Урок 12. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический роман
Урок 13. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя
Урок 14. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа
Урок 15. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: женские образы в романе
Урок 16. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения
Урок 17. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры романа
Урок 18. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Урок развития речи 2
А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
КАК РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН
УРОК 12
Основное содержание урока
История создания романа. Его сюжет и герои. Начальные представления об историзме художественной литературы,
о романе, о реализме. Фрагменты романа в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Устный рассказ об истории создания романа. Восприятие и выразительное чтение фрагментов романа (в том числе
по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников,
исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов.
Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.
Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Толкование эпиграфов к главам романа. Работа
со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия историзм, реализм, роман.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. История создания романа
Рассказ учителя об истории создания романа «Капитанская дочка»
(см. страницу «Повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка"»).
В сопоставлении «Капитанской дочки» с романом «Ложный Пётр III» поможет статья Л. А. Степанова
«К истории создания “Капитанской дочки”» .
II. Сюжет и герои «Капитанской дочки»
Вступительная беседа:
— Перескажите кратко сюжет романа. Какие события составляют основные элементы сюжета романа: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку?
— Кто главные герои романа? Почему роман так называется?
— Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Подведём итоги».
По образцу заполните таблицу «Структура романа “Капитанская дочка”»:
ТАБЛИЦА
«Структура романа “Капитанская дочка”» |
Номер главы |
Название главы |
Эпиграф |
Герои |
I |
Сержант гвардии |
— Был бы гвардии он завтра ж капитан.
— Того не надобно; пусть в армии послужит.
— Изрядно сказано! Пускай его потужит…
…………………………………………
Да кто его отец?
Княжнин |
Андрей Петрович Гринёв, Авдотья Васильевна, Савельич, Бопре, Пётр
Андреевич Гринёв, Иван Иванович Зурин |
II |
Вожатый |
|
|
III |
Крепость |
|
|
IV |
Поединок |
|
|
V |
Любовь |
|
|
VI |
Пугачёвщина |
|
|
VII |
Приступ |
|
|
VIII |
Незваный гость |
|
|
IX |
Разлука |
|
|
X |
Осада города |
|
|
XI |
Мятежная слобода |
|
|
XII |
Сирота |
|
|
XIII |
Арест |
|
|
XIV |
Суд |
|
|
Заполнение таблицы может быть продолжено дома и на последующих уроках.
— Часть какой пословицы Пушкин берёт эпиграфом к роману?
— Как вы понимаете этот эпиграф?
Групповая работа:
Группа 1.
Перескажите кратко историю Петра Гринёва до его отъезда в армию.
Прокомментируйте слова и выражения: Семёновский полк, паче всякого чаяния, каналья.
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава I).
Прокомментируйте эпиграф к главе I.
Какие средства комического использует Пушкин, рассказывая о родителях Гринёва и о его детстве?
*Докажите, что начало романа близко жанру семейной хроники.
Группа 2.
Перескажите близко к тексту эпизод пребывания Петруши Гринёва в Симбирске.
Какие чувства борются в душе Гринёва после проигрыша Зурину?
Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава I).
Фрагменты романа в актёрском исполнении
Группа 3.
Прочитайте выразительно и прокомментируйте эпиграф к главе «Вожатый».
Почему глава начинается народной песней?
Как характеризует Гринёва разговор с Савельичем?
Каков характер Савельича?
Прочитайте по ролям фрагмент главы II со слов «Я приближался к месту моего назначения» до слов
«…убаюканный пением бури и качкою тихой езды».
Какие факты указывают на неопытность Гринёва?
Какие приметы бурана знал ямщик?
Что изумило Гринёва в поведении вожатого?
*Как в этих деталях отразилось пушкинское отношение к народу?
*Какое символическое значение имеет описание бурана?
В чём аллегорический смысл сна Петруши Гринёва?
Группа 4.
Как выглядел вожатый?
Почему Петруше «наружность его показалась замечательна»?
*Какие черты исторического романа появляются в главе II?
Каков иносказательный смысл пословиц, которыми изъясняются вожатый и хозяин трактира?
Что поражает автора в народной речи?
Прочитайте по ролям фрагмент главы II со слов «Проснувшись поутру довольно поздно…»
до слов «…позабыл о вчерашней вьюге, своём вожатом и заячьем тулупе».
Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава II).
Как характеризует Гринёва его подарок вожатому?
Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава II).
Практическая работа.
Составление плана анализа эпизода
«Первая встреча Гринёва с Пугачёвым».
Изучите примерный план анализа эпизода литературного произведения:
Примерный план
анализа эпизода литературного произведения |
Эпизод (греч. Epeisodion) — привходящий |
I. Самостоятельный структурный элемент, законченное целое
|
1. Речевой строй эпизода: |
Диалог |
Повествование |
Описание |
Основной конфликт диалога |
События и их динамика |
Что и как описано (пейзаж, портрет, интерьер) |
Речевые характеристики |
Герои, их поступки |
Чьими глазами дано описание |
Особенности авторских ремарок |
Взаимосвязь героев и событий; причинно-следственные связи |
Способы описания состояния |
Подтекст |
Художественное время и пространство |
Роль художественных деталей |
2. Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде |
3. Эмоциональный пафос эпизода |
4. Мастерство писателя, особенности писательского стиля |
II. Часть произведения, звено в общей цепи событий |
1. Место эпизода в развитии сюжета и композиции |
2. Герои эпизода в системе образов произведения |
3. Отражение в эпизоде особенностей жанра, авторского творческого
метода, литературного направления |
4. Связь темы, проблемы и конфликта эпизода с темой, проблематикой
и конфликтом всего произведения |
5. Выражение в эпизоде авторской позиции, мировоззрения и
идейно-эстетических взглядов писателя |
6. Значение эпизода для раскрытия идейного смысла произведения |
III. Место эпизода в контексте творчества писателя,
в русской и мировой литературе и культуре |
Определите границы эпизода «Первая встреча Гринёва с Пугачёвым».
Выберите из примерного плана анализа эпизода литературного произведения пункты, актуальные для анализа данного эпизода.
Составьте свой план анализа эпизода и кратко расскажите об эпизоде как самостоятельном структурном элементе.
III. Начальные представления об историзме художественной литературы, о романе, о реализме
Работа со «Словарём литературоведческих терминов».
Дайте определение понятий:
ИСТОРИЗМ — способность художественной литературы точно воссоздавать облик, колорит, дух ушедшей исторической эпохи в конкретных
картинах жизни, человеческих судьбах и событиях.
И. придает произведению характер правдивого исторического свидетельства.
РОМАН (от франц. roman) — жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в
определенный период времени или в течение целой человеческой жизни.
Характерные свойства Р.: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого
круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия.
РЕАЛИЗМ (от позднелат. — вещественный, действительный) — ведущее литературное направление XIX-XX веков, один из главных
художественно-творческих принципов литературы и искусства, ориентированный на адекватное воспроизведение окружающей действительности, общества в
целом и человеческой личности в ее различных проявлениях по отношению к действительности и обществу.
Заполните примерами таблицы (по группам):
Т а б л и ц а 1. Черты историзма в романе «Капитанская дочка»
ТАБЛИЦА
Черты историзма в романе «Капитанская дочка» |
Черты историзма |
Примеры |
1. Воссоздание облика, колорита, духа исторической эпохи в конкретных
картинах жизни, человеческих судьбах и событиях |
|
2. Способность автора отобразить самобытность эпохи,
показать своеобразие облика и характеров персонажей |
|
3. Изображение событий прошлого, исторических деятелей, историко-бытовых,
батальных сцен |
|
Т а б л и ц а 2. Черты романа в «Капитанской дочке»
ТАБЛИЦА
Черты романа в «Капитанской дочке» |
Черты романа |
Примеры |
1. Эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей
в определённый период времени (или в течение целой человеческой жизни) |
|
2. Многолинейность сюжета, охватывающего судьбы
ряда действующих лиц |
|
3. Наличие системы равнозначных персонажей |
|
4. Охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем
|
|
5. Значительная временная протяжённость действия |
|
Т а б л и ц а 3. *Черты реализма в романе «Капитанская дочка»
ТАБЛИЦА
Черты реализма в романе «Капитанская дочка» |
Черты реализма |
Примеры |
1. Изображение жизни в соответствии с объективной реальностью; правдивое
воссоздание «типических характеров в типических обстоятельствах» |
|
2. Не только описание фактов, событий, людей и вещей,
но и показ закономерностей, действующих в жизни, взаимоотношений человека и среды, героя и времени |
|
3. Отбор писателем точных черт реальной действительности и обогащение
читателя знанием жизни |
|
4. Отбор и оценка явлений жизни, умение представить
их как характерные, типические с учётом мировоззрения писателя, способности уловить движение эпохи |
|
5. Историзм мышления (видение исторической перспективы, взаимодействие
прошлого, настоящего и будущего), социальный анализ (изображение явлений в их социальной обусловленности), социальная типизация
(изображение людей, в индивидуальных чертах и поведении которых воплощены черты людей данной эпохи, социальной среды, национальности)
|
|
Т а б л и ц а 4. Пётр Гринёв как реалистический герой
ТАБЛИЦА
Пётр Гринёв как реалистический герой романа «Капитанская дочка» |
Черты реалистического героя |
Примеры |
1. Изображение глубин души героя, исследование обстоятельств жизни,
мотивации и причин его поступков |
|
2. Показ взаимодействия героя со средой, влияния эпохи, общественных
условий на его нрав и духовный мир |
|
3. Обусловленность поступков как социально-историческими обстоятельствами,
так и психологией, нравственным выбором героя |
|
4. Исследование способности героя противостоять обстоятельствам, проявляя свободу воли |
|
5. Обобщённый тип человеческой индивидуальности, характерной для определённой
общественной среды |
|
6. Показ героя в развитии; наличие у него прошлого,
настоящего и будущего; изменение характера героя под влиянием обстоятельств |
|
7. Отсутствие одной, преобладающей черты характера,
наличие разных, порой противоречивых черт личности |
|
Заполнение таблиц может быть продолжено дома и на следующих уроках.
И т о г о в ы е в о п р о с ы:
Какие реалистические принципы изображения жизни и человека отразились в главах I—II романа «Капитанская дочка»?
Почему роман «Капитанская дочка» можно назвать реалистическим историческим романом?
Домашнее задание
Завершить заполнение таблиц (по выбору учителя).
Выбрать из романа ключевые эпизоды, связанные с историей Петра Гринёва (главы III, IV, V, VIII, X, XI).
Подготовить их пересказ и историко-культурное комментирование.
Письменно проанализировать эпизод «Первая встреча Гринёва с Пугачёвым»
или ответить на вопрос «Какую роль в композиции романа играют пушкинские эпиграфы?» (по выбору учащихся).
Индивидуальные задания.
Выполнить (по выбору учителя) задания из раздела «Поразмышляем над языком романа А. С. Пушкина “Капитанская дочка”» (см. практикум «Читаем, думаем,
спорим»).
Следующий урок: А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя >>>