|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)
Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 65-66
|
|
А. П. ЧЕХОВ — ОБЛИЧИТЕЛЬ МЕЩАНСТВА И ПОШЛОСТИ.
«О ЛЮБВИ»
(1 — 2 часа)
УРОКИ 65—66
К счастью или к несчастью,
в нашей жизни не бывает ничего,
что не кончалось бы рано или поздно. А. П. Чехов. «О любви»
Цели уроков:
— продолжение знакомства школьников с творчеством А. П. Чехова и его идейно-художественными особенностями;
— развитие читательских умений школьников;
— воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся на прочитанное литературное произведение.
Форма уроков:
синтетические уроки, включающие в себя слово учителя, работу с учебником, чтение произведения, беседу с классом.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Слово учителя.
Изменения, которые происходили в критическом реализме на рубеже XIX—XX веков, нашли яркое и своеобразное выражение в творчестве А. П. Чехова.
Новаторская природа чеховского реализма, насквозь пронизанная сатирой, юмором и авторской иронией, осознавалась и признавалась уже современниками
писателя. «В его творчестве возник новый принцип изображения отношений душевных движений человека и общественных движений жизни, — писал А. Г. Соколов.
— Предметом изображения стали внешне незаметные внутренние изменения в мыслях, настроениях человека, в оценках им окружающего и самого
себя»[2].
Его произведения, отражая окружающую действительность, показали, что в судьбах человека усматривается прежде всего отражение судеб общества, судеб
общественного развития или общей для всех деградации. Антон Павлович Чехов был добрым человеком, но ненавидел пошлость и фальшь. Вся его жизнь и
все его творчество — это борьба с пошлостью и мещанством как образом жизни, мироощущением, стремление нравственно влиять на окружающих. Отсюда сатира
и мудрый юмор в его произведениях начала XX века, значительно отличающийся от открытого, порой задорного юмора ранних произведений, подписанных
псевдонимом Антоша Чехонте. Максим Горький говорил, что в каждом из юмористических рассказов Чехова слышит «тихий, глубокий вздох чистого, истинно
человеческого сердца, безнадежный вздох сострадания к людям, которые... живут, как рабы».
Чехов считал, что «тогда человек станет лучше, когда вы
покажете ему, каков он есть». Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству писателя, а также к его знаменитым
рассказам «Смерть чиновника» (1883), «Хамелеон» (1884), «Злоумышленник» (1835), «Попрыгунья» (1892),
«Ионыч» (1898), «O любви» (1898), «Крыжовник» (1898), «Человек
в футляре» (1898).
Эти рассказы кратки, писатель избегает отступлений, но все они пронизаны общим идейным пафосом — отрицанием пошлости в человеческой жизни, узости
мещанского мировосприятия. Чехов умел показать событие или явление с какой-либо одной стороны, но так, что оно рельефно выступает во всех своих деталях. Это
достигалось им нередко при помощи приема гротеска, иногда — характерной речи персонажа, в иных случаях нужное впечатление создавалось при помощи всего
одного «штриха». Образы персонажей этих рассказов, сохраняя конкретно-бытовую достоверность, каждый по-своему отразили состояние российского общества
этого периода.
В 1898 году появляется «маленькая трилогия» Чехова — рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви». Здесь писатель пришел к обобщениям
социально-исторического масштаба.
Рассказ «Человек в футляре» — это жесткая сатира на сам принцип устройства государства; «Крыжовник» — обличение
бездумной и бездушной собственности, ставшей смыслом жизни. Рассказ «О любви» — сатира на людей, растерявших все свои лучшие
человеческие качества, свои истинные чувства.
Идейным стержнем «маленькой трилогии» Чехова могут стать слова М.Е.Салтыкова-Щедрина: «Я обратился к семье, к собственности,
к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет». Чехов смеется над своими героями, иронизирует по поводу их поступков, потому что эти хмурые,
скучные, слабые люди чаще всего не обладают тем талантом, отсутствие которого писатель ставил в вину своим современникам, — умением видеть добро и красоту
в жизни, в человеке, в природе. Эти ценности были всегда, есть и сейчас, в нашем мире. Были и есть в отношениях как далеко не совершенных героев Чехова, так
и в наших отношениях, в отношениях людей, живущих в далеко не совершенном мире. По мнению писателя, страшны не резкие перемены в судьбах людей, а «жизнь,
которая совсем не меняется, в которой ничего не происходит, в которой человек всегда равен себе; при этом счастливый домашний очаг в обывательской среде
оказывается первичной, простейшей ячейкой такой именно жизни... Это и есть, по Чехову, безысходно страшная жизненная ситуация»[3].
Гражданские мотивы чеховского юмора сначала не были поняты и оценены по достоинству, его смех казался безобидным. В отличие от едкой, социально-политической
сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина, произведения А. П. Чехова отличались ярким гуманизмом, в основе которого лежало представление о совершенном человеке с
его умом, талантом, вдохновением и свободой. Эта любовь к человеку и смягчала сатиру Чехова, делала ее приемлемой для читателей разного возраста и
различных социальных слоев.
II. Работа с учебником.
1. Чтение статьи учебника «Антон Павлович Чехов» (с. 45—46 или см. текст статьи ниже).
2. Составление плана статьи, определение ее темы и главной мысли.
3. Работа с вопросами и заданиями на с. 47.
III. Чтение произведения.
Чтение рассказа А. П. Чехова «О любви» в классе учителем или учащимися по очереди.
IV. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Объясните, почему рассказ А. П. Чехова называется «О любви».[4]
— О чьей любви узнаем мы в начале произведения? Кто нам рассказывает трагикомичную[5] историю повара Никанора и
дворовой девки Пелагеи?
— Что поражает окружающих в любви красавицы Пелагеи и пьяницы Никанора? Осуждают ли их люди? Почему?
— Кто такой Алехин? Что мы узнаем о нем в процессе рассказа о Пелагее и Никаноре?
— Как вы объясните тот факт, что помещик Алехин вдруг стал рассказывать гостям историю своей любви?
— Как автор объясняет такую «неуместную болтливость» помещика?
(Психология одинокого человека — необходимость выговориться.)
— Расскажите, о чем поведал Алехин своим гостям.
— Как герой рассказа оказался «привязанным» к деревне? Почему он не вернулся в город, где мог бы поступить на службу или заняться литературным трудом?
— Что такое чувство долга в понимании Алехина?
— Зачитайте в тексте фрагмент, в котором происходит завязка действия главного любовного сюжета (с. 50).
— Как дальше развивается действие? И развивается ли оно вообще?
— Кто такая Анна Алексеевна? Опишите героиню рассказа.
— Подумайте и объясните, почему любящие друг друга люди не смогли быть вместе? Почему они сначала скрывали любовь даже от самих себя? Как это их характеризует?
— К чему приводит такая ситуация?
(Одиночество и разочарование в жизни главного героя — Алехина, не думающего уже ни о новой любви, ни о создании собственной семьи, ни даже об отъезде из
ненавистной деревни. Разочарование, внутреннее одиночество, раздражение и недовольство жизнью Анны Алексеевны, когда-то в юности совершившей выбор
в пользу брака по расчету, — счастья, любви и благоденствия такой брак ей не принес, не принес этот брак счастья и ее мужу, хотя материально «оба
они были состоятельные люди».)
— Когда происходит кульминация действия ?
— Почему герои воспринимают развязку действия — отъезд Лугановичей в западную губернию — как освобождение? От чего все трое освобождаются?
— Счастливы ли герои после такого освобождения? Почему? Обоснуйте свой ответ.
— Как восприняли исповедь Алехина его гости — Буркин и Иван Иванович? Почему только в конце рассказа у гостей появляются имена?
— Какие нравственные уроки можно почерпнуть из этой истории?
— Как вы думаете, согласился бы сам автор с вашими выводами? Почему?
— Для чего Чехов использует такую сложную композицию? Как она называется?
(Рассказ в рассказе.)
— Почему Буркин и Иван Иванович больше жалеют Алехина, а не Анну Алексеевну? Что об этом говорится в конце рассказа?
V. Домашнее задание.
Для всего класса:
— подготовить рассказ о жизни и творчестве А. П. Чехова.
Индивидуальные задания:
— подготовить рассказ о жизни и творчестве И. А. Бунина;
— сообщение «Развитие реализма на рубеже XIX—XX веков».
Следующие уроки: Из русской литературы XX века.
И. А. БУНИН. «КАВКАЗ» >>>
|
|
1. Источник: Кутейникова Н. Е.
Уроки литературы в 8 классе. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с. (вернуться)
2. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. — М.: Высшая школа, 1979. — С. 23. (вернуться)
3. История русской литературы XIX века. Вторая половина. — М.: Просвещение, 1987. — С. 575. (вернуться)
4. В учебнике рассказ Чехова «О любви» поставлен рядом с
бунинским рассказом «Кавказ». (См. урок по рассказу
"Кавказ")
Проблема любви, любовного треугольника — вечная проблема и жизненная ситуация, которая рассматривается во многих классических
произведениях и часто встречается в жизни. Сложность этой проблемы необычайна, поэтому важно, чтобы школьники могли задуматься над ней, высказать свое
отношение, с чем-то поспорить, с чем-то согласиться, а главное — понять авторскую мысль.
В рассказе сосредоточены мысли о любви, страдании, сочувствии, осуждении нерешительности и бездействия. Все это — тонкие понятия человеческого общения.
Высказывание литературоведа В. И. Коровина, подготовившего этот рассказ
к изданию в издательстве «Детская литература»:
«Рассказ «О любви», составивший вместе с рассказами «Крыжовник» и «Человек в футляре» «маленькую трилогию», посвящен одной из «вечных» тем. Поэтому
в нем особенно чувствуется настроенность писателя на философский лад. Что же такое любовь? — словно бы спрашивает себя Чехов-писатель.
Однако его не устраивает абстрактное, отвлеченное рассуждение. Про любовь, считает он, можно лишь сказать, что «тайна сия велика есть». И такое
суждение есть подлинная и неоспоримая правда.
Чтобы все-таки приблизиться к пониманию того, что же представляет собой любовь и почему она оказывается
возможной даже при несходстве характеров и при разности и несовпадении душевных качеств, нужно, говорит Чехов-доктор, «индивидуализировать каждый
отдельный случай». Сначала писатель суживает разговор до особенностей, своеобразия «русской любви», которая, с одной стороны,
состоит в романтизации чувства, в поэтизации его («украшают розами, соловьями»), а с другой — в проверке любви рациональными и даже «низкими»,
меркантильными соображениями («почем говядина за фунт?»).
Между тем любовь — чувство бескорыстное, не терпящее рациональных вопросов, не поддающееся власти рассудка. Рассудочные вопросы убивают любовь.
При этом вопросы далеко не праздные, а глубоко нравственные. История, о которой повествуется в рассказе, связана с хорошими, честными и благородными
людьми. Ими овладели и подчинили себе и обстоятельства, и внутренние, личные причины, которые герои рассказа не в силах переступить.
Суть чеховского рассказа состоит не в том, как надо практически повести себя в сложившихся условиях. Чехов не дает одинакового и годного
для всех случаев или только для этого случая рецепта.
Философский смысл рассказа проявляется в возвышении любви как чувства, перед которым все другие рассудочные соображения
оказываются мелкими и незначительными: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного,
чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Любовь в таком понимании выше всего на свете,
она не нуждается в логических, рассудочных подпорках. В ней самой заключено ее оправдание.
Драматизм ситуации, нарисованной Чеховым, и заключается в том, что герои оказались в плену обычных и сковавших их души представлений о любви». (вернуться)
5. Трагикомичный — то же, что трагикомический: печальный и вместе с тем смешной. (вернуться)
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
1860 – 1904
В октябре 1888 года Чехов писал поэту А. Н. Плещееву: «Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах... Мое святая святых — это человеческое тело, здоровье, ум,
талант, вдохновение, любовь, абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались. Вот программа, которой я держался бы, если
бы был большим художником».
Письмо это замечательно. В нем действительно заключена выстраданная писателем программа, которая исподволь созревала и наконец излилась страстным, искренним,
приподнятом слогом.
Чехов страстно хотел исключить из современной ему действительности насилие, фальшь, «заточение» в разнообразные «футляры». Он мечтал о том, чтобы между
людьми установились простые, чистые, добрые и гармоничные отношения. Своеобразной проверкой жизненных связей между людьми у Чехова не однажды служила любовь.
Включенные в учебник-хрестоматию рассказы, в которых тема любви выдвинута на первый план, появились в окружении таких известный произведений, как «Душечка»,
«Ариадна», «Дама с собачкой», «Чайка». В них любовь также сопряжена с волнующими Чехова общественными страстями. Писатель видел в
любви могучую силу, способную всколыхнуть душу человека, побудить его заново посмотреть на свою порой скучную и неприглядную до встречи со своей любовью
судьбу и открыть более широкие, чем прежде, горизонты жизни.
Писатель Л. В. Никулин в книге «Чехов, Бунин, Куприн» пишет: «Чехов близок нам, он вошел в наше время, имя его у поминают в наших литературных спорах;
нелегко осознать, что он родился в тот последний год, когда еще существовало крепостное право. Род Чеховых был старый крестьянский, в пяти поколениях
Чеховы были хлебопашцами, дед писателя был крепостным, отец выкупился из крепостной неволи. Семья Чеховых отличалась способностями к искусству, литературе
(брат Николай был «прекрасный художник, подававший большие надежды», старший, Александр, «одарен во всех отношениях, чтоб отдаться чему-нибудь одному»,
Иван был образцовым педагогом, Михаил писал рассказы). Но только одному А. П. Чехову досталась заслуженная слава великого русского писателя.
Детство Антона Чехова было полным лишений, о чем он сам с горечью говорил: «В детстве у меня не было детства». Отец писателя, в свое время претерпевший
многие трудности, был жесток с детьми. Таганрогскую гимназию, где учился Антоша Чехов, сверстники называли арестантскими ротами, но домашний быт был
еще суровее. Нужду, лишения, унизительный труд — все это знал Чехов, прежде чем открылся ему путь в большую литературу.
Писателя А. П. Чехова интересовали только люди. Разные характеры, разные натуры — люди хорошие и дурные, добрые, злые, умные и глупые. Чехов никогда
не был бесстрастным художником. Чехов — писатель и врач — не мог мириться с бедствиями народа, которые он видел на каждом шагу.
Помимо юмористических рассказов, у Чехова есть много произведений о любви. «Удивительно знал он женское сердце, тонко и сильно чувствовал женственность»,
— сказал о нем Бунин. Какие пленительные и тонкие женские образы рисовал он в
рассказах «Дама с собачкой», «Жена» и др.
Никакие испытания не мешали писателю мечтать о счастливом будущем человечества. Он описывал жизнь, которую видел по-своему, как отзывчивый, наблюдательный
свидетель, не навязывая своих суждений. Он предоставлял читателю делать выводы, и это были именно такие выводы, каких ожидал от него «художник жизни»,
несравненный русский писатель Антон Чехов. Вся Россия его времени, от петербургской гостиной до деревенской избы, отображена в его произведениях.
«Я глубоко убежден, — писал Григоровичу Чехов, — что пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока еще кричат кулики и плачут чибисы, не
забудут ни Вас, ни Тургенева, ни Толстого, как не забудут Гоголя. Вымрут и забудутся люди, которых Вы изображали, но Вы останетесь целы и невредимы.
Такова Ваша сила и таково, значит, и счастье».
Таковы сила и счастье Чехова.
Вопросы и задания
1. Что вам известно о жизни Л. П. Чехова? Какие чеховские рассказы вы читали? О чём они? Расскажите об одном из них.
2. Прочитайте рассказ Л. П. Чехова «О любви». Сопоставьте свои впечатления с размышлениями литературоведа.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.
(вернуться к уроку)
А.П. ЧЕХОВ И ЕГО ПОНИМАНИЕ ИСТОРИЗМА
Историзм А.П.Чехова связан прежде всегo с русской культурой в широком понимании этого слова; культурой чувств, ума, общения, психологии, бытовых,
служебных и общественных отношений. Например, тип «маленького человека» у Чехова переосмысливается. Русская литература всегда сострадала и сочувствовала
«маленькому человеку», понимая крах его надежд и мечтаний, его ничтожное социальное положение (например,
«Станционный смотритель» А. С. Пушкина). Писатели обвиняли сильных мира сего и все общественное устройство в жестоком отношении к обыкновенному человеку.
Чехов считает иначе: в ходе исторического развития «маленький человек» превратился в «мелкого человека». Теперь он нуждается не в сочувствии, а в
осмеянии: покорность, приниженность, рабство служат причиной торжествующего зла. И если о чем и сожалеет автор, то только о незыблемости рабской натуры,
в которой живет страх и таится собственная гибель (вспомним рассказы «Хамелеон», «Размазня»).
Вопросы и задания
Подтвердите мысль об эволюции «маленького человека» у Чехова примерами из прочитанных: в 5, 6 и 7-м классах рассказов писателя.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с. |
|
|
|
|
|
|
|
|