Пьеса А.П.Чехова "Вишневый сад"
|
Одна из тем пьесы Антона Павловича Чехова "Вишневый сад" – гибель дворянских гнезд. Картина Василия Максимовича Максимова "Все в прошлом" (ГТГ) посвящена этой же теме. |
Художник изображает барскую усадьбу – доживающее последние дни дворянское гнездо. На фоне старого дома изображена дряхлая барыня. Большой ветхий дом заколочен. Кругом следы запустения. Но владелица когда-то пышного и роскошного дворянского особняка сохранила былую надменность и властолюбие. Горделивая поза, подушка под ногами говорят о барских замашках. Она о чем-то задумалась, что-то вспоминает из далекого прошлого. Но если помещица вспоминает ушедшую силу и власть, то бывшей крепостной вспомнить нечего. Ее прошлое так же печально, как и настоящее. Очевидно, ей некуда деться, и она осталась у барыни. Но ни долгая совместная жизнь, ни безотрадная старость не сблизили их, не стерли социального неравенства: бывшая крепостная и сейчас не решается поставить свою грубую кружку на один стол с вычурной чашкой барыни. Картина Максимова как бы предвосхищала "Вишневый сад" Чехова с его символическим образом Фирса. Легкими, чистыми тонами передает художник голубое небо, лужайку со скользящими по ней полутенями, даже заколоченный дом. В картине все до конца продумано и живописно. Срублена старая липа, зачахли молодые деревца, даже пес одряхлел. Каждая деталь картины подчинена общему содержанию, говорит о вырождении старого барства. Картина Максимова созвучна пьесе Чехова не только по идейно-художественной направленности. Есть между ними что-то общее в манере обрисовки образов, в их психологическом раскрытии. Оба произведения проникнуты особенным, теплым, задушевным авторским лиризмом. (Из книги: Н.Н.Щиряков. Изобразительное искусство на уроках литературы. – Минск, 1968) |
*Василий Максимович Максимов (17 (29 января) 1844, деревня Лопино, близ Новой Ладоги – 18 ноября (1 декабря) 1911, Санкт-Петербург) – российский художник, передвижник, живописец-жанрист. |
  |