главная | М.В.Ломоносов | В.А.Жуковский | А.С.Грибоедов | А.С.Пушкин | М.Ю.Лермонтов | Н.В.Гоголь | Ф.И.Тютчев | А.Н.Островский | Ф.М.Достоевский | И.С.Тургенев | А.И.Герцен | Л.Н.Толстой | И.А.Гончаров | А.П.Чехов | А.М.Горький | А.А.Блок  | А.А.Ахматова | А.Т.Твардовский

В.Г.Перов. Портрет Ф.М.Достоевского, 1872 г.

     "Обращение русского художника к настоящей правде и жизни, в том числе и в портрете, – писал В.В.Стасов, – началось со времени нарождения в русском искусстве той самой национальности, правдивости и оригинальности, которые уже давно существовали в русской литературе". В отличие от своих предшественников, передвижники испытывали глубочайшую потребность, по словам Стасова, "написать лицо и облик того, кого они сами из значительных людей увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить в картине своей кисти для потомства". Так возникли превосходные правдивостью своей портреты Перова: Достоевский, Островский, Тургенев, Писемский, Аксаков...
     Эпоха, сменившая проникнутые пафосом отрицания шестидесятые, ознаменовалась поисками положительного идеала. Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции. В это время П.М.Третьяков начинает заказывать портреты лидеров русской культуры. Литература занимала центральное место в культуре того времени. Писатель воспринимался как живое воплощение общественной совести, он был "властителем дум", к нему обращались за разрешением самых жгучих нравственных, социальных вопросов. Именно таким предстает у Перова Федор Достоевский. Из мрака фона выступает бледное, нервное, "мятое" лицо, лежащие на коленях руки сцеплены замком.
         В мае 1872 года В. Г. Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Ф.М.Достоевского.* Сеансы были немногочисленны и непродолжительны, но Перов был вдохновлен вставшей перед ним задачей. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью. Перову писатель во многом был близок. Перов больше всего ценил роман "Преступление и наказание". И художник создал портрет-картину. Она была настолько убедительна, что для будущих поколений образ Достоевского как бы слился с портретом Перова. Вместе с тем портрет остался историческим памятником определенной эпохи, переломной и трудной, когда мыслящий человек искал решения основных социальных вопросов. Достоевскому в год написания портрета шел пятьдесят первый год. В 1871–1872 годах он работал над романом "Бесы", в 1868 году был написан "Идиот".
      Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне. Достоевский сидит на стуле, повернувшись в три четверти, положив ногу на ногу и сжав колено кистями рук с переплетенными пальцами. Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. С боков и в особенности над головой Достоевского оставлено значительное свободное пространство. Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. Из темного фона пластично выступает бледное лицо. Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук. Перову в портрете Достоевского удалось изобразить человека, чувствующего себя наедине с самим собою. Он всецело погружен в свои мысли. Взгляд углублен в себя. Худое лицо с тонко прослеженными светотеневыми переходами позволяет ясно воспринять структуру головы. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета.
     В колористическом отношении интересно отметить то, что серый цвет пиджака воспринимается именно как цвет и вместе с тем передает фактуру материи. Его оттеняет пятно белой рубашки и черного в красную крапинку галстука.
     Портрет Достоевского и современниками был достаточно оценен и считался лучшим из портретов Перова. Известен отзыв о нем Крамского: "Характер, сила выражения, огромный рельеф <...> решительность теней и некоторая как бы резкость и энергия контуров, всегда присущие его картинам, в этом портрете смягчены удивительным колоритом и гармонией тонов". Отзыв Крамского тем более интересен, что к творчеству Перова в целом он относился критически.

Из книги: Лясковская О.Л. В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника. – М.: Искусство, 1979.


*В эту же зиму П.М.Третьяков, владелец знаменитой Московской картинной галереи, просил у мужа дать возможность нарисовать для галереи его портрет. С этой целью приехал из Москвы знаменитый художник В.Г.Перов. Прежде чем начать работу, Перов навещал нас каждый день в течение недели; заставал Федора Михайловича в самых различных настроениях, беседовал, вызывал на споры и сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете "минуту творчества Достоевского". Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы "в себя смотрит", и уйдешь, ничего не сказав. (А.Г.Достоевская. Воспоминания. –  М.: Художественная литература, 1971)

См. подробнее о В.Г.Перове (главы из книги Н.С.Шер "Рассказы о русских художниках").

Портреты Ф.М.Достоевского



О Достоевском
на этом сайте

Достоевский Ф.М. Основные даты жизни и творчества

Петербург Достоевского

Достоевский в Петербурге

Иллюстрации И.Глазунова к роману "Преступление и наказание"

Иллюстрации П.Боклевского к роману "Преступление и наказание"

Роман "Преступление и наказание" в таблицах

Достоевский Ф.М. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz