Жанр частушки в русском фольклоре. Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Устное народное творчество в мире народной песни (уроки литературы в 8 классе)
Жанры фольклора
Колядки
Древнеславянский календарь
Рождество в живописи
Фольклор. Народная драма
Народные пляски. Лубок, 1876 г.
Народная историческая песня

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

«МЛАДШАЯ СЕСТРЕНКА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ»:
ЖАНР ЧАСТУШКИ В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ


Уроки литературы в 8 классе [1]
Урок 7


Рубь[2] за сено, два за воз,
Полтора за перевоз,
Чечевика[3] с викою[4],
А я сижу чирикую[5].
Частушка


Цели урока:
— знакомство учащихся с понятием «частушка», раскрытие перед восьмиклассниками специфики и художественных особенностей данного фольклорного жанра;
— закрепление знаний школьников об этнографических и художественных отличиях русского фольклора;
— формирование умения вдумчиво воспринимать незнакомую информацию, слушать текст большого объема;
— формирование представления подростков о взаимосвязи истории и культуры каждого народа;
— воспитание любви к культурному наследию русского народа, его устному народному творчеству.

Форма урока:
синтетический урок с элементами интеграции знаний по истории, культурологии, этнографии и литературе. Возможна работа с аудиозаписью произведений и/или презентация. Аудирование: обучение учащихся слушанию больших фрагментов текста и работе по нему.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Аудирование: прослушивание текста с последующими заданиями.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Восприятие устной речи современной молодежью в последнее время (5—7 лет) становится настоящей проблемой, которая так или иначе затрагивает все сферы жизнедеятельности индивида.

Во-первых, у подростков и юношества налицо проблема общения, во многом возникшая из-за неумения слушать или из-за неэффективного слушания. Информационная перегруженность большинства современных российских школьников и несформированные вовремя коммуникативные умения влияют как на интеллектуальные способности детей и подростков, так и на их желание общаться с окружающими, вернее, порождают нежелание общаться в реальном мире — проще и интереснее общаться в мире виртуальном. Так компьютер и новые технологии из средства помощи человеку превращаются в средство и форму его общения, тормозя развитие уже имеющихся умений слушать, говорить, общаться.

Во-вторых, налицо проблема обучения. Чтобы частично разрешить возникшие проблемы, для работы в классе (на уроках русского языка, развития речи и литературы) можно взять, как в методике обучения иностранным языкам, адаптированные тексты из оригинальных источников в качестве материала для аудирования (слушания и говорения). Перед учащимися в таком случае ставится задача научиться понимать основное содержание сначала коротких и несложных текстов, затем объемных текстов (1—3 с.) и/или более сложных текстов и выделять значимую информацию. Систематическая и постепенная работа по аудированию, ведущаяся по определенному алгоритму, способна быстро ликвидировать пробелы в умении учащихся воспринимать текст на слух, определять его тему, идею и поднятые в нем проблемы, работать с текстом по памяти.

Все упражнения при такой работе подразделяются на две группы:

А) Упражнения, подготавливающие к восприятию текста.
Цель данных упражнений — мотивировать учащихся на аудирование, снять трудности лингвистического и психологического плана. Одной из основных задач является сообщение ученикам значения незнакомых слов и выражений, важных для понимания содержания. К этой группе относятся задания:
1 — прослушать аудиозапись или зачитанный учителем текст;
2 — повторить прослушанное за актером или учителем (текст, часть текста, слова или выражения);
3 — подобрать свои слова для пересказа прослушанного текста (эпитеты, метафоры, сравнения и т. д.).

Б) Упражнения, базирующиеся на прослушанном тексте.
Упражнения второй группы направлены на развитие у школьников умения анализировать и интерпретировать информацию текста:
4 — прослушать текст или аудиозапись еще раз, выбрать предложение, в котором сформулирована основная мысль текста;
5 — выбрать правильные ответы на вопросы;
6 — закончить данные предложения;
7 — выполнить тест на понимание прослушанного;
8 — высказать собственное мнение по проблеме, ответив на вопросы, относящиеся к данной группе упражнений.

Итак, на уроках литературы мы имеем дело с текстами, следовательно, первой функцией слушания здесь будет прием и осмысление информации (в 8—9 классах, при подготовке к выпускному экзамену в формате ЕГЭ за курс неполной средней школы, — новой информации). Именно поэтому необходимо подобрать такие тексты для слушания, которые, во-первых, будут интересны учащимся, информативны (независимо от того, будут это тексты литературы художественной или научно-познавательной), во-вторых, помогут концентрировать внимание слушателей во время чтения всего текста, в-третьих, сначала будут иметь небольшой объем, возможно, будут являться адаптированными или представлять собой фрагменты текста.

В 8 классе объем и содержание текста зависят от контингента учащихся, от уровня сформированности общеучебных, речевых и читательских умений. В рамках данного урока в качестве материала для активного слушания можно также предложить фрагмент главы «Фольклор» из книги С. С. Наровчатова «Необычное литературоведение»[6]. При этом вопросы и задания к тексту можно предложить как до самого процесса слушания, так и после него.

— Расскажите, о чем повествует только что прослушанный вами текст.

— Повторите ту часть текста, в которой, по вашему мнению, выражена основная его мысль.
(Первый и второй абзацы.)

— Почему задание вызвало затруднение? Самостоятельно проанализируйте возникшие трудности.
(Начало текста уже частично забылось, более того — ученики отвлеклись от теоретического материала, слушая сами частушки. Здесь смех оказался не подспорьем в работе, а помехой: отвлек от главного — целостного восприятия текста. Вывод: при активном слушании нельзя отвлекаться, отключать внимание.)

— Прослушайте еще раз данный фрагмент текста. При этом постарайтесь запомнить те предложения, в которых выражена его основная мысль. Запишите эти предложения по памяти после того, как прослушаете весь фрагмент.

После вторичного прослушивания:

— Перескажите теоретическую часть данного фрагмента. На что необходимо обратить внимание?
(На определение понятия «частушка».)

Помимо уже записанного определения, данного С. С. Наровчатовым, ученикам для записи в тетрадях можно предложить определение, предложенное А. П. Квятковским:

Частушка (каротелька, коротушка, пригудка, припевка, набирушка, ихахошка, вертушка, топтушка и пр.) — фольклорный лирический жанр, истоки которого таятся в древнерусском стихе и, возможно, у скоморохов. Это народная поэтическая миниатюра, тематика которой охватывает самые разнообразные области жизни — общественность, семью, любовь, быт, труд, отдых, пейзаж и пр., отсюда частушки политические, бытовые, сатирические, юмористические, эпиграмматические, шуточные, плясовые и т. д.[7]

Один ученик пересказывает, остальные выполняют задания:

— Запишите определение понятия частушка по памяти. Совпало ли записанное вами определение с тем, что дал нам рассказчик? Почему? Кто и в чем ошибся?

— Какие недочеты в пересказе мы можем отметить? О чем они говорят?
(Либо о неумении слушать, либо о неумении четко и связно говорить. Если недочетов нет, ученик получает дополнительный бонус, который засчитывается при выведении оценки за урок или за уроки по развитию речи.)

— Поэт Сергей Сергеевич Наровчатов написал свою книгу в конце 1960-х годов, издал в начале 1970-х, поэтому оценка исторических событий в данном фрагменте полностью отражает его идеологические воззрения. Однако для нас важно другое: оценка влияния исторических событий на психологию народа. Расскажите, что об этом написал С. Наровчатов.

— Согласны ли вы с автором в том, что «душевный переворот» благотворно сказался на русской женщине? Аргументируйте свой ответ.

— Что приемлет поэт и что отрицает в характере и поведении своих современниц? Приведите примеры из прослушанного текста.

— Как вы думаете, почему Сергей Наровчатов сделал акцент на том, что частушку чаще всего сочиняют и исполняют женщины? Приведите примеры из реальной действительности.

— Что так восхитило поэта Владимира Маяковского в приведенной в тексте частушке? Обоснуйте точку зрения поэта.

— Вспомните, что мы называем звукописью. Какова звукопись в данной частушке?
(Ассонанс.)

— Какая из приведенных С. С. Наровчатовым частушек вам более всего запомнилась? Почему? Можно ли по содержанию данной частушки примерно определить характер ее сочинителя? Каков он?

Ассонанс (от франц. assonance — созвучие) — распространенная в романской поэзии неполная рифма, в которой совпадают лишь ударные гласные звуки. В русской же поэтике ассонансом принято называть неточную рифму, в которой совпадают ударные слоги, концы же рифмуемых слов или разнозвучны, или приблизительно созвучны. Ассонансные рифмы как стилистический прием благозвучия существуют в русской народной поэзии давно... Ассонансом пересыпаны русские народные стихи — песни, частушки, пословицы и поговорки:

Девушка спесива —
Не дала спасибо,
Дружком не назвала[8].

После проведенной работы восьмиклассникам можно предложить для аудирования продолжение текста, в хорошо подготовленных классах текст лучше не разбивать.

Другой вариант: раздать распечатанный текст для работы в парах.

— О чем повествует данный фрагмент текста?

— Перескажите наиболее подробно данный фрагмент.

— Какова его главная мысль?
(Частушка живо и своевременно откликается на события окружающей действительности: «По частушкам можно воссоздать историю народа с начала нашего века до недавних времен».)

— Можем ли мы определить отношение поэта Сергея Наровчатова к частушке на основании данного текста? Каким образом? Приведите примеры.

— Как вы думаете, почему С. С. Наровчатов в своем тексте приводит цитату из высказываний другого поэта-современника — Виктора Бокова? Для чего это нужно было автору книги? Аргументируйте свой ответ.

— Какими словами текста можно назвать фрагмент о частушке? Обоснуйте свой вариант.
(«Гимн младшей сестре песни».) См. ниже частушки из Поэтического словаря Квятковского.

II. Творческая работа.

Мини-сочинение «Мое знакомство с частушкой».

III. Домашнее задание.

Для всего класса:
— прочитать статью учебника «Частушки» (с. 11—12);
— ответить на вопросы и выполнить задания на с. 12—13.

Индивидуальные задания:
— написать исследовательскую работу «Художественные особенности русской народной песни», «Современный отечественный фольклор», «Частушка — душа русского народа» (срок выполнения — 1—2 месяца);
— проиллюстрировать понравившиеся на уроке или запомнившиеся когда-то частушки (создать «сборник иллюстраций» к жанру частушки) — по желанию.

Следующие уроки >>>

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009.


1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с.
Пособие разработано к программе по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровиной1, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 8 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по подростковой литературе, в том числе и современной. (вернуться)

2. Рубь — просторечное от «рубль»: оплата в сумме одного рубля. (вернуться)

3. Чечевика — просторечное от «чечевица», растение семейства бобовых. (вернуться)

4. Вика — растение семейства бобовых, чаще всего выращивается на корм скоту. (вернуться)

5. Чирикую — болтаю, ничего не делаю. (вернуться)

6. Наровчатов С.С. Необычное литературоведение. — М.: Детская литература, 1981. — С. 115—120. (вернуться)

7. См.: Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. М.: Дрофа, 2000. — С. 390. (вернуться)

8. См.: Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. М.: Дрофа, 2000. — С. 58. (вернуться)


Частушки из Поэтического словаря Квятковского

ЧАСТУШКИ


Подруженьки про меня говорят, что модница.
Мне и надо модной быть, потому — колхозница.

По-одру-уж-ка моя, подруженька активная,
Никогда не надоест работа коллективная.

Товарочка милая, работаем вме-есте,
Выполняем на сто сорок, выполним на две-ести.

Я купила, милый мой, новую «По|беду».
На свиданье не придешь, я к тебе приеду.

У меня на руке серебряны ко-ольца.
Разрешите погулять с вами, комсомо-ольцы?

Миленькая Настенька, вышей мне платок,
Ниточкою красненькой серп и молоток.

Эх, скрип, скрип, скрип, новые бо-ти-инки.
Мы, девчонки, трактористки, как одна, — кар-ти-инки.

Ай да, ай да, моя милка молода.
Молода го-до-очком, глупая у-мо-очком.

Ми-илый мой, по-ой-дем до-о-мой!
— Пойдем, моя забавница, с веселого гуляньица.

По-ошел пля-асать, сапоги-то рву-утся,
Ка-афтан до пят, девушки сме-ю-утся.

И-играй, Ти-ишка, пля-аши, Ти-ишка,
У тебя, Ти-ишка, с трудоднями кни-ижка.

Веселая девчоночка кормила поросеночка,
Поросеночек достался в премию миленочку.

Пойдем, подруженька, домой, — солнце ниже ели,
Моего мило́го нет, а ваши надоели.

Плясать по-ой-ду по по-ля-ано-оч-кам,
Глазами поведу по ми-лё-оно-оч-кам.

Гармонь мо-о-я голо-си-иста-а-я,
Кол-хо-озная рожь коло-си-иста-а-я.

Источник:
Квятковский А. П. Частушка // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 333—338. (вернуться)
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz