Закончив работу над романом "Накануне", Иван Сергеевич Тургенев приступает к созданию романа "Отцы и дети" (1862 г.). Первое упоминание о замысле романа относится к 6 августа 1860 года. Затем следует работа над созданием основного текста.
Тургенев обладал удивительным даром предвидения. Современные ему критики отмечали умение писателя уловить изменения в общественной жизни, на которые он отзывался своими новыми произведениями.
Все романы Тургенева иллюстрируют смену различных умственных течений в русском обществе с 30–40-х по 70-е годы ХIХ века.
Писатель жил в эпоху смены типа общественного деятеля. На место дворянского героя, "лишнего" человека, приходит герой-деятель, революционер-демократ.
Писатель стоит над спором двух общественных сил, отмечая сильные и слабые стороны тех и других.
Наиболее ярко существо спора поколений отражено в романе "Отцы и дети".
Дворяне-либералы не готовы к решительным действиям, не способны принимать решения в различных жизненных ситуациях,
НО
им свойственны глубокие нравственные принципы, благородство, тонкая душевная культура, романтическая устремленность.
Разночинцы-демократы способны к решительным действиям, уверены в себе, готовы принимать решения в различных ситуациях,
НО
для них имеет значение только практическая польза, они забывают о романтике, поэзии, красоте и любви.
Базаров отрицает искусство, поэзию и всякую "романтическую чепуху", он не уважает ни авторитеты, ни окружающих, т. е. его философия заключается в отрицании жизненных установок отцов.
Тургенев проводит Базарова, как и всех своих героев, через испытание любовью, и философия главного героя "Отцов и детей" терпит крах: романтизм, который отрицал герой, живет в нем самом и приводит его к душевной драме.
Теория Базарова вступает в конфликт с его человеческой сущностью, и, не имея возможности отказаться ни от теории, ни от любви, Базаров умирает.
Смерть нигилиста Базарова – это смерть его теории.
Следует отметить еще одну особенность романов И.С.Тургенева: рядом с каждым тургеневским героем-мужчиной стоит женщина. Она часто бывает сильнее мужчины. Перед любовью, по Тургеневу, беззащитен любой человек; она всегда трагична. |
Споры в романе более всего вскрывают внутренние противоречия взглядов и позиций героев. О том, как относился к спору как форме общения людей сам Тургенев, свидетельствует его стихотворение в прозе "С кем спорить...":
Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит... но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.
Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа – ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы.
Спорь с человеком ума слабейшего... спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным.
Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь; но отчего иногда и не позабавиться?
<...>
Июнь 1878
В "Опыте художественной критики" Д.Минаев* подводит пародийный итог противостоянию "отцов" и "детей":
Кто ж нам милей: старик Кирсанов,
Любитель фесок и кальянов,
Российский Тогенбург?
Иль он, друг черни и базаров,
Переродившийся Инсаров –
Лягушек режущий Базаров,
Неряха и хирург?
Ответ готов: ведь мы недаром
Имеем слабость к русским барам –
Несите ж им венцы!
И мы, решая всё на свете,
Вопросы разрешили эти...
Кто нам милей – отцы иль дети?
Отцы! отцы! отцы! (прочитать полностью) |
*Петр Вайль, Александр Генис. Родная Речь. Уроки Изящной Словесности. – "Независимая газета", 1991, Москва.
*Дмитрий Дмитриевич Минаев (1835 – 1889 ) – русский поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик.
в начало страницы |