Содержание |
| |
Введение |
| Урок 1. "Литература призвана духовно руководить народом в его историческом пути..." (Ф.И.Буслаев) |
| Уроки 2-3. Внеклассное чтение. Ю.П.Вронский. Странствие Кукши за тридевять морей |
|
| Фольклор |
| Уроки 4-5. Устное народное творчество в мире народной песни |
| Урок 6. Историческая песня русского народа |
| Урок 7. «Младшая сестренка лирической песни»: жанр частушки в русском фольклоре. |
| Уроки 8-9. Внеклассное чтение. Бардовская песня
середины — конца ХХ века |
| Уроки 10-11. Предания русского народа. Предания о Пугачеве и Разине |
|
| ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
| Уроки 14-15. Жанр жития в древнерусской литературе.
Житие Александра Невского. |
| Уроки 16-17. Жанр повести в древнерусской литературе. "Повесть о Шемякином суде" |
|
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
| Уроки 24-25. И.А.Крылов — яркий представитель эпохи
Просвещения. Басни |
|
| Рылеев Кондратий Федорович |
| Урок 26. Дума К.Ф.Рылеева "Смерть Ермака" |
| Урок 27. Внеклассное чтение. Дума К.Ф.Рылеева "Иван Сусанин" |
|
| Пушкин Александр Сергеевич |
| Урок 28. А.С.Пушкин — "летописец своего времени"
и времен минувших. "История Пугачева" |
| Уроки 29-30. А.С.Пушкин — историк и
бытописатель. "Капитанская дочка" |
| Уроки 31-32. "Капитанская дочка". Российское
дворянство в XVIII столетии |
| Уроки 33-34. "Капитанская дочка". Пугачевщина |
| Уроки 35-36. "Капитанская дочка". Идейное
содержание и значение повести |
|
| Лермонтов Михаил Юрьевич |
| Уроки 37-38. М.Ю.Лермонтов — "мыслитель и духовидец" |
| Уроки 39-40. М.Ю.Лермонтов "Мцыри" |
|
| Толстой Алексей Константинович |
| Уроки 41-42. Внеклассное чтение. Роман А.К.Толстого
"Князь Серебряный" |
|
| Гоголь Николай Васильевич |
| Урок 43. Юмор и сатира в творчестве Н.В.Гоголя |
| Уроки 44-46. Н.В.Гоголь. "Ревизор" |
|
| Тургенев Иван Сергеевич |
| Уроки 49-50. Повесть И.С.Тургенева "Ася" |
|
| ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ |
| Уроки 53-54. Стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета о родной природе |
|
| Лесков Николай Семенович |
| Уроки 57-58. Рассказ Н.С.Лескова "Старый гений" |
|
| Толстой Лев Николаевич |
| Уроки 61-62. Рассказ Л.Н.Толстого "После бала" |
|
| ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. СОВРЕМЕННАЯ ПОДРОСТКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА |
| Мурашова Екатерина Вадимовна |
| Уроки 63-64. Повести Е.В.Мурашовой
"Класс коррекции" и "Гвардия тревоги" |
|
| Чехов Антон Павлович |
| Уроки 65-66. Рассказ А.П.Чехова "О любви" |
|
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА |
| Бунин Иван Алексеевич |
| Урок 67. И.А.Бунин. "Кавказ" |
| Урок 68. Внеклассное чтение. Лирика И.А.Бунина |
|
| Куприн Александр Иванович |
| Урок 69. Рассказ А.И.Куприна "Куст сирени" |
|
| Горький Алексей Максимович |
| Урок 70. Внеклассное чтение. Рассказ М.Горького "Челкаш" |
|
| Блок Александр Александрович |
| Уроки 71-72. А.А.Блок "На поле Куликовом" |
|
| РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА |
| Тэффи |
| Уроки 80-81. Творчество Тэффи. Рассказы
"Жизнь и воротник", "Неживой зверь", "Гурон" |
|
| РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА |
| Твардовский Александр Трифонович |
| Уроки 86-87. Поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин» |
| Астафьев Виктор Петрович |
| Уроки 92-93. Рассказ В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» |
|
| ПРИЛОЖЕНИЕ. |
| Круг чтения учащихся в 8 классе |
|
1. Источник: Кутейникова Н. Е.
Уроки литературы в 8 классе. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с. (вернуться)
Методику проведения уроков 84—85, 88—91, 94—102
автор пособия предлагает разработать самостоятельно, воспользовавшись видами
деятельности учителя и учащихся, предложенными ниже.
Уроки 82—83 (49—50)
Урок-обобщение. Из русской литературы XIX—XX веков.
Темы и образы русской реалистической литературы конца ХIХ — начала XX века.
Слово учителя. Презентация. Сообщения учащихся.
Или: Проект, подготовленный по группам (2—4 группы).
Уроки 84—85 (51—52)
Синтетический урок.
Или: Урок-концерт.
Или: Защита проектов
Из русской литературы XX века.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
Слово учителя. Презентация. Сообщения учащихся. Чтение произведений. Беседа о прочитанном и/или услышанном. Чтение наизусть. Обучение анализу
стихотворения.
Или: Инсценирование.
Или: Проект, подготовленный по группам (2—4 группы).
Уроки 88—89 (—)
Урок развития письменной речи:
сочинение по домашним заготовкам по прочитанным произведениям
(или: по произведениям из списка внеклассного чтения)
Развитие речи
Классное сочинение: «Традиции русской классической литературы в прозе конца XX — начала XXIвека»; «И.А.Бунин — прозаик и поэт»;
«Полюбившиеся страницы (по произведениям русской литературы конца XIX — начала XX века)»; «Мой любимый герой русской литературы XIX — начала XX века»;
«„Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!“ (по произведениям о Великой (Отечественной войне)» и др.
Уроки 90—91 (55—56)
Урок-практикум
Из русской литературы XX века.
Платонов А.П. «Возвращение»
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщение учащегося. Чтение и анализ произведения.
Уроки 94—95 (59—60)
Синтетический урок.
Или: Урок-концерт.
Или: Защита проектов
Из русской литературы XX века.
Русские поэты о Родине и родной природе
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщения учащихся. Чтение произведений. Чтение стихотворений наизусть. Беседа о прочитанном или услышанном. Обучение анализу стихотворения.
Или: Инсценирование.
Или: Проект, подготовленный по группам (2—4 группы).
Уроки 96—97 (61—62)
Синтетический урок
Из зарубежной литературы.
Шекспир Уильям. «Ромео и Джульетта»
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщения учащихся. Чтение произведения по ролям (фрагментарно). Беседа о прочитанном и услышанном.
Уроки 98 (63)
Синтетический урок
Из зарубежной литературы.
Шекспир Уильям. Сонеты
Сообщения учащихся. Чтение произведений. Беседа о прочитанном и услышанном.
Уроки 99—100 (64—65)
Синтетический урок
Из зарубежной литературы.
Мольер Жан-Батист. «Мещанин во дворянстве»
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщения учащихся. Чтение произведения по ролям. Беседа о прочитанном и услышанном.Творческая работа.
Уроки 101—102 (66—67)
Синтетический урок
Из зарубежной литературы.
Скотт Вальтер. «Айвенго»
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщения учащихся. Чтение и анализ фрагментов произведения.
|
|
|
| |