|
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
ЗИМНЕЕ УТРО
Уроки литературы в 6 классе[1]
Урок 12
|
|
УРОК 12
А. С. ПУШКИН.
«ЗИМНЕЕ УТРО»
Основное содержание урока:
Стихотворение в актёрском исполнении. Роль антитезы в композиции стихотворения. Мотив единства красоты человека,
природы и жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
Основные виды деятельности:
Восприятие и выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного
чтения одноклассников, исполнения актёров (см. фонохрестоматию). Поиск устаревших слов и выражений и определение их значения. Устные ответы на
вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Поиск цитатных примеров из стихотворения, иллюстрирующих понятие
«антитеза». Устный рассказ о стихотворении.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Стихотворение в актёрском исполнении
Сообщение о приездах Пушкина в Тверской край и истории создания стихотворения «Зимнее утро».
Стихотворение “Зимнее утро” написано 3 ноября 1829 г. В селе Павловском Тверской губернии, куда Пушкина пригласила
жившая неподалеку от Михайловского Прасковья Александровна Осипова-Вульф.
А. С. Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой – студентом Дерптского университета Алексеем Николаевичем, Анной
Николаевной, Евпраксией Николаевной – Пушкин подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в Михайловское в 1824-1826 г.
(см. подробнее материал ниже)
Прослушивание и рецензирование стихотворения «Зимнее утро» в актёрском исполнении.
Чтение стихотворения учащимися про себя и ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Лексический и историко-культурный комментарий (см. раздел учебника «Совершенствуем свою речь»).
II. Роль антитезы в композиции стихотворения
Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Работа со словарём литературоведческих терминов. Понятие об образной и композиционной антитезе.
Какая антитеза является в стихотворении главной?
(Композиционная антитеза: вьюжному вечеру противопоставлен ясный морозный день.)
Как изменения в природе связаны с состоянием людей? Дополните таблицу своими наблюдениями над текстом.
ТАБЛИЦА
Изменения в природе и в состоянии людей в стихотворении «Зимнее утро» |
Время |
Природа |
Человек |
Вечор |
Вьюга, мутное небо, тучи мрачные ... |
Ты печальная ... |
Ныне |
День чудесный, комната янтарным блеском озарена ... |
Проснись, открой взоры, звездою севера явись ... |
Групповая исследовательская работа:
Каждая из пяти групп анализирует по одной строфе стихотворения и заполняет таблицу.
ТАБЛИЦА
Анализ стихотворения «Зимнее утро» |
Образная система |
Образные антитезы |
Художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения) |
Настроение |
Образы природы: Мороз, солнце, день чудесный
Образы человека: Дремлешь, друг прелестный, красавица |
Мороз (холод) — солнце (тепло);
день (светло) — дремлешь (как ночью);
дремлешь (сон) — проснись, открой взоры (пробуждение) ... |
Эпитеты: чудесный, прелестный.
Метафоры: сомкнуты негой взоры, северная Аврора, звезда севера |
Радостное |
III. Мотив единства красоты человека, природы и жизни.
Радостное восприятие окружающей природы
С какой целью поэт создаёт образ мира, построенный на многочисленных антитезах?
Ответы на вопросы 1, 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Устный рассказ о стихотворении на тему «Роль антитезы в понимании стихотворения „Зимнее утро“».
Практическая работа.
Подготовка устных сочинений на темы «Вьюга ночью» и «Морозное солнечное утро» с использованием выразительных средств пушкинского языка.
IV. Интонация как средство выражения поэтической идеи
Обучение выразительному чтению стихотворения с использованием рекомендаций практикума «Читаем, думаем, спорим...».
И т о г о в ы й в о п р о с: почему, несмотря на множество антитез, стихотворение «Зимнее утро» воспринимается как целостная,
единая картина?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.
Выполнить письменную работу (по выбору):
Сочинение-описание на тему «Вьюга ночью» или «Морозное солнечное утро».
Ответ на вопрос «Какова роль антитезы в понимании стихотворения „Зимнее утро“»?».
Индивидуальные задания.
Создать иллюстрацию к стихотворению.
Подготовить выразительное чтение стихов Пушкина о дороге: «Зимняя дорога», «В поле чистом серебрится...»,
«Дорожные жалобы»,
«Телега жизни» и др.
Следующий урок: Тема дороги в лирике А.С.Пушкина >>>
|
|
1. Источник: Беляева Н.В.
Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с. (вернуться)
А.С.ПУШКИН
В ТВЕРСКОМ КРАЕ
В Тверской области есть Пушкинское кольцо Верхневолжья — круговой маршрут длиною около 250 км, на котором находятся места, связанные с
посещением их Александром Сергеевичем Пушкиным, а именно: путевые дворцы, помещичьи усадьбы, парки, церкви, гостиницы, мосты и кузницы.
Поэт приезжал в Тверскую губернию с 1811 по 1836 год более двадцати раз. Здесь он провел около ста дней. В разные годы он останавливался у своих друзей
в Твери, Старице, Малинниках, Павловском, Берново, Курово-Покровском, Грузинах, Торжке, Митино, Прутне.
Бывшее имение Вульфов, Павловское, расположено в трёх км к западу от Бернова на правом берегу реки Тьмы. Имение неоднократно посещал А. С. Пушкин.
Впервые он гостил в Павловском осенью 1828 г. А в январе 1829 г. вновь приехал вместе с Алексеем Вульфом и прожил здесь более недели. Гостеприимный дом
Павла Ивановича был для поэта приютом спокойствия и вдохновенного творческого труда. Снова Александр Сергеевич навестил Вульфов в октябре 1829 г. и пробыл
в имении три недели - до первых чисел ноября.
За это время он создал стихи «Зимнее утро», «Зима. Что делать нам в деревне?..», значительную часть «Путешествия Онегина» (первоначальные наброски),
начал работу над оставшимся неоконченным «Романом в письмах» и заметкой «Разговор о критике».
Дом, в котором жил Пушкин, когда приезжал в Павловское, не сохранился. Из построек XVIII в. частично уцелел лишь скотный двор, построенный из красного
кирпича. Но есть парк, река Тьма, есть леса и долины, воспетые поэтом.
Сама природа здесь – нерукотворный памятник А.С.Пушкину.
"Ты не угадаешь, мой ангел, откуда я к тебе пишу: из Павловска; между Берновом и Малинников, о которых, вероятно, я тебе много рассказывал. Вчера,
своротя на проселочную дорогу к Яропольцу, узнаю с удовольствием, что проеду мимо Вульфовых поместий, и решился их посетить. В 8 часов вечера приехал
я к доброму моему Павлу Ивановичу, который обрадовался мне как родному. Здесь я нашел большую перемену. Назад тому 5 лет Павловское, Малинники и Берново
наполнены были уланами и барышнями; но уланы переведены, а барышни разъехались; из старых моих приятельниц нашел я одну белую кобылу, на которой и съездил
в Малинники, но и та уж подо мною не пляшет, не бесится, а в Малинниках вместо всех Анет, Евпраксий, Саш, Маш и т.д. живет управитель Прасковии
Александровны Рейхман, который поподчевал меня шнапсом. Вельяшева, мною некогда воспетая, живет здесь в соседстве. Но я к ней не поеду, зная,
что тебе было бы это не по сердцу. Здесь объедаюсь я вареньем и проиграл три рубля в двадцать четыре роббера в вист. Ты видишь, что во всех отношениях
я здесь безопасен." Из письма Н. Н. Пушкиной. 21 августа 1833 г. Павловское. Адрес: Наталье Николаевне Пушкиной
в Петербурге, на Черной речке на даче Миллера. (вернуться)
ЗИМНЕЕ УТРО
А.С.ПУШКИН[3]
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,[4]
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
<1829>
(вернуться к уроку)
3. Зимнее утро («Мороз и солнце; день чудесный…») – дата создания: 3 ноября 1829, опубл.:
«Царское Село». Альманах на 1830 год. СПб., стр. 1—2.
Написано в Старицком уезде Тверской губ., в селе Павловском П. И. Вульфа, дяди друзей Пушкина. Поэт гостил у него по дороге из Москвы (после
возвращения из Арзрума) в Петербург.
В первоначальном черновике последний стих 4-й строфы читался: «Коня черкасского запречь». Он был заменен окончательным вариантом —
«Кобылку бурую запречь», — что характеризует работу Пушкина по созданию реалистического стиля.
«Зимнее утро» наполнено светом, радостью при виде нового родившегося дня, открывающего необозримые дали и красоту неброской, скудной
(«поля пустые», «леса, недавно столь густые») северной зимней природы, полной, однако, простого и тихого очарования. С неподражаемой
грацией, изящным лукавством Пушкин, «грустно очарованный» «девственной красой», пишет стихотворное признание в легкой влюбленности.
(вернуться)
4. Аврора — (устар., трад.-поэт.) утренняя заря.
(мифол.) богиня утренней зари в древнеримской мифологии. (вернуться)
6. Облучо́к – сидение для кучера или ямщика в повозке. (вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|