|
|
|
||
В многообразном живописном наследии М.Ю. Лермонтова почти не встречаются женские портреты. Поэтому не может не привлечь внимания тот факт, что сразу три портрета Лермонтов посвятил одной женщине – Варваре Александровне Лопухиной (1815-1851). Это рисунок "Портрет молодой женщины" (Карандаш. 1832-34), акварель "Эмилия, героиня драмы "Испанцы",1831 (здесь точно передан костюм Эмилии, описанный в ремарке к сцене 1, действие III) и акварель 1835-38 гг. Имя В.А.Лопухиной, по требованию родственников, долгие годы не упоминалось ни в комментариях к сочинениям Лермонтова, ни в работах о нём. Сам Лермонтов, касаясь своих взаимоотношений с Лопухиной, всячески старался увести читателя от разгадки имени любимой женщины (например, переименовал Варвару в Веру – "Два брата", "Княгиня Лиговская", "Герой нашего времени"); зашифровывал портретное сходство: при описании наружности Веры в романе "Герой..." он зачеркнул упоминание о родинке над бровью, как это было в действительности, и написал: "на щеке". Письма Лермонтова к Лопухиной, написанные до её замужества, были уничтожены Н.Ф.Бахметевым. В 1839 году, чтобы спасти уцелевшие материалы, связанные с Лермонтовым (рукописи, рисунки и др.), Варвара Александровна на одном из германских курортов передала их А.М.Верещагиной. |
||
В портрете 1835-38 гг. Лермонтов запечатлел молодую миловидную женщину с большими ласковыми глазами. Прямой пробор подчёркивает правильные черты лица с удлинённым овалом. Лермонтов изобразил Лопухину в одежде и позе Веры, героини романа "Княжна Лиговская". Акварель находится в альбоме Лопухиной, переданном ею А.М.Верещагиной (оригинал – Колумбийский университет в США, копия – ИРЛИ). |
||
|
||
В.Баранов впервые убедительно доказал, что это стихотворение обращено не к С.М.Соллогуб (как предполагал П.Висковатый), а к проводившей лето 1841 года в Пятигорске юной кузине Лермонтова Екатерине Быховец, которая напоминала ему Варвару Александровну Лопухину. Именно с Лопухиной и говорит поэт ("Таинственным я занят разговором"). Огонь очей, о которых говорится в последней строке, угас от горя, от разлуки. И.Андроников находит в двух последних стихах реальный намек на раннее угасание Лопухиной-Бахметевой в браке с нелюбимым человеком. Исследователи творчества Лермонтова отмечают такие особенности любовной лирики поэта, как изображение в этих стихах не столько образа любимой женщины, не столько выражения признаний в любви (как у Пушкина), сколько себя, своего отношения к миру, передачи собственных переживаний. В.С.Соловьев писал: "Во всех любовных темах Лермонтова главный интерес принадлежит не любви и не любимому, а любящему "Я", – во всех его любовных произведениях остается нерастворенный осадок торжествующего, хотя бы и бессознательного эгоизма... Заметьте, что в этих произведениях почти никогда не выражается любовь в настоящем, в тот момент, когда она захватывает душу и наполняет жизнь. У Лермонтова она уже прошла, не владея сердцем, и мы видим только чарующую игру воспоминания и воображения..."(см.: Соловьев В.С. Лермонтов // Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика.– М.: Искусство, 1991. – С.385) |
||
Источник иллюстраций: Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." – М.: Сов. Энцикл., 1981. Вкладка между стр. 176-177. |
||