Урок 7. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная богатырская сказка героического содержания
Урок 8. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки
УРОК 7
«ИВАН — КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО» —
ВОЛШЕБНАЯ БОГАТЫРСКАЯ СКАЗКА
ГЕРОИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
Основное содержание урока.
Черты волшебной, богатырской и героической сказки в повествовании об Иване — крестьянском сыне. Тема мирного
труда и защиты родной земли. Особенности сюжета сказки.
Основные виды деятельности учащихся.
Пересказ первой части сказки. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Восприятие и выразительное чтение по ролям трёх поединков Ивана и чуда-юда.
Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Устные и письменные ответы на вопросы.
Самостоятельная работа. Различные виды пересказов на тему «Подвиги Ивана». Устное иллюстрирование. Сообщение об иллюстрациях к
сказке. Выполнение заданий из раздела «Литература и изобразительное искусство». Создание иллюстраций к сказке и подготовка к их презентации и
защите.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Черты волшебной, богатырской и героической сказки
в повествовании об Иване — крестьянском сыне
Пересказ первой части сказки и чтение по ролям трёх поединков Ивана и чуда-юда.
Комментирование незнакомых слов (с использованием словарей).
Вступительная беседа:
Почему братья отправились на бой с чудовищем?
Какие черты волшебной сказки вы нашли в этой сказке?
Почему эту сказку называют богатырской и героической?
Ответы на вопросы 1—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
II. Тема мирного труда и защиты родной земли
Чем чудо-юдо было опасно для русской земли?
Опишите чудо-юдо.
Рассмотрите в учебнике иллюстрации художника В. Бельтюкова к сказке.
Как на них показана напряжённость боёв? Почему чудо-юдо было трудно победить?
Можно ли предположить, что наши предки на самом деле боялись многоголового чуда-юда, или в этом образе воплотилось их
представление о завоевателях, которые мешали мирному труду людей?
Найдите в сказке фрагменты, где говорится о стремлении людей к мирной жизни и мирному труду. Как это характеризует
русского человека?
III. Особенности сюжета сказки
Сколько частей можно выделить в сказке? Составьте её цитатный план.
Почему сказка не закончилась победой Ивана — крестьянского сына?
С какой целью в сказку включено повествование о матери-змеихе и жёнах чуда-юда?
Докажите, что сражение с врагом в открытом бою менее опасно, чем скрытое коварство матери и жён чуда-юда.
Какие сказочные формулы отразились в этом фольклорном повествовании?
Найдите в сказке зачин, троекратные повторения, концовку, постоянные эпитеты.
Домашнее задание
Выполнить задание из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
Подготовить выборочный пересказ на тему «Подвиги Ивана — крестьянского сына».
Индивидуальные задания.
Найти в печатных изданиях или в Интернете иллюстрации к этой сказке и подготовиться рассказать о них в классе
(фамилия художника, какой эпизод сказки изображён, какие чувства вызывает иллюстрация, в чём мастерство художника).
Ответить на вопросы и выполнить задание учебника из раздела «Литература и изобразительное искусство».
Создать свою иллюстрацию к сказке и подготовиться к её защите.
УРОК 8
«ИВАН — КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО»:
СИСТЕМА ОБРАЗОВ СКАЗКИ
Основное содержание урока
Главные и второстепенные герои сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Герои сказки в оценке автора-народа.
Основные виды деятельности:
Беседа о главных и второстепенных героях сказки. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Составление характеристики главного героя сказки.
Групповые мини-исследования: поиск и изучение слов и выражений, в которых даётся оценка героев. Презентация и защита иллюстраций к сказке.
Практическая работа. Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану.
Самостоятельная работа. Составление письменной характеристики героя, подготовка к чтению по ролям сказки «Журавль и цапля»,
составление развёрнутого устного высказывания о любимых жанрах русского фольклора.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Главные и второстепенные герои сказки
Вступительная беседа:
Перечислите в тетради всех героев сказки.
Подчеркните в этом списке положительных героев. Обоснуйте своё решение.
Есть ли в сказке герои, которым присущи и положительные, и отрицательные черты? Докажите своё мнение.
Какие персонажи в этой сказке являются главными героями, а какие — второстепенными? Почему вы так думаете?
II. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.
Нравственное превосходство главного героя
Составление характеристики главного героя сказки:
Расскажите о подвигах Ивана — крестьянского сына.
Почему Иван не остался дома, когда его братья собрались сражаться с чудом-юдом? Как это его характеризует?
Почему именно Иван предложил ходить ночью в дозор? Что можно сказать о его характере?
Почему Иван отправился к реке Смородине, когда в дозор поехал его старший брат, а затем — средний брат? Как он сражался с чудовищем, пока его братья спали?
Какие черты характера Ивана проявились в сценах боя? Почему ему было особенно трудно в последнем бою?
Найдите цитаты, которые показывают, как Иван преодолевал трудности в третьем бою с чудовищем.
Только ли сила помогла Ивану победить? Обоснуйте своё мнение.
Как вы думаете, почему в сказке нет описания внешности Ивана?
Сформулируйте главную мысль сказки. Как она отразилась в образе главного героя?
Найдите в сказке слова и выражения, которые характеризуют Ивана как положительного героя. Выпишите их.
В чём превосходство Ивана перед другими героями? Чем он отличался от своих братьев, от чуда-юда, от его жён и матери-змеихи?
Ответьте на вопросы и выполните задания 5—6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
III. Составление устной характеристики Ивана — крестьянского сына
по следующему плану:
1. Место Ивана в крестьянской семье.
2. Его отношения с родителями и братьями.
3. Поведение Ивана в поединках с чудом-юдом.
4. Главные черты его характера: решительность, сообразительность, предусмотрительность, смелость, находчивость, сила
(проиллюстрируйте каждую из черт его характера примерами из сказки).
5.Способы создания характера главного героя сказки.
6. Общность и различие главных героев сказки: Ивана — крестьянского сына и чуда-юда.
Отражение в образе Ивана народных представлений о добре и зле.
IV. Герои сказки в оценке автора-народа
Обобщающая беседа:
Охарактеризуйте злые силы сказки.
Какие черты людей осуждаются в фольклоре?
V. Мини-исследование (по группам):
1. Выпишите из сказки цитатные характеристики.
Найдите в сказке слова и выражения, в которых даётся оценка Ивану, его братьям, чуду-юду, его матери и жёнам.
Сделайте вывод о народных оценках добра и зла, которые отразились в сказке.
2. Защитите свою иллюстрацию к сказке, особо отметьте, какие человеческие черты вы приветствуете, а какие — осуждаете.
Домашнее задание
Составить письменную характеристику Ивана — крестьянского сына.
Подготовиться к чтению по ролям сказки «Журавль и цапля».
Индивидуальное задание.
Подготовить развёрнутое устное высказывание о ваших любимых жанрах русского фольклора.
Следующие уроки: Сказки о животных. «Журавль и цапля» >>>
РУССКИЕ
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Что такое сказка? — таков первый вопрос, который ставит себе человек, желая осмыслить известные ему с детских лет занимательные истории: о том, как лиса
училась у журавля летать, как шла далёкими лесными дорогами девица Марья к жениху Финисту, как ковёр-самолёт служил Ивану-царевичу...
Легко выделить сказку среди других произведений устного народного творчества. Но если не ответить на этот вопрос, создается ошибочное впечатление, что,
мол, сказка — пустяк, достойный занять лишь пустое воображение; «сказка — складка», «сказка — врака». Но если сказка только плетение словес, игра ума,
чистая фантазия, откровенная неправда, то почему сказочный вымысел, буйство воображения занимают людей многие столетия?
А. С. Пушкин заметил:
Сказка — ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького единодушно отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали
сказочникам, перенимали у них приёмы художественной выразительности, а главное, стремились удержать в собственном творчестве высоту полёта, богатство смысла
сказок.
Образы и сюжеты сказок вошли в пословицы. Обронит кто-нибудь: «Битый небитого везёт!» — и вспоминается сказка о незадачливом волке. Скажут: «По щучьему
веленью» — и на память приходит чудак Емеля. Неумеренному мечтателю непременно напомнят сказку о молочных реках и кисельных берегах, а сказку про белого бычка
— хитрецу... Сказочные истории живут в сознании миллионов людей. В 1941 году Алексей Толстой в статье «Родина» писал: «Наша земля немало поглотила полчищ
наезжавших на неё насильников» — и тут же вспомнил сказку о бое Ивана — крестьянского сына с чудом-юдом на калиновом мосту...
Сказки словно подчинили себе время, и это касается не только волшебных сказок. В каждую эпоху они живут своей особой жизнью. Откуда у сказок такая власть
над временем? Выражаемая в сказке, как и в пословице, мысль принадлежит народу.
В подробностях воссоздаётся в сказке старый быт: невесту себе журавль нашёл недалеко — за болотом, в семи верстах. Мысли цапли, решившей исход сватовства,
типичны для старого времени: будет ли у журавля чем кормить жену?! Приключения животных похожи на людскую жизнь — и человеческим смыслом они-то и интересны.
Волшебные сказки — образец слияния развлекательного вымысла и того серьёзного, что проглядывает сквозь их узорный склад. Сказки не знают непоправимых
несчастий. Они неизменно ставят героев в положение победителей, заставляют слушателей ликовать, когда чудовище повергнуто в прах, а злодей наказан.
Широко известны наряду со сказками о животных, волшебными сказками и сказки бытовые.
По В. Аникину
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015.
ЖАНРЫ
НАРОДНЫХ СКАЗОК
|
Сказки о животных |
Бытовые сказки |
Волшебные сказки |
«Лиса и волк»
«Лиса и журавль»
«Теремок» |
«Кашица из топора»
«Жена-спорщица»
|
«Царевна-лягушка»
«Сивка-бурка»
«Марья Моревна» |
Постоянные эпитеты — красочные определения, признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом, например: «живая вода»,
«добрый молодец», «красная девица».
Присказка — ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. Заканчивается она часто словами: «Это не сказка, а присказка, сказка
будет впереди». Например: «Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка. Сказка будет в субботу,
когда поешь мягкого хлеба».
Зачин — начало сказки, он бывает различным (коротким или длинным). Зачин рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке,
например: «Жил да был крестьянин...», «Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка...», «За тридевять земель, в тридесятом
царстве жил-был царь с царицею...», «В старые годы у одного царя было три сына...», «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...», «Жил да
был царь с царицею...».
Концовка — «После того они жили долго и счастливо», «Тут и сказке конец, а кто слушал, молодец», «Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей
сказке конец», «И стали они вместе жить да поживать да добра наживать».
Итак, концовка — это последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем, но ещё чаще и обращение к
слушателю («...а кто слушал, молодец») или рассказ сказочника о самом себе: «Ия там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
* * *
Вот какие премудрости есть у народной сказки, а без них и сказка не сказка. Запомним их, будем замечать, какие есть в сказках присказки, зачины, концовки,
постоянные эпитеты, повторы («жил-был», «ехали-ехали», «шёл-шёл»), как они украшают сказку, помогают её запоминать, сохранять важную особенность сказки
— напевность. Будем не рассказывать, не пересказывать, а сказывать её, как делали это сказочники.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015.
РАЗМЫШЛЯЕМ
О ПРОЧИТАННОМ
За что сражался Иван — крестьянский сын
1. Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде?
2. Чем занимались старик и старуха — родители трёх братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?
3. Кого встретили братья в деревне? Что убедило братьев в том, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чудом-юдом сразиться»?
4. Как проявили себя братья в дозоре? Почему каждый новый бой с чудом-юдом становится всё тяжелее?
5. Проследите по тексту, как называют Ивана — крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? Кто и когда помогал братьям?
6. Какие черты характера Ивана — крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя и после него?
7. Подготовьте рассказ об Иване — крестьянском сыне.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ
Подготовьте сказывание сказки, используя зачин, повторы, постоянные эпитеты, концовку; перескажите подробно диалоги, включая слова и отдельные
словосочетания из текста. Например:
— Жили они — не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали...
— Затужили старик со старухой, загоревали...
— В некотором царстве, в некотором государстве...
— И стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять...
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Какие иллюстрации к этой сказке вам понравились?
На что обращает внимание художник?
Как вы себе представляете бои, которые вёл Иван — крестьянский сын с чудом-юдом? Опишите устно или нарисуйте.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
|