Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814–1841)
Комментарии к
поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтова [1] |
|
«Вкушая, вкусих мало меда и се аз умираю»
Казалось бы, сразу после «Героя нашего времени» и «Демона» невозможно написать произведение, которое не уступало бы им по воздействию
на читателей и так разительно от них отличалось своим сюжетом и художественной формой.
Логика поэтической мысли в последней редакции «Демона», созданной, как теперь установлено, на полгода раньше «Мцыри», приводила к новой теме:
нет ничего выше человеческой жизни, прекраснее природы.
Перед описанием смерти Тамары — замечательном стихотворном реквиеме — поблекли речи Ангела о бессмертии души и бренности человеческого бытия.
Поэма «Мцыри» посвящена страстному порыву героя к жизни, его бегству из монастырского плена на родину, без которой жизнь теряет свою ценность.
Монастырь-тюрьма, три дня, проведенные на свободе, битва с барсом — это рассказ о судьбе молодого послушника, пришельца из других мест, чужеземца
(так переводится с грузинского языка имя Мцыри) и одновременно символико-философское повествование, где главные эпизоды имеют общий смысл для современников
и потомков.
Поэме предпослан эпиграф из Библии; в первой строфе дано описание места действия — разрушенные временем руины монастыря на вершине горы, сжатые слова
о славном прошлом Грузии, о ее союзе с Россией; в третьей строфе начинается исповедь Мцыри, которая произносится (так говорит сам герой) «пред небом и землей».
Это приводит к тому, что сюжет Мцыри становится не сцеплением обычных эпизодов, а событием, происходящим перед лицом Вечности, Истории и Вселенной.
Подобное восприятие достигается не выработкой какого-то торжественного стиля, а названными выше художественными средствами.
Первоначальным (зачеркнутым) эпиграфом к поэме была фраза: «On n’a qu’une seul patrie» (Отчизна бывает только одна); окончательным — «Вкушая, вкусих мало меда
и се аз умираю». Оба эти изречения выражают пафос «Мцыри».
Лермонтов предпочел цитату из Библии (1-я Книга царств, 14). Очевидно, такой эпиграф настраивал читателя на особое восприятие поэмы. Теперь мы можем
отнести эти слова к жизни самого Лермонтова.
Долгое время считалось, что в основу сюжета поэт положил рассказ старого монаха, которого встретил в Мцхете, грузинском городе вблизи Тбилиси, расположенном
при впадении реки Арагви в Куру. Здесь на вершинах гор возвышается храм Джвари (Крест) и собор Светицхавели — усыпальница грузинских царей. Согласно этому
рассказу, переданному П. А. Висковатовым со слов родственников Лермонтова, генерал А. П. Ермолов «вез с собою и оставил заболевшего ребенка монастырской
братии». На самом деле сведения Висковатова во многом неверны и, очевидно, возникли под воздействием поэмы Лермонтова.
Как заметил Ираклий Андроников, первые экспедиции Ермолова в горы Центрального Кавказа относятся к 1818—1826 годам — ребенок к приезду Лермонтова
на Кавказ в 1837 году не успел бы еще постареть, а мужского монастыря в районе Мцхета не было уже с начала XVIII века.
После современных трудов Н. Ш. Шабаньянца (1950—1970), И. П. Шинкаренко (Искусство. 1970. № 6), С. Шерипова (Огонек. 1987. № 35) можно сделать вывод,
что одним из импульсов к созданию «Мцыри» послужила совсем неординарная история ребенка, который был взят в плен в чеченском ауле Дады-Юрта и вскоре крещен
под именем Петр Захаров. Мальчик поразил всех своими способностями к рисованию; на маленького чеченца обратил внимание генерал П. Н. Ермолов
(двоюродный брат главнокомандующего) и взял с собою в Тифлис. Ермолов полюбил его, отправил в Москву, где тот восемь лет учился живописи, а затем поступил
в Академию художеств (в Петербурге).
Блестящий талант сделал его лучшим портретистом после Карла Брюллова. В 1834 году Захаров написал портрет Лермонтова. К 1838 году
относятся портреты писателя А. Н. Муравьева, выполненные почти одновременно Захаровым и Лермонтовым. Сведения о судьбе Захарова, ставшие известными поэту, дали толчок
творческому воображению Лермонтова. Любопытно, что строка «он был, казалось, лет шести» соответствует возрасту Захарова, родившегося в 1816 году и
привезенного в Тифлис Ермоловым, когда ему было шесть лет. Захаров умер от туберкулеза в 1846 году, на тридцатом году жизни.
За три года до смерти он написал портрет А. П. Ермолова на фоне Кавказских гор; справа виднеется Мцхетский храм, а вдали горные хребты — родина художника.
За эту картину Захаров получил звание академика (воспроизведение портрета Ермолова дано в названном выше номере журнала «Огонек»). Поэма Лермонтова
оказалась для Захарова сильнее реальности. Изображение главнокомандующего на фоне Мцхетского храма — не случайность. Это дань памяти автору «Мцыри».
О силе воздействия поэмы на современников можно судить по воспоминаниям Муравьева: «Мне случилось однажды в Царском Селе уловить лучшую минуту его
(Лермонтова. — Э. Н.) вдохновения. В летний вечер я к нему зашел и застал его за письменным столом, с пылающим лицом и огненными глазами, которые
были у него особенно выразительны. «Что с тобою?» — спросил я. «Сядьте и слушайте», — сказал он и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне, от
начала до конца, всю свою великолепную поэму «Мцыри»... которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера... Никогда никакая повесть не производила
на меня столь сильного впечатления» (Воспоминания. С. 198).
Поэма Лермонтова — гимн бытию, упоение самой жизнью, если она свободна.
Три дня, проведенные Мцыри на воле, позволили поэту показать человека во взаимодействии с природой:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Образ природы в «Мцыри» — не пейзаж, не фон, на котором происходит действие. Это не романтическая природа, отражающая душевное состояние, не руссоистская
природа, представляющая идеал, и, конечно, не умозрительная природа натурфилософских поэтов. Природа в «Мцыри» — прежде всего реальное бытие, находящееся
в тесном взаимодействии с человеком, условие его существования, родственное ему явление, объект созерцания и практики. При соприкосновении с природой
Мцыри обращает внимание на ее жизнь, цветение, движение, звуки:
Ты хочешь знать, что видел я
На воле? — Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья, в пляске круговой.
Курящиеся, как алтари, горы, белые караваны облаков, шум водяных потоков, пение птиц — таковы лики природы в «Мцыри». И как апофеоз красоты — утро на Кавказе:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
Серег подобье дорогих,
Висели пышно...
Природа показана в различных своих проявлениях. Она не только радует человека, служит ему, но и создает грозные препятствия на его пути.
Изображение ночной природы с криком и плачем шакала, блеском змеиной чешуи, страшным лесом, сбивающим с пути, завершается встречей с барсом.
В поэме дано поэтическое описание человека как природного существа:
И жаждой я томиться стал
..................
И жадно я припал к волне
Далее следует эпизод встречи с грузинской девушкой:
И мрак очей был так глубок,
Так полон тайнами любви,
Что думы пылкие мои
Смутились.
Это начало художественного исследования потребностей, влечений и особенностей человека, которое продолжено в центральном эпизоде поэмы.
Описание битвы с барсом имеет принципиальное значение. В этом эпизоде выявляется одна из основных «сущностных» сил человека. Сцена битвы юноши с барсом,
опирающаяся на фольклор[3], имеет и символический смысл. Здесь так же, как ранее в «Парусе», прославляется мужество,
преодоление трудностей, умение вести борьбу.
Из контекста поэмы следует, что это важнейшие качества человека, важнейшие атрибуты жизни. Эпизод битвы Мцыри с барсом свидетельствует о величии Лермонтова
как художника, о зрелости и философской мощи его мысли.
Смертельный бой зверя и человека описан во всех подробностях.
Мцыри в этом бою уподобляется зверю:
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Однако победа достается Мцыри не только благодаря его природной сущности, звериному инстинкту («Сердце вдруг / Зажглося жаждою борьбы / И крови»),
а главным образом благодаря его человеческому разуму, умению владеть оружием:
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы...
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек...
............
Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье...
Бойцовские качества Мцыри не рисуются как нечто исключительное. Во всей поэме герой выступает как представитель человечества, часть природы и общества.
Родина в поэме «Мцыри» — вполне реальное понятие и вместе с тем символ — представление об идеальном отечестве, где в отношениях между людьми — согласие и
братство. Этому соответствует описание родного аула, семейного очага, лунных вечеров, отца с его «гордым и непреклонным взором», сладостных очей сестер,
радужной и пышной природы тех мест.
В исповеди Мцыри неотделимы мечты о родине, о свободе и полноценной жизни:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
.............
....... Я цель одну,
Пройти в любимую страну,
Имел в душе .......
Возвращение сбившегося с пути Мцыри к своей тюрьме — монастырю также символ. Путь на родину оказался недостижимым, несмотря на стремление и отвагу Мцыри.
Судьба Мцыри трагична, подобно Демону, Сашке, Печорину и многим другим героям Лермонтова.
Однако в центре поэмы остается порыв к свободе, многоцветный мир природы, которым восторгается Мцыри.
Читателя привлекают воспетые Лермонтовым ценности бытия — прежде всего сама жизнь, свобода, любовь к родине, мужество.
Следует сказать о лермонтовском отношении к природе. Пожалуй, первым отчетливо высказался по этому поводу писатель и критик А. В. Дружинин в статье
1861 года о «Сочинениях Лермонтова»[4]. Он заметил, что у Лермонтова были «все признаки и задатки мирового поэта...
начиная с формы стиха, до сих пор недосягаемой по совершенству, до удивительного проникновения в жизнь природы, выразившегося множеством картин,
мастерства первоклассного» (Воспоминания. С. 324).
Примерно в это же время в послесловии к двухтомнику переводов Лермонтова 1852 года (сюда вошли «Демон» и «Мцыри») известный немецкий писатель и
переводчик Фридрих Боденштедт, познакомившийся в 1841 году с Лермонтовым, оставил нам развернутые и оригинальные соображения: «...наш поэт отличается
от своих предшественников и современников тем, что дал более широкий простор в поэзии картинам природы, и в этом отношении он до сих пор стоит на
недосягаемой высоте. Своими изображениями он решил трудную задачу — удовлетворить в одно и то же время и естествоиспытателя, и любителя прекрасного...
он всегда и во всем остается верен природе до малейших подробностей. Все эти картины предстают нам в отчетливых красках и в то же время от них веет
какой-то таинственной поэтической прелестью, как бы благоуханием и свежестью этих гор, цветов, лугов и лесов...»[5]
Замечательный поэт, переводчик и выдающийся филолог Иннокентий Анненский в год пятидесятилетия со дня смерти Лермонтова впервые посвятил специальную
статью об отношении Лермонтова к природе[6]. Ученик академика Л. П. Майкова, автора классических трудов по
истории русской литературы, попытался дать всеохватывающее понимание этой проблемы: «Из всех русских поэтов Лермонтов, может быть, всего непосредственнее
и безраздельнее любил природу; он тонко понимал ее... Говоря о природе, наш поэт был замечательно точен». Интересны меткие замечания Анненского: «Природа
видится ему с «коня». В природе он особенно любил движение: вспомним его чудных лошадей у Измаил-Бея,
у Казбича или Печорина... вспомним его горные реки, облака, змеи, пляску...» Критик справедливо заметил, что вниманию к природе содействовали эстетические
способности Лермонтова: «Он играл на скрипке и на фортепиано, рисовал и писал красками...», «главная прелесть лермонтовских красок <в поэзии> в их сочетании».
Анненский пишет о самоценности природы, о том, что она в произведениях Лермонтова «живет своей особой жизнью», о том, что поэт чуждался «субъективного» пейзажа.
Эти мнения о роли природы необходимы для понимания «Мцыри» — новой ступени в ее художественном познании после «Героя нашего времени» и «Демона». Здесь природа
предстает как часть жизни, помогает понять человека как природное существо.
Обнаруживаются новые подходы. В «Мцыри» общественные отношения обозначены лишь символически (монастырь — тюрьма, родина — мирный дом, воля, братство), но
зато проведен исполненный высокой поэзии антропологический анализ.
Разумеется, общественная и природная стороны Лермонтовым не разорваны, человек остается цельным. И все же поэт делает смелый шаг. В 1839 году (в год
выхода первого труда Л. Фейербаха «К критике философии Гегеля») Лермонтов обращается к художественному исследованию отдельной личности, чтобы связать
их с общими мировоззренческими вопросами.
Традиционный взгляд на поэму «Мцыри» нуждается в корректировке.
Поэма обычно рассматривается как романтическое произведение с условным сюжетом, патетическими монологами, сильной одинокой личностью, гиперболическими
переживаниями, резко волевой интонацией героя, действующего вне социально-исторической среды.
Следовательно, Лермонтов после реалистического романа «Герой нашего времени» почему-то вернулся назад к романтическому стилю, с которым он уже порывал
в 1836—1837 годах. На самом деле Лермонтов применил новый художественный подход, чтобы внимательно изучить человека. Эволюция лермонтовского творчества
шла по восходящей линии. Это было движение к психологическому реализму, к постижению внутреннего мира личности, совершенствованию символико-философского
осмысления действительности.
Отход от романтического стиля не означал измены романтике — поэзии подвига, устремленности в будущее. Романтика свойственна многим реалистическим
произведениям XIX—XX веков.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М. Ю. Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет работы П. Е. Заболотского. 1837. |
|
|
Портрет А. П. Ермолова
работы П. З. Захарова. 1843 |
|
|
М. Ю. Лермонтов в вицмундире лейб-
гвардии Гусарского полка. Портрет работы Ф. О. Будкина. 1834./ П. З. Захарова, 1835?[2] |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Найдич Э. "Вкушая, вкусих мало меда и се аз умираю" // Найдич Э. Этюды о Лермонтове. – СПб.: Художественная
литература, 1994. – С. 190–198. (вернуться)
2. В 1834 году Захаров написал портрет Лермонтова... – портрет М.Ю. Лермонтова,
который многие десятилетия приписывали кисти Ф.О. Будкина.
Из статьи М.В. Нечитайлова «Кавказский мундир Лермонтова» (2006 г.): «По сей день самые серьезные исследователи (Захаров
В.А. Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. – С. 193) колеблются в атрибуции портрета Лермонтова в гусарском вицмундире со шляпой. Но, как мы
помним, еще И.И. Глазунов, М.Н. Лонгинов и П.А. Ефремов считали этот портрет плодом творчества П.З. Захарова, хотя иногда и с ошибочной датировкой. Их правота
блестяще подтвердилась в 1970 г. с помощью униформологии, когда было неопровержимо доказано, что этот холст был написан в
1838–1839 гг. и, следовательно, должен принадлежать кисти Захарова».
Известный биограф художника-чеченца Петра Захарова Н.Ш. Шабаньянц выдвинул предположение: при сравнении фотографий портрета и лейпцигской
гравюры, становится ясным, что мы имеем дело с двумя разными портретами, один из которых (с нее делалась гравюра) до сих пор
является ненайденный оригинал, написанным художником П. Захаровым в 1834 году. Именно с него, впоследствии и была снята копия неизвестным художником,
на обороте холста которого кто-то и неизвестно когда поставил надпись: «Писал Будкин, 1834».
6 марта 1905 г., в Петербурге в Таврическом дворце была устроена «Историко-художественная благотворительная выставка русских портретов «в пользу вдов и сирот,
павших в бою воинов». Впервые здесь был представлен подлинник портрета Лермонтова. В каталоге выставки портрет был опубликован как работа неизвестного художника.
Но тогда же устроитель выставки и составитель каталога, знаток русской портретной живописи Н.Н. Врангель, вероятно обнаружив надпись на обороте портрета,
впервые сделал предположение об авторстве Ф.О. Будкина, о чем свидетельствует его помета чернилами: «раб<ота> Будкина?» напротив каталожной статьи о
портрете в принадлежавшем ему экземпляре каталога, хранящемся сейчас, как сообщила сотрудник Пушкинского Дома Е.В. Кочнева, в фондах ИРЛИ.
Подлинник с находящейся ныне в Пушкинском доме копии был сделан по убедительным доказательствам И.И. Глазунова, М.Н. Лонгинова и П.А. Ефремова с
подлинного портрета, написанного художником П.З. Захаровым в конце 1834 – начале 1835 года. (вернуться)
3. О связи этого эпизода с грузинским фольклором см. в кн.: Андроников И. Л. Лермонтов.
Исследования и находки. М., 1964. С. 271—273.(вернуться)
4. Опубликована и подробно исследована Э. Г. Герштейн в кн. Судьба Лермонтова. (вернуться)
5. Основную мысль Боденштедта разделял К. Маркс, который, изучая в конце
60-х — начале 70-х гг. русский язык обратился к произведениям Лермонтова. Маркс считал, что вряд ли кто из писателей превзошел Лермонтова
в описании природы, во всяком случае, редко кто достигал такого мастерства, свидетельствует Франциска Кугельман. (вернуться)
6. Анненский И. Книги отражений. М., 1979. С. 242—251. (вернуться)
|
|
Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. (Кавказский вид с саклей). Лермонтов М.Ю. 1837.
«Он <Лермонтов> охотно прислушивался к рассказам старожилов и часами сидел за альбомом,
набрасывая поразившие его картины природы. У А.А.Краевского находится картина
масляными красками, изображающая место действия «Мцыри», на берегу Арагвы.
Эта картина была снята Лермонтовым с натуры». (П.А.Висковатый. Демон. Поэма М.Ю.Лермонтова
и ее окончательная, вновь найденная обработка. „Русский вестник“, 1889, № 3, стр. 236.)
|
Картина Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" воскрешает места, описанные в поэме "Мцыри". Внимание Лермонтова-живописца
привлекло именно то место, "где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры". В правой части полотна
изображён Мцхетский монастырь ("из-за горы и ныне видит пешеход столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод..."),
в сумрачных стенах которого томился герой лермонтовской поэмы. В романтической пейзажной живописи Лермонтова большое значение
имеет изображение неба. На то, что происходит на земле, поэт словно бы смотрит с высоты небес ("Кто близ небес, тот не сражён
земным!"). На картине "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" изображение неба занимает большую часть полотна, оно так же окрыляет
мечту живописца, как и мечту героя его поэмы "Мцыри". |
|
|
|
|
|
|