Урок 100. Джек Лондон. "Сказание о Кише": что значит быть взрослым?
Урок 101. Джек Лондон. "Сказание о Кише": мастерство писателя
УРОК 100
ДЖЕК ЛОНДОН. «СКАЗАНИЕ О КИШЕ»:
ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ?
Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших.
Уважение взрослых. Черты характера мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Преодоление сложных
жизненных ситуаций. Иллюстрации к рассказу.
Основные виды деятельности учащихся.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Джек Лондон». Сообщение о Дж. Лондоне с показом портретов писателя, изображений мест в США, связанных с его именем.
Составление плана и пересказ статьи учебника. Восприятие и выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям), пересказ ключевых фрагментов
(по группам). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование. Обсуждение произведений
книжной графики.
Практическая работа. Составление плана характеристики Киша и рассказ о герое (с использованием цитат).
Самостоятельная работа. Письменная характеристика героя по плану. Чтение и обсуждение рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» и
сопоставление его героя с Кишем (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Создание собственных иллюстраций к рассказу и подготовка к их защите.
Проект. Создание электронного альбома «Герои произведений Джека Лондона в экстремальных ситуациях».
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Краткий рассказ о писателе
Вступительная беседа:
Что вы знаете о писателе Дж. Лондоне?
Какие его книги вам знакомы?
Какие герои его книг вызывают ваше восхищение?
II. Чтение статьи учебника «Джек Лондон» (см. статью ниже)
в сочетании с рассказом учителя, показом портретов писателя, изображений мест в США, связанных с его именем.
III. Составление плана статьи учебника для подготовки её пересказа:
1. Трудное детство и юность будущего писателя.
2. Смена множества профессий.
3. Дж. Лондон — золотоискатель.
4. Начало писательской деятельности.
5. Основные черты характера Дж. Лондона, которые помогли ему стать писателем.
6. Мужественные герои произведений Дж. Лондона.
IV. Рассказ о Дж. Лондоне с включением индивидуальных сообщений пятиклассников о писателе и его книгах.
V. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших.
Обсуждение рассказа «Сказание о Кише» (в группах):
Г р у п п а 1.
Фрагмент с начала рассказа до слов «Я, Киш, сказал всё».
Расскажите, где и как жил Киш.
Прочитайте по ролям эпизод со слов: «Но как-то вечером в большой иглу вождя Клош-Квана собрался совет...» до конца фрагмента.
Обсуждение вопросов:
Как можно озаглавить этот эпизод? («Киш на совете охотников».)
Почему Киш выступил на совете охотников?
Почему охотники рассердились на него?
Можно ли назвать его выступление дерзким, неуважительным к старшим?
Какие качества характера Киша проявились в этом эпизоде?
Г р у п п а 2.
Фрагмент рассказа со слов: «Насмешками и глумлением проводили они Киша...» до слов: «...в спорах друг с другом или со своими мужьями».
Расскажите, как прошла первая охота Киша.
Прочитайте по ролям эпизод со слов: «Так было положено начало тайне Киша...» до конца фрагмента.
Обсуждение вопросов:
Как можно озаглавить этот эпизод? («Недоумение охотников».)
Почему в посёлке по-разному отнеслись к первой охоте Киша?
Почему в посёлке «стали поговаривать о колдовстве»?
Почему изменилось отношение жителей посёлка к Кишу и его матери?
Какие поступки Киша говорят о его взрослении, о приобретении охотничьих умений?
Г р у п п а 3.
Фрагмент рассказа со слов: «Но больше всего занимала умы тайна чудесной охоты Киша...» до слов: «...как Киш охотится на зверя...».
Расскажите, что сделали охотники, чтобы узнать тайну Киша.
Прочитайте по ролям эпизод со слов: «В жилище Клош-Квана был спешно созван совет...» до слов: «...как Киш охотится на зверя...».
Обсуждение вопросов:
Как можно озаглавить этот эпизод? («Рассказ Бима и Боуна».)
Что удивило охотников, наблюдающих за охотой Киша?
Что в поведении Киша на охоте было необычным?
Почему охотники не могли понять причину победы Киша над медведем?
Какие навыки настоящего охотника приобрёл Киш?
Г р у п п а 4.
Фрагмент рассказа со слов: «К концу этого дня женщины притащили тушу медведя...» до конца рассказа.
Расскажите, как мужчины собирали совет.
Прочитайте по ролям эпизод со слов «Клош-Кван повторил рассказ Бима и Боуна...» до конца рассказа.
Обсуждение вопросов:
Как можно озаглавить этот эпизод? («Киш раскрывает тайну».)
В чём выразилась смекалка Киша и достоинство взрослого охотника?
Что выражали междометия, которые произнесли Уг-Глук и Клош-Кван в конце рассказа?
Почему охотники начали уважать Киша?
В чём проявилась справедливость Киша, когда он стал вождём племени?
VI. Черты характера мальчика: смелость, мужество, изобретательность,
смекалка, чувство собственного достоинства.
Обучение составлению плана характеристики героя и прослушивание сообщений о герое (с использованием цитат):
ТАБЛИЦА
План характеристики героя |
Вопросы беседы |
План характеристики Киша |
Где и с кем жил Киш? |
Киш — мальчик из посёлка северных охотников |
Какие трудности испытал Киш в детстве? |
Возраст и трудное детство Киша |
Как Киш боролся за своё существование? |
Образ жизни мальчика, его «борьба за жизнь» |
Какие черты характера героя проявились в его
поступках? Приведите примеры |
Черты характера героя: смелость, смекалка, находчивость,
прямодушие, решительность, целеустремлённость, мужество и др. |
Как автор относится к Кишу и как выражает своё
отношение к герою? Подтвердите свою позицию цитатами |
Авторское отношение к Кишу, способы его выражения |
Как относились к Кишу в посёлке? |
Оценка героя другими персонажами |
Каково ваше отношение к герою? |
Читательские оценки образа Киша и их аргументация |
VII. Иллюстрации к рассказу
Выполнение задания из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».
Обобщающая беседа:
Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Домашнее задание
Выполнить письменно задание 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» с использованием плана характеристики героя.
Прочитать самостоятельно рассказ Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Сравнить его героя с Кишем.
Ответить на вопросы раздела «Размышляем о прочитанном» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).
Групповое задание.
Подобрать иллюстративные и цитатные материалы и составить электронный альбом «Герои Джека Лондона в экстремальных ситуациях».
Индивидуальное задание.
Нарисовать свои иллюстрации к рассказу и подготовиться к их защите.
УРОК 101
ДЖЕК ЛОНДОН. «СКАЗАНИЕ О КИШЕ»:
МАСТЕРСТВО ПИСАТЕЛЯ
Основное содержание урока
Джек Лондон — мастер изображения экстремальных жизненных ситуаций. Мастерство писателя в поэтическом
изображении жизни северного народа. Драматизм и оптимизм книги о северном мальчике.
Основные виды деятельности учащихся.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Практическая работа. Составление плана характеристики литературного произведения. Рассказ о книге и её героях по плану. Подбор
цитат на заданные темы (по группам). Презентация и защита собственных иллюстраций. Презентация и защита проекта «Герои Джека Лондона в экстремальных
ситуациях».
Самостоятельная работа. Подготовка к итоговой контрольной работе по литературе за курс 5 класса. Чтение статьи «Стихи, и как читать их
вслух» из раздела «Справочные материалы». Составление рекомендаций для начинающих чтецов.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Джек Лондон — мастер изображения экстремальных жизненных ситуаций
Вступительная беседа:
Какие экстремальные жизненные ситуации изображает Дж. Лондон в своих рассказах?
Расскажите, как герои книг Дж. Лондона преодолевали эти ситуации.
Почему ситуацию, в которой оказался Киш, можно назвать экстремальной?
Зачем истории о Кише автор предпосылает первый абзац рассказа?
Почему главным словом в этом абзаце становится слово почёт?
Предположите, как относились к почёту в посёлке, где жил Киш.
Почему читатель сначала узнаёт об охоте Киша из рассказа наблюдающих за ним охотников, а только потом — от самого Киша?
II Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа
Групповая исследовательская работа:
Г р у п п а 1.
Изображение северной природы и жизни северного народа.
Найдите в двух первых абзацах рассказа слова и выражения, рисующие трудности жизни людей в условиях северного климата.
Какие особенности жизни северного народа изображает автор?
Г р у п п а 2.
Изображение взросления Киша.
Проследите по тексту, как автор рисует взросление Киша, изменения в его поведении и речи.
Какие изменения в характере подростка наиболее важны для автора?
Г р у п п а 3.
Изображение полярного медведя.
Найдите в рассказе Бима и Боуна об охоте Киша особенности поведения раненого медведя.
Какие приёмы использует автор, чтобы изобразить, как человек побеждает зверя?
Г р у п п а 4.
Изображение отношения старейшин племени к Кишу.
Проследите, как менялось отношение старейшин племени к Кишу.
Какими словами автор изображает внутреннее состояние вождя племени в сцене раскрытия тайны победы Киша над медведем?
III. Драматизм и оптимизм книги о северном мальчике
Обобщающая беседа:
Ответ на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Почему в рассказе дважды — в начале и в конце — упоминается о старухах, вдовах и беззащитных стариках?
Почему племя выбрало Киша своим вождём?
Почему в названии рассказа употреблено слово сказание?
Найдите толкование этого термина в словарях (толковом, словаре литературоведческих терминов).
СКАЗАНИЕ —
-я, ср. Рассказ (преимущ. народный) исторического или легендарного содержания. Сказания о киевских богатырях. (Толковый словарь Ожегова)
СКАЗАНИЕ —
прозаическое повествование с историческим или легендарным сюжетом, облеченное в литературную форму, письменную или устную. Различают мифологические
(древнейшие) и исторические (более поздние) С. Разновидности С.: миф, предание, легенда, быль и др. Обычно анонимны. Например: "Сказание о граде Китеже",
"Сказание о Мамаевом побоище" и т. д. (Словарь литературоведческих терминов)
В чём драматизм повествования о северном мальчике?
Докажите, что повествование автора о северном племени звучит оптимистически.
В чём нравственный смысл рассказа Дж. Лондона?
IV. Составление устного сообщения о рассказе Дж. Лондона «Сказание о Кише»
по плану анализа идейно-художественного своеобразия произведения:
1. Как в рассказе отразилась биография автора?
2. Какие жизненные явления положены в основу сюжета?
3. Какие проблемы поднимает автор в рассказе?
4. Как помогает пониманию рассказа его композиция?
5. Каковы причины столкновения героев (конфликта) рассказа?
6. Какова система персонажей рассказа?
7. Как герои связаны с главным вопросом (проблемой) произведения?
8. Каково авторское отношение к северным охотникам и к Кишу?
9. Какую роль играют в рассказе приёмы художественной выразительности: пейзаж, деталь, эпитеты, метафоры, сравнения и
другие виды тропов?
10. Почему рассказ так называется?
V. Показ и защита рисунков к рассказам Дж. Лондона, выполненных учащимися и найденных в Интернете.
Коллективная защита учебного проекта — электронного альбома «Герои Джека Лондона в экстремальных ситуациях».
Домашнее задание
Подготовиться к итоговой контрольной работе по литературе за курс 5 класса.
Прочитать самостоятельно статью «Стихи, и как читать их вслух» из раздела «Справочные материалы» и составить 4—5 рекомендаций для начинающих чтецов.
Следующие уроки: Уроки 102-103. Уроки итогового контроля >>>
ДЖЕК ЛОНДОН
1876-1916
Джек Лондон — американский писатель, родился в Сан-Франциско в семье разорившегося фермера. С детства он испытывал нужду и узнал труд; учась в школе, он
зарабатывал продажей газет, затем работал на консервной фабрике, а в 14 лет, уйдя из дома, начал самостоятельную жизнь, полную приключений и лишений.
Лондон становится матросом на торговом судне; вернувшись в Америку из плавания, он сменяет множество профессий, скитается вместе с другими безработными по
разным штатам, сидит в тюрьме за бродяжничество.
В 1897 году Лондон, захваченный «золотой лихорадкой», вызванной тем, что на Аляске (Клондайк) и в Северо-Западной Канаде было открыто золото, отправляется
на далекий Север искать счастья. Север, суровая природа, нравы золотоискателей и индейцев дали Лондону богатый и свежий материал для многих его произведений,
которые он создаёт, вернувшись на родину.
Тяга к хорошим книгам стала для будущего писателя важнейшей. Он много писал, иногда по пятнадцать часов в сутки. Северные рассказы, которые он создавал на
основе личных наблюдений и переживаний, полюбились публике. Сам писатель говорил: «Я верю в благородство и достоинство человека. Я верю, что духовность и
бескорыстие займут место грубой жестокости и людоедства».
Начиная с 1900 года появляются сборники его рассказов о жизни золотоискателей и индейцев Севера, затем о путешествиях и приключениях в южных морях.
Рассказы имеют большой успех. Лондон становится профессиональным писателем. Северные и морские рассказы Лондона составляют ряд сборников («Сын волка»,
«Дети мороза», «Сказки южных морей» и др.).
Джек Лондон оставил нам много хороших и разных книг о мужественных, смелых и благородных людях. Будем же читать их, будем помнить советы писателя: «Изучайте
приёмы писателей, завоевавших известность. Они стали мастерами, и в их произведениях можно найти секреты их мастерства. Запишите заглавными буквами —
РАБОТАТЬ, РАБОТАТЬ всё время. Старайтесь познать тайны Земли, Вселенной, материи и духа, мерцающего в этой материи, во всём — от ничтожной личинки до божества».
Согласны ли вы с этой мыслью автора? Прочитайте интереснейшую историю о Кише, которую рассказал нам Джек Лондон, подумайте, какой пример подаёт главный
герой рассказа. Чему он учит нас?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
СКАЗАНИЕ И КИШЕ
Джек Лондон
Перевод Н. Георгиевской
Давным-давно у самого Полярного моря жил Киш. Долгие и счастливые годы был он первым человеком в своём поселке, умер, окружённый почётом, и имя его было у
всех на устах. Так много воды утекло с тех пор, что только старики помнят его имя, помнят и правдивую повесть о нём, которую они слышали от своих отцов и
которую сами передадут своим детям и детям своих детей, а те — своим, и так она будет переходить из уст в уста до конца времён. Зимней полярной ночью, когда
северная буря завывает над ледяными просторами, а в воздухе носятся белые хлопья и никто не смеет выглянуть наружу, хорошо послушать
рассказ о том, как Киш, что вышел из самой бедной иглу[2], достиг почёта и занял высокое место в своём поселке.
Киш, как гласит сказание, был смышлёным мальчиком, здоровым и сильным и видел уже тринадцать солнц. Так считают на Севере годы, потому что каждую зиму
солнце оставляет землю во мраке, а на следующий год поднимается над землёй новое солнце, чтобы люди снова могли согреться и поглядеть друг другу в лицо.
Отец Киша был отважным охотником и встретил смерть в голодную годину, когда хотел отнять жизнь у большого полярного медведя, дабы даровать жизнь своим
соплеменникам. Один на один он схватился с медведем, и тот переломал ему все кости; но на медведе было много мяса, и это спасло народ. Киш был единственным
сыном, и, когда погиб его отец, он стал жить вдвоём с матерью. Но люди быстро всё забывают, забыли и о подвиге его отца, а Киш был всего только мальчик,
мать его — всего только женщина, и о них тоже забыли, и они жили так, забытые всеми, в самой бедной иглу.
Но как-то вечером в большой иглу вождя Клош-Квана собрался совет, и тогда Киш показал, что в жилах у него горячая кровь, а в сердце — мужество мужчины,
и он ни перед кем не станет гнуть спину. С достоинством взрослого он поднялся и ждал, когда наступит тишина и стихнет гул голосов.
— Я скажу правду, — так начал он. — Мне и матери моей даётся положенная доля мяса. Но это мясо часто бывает старое и жёсткое, и в нём слишком много костей.
Охотники — и совсем седые, и только начавшие седеть, и те, что были в расцвете лет, и те, что были ещё юны, — все разинули рот. Никогда не доводилось им
слышать подобных речей. Чтобы ребёнок говорил, как взрослый мужчина, и бросал им в лицо дерзкие слова!
Но Киш продолжал твёрдо и сурово:
— Мой отец, Бок, был храбрым охотником, вот почему я говорю так. Люди рассказывают, что Бок один приносил больше мяса, чем любые два охотника, даже из
самых лучших, что своими руками он делил это мясо и своими глазами следил за тем, чтобы самой старой старухе и самому хилому старику досталась справедливая доля.
— Вон его! — закричали охотники. — Уберите отсюда этого мальчишку! Уложите его спать. Мал он ещё разговаривать с седоголовыми мужчинами.
Но Киш спокойно ждал, пока не уляжется волнение.
— У тебя есть жена, Уг-Глук, — сказал он, — и ты говоришь за неё. А у тебя, Массук, — жена и мать, и за них ты говоришь. У моей матери нет никого,
кроме меня, и потому говорю я. И я сказал: Бок погиб потому, что он был храбрым охотником, а теперь я, его сын, и Айкига, мать моя, которая была его
женой, должны иметь вдоволь мяса до тех пор, пока есть вдоволь мяса у племени. Я, Киш, сын Бока, сказал.
Он сел, но уши его чутко прислушивались к буре протеста и возмущения, вызванной его словами.
— Разве мальчишка смеет говорить на совете? — прошамкал старый Уг-Глук.
— С каких это пор грудные младенцы стали учить нас, мужчин? — зычным голосом спросил Массук. — Или я уже не мужчина, что любой мальчишка, которому
захотелось мяса, может смеяться мне в лицо?
Гнев их кипел ключом. Они приказали Кишу сейчас же идти спать, грозили совсем лишить его мяса, обещали задать ему жестокую порку за дерзкий поступок.
Глаза Киша загорелись, кровь забурлила и жарким румянцем прилила к щекам. Осыпаемый бранью, он вскочил с места.
— Слушайте меня, вы, мужчины! — крикнул он. — Никогда больше не стану я говорить на совете, никогда — прежде чем вы не придёте ко мне и не скажете:
«Говори, Киш, мы хотим, чтобы ты говорил». Так слушайте же, мужчины, моё последнее слово. Бок, мой отец, был великий охотник. Я, Киш, его сын, тоже
буду охотиться и приносить мясо и есть его. И знайте отныне, что делёж моей добычи будет справедлив. И ни одна вдова, ни один беззащитный старик не
будут больше плакать ночью оттого, что у них нет мяса, в то время как сильные мужчины стонут от тяжкой боли, ибо съели слишком много. И тогда будет
считаться позором, если сильные мужчины станут объедаться мясом! Я, Киш, сказал всё.
Насмешками и глумлением проводили они Киша, когда он выходил из иглу, но он стиснул зубы и пошёл своей дорогой, не глядя ни вправо, ни влево.
На следующий день он направился вдоль берега, где земля встречается со льдами. Те, кто видел его, заметили, что он взял с собой лук и большой запас
стрел с костяными наконечниками, а на плече нёс большое охотничье копье своего отца. И много было толков и много смеха по этому поводу. Это было
невиданное событие. Никогда не случалось, чтобы мальчик его возраста ходил на охоту, да ещё один. Мужчины только покачивали головой да пророчески что-то
бормотали, а женщины с сожалением смотрели на Айкигу, лицо которой было строго и печально.
— Он скоро вернётся, — сочувственно говорили женщины.
— Пусть идёт. Это послужит ему хорошим уроком, — говорили охотники. — Он вернётся скоро, тихий и покорный, и слова его будут кроткими.
Но прошёл день и другой, и на третий поднялась жестокая пурга, а Киша всё не было. Айкига рвала на себе волосы и вымазала лицо сажей в знак скорби, а
женщины горькими словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком и послали его на смерть; мужчины же молчали, готовясь идти на поиски
тела, когда утихнет буря.
Однако на следующий день рано утром Киш появился в посёлке. Он пришёл с гордо поднятой головой. На плече он нёс часть туши убитого им зверя. И поступь
его стала надменной, а речь звучала дерзко.
— Вы, мужчины, возьмите собак и нарты и ступайте по моему следу, — сказал он. — За день пути отсюда найдете много мяса на льду — медведицу и двух медвежат.
Айкига была вне себя от радости, он же принял её восторги, как настоящий мужчина, сказав:
— Идём, Айкига, надо поесть. А потом я лягу спать, потому что я устал.
И он вошёл в иглу и сытно поел, после чего спал двадцать часов подряд.
Сначала было много сомнений, много сомнений и споров. Выйти на полярного медведя — дело опасное, но трижды и три раза трижды опаснее — выйти на медведицу
с медвежатами. Мужчины не могли поверить, что мальчик Киш один, совсем один, совершил такой великий подвиг. Но женщины рассказывали о свежем мясе только
что убитого зверя, которое принёс Киш, и это поколебало их недоверие. И вот, наконец, они отправились в путь, ворча, что если даже Киш и убил зверя, то,
верно, он не позаботился освежевать его и разделать тушу. А на Севере это нужно делать сразу, как только зверь убит, — иначе мясо замёрзнет так крепко,
что его не возьмёт даже самый острый нож; а взвалить мороженую тушу в триста фунтов на нарты и везти по неровному льду — дело нелёгкое. Но, придя на место,
они увидели то, чему не хотели верить: Киш не только убил медведей, но рассёк туши на четыре части, как истый охотник, и удалил внутренности.
Так было положено начало тайне Киша. Дни шли за днями, и тайна эта оставалась неразгаданной. Киш снова пошёл на охоту и убил молодого, почти взрослого
медведя, а в другой раз — огромного медведя-самца и его самку. Обычно он уходил на три-четыре дня, но бывало, что пропадал среди ледяных просторов и
целую неделю. Он никого не хотел брать с собой, и народ только диву давался. «Как он это делает? — спрашивали охотники друг у друга. — Даже собаки не
берёт с собой, а ведь собака — большая подмога на охоте».
— Почему ты охотишься только на медведя? — спросил его как-то Клош-Кван.
И Киш сумел дать ему надлежащий ответ:
— Кто же не знает, что только на медведе так много мяса.
Но в посёлке стали поговаривать о колдовстве.
— Злые духи охотятся вместе с ним, — утверждали одни. — Поэтому его охота всегда удачна. Чем же иначе можно это объяснить, как не тем, что ему помогают злые духи?
— Кто знает? А может, это не злые духи, а добрые? — говорили другие. — Ведь его отец был великим охотником. Может, он теперь охотится вместе с сыном и учит
его терпению, ловкости и отваге. Кто знает!
Так или не так, но Киша не покидала удача, и нередко менее искусным охотникам приходилось доставлять в посёлок его добычу. И в дележе он был справедлив.
Так же, как и отец его, он следил за тем, чтобы самый хилый старик и самая старая старуха получали справедливую долю, а себе оставлял ровно столько,
сколько нужно для пропитания. И поэтому-то, и ещё потому, что он был отважным охотником, на него стали смотреть с уважением и побаиваться его и начали
говорить, что он должен стать вождём после смерти старого Клош-Квана. Теперь, когда он прославил себя такими подвигами, все ждали, что он снова появится
в совете, но он не приходил, а им было стыдно позвать его.
— Я хочу построить себе новую иглу, — сказал Киш однажды Клош-Квану и другим охотникам. — Это должна быть просторная иглу, чтобы Айкиге и мне было удобно в ней жить.
— Так, — сказали те, с важностью кивая головой.
— Но у меня нет на это времени. Моё дело — охота, и она отнимает всё моё время. Было бы справедливо и правильно, чтобы мужчины и женщины, которые едят мясо,
что я приношу, построили мне иглу.
И они выстроили ему такую большую, просторную иглу, что она была больше и просторнее даже жилища самого Клош-Квана. Киш и его мать перебрались туда, и
впервые после смерти Бока Айкига стала жить в довольстве. И не только одно довольство окружало Айки-гу, — она была матерью замечательного охотника, и
на неё смотрели теперь как на первую женщину в посёлке, и другие женщины посещали её, чтобы испросить у неё совета, и ссылались на её мудрые слова в спорах
друг с другом или со своими мужьями.
Но больше всего занимала все умы тайна чудесной охоты Киша. И как-то раз Уг-Глук бросил Кишу в лицо обвинение в колдовстве.
— Тебя обвиняют, — зловеще сказал Уг-Глук, — в сношениях с злыми духами; вот почему твоя охота удачна.
— Разве вы едите плохое мясо? — спросил Киш. — Разве кто-нибудь в посёлке заболел от него? Откуда ты можешь знать, что тут замешано колдовство? Или ты
говоришь наугад — просто потому, что тебя душит зависть?
И Уг-Глук ушёл пристыженный, и женщины смеялись ему вслед. Но как-то вечером на совете после долгих споров было решено послать соглядатаев по следу Киша,
когда он снова пойдёт на медведя, и узнать его тайну. И вот Киш отправился на охоту, а Бим и Боун, два молодых, лучших в посёлке охотника, пошли за ним по
пятам, стараясь не попасться ему на глаза. Через пять дней они вернулись, дрожа от нетерпения, — так хотелось им поскорее рассказать то, что они видели.
В жилище Клош-Квана был спешно созван совет, и Бим, тараща от изумления глаза, начал свой рассказ.
— Братья! Как нам было приказано, мы шли по следу Киша. И уж так осторожно мы шли, что он ни разу не заметил нас. В середине первого дня пути он встретился
с большим медведем-самцом, и это был очень, очень большой медведь...
— Больше и не бывает, — перебил Боун и повёл рассказ дальше. — Но медведь не хотел вступать в борьбу, он повернул назад и стал не спеша уходить по льду. Мы
смотрели на него со скалы на берегу, а он шёл в нашу сторону, и за ним, без всякого страха, шёл Киш. И Киш кричал на медведя, осыпал его бранью, размахивал
руками и поднимал очень большой шум. И тогда медведь рассердился, встал на задние лапы и зарычал. А Киш шёл прямо на медведя...
— Да, да, — подхватил Бим. — Киш шёл прямо на медведя, и медведь бросился на него, и Киш побежал. Но когда Киш бежал, он уронил на лёд маленький круглый
шарик, и медведь остановился, обнюхал этот шарик и проглотил его. А Киш всё бежал и всё бросал маленькие круглые шарики, а медведь всё глотал их.
Тут поднялся крик, и все выразили сомнение, а Уг-Глук прямо заявил, что он не верит этим сказкам.
— Собственными глазами видели мы это, — убеждал их Бим.
— Да, да, собственными глазами, — подтвердил и Боун. — И так продолжалось долго, а потом медведь вдруг остановился, завыл от боли и начал, как бешеный,
колотить передними лапами о лёд. А Киш побежал дальше по льду и стал на безопасном расстоянии. Но медведю было не до Киша, потому что маленькие круглые
шарики наделали у него внутри большую беду.
— Да, большую беду, — перебил Бим. — Медведь царапал себя когтями и прыгал по льду, словно разыгравшийся щенок.
Но только он не играл, а рычал и выл от боли, — и всякому было ясно, что это не игра, а боль. Ни разу в жизни я такого не видал.
— Да, и я не видал, — опять вмешался Боун. — А какой это был огромный медведь!
— Колдовство, — проронил Уг-Глук.
— Не знаю, — отвечал Боун. — Я рассказываю только то, что видели мои глаза. Медведь был такой тяжёлый и прыгал с такою силой, что скоро устал и ослабел, и
тогда он пошёл прочь вдоль берега и всё мотал головой из стороны в сторону, а потом садился и рычал и выл от боли — и снова шёл. А Киш тоже шёл за медведем,
а мы — за Кишем, и так мы шли весь день и ещё три дня. Медведь всё слабел и выл от боли.
— Это колдовство! — воскликнул Уг-Глук. — Ясно, что это колдовство!
— Всё может быть.
Но тут Бим опять сменил Боуна:
— Медведь стал кружить. Он шёл то в одну сторону, то в другую, то назад, то вперёд, то по кругу и снова и снова пересекал свой след и наконец пришёл к
тому месту, где встретил его Киш. И тут он уже совсем ослабел и не мог даже ползти. И Киш подошёл к нему и прикончил его копьём.
— А потом? — спросил Клош-Кван.
— Потом Киш принялся свежевать медведя, а мы побежали сюда, чтобы рассказать, как Киш охотится на зверя.
К концу этого дня женщины притащили тушу медведя, в то время как мужчины собирали совет. Когда Киш вернулся, за ним послали гонца, приглашая его прийти
тоже, но он велел сказать, что голоден и устал и что его иглу достаточно велика и удобна и может вместить много людей.
И любопытство было так велико, что весь совет во главе с Клош-Кваном поднялся и направился в иглу Киша. Они застали его за едой, но он встретил их с почётом
и усадил по старшинству. Айкига то горделиво выпрямлялась, то в смущении опускала глаза, но Киш был совершенно спокоен.
Клош-Кван повторил рассказ Бима и Боуна и, закончив его, произнес строгим голосом:
— Ты должен дать нам объяснение, о Киш. Расскажи, как ты охотишься. Нет ли здесь колдовства?
Киш поднял на него глаза и улыбнулся.
— Нет, о Клош-Кван! Не дело мальчика заниматься колдовством, и в колдовстве я ничего не смыслю. Я только придумал способ, как можно легко убить
полярного медведя, вот и всё. Это смекалка, а не колдовство.
— И каждый может сделать это?
— Каждый.
Наступило долгое молчание.
Мужчины глядели друг на друга, а Киш продолжал есть.
— И ты... ты расскажешь нам, о Киш? — спросил наконец Клош-Кван дрожащим голосом.
— Да, я расскажу тебе. — Киш кончил высасывать мозг из кости и поднялся с места. — Это очень просто. Смотри!
Он взял узкую полоску китового уса и показал её всем. Концы у неё были острые, как иглы. Киш стал осторожно скатывать ус, пока он не исчез у него в руке;
тогда он внезапно разжал руку, — и ус сразу распрямился. Затем Киш взял кусок тюленьего жира.
— Вот так, — сказал он. — Надо взять маленький кусочек тюленьего жира и сделать в нём ямку — вот так. Потом в ямку надо положить китовый ус — вот так,
хорошенько его свернув, и закрыть его сверху другим кусочком жира. Потом это надо выставить на мороз, и, когда жир замёрзнет, получится маленький круглый
шарик. Медведь проглотит шарик, жир растопится, острый китовый ус распрямится — медведю станет больно. А когда медведю станет очень больно, его легко убить
копьём. Это совсем просто.
И Уг-Глук воскликнул:
— О!
И Клош-Кван сказал:
— А!
И каждый сказал по-своему, и все поняли.
Так кончается сказание о Кише, который жил давным-давно у самого Полярного моря. И потому, что Киш действовал смекалкой, а не колдовством, он из самой жалкой
иглу поднялся высоко и стал вождём своего племени. И говорят, что, пока он жил, народ благоденствовал и не было ни одной вдовы, ни одного беззащитного старика,
которые бы плакали ночью оттого, что у них нет мяса.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015.
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
1. Кто главный герой рассказа? Каким вы его представляете? Что было самым главным в его характере? Почему его стали уважать люди?
Почему он стал «первым человеком в своём посёлке, умер, окружённый почётом, и имя его было у всех на устах»?
2. Какие строки этого произведения говорят о том, что происходило это очень давно? Каким был отец Киша? Почему люди забыли о подвиге отца?
3. В чём была тайна Киша? Почему народ племени Киша благоденствовал?
4. Подготовьте рассказ о Кише, сопроводите его рисунками.
5. Как вы понимаете последнюю фразу этого рассказа: И говорят, что, пока он жил, народ благоденствовал и не было ни одной вдовы, ни одного беззащитного
старика, которые бы плакали ночью оттого, что у них нет мяса? На какую причину благодарной памяти соплеменников о Кише указывают эти слова?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Рассмотрите иллюстрацию художника О. Поповича. Таким ли вы представляете себе героя рассказа?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015.
|