель имел в виду историю Раскольникова. Однако, как свидетельствуют записные тетради Достоевского, образ Раскольникова возник под его пером лишь в 1865 г. (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1985. Т. 28, кн. 2. С. 127, 128, 525)

1. История создания романа

Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф. М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 г. из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман...
Не помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Исповедь окончательно утвердит мое имя».
Замысел романа вынашивался автором более 6 лет.
В Висбадене в 1865 г. Достоевский задумал повесть, замысел которой стал основой для будущего романа «Преступление и наказание».
Сам Достоевский определяет содержание своего произведения таким образом:
«Это – психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты.
[...] В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».

 

2. Сюжет, композиция, жанр

действие преступления на душу преступника
преступление и его причины
 
Особенности композиции романа также связаны с содержанием:
Преступление
Наказание
Занимает 1 часть повествования
Описывается в 5 частях
Рассказывается о замысле и совершении преступления
Рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию
 
Жанр романа
Роман
социально-бытовой
детективный
любовный
психологический
философский
религиозный



3. Символика цвета, имен и чисел в романе

Основной цвет романа – желтый:
Герои
Встречается желтый цвет
Раскольников
Желтая каморка с желтенькими обоями; «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам».
Соня
Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями».
Порфирий Петрович
Мебель из «желтого отполированного дерева».
Свидригайлов
Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой.
Старуха-процентщица
Одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку», комната обставлена мебелью из желтого дерева.
Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности.
 
У Достоевского тщательно продуманы имена и фамилии героев:
Имя
Его значение в романе
Раскольников
«Раскол» – «раздвоение» – с одной стороны страстная любовь к людям, с другой – полное безразличие к своим интересам.
Софья
Смиренномудрие, Соня Мармеладова – смиренно несет крест, выпавший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости.
Лебезятников
Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина.
Авдотья Романовна (сестра Раскольникова)
Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя.
Разумихин
Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным».
Лизавета Ивановна
«Елисавета» – почитающая Бога.
 
Число «три» в романе
Герой
Как связан с числом «3»
Марфа Петровна
Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию.
Соня
Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек.
Соня
Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых».
Марфа Петровна
Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников.
Свидригайлов
Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч.
Раскольников
Трижды позвонил в колокольчик старухи.
Раскольников
Трижды встречается с Порфирием Петровичем.
Дуня
Стреляет в Свидригайлова в трех шагах.
Разумихин
Три часа дожидается, пока проснется Раскольников.
Свидригайлов
Вручает Соне три билета.
Марфа Петровна
«Три раза приходила» к Свидригайлову.
Раскольников
Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола.
Соня
В ее комнате три больших окна.
 
Число «семь» в романе
Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума. Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с человеком, символом общения между Богом и его творением.
Деталь, эпизод романа
Как связано с числом «7»?
Сам роман
Состоит из 6 частей и эпилога.
1-я и 2-я части романа
Состоят из 7 глав.
7 часов вечера
Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы.
7 лет каторги
Такой срок определен в качестве наказания герою романа.
7 лет
Прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной.
7 детей
У портного Капернаумова.
Раскольников в 7 лет
Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком.
730 шагов
До дома старухи-процентщицы.

 


4.Теория Раскольникова
В романе автор представляет теорию Раскольникова
о «делении людей на два разряда»
Обыкновенные люди
Необыкновенные люди
«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных».
«Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово».
Живут в послушании.
Переступают закон во имя лучшего.
Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям».
Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разрешение перешагнуть через кровь».
«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи.
Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон – «необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.
Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.
 
Основная формула теории Раскольникова:
За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения.
Одна смерть и сто жизней взамен.
«Да ведь тут арифметика!»
 
Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Источник: Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. – СПб.: Тригон, 2007. – 624 с. (стр. 392-396)
Справочное пособие предназначено учащимся общеобразовательных школ
   

1. Роман "Преступление и наказание" – впервые опубликован в журнале "Русский вестник" (1866. N 1, 2, 4, 6–8, 11, 12) с подписью: Ф. Достоевский.
В следующем году вышло отдельное издание романа, в котором было изменено деление на части и главы (в журнальном варианте роман был разделен на три части, а не на шесть), несколько сокращены отдельные эпизоды и внесен ряд стилистических исправлений.
Замысел романа вынашивался Достоевским в течение многих лет. О том, что одна из центральных идей его сложилась уже к 1863 г., свидетельствует запись от 17 сентября 1863 г. в дневнике А. П. Сусловой, находившейся в это время вместе с Достоевским в Италии: "Когда мы обедали (в Турине, в гостинице, за table d'hote'oм.), он (Достоевский), смотря на девочку, которая брала уроки, сказал: "Ну вот, представь себе, такая девочка с стариком, и вдруг какой ни будь Наполеон говорит: "Истребить весь город". Всегда так было на свете".1 Но к творческой работе над романом, обдумыванию его персонажей, отдельных сцен и ситуаций Достоевский обратился лишь в 1865–1866 гг. Важную подготовительную роль для зарождения характеров Раскольникова и Сони сыграли "Записки из подполья" (1864; см. т. 4 наст. издания). Трагедия мыслящего героя-индивидуалиста, его горделивое упоение своей "идеей" и поражение перед лицом "живой жизни", в качестве воплощения которой в "Записках" выступает прямая предшественница Сони Мармеладовой, девушка из публичного дома, – эти основные общие контуры "Записок" непосредственно подготавливают "Преступление и наказание". (Суслова А. П. Годы близости с Достоевским. М., 1928. С. 60.) (вернуться)

 
 
 
 



Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz