Портрет Ф.М.Достоевского работы В.Г.Перова
Иллюстрации И.С.Глазунова к роману "Преступление и наказание"
Разумихин.
Худ. П.Боклевский.
Источник иллюстрации: Ф.М.Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах. – М.: Просвещение, 1972, с. 228.
Дуня. Худ. П.Боклевский.
Источник иллюстрации: Ф.М.Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах. – М.: Просвещение, 1972, с. 232.
Процентщица.
Худ. П.Боклевский.
Источник иллюстрации: Т.В.Орлова. П. М. Боклевский. – М.: Искусство, 1971, с. 95.
Раскольников.
Худ. П.Боклевский.
Источник иллюстрации: Т.В.Орлова. П. М. Боклевский. – М.: Искусство, 1971, с. 99.

Иллюстрации П.М.Боклевского* к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание "

Среди работ Боклевского 80-х годов довольно значительное место занимают темы Достоевского, они отмечают последний этап творчества художника. Им были проиллюстрированы "Бедные люди" (1881), "Преступление и наказание" (1883) и сделаны отдельные портреты к "Братьям Карамазовым".

В серии подготовительных рисунков к Достоевскому есть наброски живые, яркие, психологически выразительные: Макара Девушкина, Горшкова ("Бедные люди"), процентщицы и следователя ("Преступление и наказание").

Н.Никифораки.  Петр Михайлович
Боклевский. – М.: Искусство, 1952.
 
Раскольников. Худ. П.Боклевский. 80-е годы XIX века

"...с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи... Он был задавлен бедностью..." Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание".

 
Процентщица. Худ. П.Боклевский, начало 80-х годов XIX века

"Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка". Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание".

Источник иллюстраций: Ф.М.Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах. – М.: Просвещение, 1972, с. 228, 230.

      Над "Типами из Достоевского" ("Преступление и наказание") Боклевский работал в 80-е годы. Наиболее удачными из них можно считать образы процентщицы, Мармеладова и Раскольникова.
      Процентщицу Алену Ивановну художник изобразил в строгом соответствии с замыслом и описанием автора. Съежившись, насторожившись, злобно глядит на зрителя "гадкая, зловредная старушонка". Внимательный читатель Достоевского найдет здесь и "вострые глаза", и "крысиную косичку", и шею, похожую на "куриную ногу", – все малопривлекательные приметы Алены Ивановны. Сухие, костлявые руки старухи стиснуты в кулак (в одном из эскизов она в них зажала ключи); в кулачок стянуто ее сморщенное лицо, и сама "крысиная косичка" скручена на макушке в виде сердитого кулачонка. Таким образом, "кулак", или "кулачок", становится важным характеристическим лейтмотивом в портрете скаредной ростовщицы.
      Художник был сам доволен этим портретом и 6 декабря 1881 года писал дочери: "Я нарисовал вновь тип процентщицы и очень бы желал, чтобы вы все удовлетворились им. В данном случае я имел в виду выразить в ее лице тревожную подозрительность и присущую ей скаредность... Я очень рад, что успел сделать этот рисунок и послать его на обмен неудавшегося. Этим я очень удовлетворен – как относительно экспрессии, так и относительно исполнения. В последнем отношении он сделан как "миньятюр", – до того он закончен".1
      Три весьма непохожих, но законченных "типа Раскольникова" хранятся в Государственном Литературном музее. Они представляют героя романа в различные моменты его жизни.
      На первом рисунке, по-наполеоновски скрестив на груди руки, угрюмый и неприступный, Раскольников мрачно задумался. У него сжаты губы, сдвинуты брови, могучий, выпуклый лоб.
      На другом – Раскольников, очевидно, представлен в первый момент после совершения преступления. Торопясь уйти, он оглянулся. У него острое, искаженное ужасом и злобой лицо безумца.
      Третий портрет Раскольникова вызывает к нему чувство острой жалости. Вспоминаются слова Сони: "Что вы это над собой сделали?". Раскольников здесь очень молод, почти мальчик, с пушком над пухлыми детскими губами. Он невероятно худ, истощен. На лице выражение страдания. Голова низко упала, волосы свисли на лоб. Безысходная мука застыла в неподвижных глазах. Руки Раскольникова, непомерно большие, исхудалые, особняком, как чужие, праздно сложены на коленях. В них – немое страшное напоминание о совершенном преступлении. Вот почему взгляд Раскольникова скользит куда-то вниз, мимо рук.
      Боклевский стремится обратить внимание зрителя на юность, изнуренность, болезнь, страдание и раскаяние Раскольникова. Его рисунок – красноречивая речь защитника (Боклевский был юристом), который выдвигает все смягчающие обстоятельства и убеждает нас в искренности выстраданных слов Раскольникова: "Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства".

Т.В.Орлова.  П. М. Боклевский. – М.: Искусство, 1971.

* Пётр Михайлович Боклевский (1816, Рязань – 1897, Москва) – русский художник-иллюстратор. Автор остросатирических литографий "Бюрократический катехизис" (1863, на темы "Ревизора" Н.В.Гоголя) и "Альбома гоголевских типов" (1882).

1. К.Кузьминский. Художник-иллюстратор П.М.Боклевский, его жизнь и творчество, М.: Типография А. И. Мамонтова, 1910, стр. 108.

 
 
 
 



Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz