|
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЖАНР ПОВЕСТИ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
«ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ»
Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 16-17
|
|
Книга лучше расписного надгробья
И прочной стены. Написанное в книге
Возводит дома и пирамиды в сердце тех,
Кто повторяет имена писцов,
Чтобы на устах была истина.
Египетские «Тексты пирамид»[2]
Цели уроков:
— знакомство с жанром древнерусской повести;
— углубление представления школьников о жанровом своеобразии литературы русского Средневековья;
— развитие читательских умений учащихся;
— воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа.
Форма уроков:
синтетические уроки с элементами интеграции знаний по истории, культурологии и литературе, включающие в себя работу с учебником и/или сообщения учащихся,
чтение фрагмента произведения, беседу о прочитанном и услышанном, работу с эпиграфом к уроку.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа с учебником.
1. Чтение статьи В. И. Охотникова в учебнике (с. 31—32).
2. Беседа о прочитанном:
— Перескажите содержание статьи.
— На какие композиционные части ее можно разделить? Выделите эти части и озаглавьте.
ПЛАН СТАТЬИ УЧЕБНИКА
1. Возникновение и развитие демократической литературы.
2. «Повесть о Шемякином суде».
3. Содержание и идейный смысл «Повести о Шемякином суде».
4. «Печальные мысли о судьбе человека».
— Вспомните, где мы с вами встречались с выражением «Шемякин суд».
(В разделе «Устное народное творчество», где мы зачитывали цитату из книги Сергея Наровчатова о предании-сказке о Шемякином суде, донесшем «память
о необузданном звенигородском князе Дмитрии Юрьевиче, по прозвищу Шемяка, причинившем много беспокойства Московскому государству в первой половине
XV века. Но, кроме беспокойства собственно государству, своевольный князь изрядно помытарил и потиранил простой люд. Вел он себя с ними, по словам
летописи, „яко разбойник“. ...„Шемякин суд“ как определение всякого злонеправедного суда вошел в поговорку...»[3].)
Итак, оказывается, у «Повести о Шемякином суде» есть фольклорный и летописный источники. Как вы думаете, почему и устное народное творчество,
и демократическая литература донесли до нас этот сюжет? Обоснуйте свой ответ.
III. Сообщения учащихся.
Сообщение 1.
Древнерусская повесть.
Сообщение готовится самостоятельно учащимся по любому выбранному им источнику.
Повесть древнерусская — общее обозначение произведений древнерусской литературы, различных по своей художественной структуре; единственный
общий для всех повестей признак — сюжетность, связное описание неких событий[4].
В читающем и хорошо подготовленном классе дополнительно два сообщения:
Сообщение 2.
Жанр жития в древнерусской литературе: истоки и традиции, самобытность и своеобразие.
Сообщение 3.
Жанровое своеобразие древнерусской повести.
IV. Чтение фрагмента произведения. Чтение фрагмента «Шемякин суд» в учебнике (с. 32—36) или см. текст ниже.
V. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Расскажите, какие мысли и чувства у вас возникали во время чтения данного фрагмента. Кому вы сочувствовали? Почему? Обоснуйте свой ответ.
— Каким в «Повести о Шемякином суде» представлен бедный крестьянин? Сходен ли его образ с образом крестьянина-бедняка в социально-бытовых сказках? Почему?
— Почему сложно посочувствовать убогому в этом произведении?
(Этот крестьянин, в отличие от своего брата, ленив, не трудолюбив, не хозяйственен и абсолютно не ценит ни братскую помощь, ни людей, ни зверей, ни
вещи. Перед нами отрицательный тип поведения в обществе, который так или иначе осмеивается в древнерусской литературе. Такие люди, если их отторгало
«общество» — крестьянская община, сбившись в «стаи», или «воровские отряды», становились разбойниками и грабителями, в начале XX века они массово шли
в революцию, во время и после Гражданской войны в России для них наступила полная вольница под девизом «грабь награбленное», т. е. трудом и потом
доставшееся другим. Народ и в Средние века хорошо понимал, к чему ведет потакание низменным страстям таких людей, поэтому-то и богатый брат осуждается:
нельзя вешать себе на шею дееспособного нахлебника — это, по православному пониманию, страшный грех.)
— Как вы полагаете, почему священнослужитель и богатый крестьянин не пригласили бедного к столу? Из-за несоответствия социального статуса? Из жадности?
(Нет, по другой причине — вполне объяснимой: убогий нанес материальный вред своему брату, при этом постоянно наносил и моральный вред: «Много тебе, брат,
ссужал, а наполнить не мог». Именно поэтому ответчика к столу и не приглашают: раз отправился в дорогу, рассчитывай только на самого себя; поп — приятель
брата, а не убогого. Кто же захочет кормить явного нахлебника, да еще и обидчика приятеля?!)
— Расскажите, что произошло в городе. Почему убогий решился броситься в ров? Как это его характеризует?
(Убогий — безответственный человек, к тому же и трус. Зная, что придется отвечать за свои поступки, он даже готов себя убить, лишь бы этого избежать.
В этом эпизоде явно сквозит народная ирония: бросаясь с моста, убогий не убился, а «удавил до смерти» пожилого человека. Иными словами, от ответственности
не уйдешь, только еще больше и за большее отвечать придется. Перед нами чисто православная трактовка событий: православный человек никогда не решится
на самоубийство — это смертный грех: на все Воля Господа! Значит, убогий — лентяй и безответственный человек, к тому же и безбожник. Суд Шемяки
потому и неправедный, что полностью оправдывает безбожника и тунеядца, нахлебника и лжеца.)
— Расскажите, кто как вел себя в суде.
— Как вы думаете, на что рассчитывали богатый крестьянин, поп и горожанин, придя в суд и подав иск на убогого?
— Оправдываются ли их надежды? Почему?
— Почему всем истцам пришлось еще и откупаться от ответчика? В чем был ужас судебной системы?
(Любое решение суда неукоснительно исполнялось, даже абсурдное.)
— Как изображается судья? Почему?
— В чем особенность сатирического изображения в этом произведении?
(Сатира явно не выражена — внешне как бы беспристрастное повествование. Гипербола сначала не воспринимается как гипербола: упал — задавил ребенка
в люльке, кинулся с моста — задавил старика. Гротеск неискушенным читателем тоже сначала не осознается.)
Гроте́ск (франц. grotesque, итал. grottesco, от итал. grotta — грот) — своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчеркивается
искажение или смещение норм действительности и совместимость контрастов — реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного
юмора[5].
— Итак, перед нами определение термина гротеск. Перечитайте его еще раз внимательно и вернитесь к тексту произведения: перечитайте данный в учебнике
фрагмент и отметьте в нем приемы гротеска.
— Где мы встречаемся с сочетанием жизнеподобного изображения, так похожего на реальную действительность, с фантастическим? Зачитайте эти фрагменты.
(Хвост лошади вместо хомута. Свороченная подворотня — лошадь здесь как мифическое существо невероятной силы. Живая-здоровая лошадь с вырванным с
мясом хвостом. Убиение младенца. Убиение старца. В последних двух эпизодах слились комическое и трагическое, реалистическое с фантастическим,
гибербола с гротеском.)
— Где «звучит» безобидный юмор?
(В сцене суда, когда убогий показывает судье камень, завернутый в платок, а судья думает об обещанной взятке.)
— Найдите явный сарказм в этом произведении.
(Объяснение истцов с ответчиком после суда. Самый конец фрагмента: «Потом убогий вернулся в дом свой, радуясь и хваля Бога. Аминь».)
— Как вы оцениваете реакцию судьи на отсутствие взятки? Чему судья так радуется?
— Определите, на чьей стороне безымянный автор произведения. Можно ли почувствовать его позицию? Каким образом?
— Согласны ли вы с авторской оценкой героев и их поступков? Почему? Аргументируйте свой ответ.
VI. Работа с эпиграфом к уроку.
— Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку. Как, на ваш взгляд, он отражает и содержание урока, и его идейную направленность?
— Как вы понимаете слова: «Написанное в книге возводит дома и пирамиды в сердце тех, кто повторяет имена писцов, чтобы на устах была истина»?
— Придумайте и запишите свой эпиграф к уроку. Если задание вызывает трудности, попытайтесь вспомнить какие-либо изречение и цитату, отражающие
тему и идею сегодняшнего урока.
VII. Домашнее задание.
Для всего класса:
— работать с разделом учебника «Развивайте дар слова» (с. 36);
— читать повесть Е. П. Чудиновой «Ларец»
(по желанию: вторую часть дилогии — «Лилея») или произведение современной литературы на историческую тему для подростков и юношества —
по выбору учителя и учащихся.
Следующие уроки: Внеклассное чтение. Е.П.Чудинова. "Ларец", "Лилея" >>>
ШЕМЯКИН СУД[6]
В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог[7]. Богатый много лет ссужал[8] убогого и не мог наполнить скудости его.
Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привезти. Брат же не хотел давать ему лошади и сказал ему:
— Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.
А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут[9] просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:
— Даже своего хомута и того у тебя нет!
И не дал ему хомута.
Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить
подворотню. Лошадь изо всей мочи бросилась через подворотню с возом и оторвала себе хвост.
Убогий привёл к брату лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь,
испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить на него челом в город к Шемяке-судье.
Убогий, видя, что его брат пошёл бить на него челом, пошёл за братом своим, ведая, что если он сам не пойдёт, то за ним из города пришлют и придётся
за проезд приставам[10] платить.
И пришли оба к некоему селу, не доходя до города. Богатый пошёл ночевать к попу того села, ибо был ему знаком. Убогий пришёл к тому же попу и, придя, лёг
у него на полатях. А богатый начал рассказывать, что случилось с его лошадью и чего ради идёт он в город. И потом начал поп с
богатым ужинать, убогого же не зовут к себе есть. Убогий начал с полатей смотреть, что поп с братом его ест, и сорвался с полатей
на зыбку[11] и удавил попова сына до смерти. Поп также поехал с братом в город бить челом[12] на убогого о смерти сына своего.
И пришли ко граду, где жил судья. Убогий же шёл за ними. Пошли через мост в город. Некий житель того града вёз под мостом по рву отца своего в баню мыться.
Бедняк же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, решил себя смерти предать и бросился прямо с мосту в ров, желая расшибиться до смерти. Бросившись,
упал на старика и удавил отца до смерти. Сын схватил его и привёл к судье. Он же стал думать, как бы избегнуть напасти и что бы такое дать судье. И, ничего
у себя не найдя, взял камень и, обернув его в платок, положил в шапку и встал перед судьёю. Принёс богатый брат челобитную исковую на убогого и начал на
него бить челом судье Шемяке.
Выслушал Шемяка челобитную и сказал убогому:
— Отвечай.
Убогий же, не ведая, что сказать, вынул из шапки завёрнутый камень, показал его судье и поклонился. Судья же понадеялся, что ему от убогого будет
посул, и сказал брату:
— Коли он у лошади твоей оторвал хвост, так ты у него лошади своей не бери, покамест у неё не вырастет хвост. А как вырастет хвост, тогда лошадь свою возьмёшь.
Потом начался другой суд. Поп бил челом судье, что убогий у него сына удавил. Убогий также вынул из шапки завёрнутый камень и показал судье. Судья же, видев
то, что он опять сулит ему узел злата, и сказал попу:
— Коли он у тебя ушиб сына до смерти, так ты отдай ему свою жену попадью, покамест не приживёт он тебе с нею ребёнка. Тогда возьми у него попадью и ребёнка.
И начался третий суд. Убогий опять показал судье завёрнутый в плат камень. Судья же решил, что ему сулят третий узел, и сказал тому, у кого был убит отец:
— Взойди на мост, а убивший отца твоего станет под мостом, и ты бросься с моста на него и убей его так же, как он убил отца твоего.
После суда истцы вышли со ответчиком из приказа. Начал богатый просить у убогого свою лошадь. Убогий же ему сказал:
— По судейскому приказу, как у неё хвост вырастет, так и отдам тебе твою лошадь.
Брат же богатый дал ему за свою лошадь пять рублей, чтобы ему и без хвоста отдал. Он же взял у брата своего пять рублей и отдал ему лошадь.
Тогда стал убогий просить у попа по судейскому указу попадью. Поп же начал ему бить челом, чтобы у него попадьи не брал. Он же взял у попа десять рублей.
Тут убогий начал и третьему истцу говорить:
— По судейскому указу я стану под мостом, ты же взойди на мост и на меня бросься, как я на отца твоего.
Он же размышлял сам с собою: «Брошусь, а если его не убью, а сам расшибусь». И начал с ним мириться, дал ему мзду.
Так убогий со всех троих себе взял. Судья же выслал человека ко ответчику и велел у него взять три узла, которые он показывал. Человек судьи начал у него
узлы просить:
— Дай, дескать, то, что ты из шапки судье показывал в узлах, он велел у тебя то взять.
Убогий же вынул из шапки завязанный камень и показал. Человек стал ему говорить:
— Чего ты камень показываешь?
Ответчик же сказал:
— То я и судье показывал.
— Для чего же ты камень показывал?
— Я потому ему камень показывал, что, кабы он не за меня судил, я бы его тем камнем зашибил.
И пришёл человек и сказал судье. Судья же, слыша то, сказал:
— Слава Богу, что я за него судил, если бы я не за него судил, он бы меня убил.
Потом убогий вернулся в дом свой, радуясь и хваля Бога. Аминь.
(вернуться к уроку)
|
|
1. Источник: Кутейникова Н. Е.
Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2009. — 400 с. (вернуться)
2. Тексты пирамид — древнейшее произведение египетской религиозной и заупокойной литературы,
дошедшее до нас. Название они получили по месту своего нахождения: они покрывают стены внутренних помещений пирамид, расположенных в Саккара, некрополе
фараонов Мемфиса, и построенных где-то между 2350 и 2175 гг. до н. э. В этих пирамидах были погребены: фараон Унис V династии (середина XXIV в. до н. э.)
и четыре фараона VI династии — Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II Неферкара (XXII в. до н. э.). Таким образом, пирамиды, содержащие Тексты, были
воздвигнуты в течение полутора веков. Сами тексты скорее всего старше пирамид, и были созданы задолго до объединения Северного и Южного Египта
(около 3000 г. до н. э.) (вернуться)
3. Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. — М.: Детская литература, 1981. — С. 142. (вернуться)
4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М.: Интелвак, 2001. — Стб. 753.
(вернуться)
5. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М.: Дрофа, 2000. — С. 106. (вернуться)
6. «Шемя́кин суд» — сатирическое произведение XVII века. Также «Суд Шемякин»; «Суд Шемякин»; «Повесть о Шемякином суде»; «Повесть о суде Шемяке»;
«Повесть о неправедном судие Шемяке» — древнерусское сказочно-сатирическое повествование восточного (индийского) происхождения о неправедном судье Шемяке,
литературный памятник неправды в последние времена уделов (XV век).
Повесть сохранилась во многих рукописях XVII и XVIII веков, лубочных картинах и народных сказках. В конце XVIII и начале XIX веков была литературно
обработана Ф. Задубским, А. Осиповым, П. Свиньиным и издателями Никольского рынка. Была издана Пыпиным в «Архиве исторических и практических сведений,
относящихся до России» Калачова (1859). (вернуться)
7. Убог — бедный, нищий. (вернуться)
8. Ссужа́ть — давать кому-либо что-либо (деньги или другие ценности) в долг, в качестве займа для
осуществления чего-либо. (вернуться)
9. Хому́т (упряжь) — надеваемая на шею лошади часть упряжи в виде деревянного остова, покрытого мягким
валиком. (вернуться)
10. Пристав — приставом в XV—XVII вв. называлось должностное лицо, которое
вызывало спорщиков на суд. (вернуться)
11. Пола́ти — широкая лежанка для сна, устраиваемая в избах под потолком между печью и противоположной
ей стеной.
Зыбка — то же, что колыбель. (вернуться)
12. Бить челом (иноск.) — кланяться, просить, жаловаться.
Челоби́тная — в России вплоть до третьей четверти XVIII века письменное прошение, при котором «челом били». (вернуться)
|
|
Шемякин суд. Лубочная книга. Страница 6 (детали). Гравюра на меди, раскраска. Середина XVIII в. |
|
|
|
|