УРОК 69
Д. С. САМОЙЛОВ. «СОРОКОВЫЕ»
Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте-фронтовике. Актёрское чтение стихотворения. Образ ы и картины военного времени. Звукописные образы. Антитеза молодости и войны.
Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Давид Самуилович Самойлов» и составление её плана. Сообщения о военной биографии поэта с показом его портретов. Восприятие
и выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников,
исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление
художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэтов (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и
определение их художественной функции. Сопоставление стихотворений Симонова и Самойлова. Определение общего и индивидуального, неповторимого в
созданном поэтами образе Родины в период военной страды. Прослушивание и обсуждение песни В. Берковского «Сороковые» на стихи Д. Самойлова.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Краткий рассказ о поэте-фронтовике
Рассказ о поэте Давиде Самойлове, рассматривание его портретов помогают понять, что война — это такое событие, которое никогда не забывается, сколько бы лет
ни прошло. Тогда информация о том, что стихотворение «Сороковые» написано много лет спустя после войны, станет близкой и понятной.
В рассказ учителя можно включить сообщения учащихся о военной биографии Д. Самойлова,
подготовленные на основе поиска материалов о нём. См. материал ниже:
II. Актёрское чтение стихотворения
Прослушивание и рецензирование актёрского чтения стихотворения «Сороковые» и ответы на вопросы из
раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение». См. стихотворение ниже:
III. Образы и картины военного времени. Звукописные образы.
Антитеза молодости и войны
Чтение и обсуждение статьи учебника «Давид Самуилович Самойлов», подбор цитат из стихотворения
«Сороковые», подтверждающих положения статьи, составление цитатной таблицы. См. статью ниже:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Статья учебника «Давид Самуилович Самойлов» и стихотворение «Сороковые» |
Тезис из статьи учебника |
Пример из стихотворения |
Это стихотворение о войне, юности, мечтах и испытаниях |
|
...Вспомнить себя, «худого, весёлого и задорного», вспомнить с тёплой грустью |
|
Немножко иронично, насмешливо улыбнуться тому, как тогда, в сороковые... пытался
выглядеть опытнее и взрослее |
|
Композиция стихотворения представляет собой смену кадров, как в кино |
|
Совпадение — великая трагедия и юность героя |
|
В конце стихотворения... нет уже в интонации автора ни торжественной трагедийности,
ни иронической усмешки, а остаётся спокойное, чуть грустное понимание пережитого |
|
Ответы на вопросы 1—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Групповая работа:
Группа 1.
Какие детали военного времени использует поэт для создания картин войны?
Какие чувства вызывают у читателя эти слова и выражения?
Суровое лицо войны рисуется поэтом при помощи таких выражений, как извещенья похоронные, перестуки эшелонные, погорельцы и др. Они
вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды, горя.
Группа 2.
Как поэт использует для этого звукопись?
В первых строфах картину мира, разорванного войной, дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями на «р»: сороковые, роковые,
фронтовые, похоронные, перестуки, рельсы, просторно, погорельцы.
Группа 3.
Как поэт создаёт в своём стихотворении образ времени?
Образ времени помогает воссоздать композиция стихотворения, построенного по «кинематографическому» принципу. Первая картина
(1—2-я строфы) заканчивается многоточием, что подчёркивает раздумья автора о войне. Фрагментарность описаний, общий план
увиденных, как в кино, картин в 1—8-м стихах приводят читателя к мысли, что военные «кадры» поэт воссоздаёт в своей памяти уже после
войны, когда он далеко не мальчишка, а закалённый жизнью человек.
Вторая картина (3—5-я строфы) рисуется с самоиронией. Зрелый человек вспоминает себя юным солдатиком, когда он для важности хотел
казаться старше. Приметы напускной взрослости — «табак в кисете», «мундштук наборный»; он и весело «с девчонкой балагурит», и
хромает «больше нужного». С иронией звучит строка «и всё на свете понимаю». Так старый солдат подшучивает над собой, вспоминая юность.
Группа 4.
Почему в 6—7-й строфах так много восклицательных интонаций?
В чём трагизм последних двух строк стихотворения?
Поэт сожалеет о юности, опалённой войной, когда в жертву были принесены жизни миллионов мальчишек. Поэт, как и они, был «худым, весёлым и задорным», может
быть не осознавая тогда всего ужаса происходящего и осмыслив это только значительно позже. Чувства лирического «я» яркие, интонации экспрессивные, они подчёркнуты
восклицательными конструкциями. Но поэт понимает, что война — это школа жизни, и она закалила характер, научила стойкости, гуманизму
и мудрости. Его юность совпала с войной, но ему повезло: его на войне не убили. Поэтому много лет спустя в нём «очнулись» воспоминания
о войне, которая, наверное, и сделала его настоящим человеком. Он понимает, что для защиты мира необходима вечная память о погибших
и суровая правда о войне, сохранённая её участниками.
В одном из послевоенных стихов Д. Самойлов напишет:
Перебирая наши даты,
Я обращаюсь вновь к ребятам,
Что в сорок первом шли в солдаты,
И в гуманисты в сорок пятом.
А гуманизм не просто термин,
К тому же, говорят, абстрактный.
Я обращаюсь вновь к потерям,
Они трудны и невозвратны...
IV. Прослушивание песни «Сороковые, роковые...» на стихи Давида Самойлова в исполнении Виктора Берковского.
Практические работы.
Составление сопоставительной цитатной таблицы «Образ Родины в стихах о войне К. Симонова и Д. Самойлова»
или подбор цитат к теме «Роль антитезы в стихотворениях о войне».
V. Чтение и обсуждение статьи Г. Артоболевского «Художественное чтение и задачи чтеца»
(см. статью ниже ), поиск в ней советов исполнителю и их использование при подготовке выразительного чтения.
Ответы на вопросы из раздела учебника «Проверьте себя».
VI. Стихи о войне читаются учениками в заключительной части урока в виде монтажа-переклички, когда каждую строфу
произносит новый исполнитель. См. стихи ниже):
Домашнее задание
Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть.
Устное выполнение «Творческого задания».
Письменный ответ на вопрос «Почему антитеза молодости и войны придаёт стихотворению „Сороковые“ трагическое звучание?».
Подбор материалов о биографии и творчестве В. П. Астафьева с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под
руководством учителя).
Чтение рассказа «Конь с розовой гривой».
Индивидуальное задание.
Ответ на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Следующие уроки: 70-73. В. П. Астафьев. "Конь с розовой гривой" >>>
ДАВИД САМУИЛОВИЧ САМОЙЛОВ
(1920 – 1990)
Давид Самойлов — поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, он со студенческой скамьи ушёл на фронт. Самым известным произведением поэта стало
стихотворение «Сороковые». Это стихи о войне, о юности, о мечтах и испытаниях. Но написано это стихотворение не во время войны, не на фронте. Почти два
десятилетия спустя поэт вспомнил «сороковые, роковые». Прошедшие годы, возмужание, жизненный опыт позволили поэту шире и глубже понять трагедию «свинцовых»
и «пороховых» лет, с высоты зрелого возраста вспомнить себя, «худого, весёлого и задорного», вспомнить с тёплой грустью. Немножко иронично, насмешливо
улыбнуться тому, как тогда, в сороковые, с девчонкой балагуря, пытался выглядеть опытнее и взрослее. Композиция стихотворения представляет собой смену
кадров, как в кино. Сначала нам открывается общий вид, широкая панорама:
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Ощущение космической широты пространства подчёркивается словами «Просторно. Холодно. Высоко». И тут же возникает другой кадр — герой «в своей замурзанной
ушанке». Так подчёркивается совпадение — великая трагедия и юность героя. И в конце стихотворения вновь панорама, но нет уже в интонации автора ни
торжественной трагедийности, ни иронической усмешки, а остаётся спокойное, чуть грустное понимание пережитого столкновения мечты и беды, юности и войны.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)
СОРОКОВЫЕ
Д. С. Самойлов
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И всё на свете понимаю.
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
1961
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)
РАЗЬЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
1. Какими настроениями пронизано стихотворение Д. Самойлова? Как вместе с настроением меняется авторская интонация?
2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать вслух
только эпитеты этого четверостишия?
3. Как вы думаете, почему так много слов, обозначающих пространство, во втором четверостишии («просторно», «высоко», «с запада к востоку»)?
4. С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя?
5. Попросите своих близких рассказать вам о стихотворениях и песнях, посвящённых Великой Отечественной войне.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Перечитайте последнее четверостишие. О ком, о себе или о целом поколении, говорит поэт? Прочитайте вслух первое и последнее четверостишия.
Отличаются ли они по звучанию, настроению, интонации? Если отличаются, то чем? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
Д. С. Самойлов. «Сороковые»
1. Каким настроением пронизано стихотворение Давида Самойлова? Как вместе с настроением меняется интонация актёра, читающего стихотворение?
2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональное содержание строфы, если прочитать вслух только эпитеты этого
четверостишия? Как это звучит в чтении актёра?
3. С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя? Как это передаёт актёр?
4. Прослушайте внимательно первое и последнее четверостишия. Различаются ли они по звучанию, настроению, интонации? Если различаются, то чем?
5. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть. Постарайтесь передать смену чувств и настроений автора.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ
И ЗАДАЧИ ЧТЕЦА
Художественное чтение — искусство исполнительское.
У чтецов исключительные возможности выбора репертуара. От «Илиады» и «Слова о полку Игореве» до злободневного газетного фельетона — всё может быть воплощено
в художественном слове. Но задача заключается не в том, чтобы «выразительно огласить» литературное произведение. На основе литературного материала чтец должен
создать новое художественное произведение, отличающееся от первоисточника (точно так же, как спектакль отличается от пьесы).
Передать слушателям живую мысль в прочувствованных образах искусства, чтобы в определённом направлении воздействовать на аудиторию, — основная задача
чтеца-художника. Поэтому исполнение должно быть понятным, впечатляющим и убедительным. Оно должно воздействовать на ум, чувство и волю слушателей; соответственно
в нём должны участвовать разум, чувство и воля исполнителя. Это возможно лишь тогда, когда чтец убеждён в идейной и художественной полноценности литературного
материала.
Путём внимательного изучения чтец должен определить все авторские указания, которые заключаются как в содержании, так и в форме произведения. Трактовка темы,
образы героев, графическое расположение текста и многое другое следует рассматривать как указания автора, требующие определённого выполнения. Там, где чтец,
лишённый трудолюбия, творческой чуткости и фантазии, увидит лишь одну возможность «докладывания текста», чтец-художник найдёт много различных способов
интерпретации произведения и выберет из них тот, который наиболее близок его индивидуальности. Вследствие этого интерпретация одного и того же произведения
будет различной у разных исполнителей.
Чтобы воплотить в звучащем слове любое литературное произведение, исполнителю-чтецу, помимо природной одарённости, необходимы общая культура, положительные
знания, профессиональная оснащённость.
Исполняемое произведение, прежде всего, надо любить, сжиться с ним.
Умение проанализировать произведение, умение чётко поставить перед собой действенную задачу, умение подчинить этой задаче все художественные средства — вот
фундамент правдивого исполнения.
Г. В. Артоболевский
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. О чём говорится в произведениях К. Симонова и Д. Самойлова? В чём мы должны убедить слушателей, чем взволновать, читая вслух эти произведения? Какие мысли
и чувства авторов особенно важно сообщить слушателям при произнесении этих стихотворений?
2. Что необходимо помнить, по мнению известного чтеца Г. В. Артоболевского, перед чтением стихотворений вслух? На что надо обратить внимание в процессе
подготовки художественного чтения литературного произведения?
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)
ПЕРЕД БОЕМ
Д. С. Самойлов
В тот тесный час перед сраженьем
Простуженные голоса
Угрюмым сходством выраженья
Страшны, как мертвые глаза.
И время не переиначишь.
И утешение одно:
Что ты узнаешь и заплачешь,
И что тебе не все равно.
1944 г.
БАБЕЛЬСБЕРГ. 1945
Д. С. Самойлов
Мне снился сон, тифозный и огромный,
Как долгий дождь, подробно, не спеша,
Как будто в целом мире от разгрома
Не уцелела ни одна душа.
И только пятна трупов вдоль обочин,
И только – крупы вымерших коней,
И только – роща голая и очень
Просторный сумрак плещется по ней.
Прошли войска по Западной Европе.
Пролязгали железные стада.
И медленно, как в сказке о потопе,
Обратно в русла схлынула вода.
И просыхают прусские долины.
И тишина объемлет шар земной.
Но где он, голубь с веткою маслины,
Не жди его, новорожденный Ной!
Так холодно в Германии и пусто.
По рощам осень ходит не спеша.
Дома оглохли. И такое чувство,
Что нет души. Что вымерла душа.
А в кабаке оркестр играет танцы.
Цветные юбки кружатся в пыли.
И пьют коньяк в домах американцы,
И русские шагают патрули.
Скрежещут ставни, старые, косые,
Тревожное идет небытие…
Как хорошо, что где-то есть Россия,
Моя мечта, прибежище мое!
1946 г.
ТРЕВОГА
Д. С. Самойлов
Долго пахнут порохом слова.
А у сосен тоже есть стволы.
Пни стоят, как чистые столы,
А на них медовая смола.
Бабы бьют вальками над прудом –
Спящим снится орудийный гром.
Как фугаска, ухает подвал,
Эхом откликаясь на обвал.
К нам война вторгается в постель
Звуками, очнувшимися вдруг,
Ломотой простреленных костей,
Немотою обожженных рук.
Долго будут в памяти слова
Цвета орудийного ствола.
Долго будут сосны над травой
Окисью синеть пороховой.
И уже ничем не излечим
Пропитавший нервы непокой.
«Кто идет?» – спросонья мы кричим
И наганы шарим под щекой.
1947
ЛУЧ СОЛНЦА ВДРУГ МЕЛЬКНЁТ, КАК СПИЦА...
Д. С. Самойлов
Луч солнца вдруг мелькнет, как спица,
Над снежной пряжею зимы...
И почему-то вновь приснится,
Что лучше мы, моложе мы,
Как в дни войны, когда, бывало,
Я выбегал из блиндажа
И вьюга плечи обнимала,
Так простодушна, так свежа;
И даже выстрел был прозрачен
И в чаще с отзвуками гас.
И смертный час не обозначен,
И гибель дальше, чем сейчас...
1961
(вернуться к уроку)
ИЗ ВОЕННОЙ БИОГРАФИИ
Д. С. САМОЙЛОВА
Окончив в 1939 году школу, Давид Самойлович Самойлов поступил в ИФЛИ. В 1941 году, окончив ИФЛИ, публикует свои первые стихи.
Через несколько дней после начала войны уходит добровольцем сначала на оборонные работы на Смоленщине, затем зачислен курсантом Гомельского военно-пехотного училища,
где был только два месяца – по тревоге были подняты и отправлены на Волховский фронт.
Служил пулемётчиком на Волховском фронте. Весной 1943 года пулемётчик 1-го отдельного стрелкового батальона 1-й отдельной стрелковой бригады красноармеец
Кауфман был награждён медалью «За отвагу». Во время атаки он первым ворвался в немецкую траншею и в рукопашной схватке уничтожил трёх гитлеровских солдат.
Тогда же получил первое тяжелое ранение.
После тяжелого ранения пять месяцев провел в госпиталях, затем снова возвращается на фронт, находится в моторазведроте. Был разведчиком на Белорусском фронте.
В 1944 году за участие в боях на Волховском и Первом Белорусском фронтах и полученные тяжелые ранения был награжден медалью «За боевые заслуги». Участвовал
в прорыве блокады Ленинграда, с войсками дошел до Берлина.
Во время боев за Берлин захватил немецкий бронетранспортёр и трёх пленных, в том числе унтер-офицера, давшего ценные сведения,
за что в июне 1945 и был награждён орденом Красной Звезды. Поэт был награждён еще несколькими медалями и почётным знаком «Отличный разведчик».
Последнее звание – старший сержант.
В годы войны сочинял стихотворные сатиры на Гитлера для гарнизонной газеты под псевдонимом «Семён Шило».
После войны Самойлов долгое время выступал как переводчик поэзии. Первая книга «Ближние страны» вышла в 1958 году.
Вспоминая о войне, Самойлов пишет: «Мы ведь были очень молоды тогда, в сорок первом и в сорок пятом году. Это время было
нашей юностью, и все прекрасное, что связано с юностью, у нас отнесено в то время. Когда я пишу о войне, я пишу еще и о юности. И эта тема, неувядаемая
для каждого писателя, тоже возвращает меня к войне и высветляет темный ее фон... Многое из того, что я видел на небольшом участке, доступном обозрению солдата,
складывается теперь в большую историческую картину. Собственные впечатления и переживания придают этой картине особую, живую содержательность и как бы личное
отношение к истории. Война помогла мне понять, как народ участвует в истории, как великие исторические события формируют сознание народа».
О фронтовой поэзии Давид Самойлов писал: «До настоящего времени не совсем точно определён термин «фронтовая поэзия». То ли это стихи, написанные на фронте,
то ли вообще стихи о войне, то ли просто стихи, написанные фронтовиками. Я под этим термином разумею стихи о войне, созданные фронтовиками, не зависимо от
времени написания.
А война была разной. Бой – это вещь особая. Кто воевал, тот знает.
С конца августа 1942 года по конец марта 1943 бессменно находился на передовой при речке Назия, в составе пулемётного расчёта 3-го батальона
1-ой Отдельной горно-стрелковой бригады. Получил тяжёлое ранение в руку в бою под Мгой. К осени оказался я в Горьком, в учебной роте запасного полка.
Я просился на фронт и получил направление в распоряжение Разведотдела штаба 1-го Белорусского фронта в конце января 1944 года. С той поры до демобилизации
я находился в составе 3-ей Отд. моторазведроты, её комсоргом. Последний чин – старший сержант. На фронте стихов не писал, записывал отдельные строфы,
а стоя на посту в бесконечные зимние ночи, в голове сочинял роман.»
Давид Самойлов в 1943-м пишет в дневнике: «Я встретился с “максимом” как со старым знакомым. Я его знаю. Он меня знает. И говорить нам не о чем».
(вернуться к уроку)