|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 — 1852)
РЕВИЗОР
Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 26-30
|
|
Урок 26. Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия
Урок 27. Н.В.Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию
Урок 28. Н.В.Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова
Урок 29. Н.В.Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии
Урок 30. Н.В.Гоголь. «Ревизор». Урок развития речи 4
Н. В. ГОГОЛЬ. «РЕВИЗОР»:
СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ КОМЕДИИ
УРОК 29
Основное содержание урока
Особенности композиционной структуры комедии. Новизна финала, немой сцены. Своеобразие действия пьесы,
которое «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Ремарки как форма выражения авторской позиции.
Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «О новизне “Ревизора”». Выделение этапов развития сюжета комедии.
Составление сообщения о композиционных особенностях комедии. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Сопоставление комедий
«Ревизор» Гоголя и «Недоросль» Фонвизина. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Обсуждение иллюстраций к пьесе.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Особенности композиционной структуры комедии.
Новизна финала, немой сцены
Групповая работа (по действию пятому):
Группа 1. Явление I.
Перескажите кратко содержание явления.
Что общего в мечтах городничего и его жены?
*Можно ли доказать, что автор относится к ним с иронией? Аргументируйте свою позицию.
Прочитайте выразительно монолог городничего.
Почему он считает виноватыми не только купцов, которые жаловались на него ревизору, а больше всего «писак, которые закручивали им
просьбы»? *Как в этом выразилась авторская позиция?
Проанализируйте авторские ремарки. Как они характеризуют героев?
*В описании действующих лиц явления указана Марья Антоновна, но у неё нет реплик: предположите, что она будет делать на сцене,
не произнося ни слова.
Группа 2. Явление II.
Прочитайте выразительно реплики городничего. Как они его характеризуют?
*Какими способами автор создаёт комический эффект, хотя городничий совсем не шутит?
*Какой общественный смысл заключается в том, что купцов обличает в обмане именно городничий?
Оцените иллюстрацию художника П. Боклевского, изображающую сцену с купцами.
Как в ней переданы характеры героев?
Проанализируйте авторские ремарки. Как в них передана динамика внутренних состояний купцов и городничего?
*В описании действующих лиц явления есть ремарка «Те же и купцы»: предположите, что будут делать
на сцене Марья Антоновна, у которой нет реплик, и Анна Андреевна, у которой только одна реплика.
Группа 3. Явление VII.
Прочитайте по ролям фрагмент явления со слов «Поздравительный гул. Слышнее других голоса…» до конца явления.
Какими способами автор создаёт комический эффект?
*Как автор изображает конфликт между семьёй городничего и его гостями? С какой целью автор вводит реплики «в сторону»?
*Почему наиболее резко высказываются в адрес городничего именно Ляпкин-Тяпкин и Земляника?
Группа 4. Явление VIII.
Прочитайте по ролям сцену «Чтение письма» со слов «Почтмейстер (читает)» до слов «…в третьем этаже направо».
Какая надежда автора выразилась в словах письма: «Помести их в свою литературу»?
*Какими способами автор создаёт комический эффект?
Проанализируйте роль ремарок в этом фрагменте. Какую роль играют ремарки «к зрителям»?
Прочитайте выразительно последний монолог городничего.
Как ремарки монолога показывают динамику внутреннего состояния городничего?
*Почему городничий больше всего боится «бумагомарак»?
*Как в этом выражается авторская позиция относительно исправления общества смехом?
Группа 5. Явление последнее.
Ответ на вопрос 5 из раздела учебника «Проверьте себя».
Прочитайте выразительно явление последнее.
С какой целью автор вводит в пьесу немую сцену?
Зачем он так подробно описывает позы героев в немой сцене?
Какие детали авторского описания немой сцены указывают на конфликт чиновников и жителей города?
Оцените иллюстрацию неизвестного художника, изображающую фрагмент из немой сцены.
Кто из героев изображён на ней? Как в ней переданы характеры героев и их внутреннее состояние?
Изучите фрагмент статьи В. Воропаева о «Ревизоре» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»). Как
критик трактует заключительную сцену «Ревизора»?
О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:
Выполните задание 6 из раздела учебника «Проверьте себя».
Заполните таблицу:
|
Этапы развития сюжета |
Определения этапов развития сюжета (по словарю) |
Сцены комедии в соответствии с этапами развития сюжета |
Экспозиция |
|
|
Завязка |
|
|
Развитие действия (главные эпизоды) |
|
|
Кульминация |
|
|
Развязка |
|
|
Ответы на вопросы 10 и 11 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
II. Ремарки как форма выражения авторской позиции
Прослушивание и обсуждение сообщения учащегося на тему «Роль ремарок в комедии Гоголя» (см. материал ниже):
— Какие типы ремарок использует Гоголь? С какой целью?
Практическая работа.
Анализ немой сцены.
— Изучите сведения из раздела учебника «Опыт литературоведческого исследования» (без последнего задания).
— Какова ваша трактовка немой сцены?
— Режиссёр И. Терентьев поставил в 1927 году в Ленинграде авангардный спектакль по пьесе «Ревизор».
«Даже те, кто резко критиковал спектакль, не могли не отметить его новизну и неожиданность финала. Пьеса заканчивается прибытием настоящего ревизора и
знаменитой “немой сценой”, где все персонажи застывают от ужаса. В спектакле Терентьева действие продолжается:
Осип появляется в виде жандарма, извещая о приезде настоящего ревизора, и этим настоящим ревизором оказывается сам Хлестаков. Во
фраке, с тростью и пальто через руку он выходит на сцену, под звуки
оглушительной музыки и в ярко-красном свете проходит вдоль группы окаменевших чиновников и характеризует каждого из них словами
Гоголя, ремарками “немой сцены”: “Городничий в виде столпа с распростёртыми руками и закинутой назад головой. По правую сторону его
жена и дочь с устремившимся к нему движением всего тела, за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак...” и т. д. В конце
своего обхода он идёт на авансцену и, обращаясь к публике, объявляет: “Немая сцена!”».
Прочитайте ремарки немой сцены в соответствии с постановкой режиссёра Терентьева. Какой смысл придавало спектаклю такое
режиссёрское решение, при котором ревизором оказывался сам Хлестаков?
III.Своеобразие действия пьесы, которое «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко)
Чтение и обсуждение статьи учебника «О новизне “Ревизора”» (см. статью ниже)
и составление плана ответа на вопрос «В чём новизна “Ревизора”?».
Примерный план ответа:
1. Смелость завязки и финала комедии.
2. Действие «Ревизора» «вытекает из характеров».
3. Вера Гоголя в очистительную силу смеха — «одним разом посмеяться над всеми».
4. Хлестаков — «самый трудный образ в пьесе».
5. «Страх подготовил почву для обмана».
6. Функция реплик «в сторону».
7. Воображаемые и реальные превращения Хлестакова.
8. Сущность хлестаковщины.
И т о г о в ы е в о п р о с ы:
Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Как мысль Гоголя о том, что в русском обществе пропала совесть, связана с возмездием, настигшим городничего?
Чем близки «Ревизор» и «Недоросль»?
Домашнее задание
Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.
Подобрать материалы для ответов на проблемные вопросы следующего урока.
Ответить на вопросы викторины по произведениям Гоголя (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).
Индивидуальное задание.
Написать отзыв на иллюстрацию к пьесе (см. страницу «Иллюстрации к комедии Гоголя "Ревизор"».
Групповое задание.
Подготовить коллективный учебный проект.
Проекты.
Составление электронного альбома «Герои комедии “Ревизор” и их исполнители: из истории театральных постановок»
или «Комедия “Ревизор” в иллюстрациях русских художников».
Н. В. ГОГОЛЬ. «РЕВИЗОР»
Урок развития речи 4
УРОК 30
Основное содержание урока
Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.
Основные виды деятельности.
Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов (по выбору учащихся). Составление плана ответа на
проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение
ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов
Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов (по выбору учащихся):
1. Почему Гоголь считал, что для спасения России нужно в ней «высмеять всё дурное»?
2. Каковы авторские способы разоблачения пороков чиновничества?
3. В чём социальная опасность хлестаковщины?
Алгоритм работы, предложенный учителем:
1. Рекомендации учителя по выбору вопроса для ответа.
2. Обдумывание ключевых слов каждой темы.
3. Определение главной мысли каждого сочинения.
4. Актуализация необходимого литературного материала для ответа на вопрос.
5. Обдумывание структуры и композиции своего письменного высказывания.
6. Составление плана ответа на вопрос.
7. *Выбор жанра письменного высказывания. Приведение содержания ответа и языковых средств в соответствие с жанром работы.
8. Написание черновика работы.
9. Редактирование черновых вариантов работы.
10. Оформление окончательного варианта письменного высказывания.
Работа над письменным высказыванием может быть закончена дома.
Домашнее задание
Завершить письменный ответ на вопрос.
Прочитать повесть Н. В. Гоголя «Шинель».
Групповые задания.
Составить к повести лексические и историко-культурные комментарии (см. следующий урок).
Индивидуальные задания.
Найти в Интернете и посмотреть театральную или кинематографическую версию комедии «Ревизор».
*Написать отзыв (рецензию) на фильм (спектакль) или письменно ответить на вопрос «Чем интересна постановка комедии в современном театре?»
(«Чем интересна киноверсия комедии?») (по выбору учащихся).
Прочитать рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника».
Следующие уроки: Н.В.Гоголь. "Шинель": своеобразие реализации темы маленького
человека >>>
|
|
1. Источник: Беляева Н. В.
Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с. (вернуться)
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 — 1852)
Н. В. Гоголь с детства испытывал глубокий интерес к истории. Он хорошо знал не только русскую и украинскую, но и всемирную историю, был сведущ в истории
мировой культуры, изобразительного искусства, европейской архитектуры. Любовь к истории и к искусству принимала подчас необычные формы. Гоголь, например,
мечтал о том, чтобы в одном из городов отвести улицу, на которой затем разместить образцы архитектуры на протяжении всего исторического развития
человеческого общества — от памятников первобытной архитектуры и образцов зодчества Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Средних веков,
Возрождения вплоть до архитектурных ансамблей Нового времени.
В собственных сочинениях Гоголь часто обращался к любимой им истории. В сборниках «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»,
в «Петербургских повестях»,
поэме «Мертвые души» у Гоголя встречается множество исторических событий. Он касается в этих произведениях и царствования Екатерины II, и событий
Отечественной войны 1812 года, вспоминает народные песни, предания, исторические анекдоты.
Историческая тема (повесть "Тарас Бульба") становится главной в рассказе о Запорожской Сечи. В изложении Гоголя Запорожская Сечь — это особый мир, особая
вселенная, со своим укладом, обычаями, отношениями между людьми и в семье — между мужем и женой, детьми и отцом, детьми и матерью.
В основе гоголевского понимания национальной истории лежит представление о том, что история сохраняется в фольклоре, в языке, в народных легендах. Герои
легенд — богатыри, сила которых была непомерной, но потом, со временем, стала исчезать.
И вот уже пропала Запорожская Сечь, не слышно веселых песен, не смеются девушки и парубки. В центре Миргорода расположилась вечная лужа, а обитатели городка
измельчали и теперь спорят друг с другом из-за пустяков. Причины Гоголь увидел в том, то современные люди не исполняют свой долг граждан, радеющих о благе
Отечества, что они поддались корыстным соблазнам и ради них готовы на обман ближних. Каждый мечтает показаться более значительным, чем он есть на
самом деле. В итоге исчезает личность, индивидуальность, которую замещают либо прическа, либо галстук, либо воротник, либо бакенбарды, либо шляпка.
Уменьшается число настоящих людей, обладающих достоинством, умом, высокими чувствами, умеющих воспитывать в себе подлинных людей, и страна теряет
духовные силы, становится слабой, душевнo порочной. Души людей подтачивает и изгрызает червь корысти, преклонение перед чином и званием, в людях
укореняются низменные инстинкты. Все общество превращается в скопище нравственных уродов, летящих в пропасть.
Эту историческую опасность Гоголь видел в России и стремился ее предотвратить. Он надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев
себя в зеркале юмора иронии, насмешки,- иногда и сатиры, оно, человеческое сердце ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы,
желая иной, лучшей судьбы.
И тогда человек, думал Гоголь, станет воспитывать сам себя в духе священных Божеских и гражданских обязанностей. Он обратится за помощью к Богу и станет
исполнять его заветы. Когда это произойдет, в Россию возвратится прежняя мощь, прежнее богатство, удаль, прежняя ширь и страна вновь обретет душевное и
духовное богатство. Писатель верил, что Россия станет самой просвещенной, самой величественной и самой божески-человечной страной мира, с которой будут
брать пример другие народы и государства.
Пока же, считал Гоголь, надо показать русским людям, в какой дерзости они живут, как обнищали их души. С этой целью писатель вывел в комедии "Ревизор"
вымышленный город, одновременно и похожий и непохожий на провинциальные города России, в котором царит пошлость, все чиновники погрязли в пороках. Их
души омертвели, сами они неожиданно для самих себя превратись в глупцов, хотя по природе вовсе и не глупы. Все заняты сплетнями, мелочными, корыстными
интересами. На этом фоне душевно и духовно ничтожных людишек появляется незначащий чиновник из Петербурга, который всего боится. Провинциальные чиновники
страшатся его и неожиданно воображают важным и таинственным ревизором, прибывшим из столицы. Страх становится у Гоголя следствием нравственной пустоты,
морального уродства и приводит городничего и городских чиновников к полному духовному краху. Вместо живых лиц внезапно обнаружились какие-то свиные рыла,
непохожие на лица людей. Лица людей искажены до неузнаваемости и напоминают самых грязных животных. Но это не грязь внешняя, легко смываемая, а грязь
душевная. Для того чтобы ее смыть и очистить свою душу, надо много и упорно трудиться, нравственно воспитывая себя. К этому и призывал Гоголь, в этом видел
исторический путь России к спасению.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. +
399 с.: ил.
О НОВИЗНЕ
«РЕВИЗОРА»
Исключительная быстрота написания «Ревизора» (всего два месяца) говорит о том, насколько органично совпал новый «сюжет» с творческими устремлениями Гоголя...
В 1909 году, когда отмечалось столетие со дня рождения Гоголя, В. И. Немирович-Данченко опубликовал свою речь «Тайны сценического обаяния Гоголя». Он заметил,
что разбор «Ревизора» вызывает у исследователей «радостное изумление». Порождает это чувство не только открытие замечательных художественных достоинств комедии,
но и осознание их новизны и оригинальности.
Например, удивительная смелость завязки. В «Ревизоре» завязкой является одна первая фраза: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное
известие: к нам едет ревизор».
С необычайно смелой завязкой гармонирует и финал пьесы. Этот финал представляет одно из самых замечательных явлений сценической литературы.
Далее Немирович-Данченко видит главную особенность действия «Ревизора» в том, что оно последовательно, от начала до конца, вытекает из характеров — и только из них.
В середине 30-х годов тенденция гоголевской мысли и обобщение возросли еще больше. «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда
знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться
над всем», — читаем мы в «Авторской исповеди».
Хлестаков — «самый трудный образ в пьесе».
Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков — «самый трудный образ в пьесе». Почему? Потому что, сделавшись виновником всеобщего обмана, Хлестаков никого не обманывал.
Он с успехом сыграл роль ревизора, не только не намереваясь ее играть, но даже не поняв, что он ее играет. Лишь в середине четвертого действия в голове
Хлестакова начинают брезжить смутные догадки, что его принимают за «государственного человека».
Но как раз в непреднамеренности — «сила» Хлестакова... Он спровоцировал всю хитроумную игру городничего и чиновников не хитростью, а чистосердечием...
Страх подготовил почву для обмана. Интересно, что у Хлестакова в противоположность городничему и другим почти совсем нет реплик «в сторону». Такие реплики
служили драматургу для передачи внутренней речи персонажа, его тайных намерений. По отношению к Хлестакову этого не требовалось: у него что на уме, то и на языке.
В третьем и четвертом действиях начинаются головокружительные превращения Хлестакова — воображаемые и реальные. В сцене вранья он министр и поважнее министра
— до фельдмаршала включительно. В сцене приема чиновников он — взяточник. Потом — нареченный жених Марьи Антоновны.
Но во всех случаях — даже в минуту самого невероятного вранья — Хлестаков искренен. Выдумывает Хлестаков с тем же чистосердечием, с каким ранее говорил правду,
— и снова чиновники обманываются. Но на этот раз они принимают за истину то, что было вымыслом.
Образ Хлестакова неисчерпаем, таит в себе ошеломляющие неожиданности. Хлестаков «гениален» исключительной легкостью и «незаданностью» выдумки. Лживость
ли это Хлестакова? Но мы знаем, что он лжет чистосердечно. Хвастливость? Но он верит сам в то, что говорит. Поневоле приходишь к выводу, что самым точным и
всеобъемлющим будет определение, производное от имени самого персонажа, — хлестаковщина.
По книге Ю. В. Манна «Поэтика Гоголя»
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. +
399 с.: ил. (вернуться к уроку)
РАЗМЫШЛЯЕМ НАД ПРОЧИТАННЫМ
(по комедии „Ревизор“)
1. Какова сценическая история комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? Как была принята она общественностью и критикой?
2. В чем новизна комедии? Как говорит сам автор о замысле своего произведения? Что относил В. И. Немирович-Данченко к «тайнам сценического обаяния Гоголя»?
3. В чем загадка характера Хлестакова? Ю. Манн считает, что «Хлестаков — первое из художественных открытий Гоголя...». Как вы понимаете это суждение?
Подготовьте характеристику Хлестакова.
4. Каков образ города в «Ревизоре»? Как строится пирамида этого города (гражданство, купечество, чиновники, городские помещики, городничий)? Как складывается
такая же пирамида из женской половины персонажей? Как раскрываются персонажи этой пирамиды?
5. Какова ситуация «Ревизора»? Какую роль играет в системе самодержавно-бюрократического управления страх? Как влияет страх на каждого из персонажей пьесы?
Можно ли сказать, что Гоголь «ситуацией ревизора» замкнул всех единым, общим чувством — страхом?
6. Сравним высказывания литературоведов: Г. Гуковский показал, что в «сцене вранья» Хлестаков говорит то, чего от него ждут; В. Ермилов — что испуг
Хлестакова заставил его сыграть роль «ревизора». К какому мнению вы бы присоединились и почему?
7. Н. В. Гоголь огорчался, когда зрителям были лишь смешно во время просмотра спектакля. Почему?
«„Миражность“(1) возвышения Хлестакова в том, что он играет роль, к которой меньше всего способен, меньше всего достоин и которой, в известном смысле,
меньше всего добивался... С раскрытия обмана Хлестакова мы все более чувствуем, что комедия переходит... в трагедию...» — читаем мы в книге Ю. Манна
«Поэтика Гоголя».
1. Мира́жность, мира́ж — обманчивый призрак чего-то.
Как вы воспринимаете пьесу Гоголя — в большей степени комической, смешной или трагической, сатирической, грустной?
Против чего направлена пьеса Гоголя «Ревизор»? Как вы определите, что такое «хлестаковщина»?
8. Какой смысл заключен в «немой сцене»? Почему она так важна? По-разному ее трактовали писатели и литературоведы, критики и просто зрители. В. Белинский
подчеркнул ее ограниченность, В. Гиппиус считал, что немая сцена выражает идею власти и закона, М. Храпченко видел в ней внешнюю развязку, а подлинной
развязкой считал слова городничего: «Чему смеетесь? над собой смеетесь». В. Ермилов видел в немой сцене «парад высеченной подлости». Сам Гоголь говорил,
что она выражает идею «закона», при наступлении которого все «побледнело и потряслось». Ю. Манн считал, что немая сцена — завершающий аккорд произведения,
что в ней всеобщность переживаний героев, цельность человеческой жизни получает пластическое выражение, что Гоголь дал немую сцену как намек на торжество
справедливости, а в результате ощущение тревоги, страха от этой сцены многократно возрастает. Как бы вы рассмотрели эту сцену? Подготовьте устное или
письменное рассуждение на эту тему.
Проанализируйте подробно одну из сцен пьесы, характер одного нз персонажей, немую сцену, начало пьесы и т. д. — на выбор.
9. Какие произведения Гоголя посвящены историческим темам? Сам Гоголь внимательно изучал историю, читал лекции по истории. Расскажите об одном из произведений
писателя, связанных с историей Украины или России.
10. Рассмотрите иллюстрации разных художников к комедии «Ревизор». Кому из художников, на ваш взгляд, удалось передать атмосферу жизни чиновничества, их
взаимоотношения, их портреты? Расскажите об одной из иллюстраций подробнее, сопровождая рассказ цитатами из текста.
11. Гоголь считал, что в комедии честное, благородное лицо был «смех». Как вы это понимаете? О каком смехе развлекательном или грозном — он размышлял?
Что осмеивает это «честное, благородное лицо»? Первоосновой комического является закон несоответствия. Имеется в виду то воздействие, которое оказывает
несоответствие мнимого истинному, тому, что делается. Подумайте, как закон несоответствия реализован в комедии Н. В. Гоголя.
12. Н. В. Гоголь в «Авторской исповеди» писал: «Я никогда ничего не создавал в воображении п не имел этого свойства. У меня только то и выходило хорошо,
что взято было мной из действительности, из данных мне известных. Угадывать человека я мог только тогда, когда мне представлялись самые мельчайшие подробности
его внешности. Я никогда не писал портрета, в смысле простой копии. Я создавал портрет, но создавал его вследствие соображенья, а не воображенья. Чем более вещей
принимал я в соображенье, тем у меня верней выходило созданье». Можете ли подтвердить слова писателя, опираясь на текст его произведений («Заколдованное место»,
«Тарас Бульба». «Ревизор»)?
13. Черты художественного историзма Гоголя не оставались неизменными. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» историзм был тесно связан с фольклором,
с народной фантастикой. В дальнейшем Гоголь все больше погружался «в сор и дрязг» современной жизни. Он прямо вписывал своих героев в быт, который изображал
детально и подробно. Этими свойствами отличается и комедия «Ревизор». Однако в ней, как и в других произведениях писателя второй половины 1830-х годов,
историзм связал с религиозными идеями. По мысли Гоголя, в русском обществе исчезла совесть. Души людей утратили ее. Наша совесть есть данный нам Богом ревизор
души, не тот ложный, которым предстает Хлестаков, а настоящий, который как символ появляется в финале комедии. Он невидим, но непременно присущ всем.
И когда он обнаруживается, то наступает душевный крах для бесчестных, пошлых и бездушных людей. Смех над ними соединяется с горечью, с убийственной
иронией. В таком состоянии оказывается городничий.
Подтвердите эти размышления примерами из текста комедии «Ревизор».
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
РОЛЬ РЕМАРОК
В КОМЕДИИ Н.В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»
По своему содержанию и функциям ремарки делятся на несколько групп.
В зависимости от назначения ремарок, от выполняемой функции выделяются следующие группы ремарок:
1) ремарки, указывающие на время и место действия, характеризующие обстановку действия.
В литературе они обычно называются обстановочными. Например:
По уходе их отворяются двери, и Мишка выбрасывает из них сор. Из других дверей выходит Осип с чемоданом на голове.
2) ремарки, сообщающие о поведении, о действиях и поступках или, принимающих участия в разговоре. Основное назначение ремарок этой группы – указать на
действия, которые совершает говорящий в той или иной ситуации. Например:
Артемий Филиппович. Сейчас. (Отдает письмо.) Вот, позвольте... (Закрывает пальцем.) Вот отсюда читайте.
Я даже думаю (берет его под руку и отводит в сторону), я даже думаю, не было ли на меня какого-нибудь доноса.
3) ремарки, характеризующие разговор действующих лиц. Ремарки, принадлежащие к этой группе, описывают сопровождение звуковой речи и ее эмоциональные
особенности или указывают на собеседника, к которому относится та или иная реплика. Например:
Прошу покорнейше! (Пропускает вперед Хлестакова и следует за ним, но оборотившись, говорит с укоризной Бобчинскому.) Уж и вы! не нашли другого места упасть!
Можно выделить еще одну классификацию ремарок, основанную на принципе – по степени включенности в диалог, которые делятся на 2 типа:
1. Ремарки, обособленные от диалога.
К таким ремаркам относятся вводящие, прерванные и завершающие ремарки. Они никак не относятся к диалогу, то есть являются обособленными от него. Например:
Входит Хлестаков: за ним городничий, далее попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, Добчинский и Бобчинский с пластырем на носу.
2. Ремарки, включенные в диалог.
Такими ремарками являются только вставные. Потому что, вставные ремарки, включенные в диалог, это ремарки, которые вторгаются в основной текст комедии.
Они поясняют слова действующих лиц. Например:
Артемий Филиппович (подбегая). Лабардан-с.
Хлестаков (раскланиваясь). Как я счастлив, сударыня, что имею в своем роде удовольствие вас видеть.
Назначение ремарок, по отношению к диалогу определяют также местоположение ремарок в тексте комедии. Все ремарки по местоположению делятся:
вводящие ремарки — ремарки, которые вводят, включают нас, вовлекают нас в действие комедии. Они являются введением, вступлением. Они находятся
в начале каждого действия сцены, явления. Например:
Растаковский (входит). Антона Антоновича поздравляю.
Хлестаков и почтмейстер, входит вытянувшись, в мундире, придерживая шпагу.
вставные ремарки — относятся к диалогу, вторгаются в основной слой текста. Только эти ремарки относятся к диалогу. Главная функция вставных ремарок –
вклинивание в диалог, пояснение диалога. Например:
Уж скоро Авдотья должна прийти. (Всматривается в окно и вскрикивает.) Ах, маменька, маменька!
Я тебя уж заставлю побольше рассказать! (Вслух.) Справедливо изволили заметить.
прерванные ремарки — ремарки, прерывающие речь персонажей, обрывающие диалоги.
Эти ремарки легко определить по их местоположению в комедии: прерывая диалог, они находятся на новой строчке и пишутся посередине этой строки. Например:
Я теперь вижу совершенно откровенность вашего нрава и радушие, а то, признаюсь, я уж думал, что вы пришли с тем, чтобы меня... (Добчинскому.)
"Извольте, говорит, я поеду и туда, и туда..." (размахивает руками...) так это все славно.
Эти ремарки не отличаются синтаксическим разнообразием, как вставные ремарки, так как в большинстве своем прерванные ремарки представляют собой простое предложение.
завершающие ремарки — являются обособленными от диалога. Они обычно «завершают» явления или действия.
Скорее, скорее, скорее, скорее! (Кричит до тех пор, пока не опускается занавес. Так занавес и закрывает их обеих, стоящих у окна.)
Обычно завершающие ремарки можно узнать по ключевому слову. Они почти всегда указывают на уход какого-либо действующего лица со сцены, что подтверждает и их название.
Оба уходят.
Судья, попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ и почтмейстер уходят и в дверях сталкиваются с возвращающимся квартальным.
Завершающие ремарки находятся в каждом действии комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Таким образом, по местоположению в структуре комедии ремарки делятся на 4 группы, каждая из которых характерна для творчества писателя. (вернуться к уроку)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|