Урок 10. Жанр летописи. Уроки литературы в 7 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 7 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Предание: история и особенности жанра
Урок 1. Наука читать книги
Урок 2. Внеклассное чтение. Что ценнее: богатство, мудрость или доброта?
Урок 4. Внеклассное чтение. Легенды древней Британии
Уроки 5-6. Былины — героический эпос русского народа
Урок 9. Внеклассное чтение. Карело-финский эпос "Калевала"
Уроки 12-13. Повесть о Петре и Февронии Муромских
Рукописная книга в Древней Руси
Лихачев Д.С. Сочинения князя Владимира Мономаха (из книги "Великое наследие")
Лихачев Д.С. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (из книги "Великое наследие")
Радзивилловская летопись. Миниатюра: Поход Олега Вещего с дружиной на Царьград.
Повесть о разорении Рязани Батыем. Миниатюра. Лицевой свод XVI в. Древний летописец, т. II. (Санкт-Петербург, БАН)
"Повесть временных лет" как литературный памятник (урок литературы в 5 классе)

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ...»
ЖАНР ЛЕТОПИСИ


Уроки литературы в 7 классе[1]
Урок 10


Все уроки данного раздела разработаны строго по программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной, поэтому предусматривается, что знакомство школьников с литературой Древней Руси произошло в 5 классе и продолжилось в 6 классе, что предполагает наличие определенных знаний учеников по истории Отечества и истории литературы X—XVI веков. Опираясь на эти знания семиклассников, учитель-словесник может подойти к изучению летописи уже с теоретико-литературных позиций, углубляя представления учащихся о развитии литературы и формировании ее жанрово-родовой системы.
Все предложенные уроки вариативны: учитель сам определяет, какое количество часов и какой материал необходимы для каждого конкретного класса.

Чтение — вот лучшее учение.
Русская пословица


Цели урока:
— продолжить знакомство семиклассников с литературой Древней Руси и ее идейно-художественным своеобразием;
— формировать у школьников интерес к истории родной страны и истории развития русской литературы;
— формировать устойчивое представление учащихся о поступательном развитии истории и литературы, об их взаимосвязи в контексте мирового исторического развития;
— знакомить с произведениями древнерусской литературы и их художественными особенностями;
— продолжить знакомство с жанром летописи;
— развивать эмоциональную отзывчивость школьников на содержание прочитанного произведения литературы;
— развивать интерес к литературным произведениям на историческую тему;
— воспитывать уважительное отношение к культуре своего народа и его прошлому.

Форма урока:
синтетический урок с элементами интеграции знаний по разным научным областям; слово учителя, сообщения учащихся, чтение произведений и беседа о прочитанном.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Слово учителя
(желательно — с компьютерной презентацией).

В течение многих столетий фольклор был единственной формой словесного искусства восточных славян. Благодаря устному народному творчеству до нас дошли сведения о происхождении славян, их быте и расселении по территории Европы. Предания и легенды донесли до последующих поколений память народа, его нравственные представления и красоту языка, а также образное ви́дение мира, его художественное освоение.

До сих пор никто не может аргументированно доказать, что у древних славян была письменность еще до принятия христианства. Однако она, безусловно, существовала и у западных славян, и у восточных.

Это было вызвано прежде всего потребностями средневекового государства: свой собственный алфавит и хорошо образованные люди нужны были и для торговых дел, и для заключения разного рода договоров с другими странами, и для развития ремесел, и для составления юридических документов гражданами Киевской Руси (письменные завещания, дарственные, надписи, удостоверяющие собственность и т. п.).

Разнообразие письменных памятников, относящихся к X—XI векам и созданных на основе кириллицы, свидетельствует о том, что русско-славянская письменность возникла задолго до этого времени, более того, она уже прошла значительный период своего развития. Возможно, что в разных местах даже одного государства существовали различные алфавиты, но с принятием Русью христианства в 988 году наиболее важные памятники письменности «перевели» на язык старославянский (в своей основе болгарский).

Славянская азбука, составленная еще в IX веке братьями-славянами Константином (в монашестве — Кириллом) и Мефодием, уроженцами греческого города Солуни, была, несомненно, совершеннее древнейших алфавитов, иначе они бы не уступили свое место новому письменному языку. К тому же на кириллице (так назвали новую азбуку потомки) были написаны все богослужебные книги Православия. До сих пор службы в православных храмах ведутся на старославянском языке. Придя на Русь, Православие принесло и свой язык, и свои книги, и свою культуру.

Постепенно на Руси сложилась парадоксальная ситуация: литературным языком был в Средние века язык русский, отличающийся от старославянского и звуками, и морфологией, и особенно лексикой, и синтаксисом, а старославянский язык был преимущественно языком церковно-литературных произведений (богослужебных книг, поучений, житий святых). Литературный русский язык, возникший на народной основе, употреблялся в произведениях делового и художественного характера (например, свод законов Древней Руси, известный нам под названием «Русская правда», или «Поучение» Владимира Мономаха, а также знаменитое «Слово о полку Игореве»). Оба языка были родственны друг другу, поэтому образованные люди Средневековья осваивали и тот и другой.

В средневековой Руси было два языка: язык обыденной жизни — русский и язык письменной культуры — церковнославянский[2]. Древнерусские книги не похожи на современные: во-первых, они были рукописными, так как печатать книги на Руси стали с середины XVI столетия; во-вторых, до середины XVI века на территории нашего государства не знали, что такое бумага, поэтому книги писались на пергаменте (тонко выделанной и отбеленной коже: телячьей, козьей или свиной). Сам текст писался черными чернилами (отсюда и их название), а первые буквы абзаца, т. е. отступа в начале строки, — красной краской (отсюда и выражение красная строка).

Многие произведения древней литературы не сохранили имен своих авторов, потому что переписчики книг часто были одновременно и переписчиками как таковыми, и авторами, и редакторами чужих текстов. Понятие литературной собственности древнерусскому книжнику и «списателю» было неизвестно. Конечно, здесь сыграла роль и фольклорная традиция: главное передать информацию, идейное содержание произведения, а не собственную точку зрения на события и людей. Отсюда различные списки произведений, т. е. несколько очень схожих между собой копий, среди которых трудно отыскать оригинал и редакции этих же произведений — оригинал и его копии, в которые переписчики внесли свои исправления, дополнения или сократили их по своему усмотрению.

Как правило, книги русского Средневековья создавались и хранились в православных монастырях — центрах христианской культуры, просвещения, письменности и литературы. Вначале большие собрания рукописных книг накапливались именно в монастырях и у редких частных лиц, обычно из духовенства или княжеского рода, затем книги стали приобретать богатые люди, а также учителя городских школ. Но книг было крайне мало и из-за способа их изготовления, медленного и дорогостоящего, и по причине того, что памятники письменности гибли при пожарах, наводнениях, во время войн, их точили черви, они просто истлевали от старости.

Меньше всего до нас дошло произведений светской, т. е. нецерковной, литературы, потому что о них не заботились монастыри и священнослужители: не берегли их, не восстанавливали испорченные страницы и целые произведения, не давали на переписку стареющие книги. Нам поэтому сегодня трудно судить о том, какой была древнерусская литература, но по тому, что сохранилось, можно хорошо представить, что была она и многообразной, и интересной, и любимой своими читателями.

Основа древнерусской литературы самобытна, т. е. никем не заимствована, потому что выросла из высокой культуры родной устной речи и русского народного поэтического творчества. В древнерусской литературе сохранилось множество ярких отражений отечественного фольклора, что свидетельствует о той важной роли, которую играло устное народное творчество в быту и литературной деятельности наших предков.

«...Древнерусская литература делилась, с одной стороны, на переводную и оригинальную, с другой — на церковную и светскую (нецерковную). Разделения на художественную и нехудожественную литературу средневековая русская литература не знала (выделено нами. — Н. К.), — писал известный историк литературы Юрий Михайлович Лотман. — Все, что писалось, имело какую-либо идеологическую или практическую цель: религиозную, публицистическую, историческую, нравственно-поучительную, юридическую, деловую и пр. Одновременно любое из этих сочинений было в той или иной мере отмечено художественностью, образностью и, бесспорно, действовало на аудиторию и с эстетической стороны»[3].

Все письменные памятники литературы Древней Руси ученые-литературоведы разделили на несколько видов, или жанров:

● летописи;
● проповеди;
● поучения;
● жития́;
● «слова»;
● повести (сначала переводные, затем самобытные, «чисто» русские);
● апо́крифы.

II. Работа с учебником.

Давайте откроем наши учебники и прочитаем вступительную статью к разделу «Древнерусская литература» (с. 50—51).

— Расскажите подробно, о чем эта статья.

— Что нового вы узнали из данного текста?

— В чем и как именно текст статьи учебника перекликается с рассказом учителя? Аргументируйте свой ответ.

— Информация из какой части статьи учебника учителем совсем не затронута?
(Уважительное отношение на Руси к книгам и знанию вообще.)

— Подумайте и ответьте на вопрос: говорит ли обилие жанров древнерусской литературы об уважительном отношении к книгам, чтению, учению как таковому? Почему?

Прочитаем вместе вступительную статью учебника к текстам из «Повести временных лет».

— Сколько абзацев в данной статье? можете сформулировать свою мысль кратко, перескажите абзац (по одному абзацу на ученика).

— Выделите в каждом абзаце главную мысль.

— Как вы полагаете, существует ли логичный переход от данной статьи к следующему за ней тексту? Как вы догадались?

III. Комментированное чтение фрагмента летописи (учебник, с. 52).

Чтение учителем фрагмента «Из похвалы князю Ярославу и книгам» на древнерусском языке (см. фрагмент ниже), ученики при этом могут следить за чтением по учебнику.

— Понравилось ли вам звучание текста? Что оно вам напоминает?

— Заинтересовал ли сам фрагмент летописи? Почему?

— Давайте прочитаем его перевод на современный русский язык. Изменилось ли ваше восприятие прочитанного?

— Что наиболее заинтересовало в данном тексте? Почему?

— Что вызвало неприятные ассоциации и с чем именно? Аргументируйте свой ответ.
(Нотации учителей и родителей по поводу хорошей учебы и чтения книг.)

— Как вы полагаете, прав ли безымянный автор текста: «Велика ведь бывает польза от учения книжного»? Докажите свою точку зрения примерами из книг, кинофильмов, реальной действительности.

— Какие слова из данного текста вам непонятны? Назовите их.

— Давайте запишем эти слова на доске и в тетрадях и попытаемся самостоятельно их объяснить.

Покая́ние — 1) в широком смысле слова под этим понятием подразумевается кардинальная, резкая перемена жизни, связанная с переосмыслением прошлого: своих мыслей, идеалов, поступков;
2) «Покая́ние та́инство — одно из семи таинств Церкви, в котором кающемуся христиани́ну прощаются соделанные им грехи и дается благодатная помощь на исправление жизни. Совершается оно на и́споведи...»[4]

— Как вы думаете, почему в летописном фрагменте употребляются церковнославянские слова, имеющие религиозное, духовное значение?

— Что вы сами знаете о таинстве покаяния? Расскажите, если есть желание.

Воздержание — 1) в общепринятом смысле слова — обуздание своих желаний (в пище, развлечениях, одежде и т. п.);
2) «Удержание от излишнего употребления пищи, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным употреблением постоянно одинаковой пищи, от чего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя ее» (свт. Игнатий)[5].

— Опять перед нами церковнославянское слово, принадлежащее церковнославянской лексике. Случайно ли это?

— Что мы с вами сегодня узнали о двуязычии средневековой Руси?

Вывод.
Древнерусская литература в основе своей была православной литературой, отражала православное мировосприятие народа Древней Руси, поэтому использовала церковнославянскую лексику, понимаемую в те времена и читателями — людьми грамотными, и слушателями — гражданами православного государства.

IV. Работа с эпиграфом к уроку.

— Давайте еще раз прочитаем эпиграф к уроку. Какова его основная мысль?

— Как вы думаете, почему именно эти слова были выбраны в качестве эпиграфа?

— Приведите свои примеры в качестве доказательства правильности данной пословицы.

V. Сообщения учащихся (примерные темы сообщений).

Сообщение 1. Русские летописи.

Сообщение 2. «Повесть временных лет».


Вывод.
В центре внимания всех летописцев — судьбы Русской земли, поэтому тема Родины является главной и в «Повести временных лет», и в других русских летописях. Отношение к родине, ее интересам является мерилом для летописца и во взгляде на князей и их деяния, и в отношении к простым людям и воинам.

VI. Подведение итогов урока.

— Итак, сегодня мы с вами снова встретились с жанром летописи. Расскажите кратко, чем отличается летописный рассказ от художественного произведения.

— Попробуйте связно, кратко и четко сформулировать, что такое летопись.

— Какие черты летописных сказаний вы можете выделить? (Записываем на доске и в тетрадях по литературе.)

Летописные сказания:
● кратки, лаконичны;
● необычайно злободневны, т. е. публицистичны;
● просты и точны;
● объективны (установка на достоверность);
● в них нет четко выраженного авторского отношения к описываемому, в то же время мы чувствуем, на чьей стороне летописец;
● глубоко патриотичны;
● связаны с устным народным творчеством и своими жанрами, и языком, и взглядом на окружающий мир.

— Так что же такое летопись: просто хронологические записи «по летам», т. е. по годам, или литературное произведение? Аргументируйте свою точку зрения.

VII. Домашнее задание.

Для слабо подготовленных учеников:
— прочитать по учебнику из летописи «Повести временных лет» фрагмент «Из похвалы князю Ярославу и книгам» (с. 52), подготовить его выразительное чтение;

— поработать с вопросами и заданиями № 1—3, данными после этого текста (с. 52).

Для всего класса:
— прочитать и подготовить пересказ сказаний из «Повести временных лет» о княжении княгини Ольги;

по выбору:
— на основе прочитанного подготовить рассказ о начале династии Рюриковичей;

— подготовить подробный рассказ о князе, получившем прозвание Олег Вещий;

— проиллюстрировать любое предание о Вещем Олеге.

Для самостоятельного чтения:
1. Давыдова Н. В. Евангелие и древнерусская литература: Учеб. пособие для учащихся среднего возраста. — М., 1992.
2. Крутогоров Ю. Крещение Руси: Владимир Красное Солнышко. — М., 2000.
3. Карпов А. Ю. Сказания русской летописи: Для семейного чтения. — М., 2001.

Индивидуальные задания (2—3 ученикам):
— читать книгу Б. Н. Путилова «Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди»[6], главы, посвященные Киево-Печерскому монастырю. Подготовить рассказ об этом монастыре, подобрать к нему иллюстрации;
— читать раздел «Древнерусская литература» в книге «Читаем, думаем, спорим...» (с. 33—35), подготовить ответы на вопросы.

Следующие уроки: "Поучение" князя Владимира Мономаха>>>


1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 7 классе. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с. (вернуться)

2. См.: Лотман Ю. М. Учебник по русской литературе для средней школы. — М.: Языки русской культуры, 2001. — С. 17. (вернуться)

3. Лотман Ю. М. Учебник по русской литературе для средней школы. — М.: Языки русской культуры, 2001. — С. 18. (вернуться)

4. Молотков С. Е. Практическая энциклопедия православного христианина: Основы церковной жизни. — СПб.: САТИСЪ, 2000. — С. 131. (вернуться)

5. Молотков С. Е. Практическая энциклопедия православного христианина: Основы церковной жизни. — СПб.: САТИСЪ, 2000. — С. 38—39. (вернуться)

6. См.: Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 1999. — С. 255—267. (вернуться)




Отрывок из «Повести временных лет» («Из похвалы князю Ярославу и книгам»)
Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрЬтаемъ и въздержанье от словесъ книжныхъ. Се бо суть рЬкы, напояющи вселеную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утЬшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть... Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилЬжно, то обрящеши велику ползу души своей...

[Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей...]

Вопросы и задания
1. Расскажите кратко о том, как в древности трудились над рукописной книгой, какие жанры литературы включены в «Повесть временных лет». Используйте для своего ответа высказывания исследователей древнерусской литературы.
2. Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья»?
3. Какова основная мысль прочитанного текста и сумели ли вы понять его на древнерусском языке? Прочитайте выразительно текст на древнерусском языке и тот же текст в пересказе. (вернуться к заданию)
 
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz