Урок 74. А.П.Платонов. "Никита": человек и природа
Урок 75. А.П.Платонов. "Никита": быль и фантастика
УРОК 74
А. П. ПЛАТОНОВ. «НИКИТА»:
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Душевный мир главного героя: его единство с природой. Одухотворение природы
и оптимистическое восприятие диалектики окружающего мира. Рассказ в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности учащихся.
Чтение и обсуждение статьи учебника о Платонове. Восприятие и выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям), пересказ его фрагментов. Устное
рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников, чтения актёров (см. фонохрестоматию).
Устные ответы на вопросы по содержанию рассказа (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя.
Рассказ о герое (с использованием цитирования) и его письменная характеристика.
Самостоятельная работа. Подготовка устного рассказа о писателе и его книгах с использованием материалов практикума «Читаем, думаем,
спорим...». Создание собственных иллюстраций к рассказу и подготовка к их
презентации и защите.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности)
Рассказ о писателе с показом презентации, которая включает в себя галерею портретов писателя, изображения
мест, связанных с именем Платонова. (См. доп. материал для учителя)
II. Чтение статьи учебника о Платонове (см. статью ниже) и обобщающая беседа:
Какая тайна писательского мастерства заключена в эпиграфе к статье? Какой совет даёт нам писатель?
Где родился будущий писатель Андрей Платонов?
Как прошло его детство?
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».
Как началась литературная деятельность Платонова?
Что вам известно об участии писателя в Великой Отечественной войне?
Какие произведения Платонова вы уже знаете? Читали ли вы его сказку «Неизвестный цветок», рассказы «Ещё — мама»,
«Корова»?
III. Рассказ в актёрском исполнении
Прослушивание и рецензирование актёрского чтения рассказа.
Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
IV. Выразительное чтение фрагментов и беседа по содержанию рассказа:
1. Выразительное чтение начала рассказа до слов «...неморгающими глазами глянуло на Никиту» и рецензирование чтения одноклассников.
Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Почему мама была вынуждена уходить от сына и оставлять его одного?
Какие чувства испытывал мальчик после ухода матери: любопытство, радость, страх, скуку? Подтвердите свои рассуждения
примерами из текста.
Почему эти чувства не только называются, но и передаются опосредованно, через фантазии Никиты?
Почему неодушевлённые предметы виделись Никите живыми?
Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
2. Чтение по ролям эпизода «Встреча с отцом» и рецензирование чтения одноклассников.
Почему с приездом отца Никита ни в одном существе больше не увидел «тайного человека»?
Какими способами писатель передаёт душевный мир мальчика?
Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Домашнее задание
Выполнить задание 2 из раздела «Проверьте себя», дополнив сведения из статьи учебника и рассказа учителя фактами, найденными в практикуме «Читаем,
думаем, спорим...».
Выполнить задание 1 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».
Индивидуальное задание.
Нарисовать к рассказу свои иллюстрации и подготовиться к их защите.
УРОК 75
А. П. ПЛАТОНОВ. «НИКИТА»:
БЫЛЬ И ФАНТАСТИКА
Основное содержание урока
Реальность и фантастика в рассказе. Развитие представления о фантастике в литературном произведении.
Основные виды деятельности учащихся. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие ф а н т а с т и к а.
Выявление функций фантастических элементов рассказа. Восприятие художественной условности как специфической характеристики
искусств а в различных формах — от правдоподобия до фантастики. Сопоставление элементов были и фантастики. Исследовательская работа (по группам).
Обсуждение иллюстрации учебника. Презентация и защита собственных иллюстраций к рассказу. Составление плана характеристики героев и их нравственная оценка.
Практическая работа. Составление цитатной таблицы «Два мира в
рассказе». Письменная характеристика героя (с использованием цитирования).
Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из вопросов (по выбору). Подготовка к выразительному чтению рассказа В. П. Астафьева
«Васюткино озеро».
I. Развитие представления о фантастике в литературном произведении
Работа со словарём литературоведческих терминов:
Найдите в словаре определение понятия фантастика.
(Мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением.)
Что означает это слово в переводе с греческого?
(Способность воображать.)
Каковы отличительные черты этого понятия? Чем фантастика отличается от реальности?
II. Реальность и фантастика в рассказе
Аналитическая беседа по выявлению функций фантастических элементов рассказа:
Какие неодушевленные существа представлялись Никите живыми? Выпишите их названия.
Почему до прихода отца Никита боялся окружающего его мира?
Почему все предметы, когда Никита был один, виделись ему злыми и свирепыми?
Как он хотел с ними поладить? Подберите примеры, подтверждающие ваше мнение.
Почему Никита представлял себе, что его умершие бабушка и дедушка живут на солнце и на луне?
Почему он видел умершего пастуха в чужом петухе?
Почему в выпрямленном гвозде он увидел «доброго человека»?
Какую важную мысль о предназначении человеческой жизни вкладывает писатель в этот образ?
Какие два мира противостоят в воображении Никиты?
Результаты беседы могут быть обобщены в таблице: "Два мира в рассказе «Никита»"
ТАБЛИЦА
Два мира в рассказе «Никита» |
«Злой» мир: почему Никита боялся его? |
«Добрый» мир: почему Никита искал у него поддержки? |
Человечек из бочки — «хотел встать и
погнаться за Никитой», «взял ножницы, чтобы обрезать себе бороду», «ответил ему чёрным страшным голосом»;
водяные люди — «были... толстые, безволосые, мокрые и вредные», «хотели у Никиты выпить глаза»;
великан — «чавкнул пастью»;
змеи в норах — «ужалят мать во сне, и мать умрёт»;
старый пень — «крякнул в ответ, и лицо у него стало сердитое»; «рот большой, он
всю капусту в огороде поест», «сумрачное, нелюдимое лицо, обросшее морщинистой корой, неморгающими глазами глянуло на Никиту»;
старая баня — «щербатое лицо... гневно ощерилось на него, как на чужого»;
колья плетня — «каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало чтото о Никите, а
третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой»;
лопухи — «угрюмо покачивали большими головами и не любили его»;
люди, живущие внутри земли, — «карябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца»;
изба — «смотрела на него, как прохожая старая тётка из дальней деревни, и шептала ему: „У-у, непутёвые, нарожали вас на
свет — хлеб пшеничный даром жевать“».
Вывод: «незнакомые злобные лица людей отовсюду неподвижно и зорко смотрели на Никиту»; после прихода отца «всем
стало боязно отца-солдата, и под землёй было тихо, никто не карябался оттуда наружу, на свет» |
Дедушка-солнце «глядело на него
в ответ тёплым лицом» и «было похоже на умершего дедушку»; «дедушка-солнце показался из-за
облака, будто дед сразу отвёл от своего лица тёмную тень, чтобы видеть своего ослабевшего внука, ползшего по земле»;
бабушка — о старой баньке: «это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала», «ты не
бабушка, ты другая»; «на луне покойная бабушка снова живёт»;
гвоздь — Никита «увидел в нём маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки».
Вывод: «этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый»; «Никита останется добрым на весь свой долгий век»
|
Цитаты пятиклассники могут вписать в таблицу дома, что поможет выработке умения вдумчиво читать, выбирая
из текста главное, точно отвечать на вопрос.
III. Исследовательская работа в группах:
Г р у п п а 1.
Выпишите из рассказа все слова, называющие чувства Никиты. Проследите, как они меняются.
В начале рассказа: я боюсь, ему было скучно, отошел от греха, в испуге поглядел на солнце, я вам дам!, занемел от страха, испугавшись,
в страхе подумал, поднялся в страхе, занемог от страха.
В конце рассказа: всем стало боязно отца-солдата, пожалел дедушкину баню.
Г р у п п а 2.
Вспомните, каким увидел старый пень герой повести Гоголя «Заколдованное место» («...но вот чудится ему, что пень
дерева пыхтит и дуется, показываются уши, наливаются красные глаза; ноздри раздулись, нос поморщился и вот так и собирается чихнуть...»).
Сравните описание пня у Гоголя с описанием пня в рассказе «Никита». Найдите в них черты сходства и различия.
Г р у п п а 3.
Найдите в рассказе просторечные слова и выражения и объясните их значение. Выполните задание 2 из раздела
учебника «Совершенствуем свою речь».
Г р у п п а 4.
Выпишите выражения, в которых Никита рассуждает о труде. Сделайте вывод о понимании Никитой роли труда в жизни человека.
Человечек из бочки — «Вставай не спи, лодырь! Чего зимой есть будешь? Иди просо полоть, тебе трудодень дадут!»
Объясните значение слова трудодень.[2]
Старый пень — «Вылезай к нам в деревню, будешь землю пахать».
Мать — «Мама, иди домой... Пускай тебе половину трудодня запишут».
Отец — «...стал колоть на дрова ветхий пень на огороде», «стругал доски в сарае», «Никите он тоже дал работу».
Никита — «давай все трудом работать, и все живые будут».
IV. Обсуждение иллюстрации учебника
и ответы на вопросы задания 5 из раздела «Совершенствуем свою речь».
V. Презентация и защита собственных иллюстраций к рассказу.
Домашнее задание
Дополнить таблицу цитатами, объясняющими, почему Никита боялся окружающего мира и искал у него поддержки.
Дать краткий письменный ответ на один из вопросов (по выбору):
— Каким показан мир фантастических существ в рассказе Андрея Платонова «Никита»?
— Почему слова добрый, труд, живой стоят в рассказе в одном смысловом ряду?
Прочитать рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро» с начала до слов «По всем признакам ждать этого осталось недолго» и подготовиться к выразительному чтению.
Индивидуальное задание.
Найти в Интернете портреты писателя В. П. Астафьева, изображения мест, связанных с его жизнью.
Следующие уроки: Урок 76. В. П. Астафьев "Васюткино озеро" >>>
Андрей Платонович ПЛАТОНОВ
1899-1951
Народ читает книги бережно и медленно. Будучи тружеником, он знает,
сколько надо претворить, испытать и пережить действительности,
чтобы произошла настоящая мысль и народилось точное, истинное слово.
А. Платонов
Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился в многодетной, жившей часто на грани нищеты семье слесаря железнодорожных мастерских на
рабочей окраине Воронежа, в Ямской слободке. «В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри, не дома, а хаты, куры, сапожники и много мужиков на
Задонской большой дороге...» На всю жизнь писатель сохранил самые добрые воспоминания о своей учительнице Аполлинарии Николаевне. «Я её никогда не
забуду, потому что я через неё узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека», — писал Платонов в автобиографии. Писательскую свою работу он,
как большинство литераторов, начал в провинциальных газетах и журналах.
Как и многие известные прозаики, в начале своего творческого пути был поэтом. В 1922 году была издана книжка его стихов «Голубая глубина». Её заметил
известный русский поэт Валерий Яковлевич Брюсов. Первый сборник рассказов Платонова вышел в 1927 году.
Сказки Платонов начал писать уже в конце своей жизни. Одно из его самых последних произведений — мудрая, немного грустная сказка-быль
«Неизвестный цветок». Рассказ «Никита» — не сказка, но и в нём есть
фантастическое.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Какие воспоминания сохранил писатель о своей учительнице?
2. Расскажите, что вы узнали о жизни А. П. Платонова.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
|