Главная
Тургенев И.С. Основные даты жизни и творчества
Портреты И.С.Тургенева
И.С.Тургенев "Бежин луг"
Рассказ И.С.Тургенева "Бежин луг" и картина В.Е.Маковского "Ночное"
Иллюстрации А.Ф.Пахомова к рассказу "Бежин луг"
И.С.Тургенев "Бурмистр"
Рассказ И.С.Тургенева "Бурмистр" и картина Н.В.Неврева "Торг"
И.С.Тургенев "Свидание"
Тургенев и картина В.Д.Поленова "Московский дворик"
 
 

О романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Автор проводит своего героя по книге,  последовательно устраивая  ему экзамены  во всех сферах  жизни  –  дружбе,  вражде,  любви,  семейных узах.  И  Базаров последовательно проваливается  всюду. Череда  этих  экзаменов  и  составляет сюжет романа.
Петр Вайль, Александр Генис. Родная Речь. Уроки Изящной Словесности*

Закончив работу над романом "Накануне", Иван Сергеевич Тургенев приступает к созданию романа "Отцы и дети" (1862 г.). Первое упоминание о замысле романа относится к 6 августа 1860 года. Затем следует работа над созданием основного текста.

Тургенев обладал удивительным даром предвидения. Современные ему критики отмечали  умение писателя уловить изменения в общественной жизни, на которые он отзывался своими новыми произведениями.

Все романы Тургенева иллюстрируют смену различных умственных течений в русском обществе  с 30–40-х по 70-е годы ХIХ века.

Писатель  жил в эпоху смены типа общественного деятеля. На место дворянского героя, "лишнего" человека,  приходит герой-деятель, революционер-демократ.

Писатель стоит над спором двух общественных сил, отмечая сильные и слабые стороны тех и других.

Наиболее ярко существо спора поколений отражено в романе "Отцы и дети".

Дворяне-либералы не готовы к решительным действиям, не способны принимать решения в различных жизненных ситуациях,
 НО
им свойственны глубокие нравственные принципы, благородство, тонкая душевная культура, романтическая устремленность.

Разночинцы-демократы способны к решительным действиям, уверены в себе, готовы принимать решения в различных ситуациях,
   НО
для них имеет значение  только практическая польза, они забывают о романтике, поэзии, красоте и любви.

Базаров отрицает искусство, поэзию и всякую "романтическую чепуху", он не уважает ни авторитеты, ни окружающих, т. е. его философия заключается в отрицании жизненных установок отцов.

Тургенев проводит Базарова, как и всех своих героев, через испытание любовью, и философия главного героя "Отцов и детей" терпит крах: романтизм, который отрицал герой, живет в нем самом и приводит его к душевной драме.

Теория Базарова вступает в конфликт с его человеческой сущностью, и, не имея возможности отказаться ни от теории, ни от любви, Базаров умирает.

Смерть нигилиста Базарова – это смерть его теории.

Следует отметить еще одну особенность романов И.С.Тургенева: рядом с каждым тургеневским героем-мужчиной стоит женщина. Она часто бывает сильнее мужчины. Перед любовью, по Тургеневу, беззащитен любой человек; она всегда трагична.

Споры в романе более всего вскрывают внутренние противоречия взглядов и позиций героев. О том, как относился к спору как форме общения людей сам Тургенев, свидетельствует его стихотворение в прозе "С кем спорить...":

Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит... но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.
Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа – ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы.
Спорь с человеком ума слабейшего... спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным.
Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь; но отчего иногда и не позабавиться?
<...>

Июнь 1878

В "Опыте художественной критики" Д.Минаев* подводит пародийный итог противостоянию "отцов" и "детей":

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,
Любитель фесок и кальянов,
Российский Тогенбург?
Иль он, друг черни и базаров,
Переродившийся Инсаров –
Лягушек режущий Базаров,
Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром
Имеем слабость к русским барам –
Несите ж им венцы!
И мы, решая всё на свете,
Вопросы разрешили эти...
Кто нам милей – отцы иль дети?
Отцы! отцы! отцы!  (
прочитать полностью)


*Петр Вайль, Александр Генис. Родная Речь. Уроки Изящной Словесности. – "Независимая газета", 1991, Москва.

*Дмитрий Дмитриевич Минаев (1835  – 1889 ) – русский  поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик.

в начало страницы

 
 
 
 



Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz