|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
ТОЛСТОЙ АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
(1817 — 1875)
Уроки литературы в 8 классе[1]
|
|
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
А. К. ТОЛСТОЙ. «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»
УРОКИ 41—42
О царь Иван! Прости тебя Господь!
Прости нас всех! Вот самовластья кара!
Вот распаденья нашего исход!
А. К. Толстой. «Смерть Иоанна Грозного»[2]
Цели уроков:
— продолжение знакомства восьмиклассников с личностью и творчеством А. К. Толстого;
— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы;
— воспитание уважительного отношения к истории и культуре русского народа и его прошлому.
Форма уроков:
синтетические уроки, включающие в себя слово учителя (при возможности презентацию), сообщение учащегося, чтение отрывка из произведения
(по выбору) и беседу о прочитанном, пересказ, словесное рисование.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
I. Слово учителя.
Обращение Алексея Константиновича Толстого в своем поэтическом и прозаическом творчестве к истории в подавляющем большинстве случаев было вызвано
желанием найти в прошлом подтверждение и обоснование своим идейным устремлениям.
Такое отношение к истории мы встречаем у многих писателей XVIII—XIX веков, причем у писателей различных общественно-литературных направлений.
Оно служило у них, естественно, различным политическим целям. Такое отношение к истории характерно, в частности, и
для дум К. Ф. Рылеева,
в которых исторический материал часто использовался для пропаганды в духе декабризма. И, несмотря на коренные различия в политических и эстетических
взглядах, А. К. Толстой мог в какой-то мере опираться на поэтический опыт К. Ф. Рылеева. Например, Толстой считал, что художник вправе поступиться
исторической точностью, если это необходимо для воплощения его замысла.
Анализируя исторические произведения А. К. Толстого, необходимо иметь в виду тот идеал полноценной, гармонической личности, которого он не
находил в современной ему действительности и который искал в прошлом. Храбрость, самоотверженность, глубокое патриотическое чувство,
суровость и в то же время человечность, своеобразный юмор — вот черты этого искомого идеала. Исторические процессы и факты при этом А. К. Толстой
рассматривал с точки зрения моральных норм, которые казались ему одинаково применимыми и к далекому прошлому, и к настоящему, и к не менее далекому
будущему. В его прозаических и поэтических произведениях на историческую тему борются не столько социально-исторические силы, сколько моральные
и аморальные личности.
При изображении исторических деятелей Алексей Толстой в первую очередь руководствовался их моральным обликом. Этой моралистической точке
зрения на историю неизменно сопутствует в творчестве Толстого психологизация исторических деятелей и их поведения. Сюжеты и мотивы, лежащие в
основе ранней прозы А. К. Толстого, имели хождение в западноевропейской литературе конца XVIII — первых десятилетий XIX века, в первую очередь
в литературе романтизма.
Как у многих писателей России начала XIX столетия, не только в поэзии, но и в прозе А. К. Толстого исторической теме предшествовали темы
фантастические — таково было общее мироощущение молодых литераторов той эпохи. В годы зрелости, в романе «Князь Серебряный» и драматической
исторической трилогии, фантастические мотивы приобретают иную художественную функцию, с одной стороны, характеризуя «понятия, верования, нравы
и степень образованности» людей далекой от писателя эпохи, исполненной суеверий и предрассудков, с другой — являясь способом раскрытия психологии
и скрытых пружин поведения героя.
Воспитанный на любви к русскому народу, его истории и устному поэтическому творчеству, А.К.Толстой создал
несколько произведений по мотивам былинного эпоса: «Илья Муромец», «Алеша Попович», «Садко», «Курган»,
«Богатырь», «Змей Тугарин». Его исторические произведения настолько разнообразны, что перед читателем буквально открывается история
нашего Отечества: Киевская Русь, Господин Великий Новгород, эпоха Ивана Грозного, отголоски Смутного времени в современной автору
действительности.
Поэтические произведения Алексея Толстого на историческую тему предопределили появление большого и интересного произведения — романа
«Князь Серебряный». Роман «Князь Серебряный» Алексей Толстой задумал и начал писать еще в 1840-х годах, но работа над ним шла с большими
перерывами, и произведение было завершено и напечатано в 1860-е годы.
«Согласно традиционной поэтике исторического романа, главный герой и любовная интрига, играющая роль сюжетного стержня „Князя Серебряного“,
вымышлены. Однако подлинным центром являются лица исторические и описательные главы, рисующие быт и нравы эпохи. Толстой отметил в предисловии,
что ставил себе целью „не столько описание каких-либо событий, сколько изображение общего характера целой эпохи и воспроизведение понятий,
верований, нравов и степени образованности русского общества во вторую половину XVI столетия“.
Но как раз это меньше всего реализовано в образах Никиты Серебряного и Елены Морозовой, художественно наиболее бледных; к тому же Толстой
вложил в них психологию, душевные переживания людей не XVI, а XIX века. Наиболее выразительными и убедительными являются образы Ивана Грозного
и его окружения, опричников Федора Басманова и Вяземского, а также Бориса Годунова. Можно спорить о степени их соответствия исторической правде,
можно указывать, как это и делалось, на недостаточную глубину проникновения, и все же нельзя не согласиться с тем, что роман и теперь читается с
неослабевающим интересом и волнением.
Разумеется, Толстой не решил во всем объеме задачу воссоздания жизни городской и деревенской Руси XVI века. Разумеется, следуя за Карамзиным, он
односторонне изобразил Ивана Грозного. Но эта односторонность (и в „Князе Серебряном“, и позже в „Смерти Иоанна Грозного“) была вызвана не только
социальными симпатиями Толстого, но и противоположной односторонностью, апологетическими оценками и характеристиками историков так называемой
„государственной“ или „историко-юридической“ школы, которые затушевывали и оправдывали излишнюю, не вызванную необходимостью жестокость Грозного
и то обстоятельство, что народ терпел от него не меньше, чем от бояр. И образ Ивана Грозного, и изображение опричнины пронизаны ненавистью
Толстого к деспотизму, произволу, насилию, унижению человеческой личности.
„При чтении источников, — пишет Толстой в том же предисловии, — книга не раз выпадала у него из рук, и он бросал перо в негодовании не столько
от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от того, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования“.
Это признание интересно не только для понимания процесса творчества — оно освещает те места романа, где открыто звучит авторский
голос, авторские интонации»[3].
Многие исследователи отмечали, что,
во-первых, на роман «Князь Серебряный» явно оказало свое влияние устное поэтическое творчество русского народа,
во-вторых, здесь также явно происходит слияние романтической и реалистической традиций.
Недаром И. С. Тургенев, рекомендуя это произведение французскому издателю Ж. Этцелю для перевода и публикации, заметил, что это роман
«в духе Вальтера Скотта читается с большим интересом, увлекателен, хорошо построен и хорошо написан»[4]. Благодаря своей занимательности
и благородной тенденции роман «Князь Серебряный» в течение полутора столетий был одной из любимых книг юношества.
Сегодня мы познакомимся с историческим романом Алексея Толстого «Князь Серебряный».
II. Сообщение учащегося. Исторический роман Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный»:
замысел и его реализация, сюжет и композиция, идейно-художественное своеобразие.
III. Пересказ общего содержания романа.
Свободный пересказ содержания романа двумя-тремя учащимися.
IV. Выразительное чтение фрагмента романа «Князь Серебряный» (по выбору учащихся).
Задача пересказа и чтения фрагментов текста — мотивация к прочтению романа теми учащимися, которые еще не прочитали произведение.
V. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Понравился ли вам исторический роман графа Алексея Константиновича Толстого? Чем именно?
— Что вас больше всего заинтересовало в этом произведении? Обоснуйте свой ответ.
— Что вызвало непонимание или отторжение, желание закрыть книгу и больше ее не открывать? Почему? Как вы боролись с этим чувством?
Благодаря чему вы себя преодолели? Довольны ли тем, что пересилили себя?
— Расскажите, о чем повествуется в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный».
— Какой персонаж вам понравился? Почему?
— Создайте словесный портрет любимого героя. Что вы хотите подчеркнуть в данном портрете?
— Кто такой Никита Серебряный? Почему он «не вписывается» в окружающую обстановку? Где он пробыл последние пять лет?
(Воевал или устанавливал дипломатические отношения с Литвой.)
— Что находит герой нового и непонятного по возвращении на Русь? Почему он многого не может понять?
— Чувствуем ли мы авторское отношение к описываемым событиям? Где, в каких фрагментах?
— Расскажите о боярах Морозовых. Что подчеркивает автор в описании жизни боярских семейств в XVI веке?
— Как рассказывается в романе об опричнине? Зачитайте те фрагменты текста романа, где не только показаны зверства опричников, но и
явно звучит авторская оценка происходящего.
— Расскажите, какой образ Малюты Скуратова дает нам писатель Алексей Толстой. Что он подчеркивает в характере и поведении персонажа?
— Каким изображен сам царь Иоанн IV Грозный? Дайте его портрет, основанный на тексте романа А. К. Толстого.
— Как оценивает автор исторического повествования описываемую эпоху? Какую оценку дает реальным историческим деятелям? Почему?
Аргументируйте свой ответ.
— Можно ли после этого назвать Никиту Серебряного «рабом истории» или «рабом обстоятельств»? Аргументируйте свой ответ.
— Какой нравственный урок преподносит нам роман «Князь Серебряный»?
— По каким признакам произведение Алексея Толстого «Князь Серебряный» можно отнести к жанру романа? Аргументируйте свой ответ.
VI. Домашнее задание.
Для всего класса:
— читать художественные произведения из списка «Круг чтения» (по выбору учащихся) к уроку 51—52 «Историческая тема в художественной литературе XIX в.».
Для слабо подготовленных учащихся:
— прочитать несколько произведений А. К. Толстого, созданных по мотивам былинного эпоса (или одно на выбор):
«Илья Муромец», «Алеша Попович», «Садко», «Курган», «Богатырь», «Змей Тугарин»;
— выучить наизусть одно из них.
Индивидуальные задания:
— проиллюстрировать любое историческое произведение А. К. Толстого;
— проекты:
«Алексей Константинович Толстой — певец истории России»;
«Историческая трилогия Алексея Толстого»;
«Историческая проза XIX столетия»;
«Пушкинские традиции в отечественной исторической литературе XIX—XX веков»;
«Современная историческая проза»;
«Массовая литература рубежа XX—XXI веков на историческую тему: традиции и новаторство, модификация жанров, тенденции развития»;
«Подростковая историческая проза начала XXI века».
(Эти проекты готовятся к февралю. Проекты готовятся в сильных классах, поэтому здесь уместна и работа с текстами произведений, и защита проектов,
и более глубокое погружение в культурно-историческую эпоху.)
Н.В.Гоголь. Юмор и сатира в творчестве писателя >>>
|
1. Источник: Кутейникова Н. Е.
Уроки литературы в 8 классе. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с. (вернуться)
2. «Смерть Иоанна Грозного» — трагедия А. К. Толстого, написанная в 1866 году; первая часть
исторической трилогии, второй частью которой стала трагедия «Царь Фёдор Иоаннович» (1868), а заключительной — «Царь Борис» (1870).
Основным историческим источником при работе над «Смертью Иоанна Грозного», как и над всей трилогией, для А. К. Толстого
послужила «История государства Российского» Н. М. Карамзина. Из неё автор заимствовал целый ряд сюжетных моментов
и описательных деталей. (вернуться)
3. Ямпольский И. А. К. Толстой // Толстой А. К. Собр. соч. В 4 т. Т. 1. — М.: Правда,
1969. — С. 39. (вернуться)
4. Тургенев И. С. Письма. — М.; Л., 1964. — Т. 7. — С. 379. (вернуться)
|
|
|
|
|
Аполлинарий Михайлович Васнецов
Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII в.), 1912 |
|
|
|
|
|
|
|