Главная
Кузьмин Н.В. об иллюстрациях
к "Евгению Онегину"
(Из "Художник и книга")
В.А.Фаворский.
Как я иллюстрировал
"Слово о полку Игореве"
И.Глазунов "Незнакомка". Иллюстрация к стихотворению Блока, 1980
Плюшкин. Иллюстрация П.М.Боклевского к поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Раскольников. Иллюстрация
П.М.Боклевского к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Иллюстрации М.В.Добужинского к повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"


Книжная графика

Иллюстрация в переводе с латинского языка означает "освещение".
И всякое изображение, "освещающее", иначе – поясняющее, раскрывающее текст, будет называться иллюстрацией.

Перед вами книга. Не торопитесь начинать читать. Рассмотрите прежде, как она оформлена, хороши ли иллюстрации, красивы ли буквы, и оцените труд художника. Ведь он так же трудился над ее созданием, как и автор текста, и так же старался, чтобы книга была интересной и понравилась вам.

Знакомство с книгой надо начинать с переплета (жесткая крышка книги) или обложки (мягкая бумажная). Текст, рисунки и орнаменты, напечатанные на переплете или обложке, дают первое представление о содержании книги. По ним можно узнать, научное ли это сочинение или учебник, сборник стихов или рассказов.

Посмотрите на рисунки в статье или на переплет этого тома "Искусство". Он строг, без лишних украшений. И вместе с тем рисунки на корешке, изображающие атрибуты искусства, помогут вам безошибочно найти эту книгу среди других 11 томов Детской энциклопедии.

Откройте книгу. Вы увидите лист бумаги в ширину разворота книги, одной половиной наклеенный на внутреннюю сторону переплета, – это форзац. Его художник тоже не оставил без внимания – развернутый рисунок, изображенный на нем, подсказывает вам, что речь в книге пойдет об искусстве.

Об этом же говорят и рисунки на титульном листе, который следует за форзацем и открывает книгу. Обычно на титульном листе, или на титуле, пишется фамилия автора, название книги, год и место издания. Однако на титуле этой книги вы не найдете фамилии автора, потому что ее писал не один человек, а около ста. Их фамилии – в содержании, а на титуле стоят названия учрежде­ний, ответственных за издание, – Академия педагогических наук CCCР, издательство "Просвещение". Да и сам титул здесь необычный – он занимает не одну полосу, а целый разворот и называется разворотным.

Присмотритесь – и вы увидите, что красота титульного листа в первую очередь заключается в выразительном и гармоническом шрифте.

В.А.Фаворский. Переплет и титул книги
"Наша древняя столица". Н.Кончаловский. 1947.
А.Д.Гончаров. Из иллюстраций к роману "Приключения Перигрина Пикля". Гравюра.

Создание шрифтов – важная область графического искусства. Ведь от рисунка каждой отдельной буквы, от ее красоты и ясности зависит красота строки и всей страницы в целом. А чем красивей и гармоничней все строки, тем легче и свободней читается текст. Над созданием шрифтов работали многие великие художники, такие, например, как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер.

В каждом томе Детской энциклопедии применяется несколько видов шрифтов, которые отличаются друг от друга по начертанию и размерам. За титульным листом следует спусковая полоса. На ней начинается уже основной текст книги. Его первые буквы часто бывают очень крупного размера, это –
буквицы. Они появились еще в рукописных книгах. Когда-то их разрисовывали золотом и всеми красками, которые были у художника, окружали витиеватым рисунком или сложным орнаментом. И в наши дни их часто окружают орнаментом или соединяют с рисунком.

Этот том состоит из нескольких разделов, рассказывающих о разных видах искусства: изобразительном, музыке, театре и др. Все разделы отделяются друг от друга шмуцтитулами – отдельными страницами (или разворотами) с названиями видов искусства, о которых пойдет речь. Иллюстрации, помещенные на них, также дают представление о содержании этого раздела.

Иллюстрация в переводе с латинского языка означает "освещение". И всякое изображение, "освещающее", иначе – поясняющее, раскрывающее текст, будет называться иллюстрацией.

Иллюстрация, помещенная в начале текста, в начале главы, называется заставкой, а в конце –
концовкой. Иллюстрации, занимающие всю страницу, или, как говорят, полосу книги, называются полосными, половину страницы – полуполосными. Существуют и совсем маленькие иллюстрации, плотно окруженные текстом, – это оборочные иллюстрации.

Приступая к иллюстрированию книги, художник должен сначала хорошо изучить ее текст, ясно представить все события и всех героев литературного произведения. Он должен хорошо изучить подробности жизни той эпохи, в которую происходит описываемое действие, – жилища, костюмы, утварь, оружие и пр. – и лишь после этого начать рисовать.

И наконец, после долгих поисков, после создания бесчисленных набросков и эскизов, художник создает окончательный рисунок – оригинал, с которого в типографии делаются репродукции для книги.

Над иллюстрированием Детской энциклопедии трудились десятки художников нашей страны, специалисты различных областей графического искусства. Одни из них рисовали разноцветной акварелью оригиналы для цветных иллюстраций, другие тушью или черной акварелью – оригиналы для черно-белых рисунков. Одни художники занимались только оформлением книги: подбирали шрифты и рисунки для обложек, форзацев и титульных листов, другие делали текстовые иллюстрации. Но как ни разнообразна и ни многогранна работа художников-графиков, иллюстрирующих Детскую энциклопедию, у них одна общая задача – сделать статьи книги доступнее и яснее, помочь вам полнее и глубже понять их содержание.

Источник: Детская энциклопедия. Том 12. Искусство. – М.: Просвещение, 1968, стр. 37-38.

 

(вернуться в начало страницы)




Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz