Главная
Воспоминания современников о Лермонтове
Картины, акварели и рисунки М.Ю.Лермонтова


Эпоха "Песни про купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова

М.Ю.Лермонтов в 1830-м году пишет в своём дневнике: "Если захочу вдаться
в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских
песнях. В них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности".
Эпическая поэма Лермонтова, по духу близкая былинному эпосу, переносит нас в далекий XVI век, время царствования Ивана Грозного, время опричнины.
 
Неврев Н.В.* Опричники, 1904. Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана
 
Васнецов А.М*. Опричники
 
Картина "Царь Иван Васильевич Грозный" была написана художником вскоре после окончания работы во Владимирском соборе в Киеве. По словам Васнецова, образ Ивана Грозного завладел им еще в 1878 году, когда он переехал в Москву. "Не знаю отчего, – рассказывал он, – но при осмотрах памятников старины, которой мы, художники, поселясь в древней столице интересовались, перед нами всегда вставала тень Ивана Грозного. Бродя по Кремлю, я как бы видел Грозного. В узких лестничных переходах и коридорах храма Василия Блаженного слыхал поступь его шагов, удары посоха, его властный гoлoc".
Царь Иван Васильевич Грозный
Художник В.М.Васнецов*. 1897 г., холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художник опирался в своей характеристике царя на суждения о нем современников и на психологический портрет Ивана Грозного историка Василия Ключевского. Им убедительно представлен крупный характер, сильная личность, что соответствовало как правде истории, так и поэтическим преданиям о грозном царе.

На портрете, слева, художник изобразил окно в царских палатах, из узкого закругленного проема которого видна слободская улица Москвы с шатровой колоколенкой и островерхими крышами деревянных домов. Эмоционально-лирическая нота, звучащая в этом пейзаже, оживляет общее гнетущее настроение картины. "Окно в реальный мир" переносит наше воображение в точно обозначенное историческое время, служит дополнительным фактором для его характеристики.

Н. М. Карамзин в "Истории государства Российского" писал об Иване Грозном, что он "имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединённый с необыкновенным даром слова; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать пред ним на колена, и жестоко наказывал бедных царедворцев, которые смели лучше державного играть в шашки или карты…"(Карамзин Н. М. История Государства Российского. В 12 т. Т. 9. – М.: Наука, 1997). подробнее о картине >>





*Неврев Николай Васильевич (1830 – 1904) – русский исторический и жанровый живописец, один из ярких представителей Товарищества передвижных художественных выставок. На картине "Опричники" запечатлены события, предшествующие убийству боярина Ивана Петровича Федорова-Челяднина

*Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 –1933) – русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, брат Виктора Васнецова.
Начало работы А.М.Васнецова над старой Москвой относится к 1891 году, когда художник выполнял иллюстрации к "Песне о купце Калашникове" для юбилейного издания сочинений М. Ю. Лермонтова. Нужно было дать несколько рисунков на темы "Москва в XVI веке. Вид на Кремль из Замоскворечья", "Возвращение Иоанна Грозного с поединка на Москве-реке между купцом Калашниковым и Кирибеевичем" и "Красная площадь" .
Васнецов отнесся к этому заданию с исключительной добросовестностью. Ему пришлось основательно заняться историей и археологией Москвы, изучить планы старого города. С альбомом в руках собирал художник нужный ему графический материал по библиотекам и музеям.

*Васнецов Виктор Михайлович (1848 – 1926) – русский художник и архитектор, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты. Старший брат художника Аполлинария Васнецова.

 
 

(вернуться в начало страницы)


Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz