Толстой Лев Николаевич [28.8(9.9).1828, Ясная Поляна, ныне Щёкинского района Тульской области, — 7(20).11.1910, станция Астапово Рязано-Уральской
железной дороги, ныне станция Лев Толстой Липецкой области; похоронен в Ясной Поляне], русский писатель, публицист, философ, моралист, вероучитель
и педагог.
Получил домашнее образование. В 1844—1847 гг. учился в Казанском университете, но не окончил курса: в это время он вел светский образ жизни и меньше
всего думал о науках. Его товарищи вспоминают о нем как о типичном представителе «золотой молодежи». Осенью 1848 Толстой уехал в Москву, где жил,
по собственному признанию, «очень безалаберно, без службы, без занятий, без цели». В 1849 г. переехал в Петербург. К 1850—1851 гг. относятся первые
литературные опыты Толстого, в числе которых есть незаконченная повесть «История вчерашнего дня», являющаяся своего рода итогом дневниковых записей.
Дневники, который Толстой вел с 1847 г. до конца жизни, сыграли большую роль в формировании его взглядов и послужили основой для развития его
художественного метода, став для начинающего писателя школой скрупулезного психологического и этического самоанализа.
В 1851 г. Толстой отправился на Кавказ в станицу Старогладковскую Терской области — к месту военной службы старшего брата Николая — и провел там в
уединении два года, которые считал необыкновенно значительными для своего духовного развития. Написанная здесь
повесть «Детство» — первое печатное
произведение Толстого (опубликовано под инициалами Л. Н. в журнале «Современник», 1852, № 9) — вместе с появившимися позднее повестями «Отрочество»
(1852—1854) и «Юность» (1855—1857) входила в обширный замысел автобиографического романа «Четыре эпохи развития», последняя часть которого («Молодость»)
так и не была написана. В первых повестях Толстого реалистические принципы натуральной школы 1840-х годов — предметность, точность и детальность
описаний, характерные для «физиологического очерка», — перенесены в область исследования психологии, внутреннего мира ребенка, подростка, затем юноши.
Психология ребенка для Толстого — первый повод к исследованию «естественного человека», чуждого сословным привилегиям.
В 1851—1853 гг. Толстой участвовал в военных действиях на Кавказе (сначала в качестве волонтёра, затем фейрверкера — артиллерийского унтер-офицера),
а в 1854 г. был направлен в Дунайскую армию. Вскоре после начала Крымской войны его по личной просьбе перевели в Севастополь (уже в чине подпоручика).
С октября 1854 г. он принял участие в обороне Севастополя, где летом 1855 г. находился в самом опасном месте города — на 4-м бастионе. Армейский быт
и эпизоды войны дали Толстому материал для рассказов «Набег» (1853), «Рубка леса» (1853—1855), а также для очерков «Севастополь в декабре месяце»,
«Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» (все опубликованы в «Современнике» в 1853—1856 гг.). Эти очерки, известные под названием
«Севастопольских рассказов» (сам автор им общего заглавия не дал), смело объединили документ, репортаж и сюжетное повествование; они произвели
огромное впечатление на русское общество. Война предстала в них безобразной кровавой бойней, противной человеческой природе.
На первое отдельное издание «Детства», «Отрочества» и «Военных рассказов» (1856) отозвался Н. Г. Чернышевский в статье, ставшей классическим образцом
для понимания главной особенности творческой методологии Толстого при изображении того, «как одни чувства и мысли развиваются из других». Всего
более занимает автора «сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином».
В 1855 г. Толстой приехал в Петербург, сблизился с сотрудниками «Современника», познакомился с Н. А. Некрасовым,
И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым,
Чернышевским, А. В. Дружининым, П. В. Анненковым, В. П. Боткиным. В редакции уже намечался будущий раскол
между радикально-демократическим и либеральным кругами. 1856—1859 гг. ознаменованы попытками Толстого освоиться в незнакомой литературной среде,
утвердить свою творческую позицию. В литературных поисках Толстого эти годы — пора творческих экспериментов. В рассказе «Утро помещика» (1856,
фрагмент неосуществленного «Романа русского помещика») Чернышевский впервые отметил у автора «мужицкий» взгляд на вещи.
В 1857 г. Толстой впервые поехал за границу, был в Париже, путешествовал по Швейцарии и Северной Италии. Чувство «социальной свободы» поразило его
во Франции и Швейцарии по контрасту с крепостнической Россией. Вместе с тем в рассказе «Люцерн» (1857) впервые проявился общественный темперамент
Толстого, яростно атакующего буржуазное лицемерие, бессердечие и социальную несправедливость. Повесть «Альберт» (1857—1858), написанная под влиянием
эстетизма дружининского кружка, выражала идею избранности художника. Роман «Семейное счастье» (1858—1859) призван был показать крушение идеала
уединенного «счастливого мирка» (разойдясь с либерально-демократическим «Современником», Толстой отдал роман в консервативный «Русский вестник»).
В повести «Казаки» (1853—1863) намечается тяготение к народной теме, выход к монументальному эпосу.
На рубеже 1860-х годов Толстой, разочаровавшись в светской и литературной жизни, поселился в своем имении — Ясной Поляне. Там он основал школу для
крестьянских детей, которой много занимался в 1859—1862 гг., издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862), в котором проповедовал свободную
систему образования и воспитания, лишенную программной строгости и казенной дисциплины. В 1862 г. женился на Софье Андреевне Берс (1844—1919) и
начинал жить уединенно в своем имении как глава патриархальной семьи. В годы крестьянской реформы исполнял обязанности мирового посредника Крапивенского
уезда, разрешая тяжбы помещиков с крестьянами.
Аристократ по воспитанию и семейной традиции, Толстой искал выход из духовного кризиса конца 1850-х в сближении с народом. Логика идейных и творческих исканий
писателя начала 1860-х годов — стремление к изображению народных характеров (рассказ «Поликушка», 1861—1863), обращение к истории для понимания современности
(начало романа «Декабристы», 1860—1861, опубликован в 1884 г.) — вела его к замыслу романа-эпопеи «Война и мир».
Работа над «Войной и миром» заняла шесть лет — 1863—1869 гг. Напечатав первые две части романа в «Русском вестнике» в 1865—1866 гг. под заглавием «1805 год»,
Толстой печатал дальнейшие части отдельным изданием. В 1869 г. вышел последний том эпопеи. В дневнике 1863 года Толстой записал: «Эпический род мне становится
один естественен», а в дневнике 1865 года прямо сравнил свой роман с «Илиадой» и «Одиссеей» как произведениями, в которых эпическая «поэзия» заключается
«в картине нравов, построенных на историческом событии».
Роман «Война и мир» стал уникальным явлением в русской и мировой литературе. Сочетая глубину и детальность психологического
романа с размахом и многофигурностью народного эпоса, он объединил множество сюжетных линий, разворачивающихся на фоне важнейших событий начала XIX века —
антинаполеоновских войн, кульминацией которых, с точки зрения русской истории, стала Отечественная война 1812 года. В романе наравне с вымышленными героями
действуют исторические персонажи (Наполеон, Александр I, Кутузов и др.), а художественные главы перемежаются историко-философскими, которые содержат рассуждения
автора о свободе и необходимости, о движущих силах исторического процесса.
«Война и мир» синтезирует черты нескольких романных субжанров: это не только исторический и семейный роман, но и «роман воспитания», в центр которого, поставлен,
однако не один герой, а множество. Роман отличается исключительным разнообразием и динамичностью изображаемых характеров: по ходу повествования главные герои
претерпевают настолько значительную психологическую и духовную эволюцию, что можно говорить о рождении «нового человека» как бы на глазах у читателя (такова,
прежде всего, эволюция Пьера Безухова). По Толстому, человек обновляется, отказываясь от эгоизма и сословной ограниченности, сливаясь со стихийным течением
самой жизни. Ее идеализированным олицетворением становится фигура доброго и покладистого «человека из народа» — Платона Каратаева.
Окончание работы над «Войной и миром» было началом новой и очень трудной полосы жизни. Критика отнеслась к роману сурово, осуждая в особенности
философско-исторические главы. Автор был очень задет этими отзывами.
В первой половине 1870-х годов Толстой вернулся к педагогике, некоторое время снова преподавал в яснополянской школе. В 1872 г. вышла в четырех книгах «Азбука»,
не имевшая успеха. В ноябре 1874 г. Толстой взялся за ее переработку для нового издания. Он заново написал собственно «Азбуку», назвав ее в печати «Новая азбука»
(1875), а оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, входившие в отделы для чтения, решил выделить в отдельные «Русские книги для чтения». Книги
вызвали широкое одобрение у деятелей народного просвещения. При жизни Толстого «Новая азбука» переиздавалась 28 раз. «Русские книги для чтения» также многократно
переиздавались (при жизни Толстого первая и вторая книги выдержали по 28 изданий, третья — 25 изданий и четвертая — 24 издания).
В 1873—1877 гг. Толстой пишет свой второй великий роман — «Анна Каренина» (печатался в «Русском вестнике» в 1875—1877 гг.). Подобно написанным в ту же пору
романам И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского, «Анна Каренина» — остропроблемное произведение, безбоязненно поднимающее проблемы морали и жизненного выбора,
брака и адюльтера, частной жизни и общественной самоорганизации, и даже вопросы экономики и сельского хозяйства. Композиционно роман строится как переплетение
двух контрастных сюжетных линий — линии Анны и Вронского, с одной стороны, и линии Левина и Кити, с другой. Толстой имел основание гордиться «архитектурой»
своего романа: каждая сюжетная линия, обладая своим независимым интересом, в то же время связана с остальными. Как объяснял сам писатель, «связь постройки
сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на внутренней связи» (письмо С. А. Рачинскому от 27.01.1878).
Роман отличается инновативной техникой повествования и психологической характеризации — от внутренних монологов и споров двух голосов в душе героя до «потока
сознания» (в сценах, предшествующих сценам гибели Анны). Вместе с тем идеологически «Анна Каренина» была романом-исканием, работая над которым, писатель
сам уяснял себе взгляд на современность и свою собственную жизнь. Перипетии романного сюжета непосредственно подводили Толстой к новому психологическому и
религиозному кризису и идейному «перелому» конца 1870-х годов.
Новое миросозерцание писателя выразилось в «Исповеди» (1879—1880, опубликована в 1884 г.) и трактате «В чем моя вера?» (1882—1884). Толстой приходит к выводу,
что высшие слои общества, государство и официальная церковь строят свое существование на ложных основах, чуждых народным и общечеловеческим началам. Эти мысли
и настроения особенно усилились после переезда в 1881 г. Толстых в Москву (для обучения детей), где писатель вновь столкнулся с ужасом городской нищеты.
Стремясь объединить людей идеями любви и всепрощения, Толстой выступил с проповедью «непротивления злу насилием», считая единственно разумными средствами
борьбы со злом его публичное обличение и пассивное неприятие существующего жизненного уклада. Религиозно-философские труды «Исследование догматического
богословия» (1879—1880) и «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880—1881) имеют своей целью очищение и обновление христианского вероучения. Учение
об «опрощении» и «непротивлении злу насилием» породило последователей — «толстовцев».
В 1880-е годы Толстой стал жить обособленной от семьи жизнью и проводил большую часть времени не в Москве (где в 1882 г. был куплен дом в Долго-Хамовническом
переулке), а в Ясной Поляне, среди крестьян. Он стал вегетарианцем, усиленно занимался простой физической работой: пилил и колол дрова, пахал и косил, сам шил
себе сапоги. В публицистических очерках «Так что же нам делать?» (1882—1886) и «Рабство нашего времени» (1899—1900) он резко критикует пороки современной
цивилизации. В повести «Смерть Ивана Ильича» (1884—1886) Толстой рассказывает историю обыкновенного человека, на пороге смерти ощутившего бессмысленность
своей жизни. Просветление души умирающего, символический свет, возникающий в последние минуты в его сознании, воплощают идею высшей силы, ведущей к спасению.
Повесть «Крейцерова соната» (1887—1889, опубликована в 1891 г.) и примыкающую к ней по проблематике повесть «Дьявол» (1889—1890, опубликована в 1911 г.)
писатель посвятил теме разрушительной плотской страсти, которую призвана победить бескорыстная христианская любовь.
В это же время Толстой впервые проявил интерес к драматическим жанрам. Драма для народных театров «Власть тьмы» (1886), руссоистская по своему умонастроению,
изобличает тлетворное влияние городского быта на деревню. В комедии «Плоды просвещения» (1886—1890, опубликована в 1891 г.) сатирически изображены нравы барского
дома, бессмысленные, с крестьянской точки зрения, причуды его хозяев. «Власть тьмы» с трудом прошла через цензуру. Когда драму начали репетировать в Александринском
театре, К. П. Победоносцев обратился к Александру III с письмом, в котором писал, что пьеса представляет «отрицание идеала», «унижение нравственного чувства»
и «оскорбление вкуса». Александр III, до того поддержавший постановку, отвечал, что пьеса произвела на него «сильное впечатление, но и отвращение» и что ее не
следует ставить: «она слишком реальна и ужасна по сюжету». Подготовленный спектакль был запрещен, и драма появилась на русской сцене только в 1895 г. (до того
шла в Париже и Берлине).
Обращение к драме мотивировалось стремлением к наглядности и доступности: Толстой приходит к мысли, что необходимо писать проще, адресуясь к широким читательским
массам. Аналогичной коммуникативной установкой вызваны к жизни его «народные рассказы» 1880-х годов, ориентированные на жанр притчи («Чем люди живы», «Свечка»,
«Два старика», «Много ли человеку земли нужно» и др.). Особняком стоит тематически близкий к «народному» циклу рассказ «Хозяин и работник» (1894—1895).
В 1890-е годы Толстой попытался теоретически обосновать свои взгляды на художественное творчество. В трактате «Что такое искусство?» (1897—1898) он противопоставил
высоконравственное, общественно значимое и понятное народу искусство искусству элитарному, аморальному и общественно бесполезному, достигшему апогея в современном
декадентстве. «Истинное» искусство Толстой сравнивает с простой здоровой пищей, а «ложное» — с неестественными гастрономическими продуктами, которое культивиует
высшее общество (гнилой сыр, протухшие рябчики и т. д.). Один из главных отличительных критериев «истинного» искусства — доступность и понятность: «извращенное
искусство может быть непонятно людям, но хорошее искусство всегда понятно всем». К «ложному» искусству автор трактата отнес едва ли не все произведения,
повсеместно признаваемые за высшую ценность, — «грубые, дикие и часто бессмысленные для нас произведения древних греков: Софокла, Эврипида, Эсхила, в особенности
Аристофана, или новых: Данта, Тасса, Мильтона, Шекспира; в живописи — всего Рафаэля, всего Микеланджело...; в музыке — всего Баха и всего Бетховена», а также все
плоды трудов всех современных писателей, живописцев и композиторов. Исключение составляет фольклор: по Толстому, «песня баб» — это «настоящее искусство», а
соната Бетховена есть лишь «только неудачная попытка искусства». Появившись в печати, трактат вызвал, по словам И. И. Левитана, «целый переполох». С тотальным
отрицанием всей европейской культуры современники еще не сталкивались.
В 1891 г. Толстой отказался от прав собственности на все свои произведения, передав в общее безвозмездное пользование все сочинения, написанные после 1881 г.
(право на издание художественных произведений, написанных им до 1881 г., он передал жене). В 1891, 1893 и 1898 гг. он участвовал в помощи крестьянам голодающих
губерний, выступал с воззваниями и статьями о мерах борьбы с голодом. Во второй половине 1890-х годов защищал религиозных сектантов — молокан и духоборов,
содействует переезду духоборов в Канаду. Ясная Поляна становится местом паломничества почитателей Толстого со всей России и из других стран мира.
Главным художественным достижением Толстого 1890-х годов явился роман «Воскресение» (1889—1899). Он строится как история духовного возрождения проститутки
Катюши Масловой и князя Нехлюдова (молодого аристократа, виновного некогда в ее соблазнении, который должен теперь как присяжный заседатель решать в суде ее
судьбу). Новый тип романа — социальной панорамы — давал возможность писателю провести перед читателем вереницу лиц, принадлежащих к различным социальным сферам,
— от придворных покоев и роскошных особняков до нищих деревень и пересыльных тюрем. Резкая критика церковных обрядов в «Воскресении» была одной из причин
отлучения Толстого Святейшим Синодом от православной церкви (1901).
В последнее десятилетие жизни Толстой работал над книгой «Круг чтения», выступал с воззваниями и публицистическими статьями. Всемирную известность получил
его протест против смертной казни (статья «Не могу молчать», 1908). В сюжетной структуре произведений Толстого начинает доминировать прием обозрения: писатель
прослеживает цепочку событий, соединяющую разнородные области жизни, захватывающую всё новых и новых героев. Причинно-следственные связи позволяют прослеживать
бесчисленные последствия действий или поступков. Помимо романа «Воскресение», так построены опубликованные посмертно повести «Хаджи-Мурат» (1896—1904),
«Фальшивый купон» (1902—1904), «Нет в мире виноватых» (не окончена). От произведения к произведению повторяется сюжет «ухода», резкого и коренного перелома
в жизни, обращения к новой жизненной вере — таковы опубликованные посмертно повесть «Отец Сергий» (1890—1898), пьеса «Живой труп» (1900), рассказ «После бала»
(1903), «Посмертные записки старца Федора Кузмича» (1905, не окончена).
Последние годы жизни Толстой провел в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между своими последователями и родными.
Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями и тяготясь бытом помещичьей усадьбы, 28 октября (10 ноября) 1910 г. он тайно уехал из Ясной Поляны,
по дороге простудился и десять дней спустя скончался на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Уход и смерть Льва Толстого потрясли мир. Отклики
на эти события в одной только российской прессе (статьи, очерки, заметки, телеграммы и пр.) составили 750-страничный том, изданный к 100-летию со дня
писателя.
По материалам 1-го и 3-го издания «Большой советской энциклопедии» (статьи Б. М. Эйхенбаума и В. Я. Лакшина)
|