О "ПОВЕСТИ
О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ"
В XVII веке широкое распространение получила демократическая литература — литература, которая создавалась в народной среде и отражала народные идеалы
и представления о - власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни. Героями произведений такой литературы были простые люди, не совершившие ничего значительного
для истории, ничем не прославившиеся. Часто это неудачники, бедняки, но демократическая литература полна сострадания к этим обыкновенным героям и их судьбам.
Авторы видели и понимали, что причина несчастий «маленьких людей» не в них самих, не в дурных свойствах их натуры (злобе, жадности, зависти, лени и т. д.),
а в общем устройстве жизни — несправедливости суда например, равнодушии и жестокости власти богатых. Одним из произведений демократической литературы является
«Повесть о Шемякином суде».
«Повесть...» осуждает не только корыстолюбивых судей, но и все судопроизводство в целом, и прежде всего нелепые законы, которые можно трактовать как угодно
или обойти. Приговоры, которые выносит судья, кажутся нам невероятными, комическими. Но люди XVII века узнавали в этих приговорах судебную практику своего времени.
Сходство с жизнью усиливает критический смысл «Повести... » - законы нелепы, а хитрые, продажные судьи творят беззаконие, соблюдая видимость законности.
Несмотря на комические ситуации, «Повесть о Шемякином суде» оставляет грустное впечатление. За исключением судьи, все герои этой «Повести...» либо были,
либо стали несчастными. Бедный крестьянин избавляется от своих бед, и мы ему сочувствуем. Но нам понятно и негодование брата крестьянина, которому сначала
вернули лошадь без хвоста, а потом и вообще ее забрали, и горе попа, у которого бедняк нечаянно задавил сына, и печаль горожанина, у которого из-за бедняка
умер отец. И горожанин, и поп, и даже богатый брат не виноваты в том, что произошло. И если вдуматься, то оправдательный приговор Шемяки издевательски
несправедлив по отношению к ним. В «Повести...» все по-своему несчастны, а на справедливость нет надежды. В суде если и оправдают одного, то засудят другого.
Те, кто должен осуществлять закон, думают прежде всего о деньгах и посулах, а не о правде и справедливости.
К таким печальным мыслям о судьбе человека, о правде и кривде в этой жизни, о справедливости и законности приводит нас «Поесть о Шемякином суде», «Повесть...»
пользовалась широкой популярностью в ХVII и XVIII веках. Выражение «Шемякин суд» стало поговоркой, обозначающей несправедливый, неправедный суд.
В. Ш. Охотникова
Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
вернуться к уроку
ШЕМЯКИН СУД[
8]
В некоем месте жили два брата
земледельцы, один богат, другой убог[
9]. Богатый много лет ссужал[
10] убогого и не мог наполнить скудости его.
Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привезти. Брат же не хотел давать ему лошади и сказал ему:
— Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.
А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут[
11] просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:
— Даже своего хомута и того у тебя нет!
И не дал ему хомута.
Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить
подворотню. Лошадь изо всей мочи бросилась через подворотню с возом и оторвала себе хвост.
Убогий привёл к брату лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь,
испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить на него челом в город к Шемяке-судье.
Убогий, видя, что его брат пошёл бить на него челом, пошёл за братом своим, ведая, что если он сам не пойдёт, то за ним из города пришлют и придётся
за проезд приставам[
12] платить.
И пришли оба к некоему селу, не доходя до города. Богатый пошёл ночевать к попу того села, ибо был ему знаком. Убогий пришёл к тому же попу и, придя, лёг
у него на полатях. А богатый начал рассказывать, что случилось с его
лошадью и чего ради идёт он в город. И потом начал поп с
богатым ужинать, убогого же не зовут к себе есть.
Убогий начал с полатей смотреть, что поп с братом его ест, и сорвался с полатей
на зыбку[
13] и удавил попова сына до смерти. Поп также поехал с братом в город бить челом[
14] на убогого о смерти сына своего.
И пришли ко граду, где жил судья. Убогий же шёл за ними. Пошли через мост в город. Некий житель того града вёз под мостом по рву отца своего в баню мыться.
Бедняк же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, решил себя смерти предать и бросился прямо с мосту в ров, желая расшибиться до смерти. Бросившись,
упал на старика и удавил отца до смерти. Сын схватил его и привёл к судье. Он же стал думать, как бы избегнуть напасти и что бы такое дать судье. И, ничего
у себя не найдя, взял камень и, обернув его в платок, положил в шапку и встал перед судьёю.
Принёс богатый брат челобитную исковую
на убогого и начал на него бить челом судье Шемяке.
Выслушал Шемяка челобитную и сказал убогому:
— Отвечай.
Убогий же, не ведая, что сказать, вынул из шапки завёрнутый камень, показал его судье и поклонился. Судья же понадеялся, что ему от убогого будет
посул, и сказал брату:
— Коли он у лошади твоей оторвал хвост, так ты у него лошади своей не бери, покамест у неё не вырастет хвост. А как вырастет хвост, тогда лошадь свою возьмёшь.
Потом начался другой суд. Поп бил челом судье, что убогий у него сына удавил. Убогий также вынул из шапки завёрнутый камень и показал судье. Судья же, видев
то, что он опять сулит ему узел злата, и сказал попу:
— Коли он у тебя ушиб сына до смерти, так ты отдай ему свою жену попадью, покамест не приживёт он тебе с нею ребёнка. Тогда возьми у него попадью и ребёнка.
И начался третий суд. Убогий опять показал судье завёрнутый в плат камень. Судья же решил, что ему сулят третий узел, и сказал тому, у кого был убит отец:
— Взойди на мост, а убивший отца твоего станет под мостом, и ты бросься с моста на него и убей его так же, как он убил отца твоего.
После суда истцы вышли со ответчиком из приказа.
Начал богатый просить у убогого свою лошадь. Убогий же ему сказал:
— По судейскому приказу, как у неё хвост вырастет, так и отдам тебе твою лошадь.
Брат же богатый дал ему за свою лошадь пять рублей, чтобы ему и без хвоста отдал. Он же взял у брата своего пять рублей и отдал ему лошадь.
Тогда стал убогий просить у попа по судейскому указу попадью. Поп же начал ему бить челом, чтобы у него попадьи не брал. Он же взял у попа десять рублей.
Тут убогий начал и третьему истцу говорить:
— По судейскому указу я стану под мостом, ты же взойди на мост и на меня бросься, как я на отца твоего.
Он же размышлял сам с собою: «Брошусь, а если его не убью, а сам расшибусь». И начал с ним мириться, дал ему мзду.
Так убогий со всех троих себе взял.
Судья же выслал человека ко ответчику и велел у него взять три узла, которые он показывал. Человек судьи начал у него
узлы просить:
— Дай, дескать, то, что ты из шапки судье показывал в узлах, он велел у тебя то взять.
Убогий же вынул из шапки завязанный камень и показал. Человек стал ему говорить:
— Чего ты камень показываешь?
Ответчик же сказал:
— То я и судье показывал.
— Для чего же ты камень показывал?
— Я потому ему камень показывал, что, кабы он не за меня судил, я бы его тем камнем зашибил.
И пришёл человек и сказал судье. Судья же, слыша то, сказал:
— Слава Богу, что я за него судил, если бы я не за него судил, он бы меня убил.
Потом убогий вернулся в дом свой, радуясь и хваля Бога. Аминь.
Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
(
вернуться к уроку)
РУССКАЯ ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ (см.
репродукции картин ниже)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Кто герои «Повести о Шемякином суде»? Кто из них прав? Ha чьей стороне автор? Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?
2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?
3. О каком суде говорят: «Шемякин суд»?
4. Какие приемы сатирического отображения (гротеск, гппербола1) используются в повести? Приводите примеры использования этих приемов в тексте повести.
Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА
1. Подготовьте повесть к выразительному чтению в классе.
2. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развернутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд как поговорку.
3. Рассмотрите иллюстрации к «Повести о Шемякином суде». Выберите по своему усмотрению несколько эпизодов, изображенный на них. Перескажите
их близко к тексту повести.
Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.