|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г.Тукай. Фото 1912 г. |
|
Постамент памятника со словами "Великий татарский поэт Габдулла Тукай".
Фото из архива автора сайта |
|
Скульптор А.Зиякаев с моделью памятника Тукаю. |
|
|
|
Остановка 4-я |
Памятник татарскому поэту Габдулле Тукаю |
|
|
|
|
Памятник Тукаю в Санкт-Петербурге.
Фото из архива автора сайта |
|
|
В
2006 году в Санкт-Петербурге был открыт памятник поэту Габдулле Тукаю[1] – дар республики Татарстан городу. Скульпторы А. Зиякаев[2] и Я. Нейман, архитектор С. Одновалов.
Установлен памятник в сквере на углу Кронверкского проспекта и Зверинской улицы (в этом месте при Петре I находилась
татарская слобода[3])
по случаю 120-летия со дня рождения великого поэта, которого нередко называют "татарским Пушкиным".
Памятник представляет стоящую в рост фигуру Г.М.Тукая, одетого в пальто, на голове тюбетейка, левая рука прижата к груди, в правой он держит книгу.
Статуя установлена на цилиндрическом постаменте, на лицевой стороне размещен текст: //ВЕЛИКИЙ ТАТАРСКИЙ ПОЭТ ГАБДУЛЛА ТУКАЙ//.
Статуя и постамент отлиты из бронзы, основание постамента выполнено из гранита. В верхней части постамента расположены горельефы
по произведениям поэта "Шурале" и "Мать воды", а также изображены главные персонажи его сказки козёл с бараном и басни
"Хвастливый заяц".
Одухотворенность образа поэта заключается в выразительно найденном движении руки, прикоснувшейся к груди, в пластичном силуэте хрупкой фигуры, в некоторой ее неустойчивости, передающей трагическую судьбу поэта, и наконец, в точной передаче яркого национального образа, исполненного внутреннего достоинства. Высокое мастерство исполнения позволило авторам памятника передать своеобразие поэтического мира Тукая и фантастических народных преданий, ставших основой его творчества.
Высота статуи – 2,40. Высота постамента – 1,22. Высота основания под постаментом – 0,62.
Для передачи портретного сходства использовались фотографии, запечатлевшие поэта перед смертью.
|
|
|
|
|
1. Габдулла Тука́й
– Габдулла Мухамедгари́фович Тукай (14 [26] апреля 1886, деревня Кушлавыч, Казанский уезд, Казанская губерния – 2 [15] апреля
1913, Казань). Татарский народный поэт, литературный критик, публицист, общественный деятель и переводчик.
20 апреля 1912 года Тукай приезжает в Петербург (пробыл 13 дней), чтобы встретиться с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным
революционером. (см. подробнее о поездке в Петербург: глава 5 из книги книги И.З.Нуруллина
"Тукай")
В жизни и творчестве Тукай выступил как выразитель интересов и чаяний народных масс, глашатай дружбы народов и певец свободы.
Тукай был зачинателем новой реалистической татарской литературы и литературной критики. Первые стихи Тукая появились в рукописном
журнале «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В это же время он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает
их к изданию. (вернуться)
2. Зиякаев Ахнаф Гаделгаряевич (р. 09.11.1956) –
художник, скульптор. В 1994 г. окончил АХ им. Репина. Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, с 1994 г. член Санкт-Петербургского отделения Союза художников России, секция скульптуры.
"Глядя на памятник, где поэт в одной руке держит книгу, а другой защищается от холодного северного ветра, на его лицо – мыслителя и страдальца, которому судьба отмерила всего лишь 27 лет жизни, испытываешь горечь – почему поэты так рано уходят от нас? В Петербурге есть еще мемориальная доска на доме № 5 по Казанской улице, где Тукай прожил несколько дней во время визита в наш город. Зиякаев выполнил ее из "тревожного" красного гранита. И сейчас он снова с Тукаем. Готовит композиции к его сказкам
"Шурале" и "Хозяйка воды", которые предполагает отлить в бронзе.
На одной из полок среди многочисленных фигурок коней, то скачущих, то стоящих около всадников, – триптих из медово-желтой бронзы. И без слов понятно: он о самом трагическом времени в жизни нашего города – блокаде: девочка, стоящая у невской проруби, очередь за хлебом,
согбенные люди, поддерживающие друг друга.
– Живя в Петербурге, художнику невозможно остаться в стороне от этой темы. События тех дней будоражат душу, задевают сердце, – говорит Ахнаф Гаделгаряевич." Источник: Санкт-Петербургские ведомости (Санкт-Петербург). Дата выпуска: 28.04.2009. Заглавие: Муза скульптора Зиякаева. Автор: Марина Васильева.
19 мая 2011 года в Санкт-Петербурге был открыт памятник поэту-герою, антифашисту Мусе Джалилю. Автор памятника – скульптор Ахнаф Зиякаев.
Ахнаф Зиякаев скульптурным изображением Джалиля занимался долгое время. В его мастерской можно увидеть несколько вариантов эскизов. Официально утвержденный эскиз изображает Джалиля-бойца. Он во фронтовой одежде, в плащ-палатке, в руках – его основное оружие: бумага, на которой он писал свои пламенные строчки, и ручка. (вернуться)
3. Тата́рская слобода – поселение татар в Санкт-Петербурге, сложившееся в 1-й четверти XVIII века.
Основана работными людьми из Казани, Нижнего Новгорода и др. городов Среднего Поволжья, пригнанными на строительство Петербурга.
Татары первоначально расселялись вблизи Петропавловской крепости на Большой и Малой Никольских улицах, которые в XVIII веке назывались также Татарскими (ныне это Зверинская улица и улица Блохина, соответственно).
В дальнейшем татарское население города образовало несколько крупных общин: казанскую – в Московской части, касимовскую – в
Адмиралтейской части, нижегородскую – у Пяти углов (с конца XVIII века в черте города).
Памятью о татарской слободе на Петроградской стороне является Татарский переулок. (вернуться)
|
|
|
|
|