Лирика Великой Отечественной войны. Уроки литературы в 7 классе
Главная
Поэзия и проза во время войны. Обзор (урок литературы в 11 классе)
Военная поэзия (урок литературы в 11 классе)
Поэты о Великой Отечественной войне (уроки литературы в 5 классе)
А.А.Сурков. Портрет работы Г.С.Верейского, 1943 г.
Н.С.Тихонов. В осажденном Ленинграде. Фото, 1942 г.
К.М.Симонов. Фото, 1940-е гг.

ЛИРИКА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Уроки литературы в 7 классе

Великая Отечественная война (в западных странах Восточный фронт Второй мировой войны, 22 июня 1941 года — 9 мая 1945 года) – война Союза Советских Социалистических Республик против вторгшихся на советскую территорию нацистской Германии и её европейских союзников (Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии). Важнейшая составная часть Второй мировой войны, завершившаяся победой Красной армии и безоговорочной капитуляцией вооружённых сил Германии.

Мне война знакома, как и многим,
По санбатам, маршам и боям.
С. Орлов


Цели уроков:

— углубление представления учащихся о поэзии XX века;
— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы;
— развитие патриотического чувства подростков на основе эмоционального постижения прошлого страны и поэзии о войне.

Форма уроков:

синтетический урок, включающий в себя слово учителя (презентацию), чтение лирических произведений, беседу о прочитанном с элементами анализа, или урок-концерт, или урок защиты проектов:
«Поэзия Великой Отечественной войны»;
«Песни военных лет и первых послевоенных десятилетий»;
«Тема Великой Отечественной войны в отечественной литературе XX века» (по выбору учителя и учащихся).

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

I. Слово учителя с элементами беседы.

Начало Великой Отечественной войны (1941—1945) оказалось тем рубежом, который отделил все личное от общественного, частное от общего. Проблемы семейные и творческие заслонила общая беда, оставившая неизгладимый след в сознании и памяти народа. Горечь первых поражений и ненависть к врагу — фашистской Германии, стойкость и верность Отчизне, вера в победу стали общими чувствами миллионов людей. Эти чувства переполняли и литераторов, им никто не заказывал военных стихов и рассказов, поэм и очерков — поэты и писатели творили по велению сердца.

Стихотворение «Священная война», написанное Василием Лебедевым-Кумачом[1] в первый же день войны, 22 июня 1941 года и вскоре положенное на музыку, выразило охватившее всех чувство, создало обобщенный образ времени, передало его суровое и мужественное дыхание (желательно прослушать запись всей песни:
«Священная война» (исп. ансамбль Песни и пляски им. Александрова, худ руковод. и дир. Борис Александров) (03:25).


Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война! (полный текст см. ниже)

Первые стихи о войне были стихами-гимнами, стихами-одами, выражавшими гнев и боль народа.

В них раскрывались черты национального характера с его патриотизмом и жертвенностью во имя Родины. В этом сказалась органическая связь литературы тех лет с русской классической литературой и устным народным творчеством.

Стихотворения многих лирических поэтов в это время приобретали высокий гражданский и патриотический накал. С силой величественного хорала[2] прозвучали стихи Анны Андреевны Ахматовой «Клятва» и «Мужество» (см. ниже):

И та, что сегодня прощается с милым, —
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
(«Клятва», июль 1941, Ленинград)

Сражающемуся народу в равной степени были нужны и публицистические стихи, и задушевные строки о любви и верности. Вот почему широкой популярностью пользовались стихотворения Константина Симонова «Убей его!» и «Жди меня, и я вернусь...», Алексея Суркова «Человек склонился над водой...» и «Землянка» (см. ниже).
(Заранее подготовившиеся ученики выразительно читают эти стихотворения или читают наизусть; произведения «Жди меня, и я вернусь...», «Землянка» можно продемонстрировать в записи чтеца или песенный вариант.)

Годы войны для поколения 1940-х годов были временем больших раздумий о судьбе Родины и каждого человека. Как бы ни был тяжел солдатский быт, как бы ни был человек оторван от нормальной жизни, он жил в полную силу, в сердце своем он носил целый мир.

Есть высшая гордость на свете —
Прожить без поблажек и льгот,
И в радости и в лихолетье
Делить твою долю, народ, —
писала впоследствии о войне Юлия Друнина[3], девчонкой сбежавшая на фронт. «Неженское лицо войны» явилось ей без прикрас:

Я только раз видала рукопашный,
Раз — наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне. (1943)

В лирике Юлии Друниной встает в полный рост характер, унаследовавший от отцов и матерей нравственную чистоту и благородство, силу и гордость.

Поэтесса писала о себе и своих ровесницах:

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод,
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые.
От Прекрасной Дамы[4] в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.

См. ниже стихотворение Ю.Друниной ("Зинка")

Талантливый поэт Сергей Орлов[5], так же как и Юлия Друнина, дал предельно четкую характеристику своему поколению:

Мы не пытались в жизни окопаться, Нас мало уцелело под огнем.

Сергей Орлов олицетворяет собой образ целого поколения — поколения, спасшего землю от фашистского варварства. Он был в подлинном смысле певцом и рыцарем этого поколения, поэтому эпиграфом ко всему творчеству поэта могут стать строки из его лучшего стихотворения:

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей Земля —
На миллион веков.
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков...

— Объясните, почему в песне В. Лебедева-Кумача война названа священной. Может ли быть священной кровавая схватка? Обоснуйте свой ответ.

— Как вы поняли слова этого же поэта «ярость благородная»? Разве ярость — положительное чувство человеческой натуры? Является ли здесь слово благородная по отношению к ярости эпитетом? Что и как она характеризует?

— Как перекликаются стихотворения В. Лебедева-Кумача и А. Ахматовой? Что их объединяет?
(Пафос — гражданский и патриотический. Тема — борьба с оккупантами[6].)

— Понравились ли вам стихотворения Константина Симонова и Алексея Суркова, друзей-товарищей и хороших поэтов середины XX века? Почему? Аргументируйте свой ответ.

— Что вам запомнилось из рассказа о поэте Юлии Друниной? Что вы испытывали во время прослушивания ее произведений? Поразили ли вас эти стихи?

— Почему общепризнанно считается, что поэт Сергей Орлов олицетворяет собой образ целого поколения? Как вы это поняли? Согласны ли вы с этими словами критиков XX века?

— Что вы можете рассказать о поэзии Великой Отечественной войны на основе уже изученного?

II. Сообщения учащихся.

Сообщение 1.
«У войны неженское лицо»: поэт Юлия Друнина.

Сообщение 2.
Поэт-фронтовик Сергей Орлов.

III. Работа с учебником.

Чтение статьи учебника «Час мужества» (с. 150—157), работа по вопросам и заданиям на с. 158.

IV. Домашнее задание.

Для всего класса:
— выучить наизусть стихотворения А. Ахматовой «Мужество», К. Симонова «Жди меня, и я вернусь...», А. Суркова «Человек склонился над водой...».

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2009.


В. Лебедев-Кумач
СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,–
Идет война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они – за царство тьмы.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!

Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!

Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,–
Идет война народная,
Священная война!
1941

А.А.Ахматова
Мужество[
7]

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
23 февраля 1942, Ташкент

А. Сурков
«Человек склонился над водой…»

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток?
Западный фронт, 1941

Землянка

Софье Кревс[8]
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
Ноябрь 1941

Ю. Друнина
ЗИНКА

Памяти однополчанки – Героя Советского Союза Зины Самсоновой.

1.
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
– Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет.
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет...
Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг нежданный приказ: "Вперед!"
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.

2.
С каждым днем становилось горше,
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

3.
– Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала...


1. Василий Иванович Ле́бедев-Кума́ч (1898 — 1949) — русский советский поэт и автор слов многих популярных советских песен.
Считается одним из создателей жанра советской массовой песни, «проникнутой глубоким патриотизмом, жизнерадостностью мироощущения»: «Песня о Родине» («Широка страна моя родная…», 1936; музыка И. О. Дунаевского), «Марш весёлых ребят» («Легко на сердце от песни весёлой…», 1934 г., музыка И. О. Дунаевского), «Москва майская» («Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…», 1937), песни «Жить стало лучше, жить стало веселей».
Автор песни «Священная война» (1941), музыка А. В. Александрова).
Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта и сталинского лауреата В. И. Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ней музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию.
26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. В мае 2005 года, в память об этом событии, на здании вокзала была установлена мемориальная доска. (вернуться)

2. Хорал — церковное хоровое песнопение, а также музыкальная пьеса для него. (вернуться)

3. Юлия Владимировна Дру́нина (10 мая 1924, Москва, СССР — 21 ноября 1991, там же) — советский поэт. Член Союза писателей СССР. Секретарь Союза писателей СССР и Союза писателей РСФСР. Народный депутат СССР. После начала Великой Отечественной войны, прибавив себе год (во всех её документах впоследствии было написано, что она родилась 10 мая 1924 года), шестнадцатилетняя Юлия Друнина записалась в добровольную санитарную дружину при РОККе (Российское общество Красного Креста), работала санитаркой в главном госпитале. Окончила курсы медсестёр. В конце лета 1941 года с приближением немцев к Москве была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском.
Впоследствии стала курсантом Школы младших авиационных специалистов (ШМАС), поле окончания учебы получила назначение в 667-й стрелковый полк 218-й стрелковой дивизии. В этом же полку воевала санинструктор Зинаида Самсонова (погибла 27 января 1944 года, посмертно удостоена звания Героя Советского Союза), которой Друнина посвятила одно из самых проникновенных своих стихотворений «Зинка». (вернуться)

4. От Прекрасной Дамы — цикл стихов Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме». (вернуться)

5. Сергей Сергеевич Орло́в (22 августа 1921, Мегра, Череповецкая губерния — 7 октября 1977, Москва) — русский советский поэт и сценарист.
После начала Великой Отечественной Войны вступил в истребительный батальон народного ополчения Белозерска, составленного из студентов-добровольцев. Спустя два месяца его направили в Челябинское танковое училище. 17 февраля 1944 года командир взвода тяжёлых танков «КВ» С. С. Орлов 33-го отдельного гвардейского тяжёлого танкового полка прорыва едва не сгорел заживо в танке, следы от ожогов остались на его лице на всю жизнь.
Одно из наиболее известных стихотворений Орлова — «Его зарыли в шар земной» (1944). (вернуться)

6. Оккупант — тот, кто производит оккупацию, участвует в захвате чужих земель.
Оккупация (от лат. occupation — захват) — временное занятие территории одного государства вооруженными силами другого государства без приобретения суверенных прав на эту территорию. (вернуться)

7. «Мужество» — стихотворение Анны Ахматовой, написанное ей в эвакуации в Ташкенте в годы Великой Отечественной войны.
Стихотворение «Мужество» было написано после длительного периода жизненных страданий, относящемуся к 1930-м годам, когда Ахматова долгое время не имела возможности донести до читателей своё поэтическое творчество. Стихотворение посвящено необходимости сохранения русского языка и культуры в условиях тяжелейших испытаний, выпавших на долю русской нации, от имени которой высказывается поэт. (вернуться)

8. «Землянка» ("Бьется в тесной печурке огонь...") — стихотворение посвящено Софье Антоновне Кревс, жене поэта.
Сразу после начала Великой Отечественной войны журналист и поэт Алексей Сурков стал военным корреспондентом газеты «Красноармейская правда».
В конце осени 1941 года оборонявшая Истру 78-я стрелковая дивизия 16-й армии получила наименование 9-й гвардейской, в связи с чем Политуправление Западного фронта пригласило корреспондентов «Красноармейской правды» осветить это событие; среди прочих поехал и Сурков. По прибытии оказалось, что командный пункт отрезан от батальонов наступающей 10-й танковой дивизией Германии, а к самой деревне подходит пехота врага. Начавшийся обстрел из миномётов вынудил офицеров и журналистов засесть в блиндаже. Когда Сурков добрался до своих, то вся его шинель оказалась посечённой осколками. Тогда он сказал: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти — четыре шага». После этого оставалось только дописать: «До тебя мне дойти нелегко…»
Ночью он вернулся в Москву, где и закончил своё знаменитое стихотворение «В землянке» (вскоре ставшее песней). Текст стихотворения Сурков поместил в письме своей жене Софье Антоновне, написав на обороте листка слова «Тебе, солнышко моё!». На следующий день письмо в солдатском треугольнике было отправлено в город Чистополь, где семья Суркова находилась в эвакуации.
Композитор Константин Листов написал к стихам музыку, назвав песню "В землянке", и она была опубликована в номере газеты «Комсомольская правда» от 25 марта 1942 года. (вернуться)





 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz