Главная
Гоголь Н.В. Основные даты жизни и творчества
Петербург Гоголя
Гоголь в Петербурге
Иллюстрации к комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Гоголь читает "Ревизора"
Иллюстрации Кукрыниксов к повести "Портрет"
Иллюстрации Кукрыниксов к повести "Шинель"
Иллюстрации С.Бродского к повести "Шинель"
Иллюстрации Агина к поэме "Мертвые души"
Иллюстрации Боклевского к поэме "Мертвые души"
Иллюстрации В.М.Васнецова к повести "Тарас Бульба"
Хлестаков
Осип
Городничий и купцы
Городничий
 
 


Иллюстрации к комедии Гоголя "Ревизор"

Считая Гоголя величайшим из русских писателей, Петр Михайлович Боклевский посвятил всю жизнь иллюстрированию его произведений.
 
Каждый художник по-своему трактует характер Хлестакова.

В лёгком и чётком эскизе П.М.Боклевского* подчёркивается воинственная наглость Хлестакова, его стремление казаться хоть на ступеньку выше того положения, которое он занимает. Кок, нелепо взбитый на макушке, вызывающе поднятая голова, вздёрнутый нос и глупые, ничего не видящие глаза. Широко расставленные, будто для прочной опоры, ноги в то же время как будто разъезжаются. Острые жесты рук выражают стремление Хлестакова распространиться во все стороны (вспоминается его фраза: "Я везде, везде"). Художнику благодаря самой манере рисунка удалось передать хвастливую самонадеянность Хлестакова.

В иной манере выполнена акварель Д.Н.Кардовского.*Хлестаков. Акв. Д.Н.Кардовского  Здесь все смягчено, неопределённо. Полуприкрытые глаза Хлестакова затуманились от сознания собственного великолепия. Хлестаков встал в позу, намеренно эффектным жестом он опирается на изящную трость. Другая рука картинно держит головной убор. Иллюстратором осмеяны претензия и неуклюжее франтовство Хлестакова: элегантные перчатки только подчёркивают потёртость, несвежесть его одежды, дурно сшитый фрак. Хлестаков, с его желанием порисоваться, произвести впечатление, как будто спрашивает зрителя: "Ну, как? Не правда ли, я очень недурно выгляжу?" Неопределённость выражения, пустота (никакой мысли, даже настроение не отразилось в лице Хлестакова), позёрство – вот главное в Хлестакове, с точки зрения Кардовского. Техника акварели помогает художнику подчеркнуть призрачность, туманность, неопределённость Хлестакова, человека "без царя в голове".

Различная трактовка образа художниками-иллюстраторами вскрывает многогранность характера Хлестакова.

 
Иллюстрации П.М.Боклевского к комедии "Ревизор"

Считая Гоголя величайшим из русских писателей, П.М.Боклевский посвятил всю жизнь иллюстрированию его произведений. Огромное количество вариантов портретов героев "Ревизора" и "Мёртвых душ" создано художником за сорок лет. Многие актёры, играя в "Ревизоре" или в "Мёртвых душах", в костюме и гриме стремились воплотить персонажи Боклевского.

В 1858 году появилась "Галерея гоголевских типов". Альбом состоит из 14 больших литографий. Персонажи "Ревизора" изображены во весь рост. Портреты их снабжены подписями, взятыми из текста комедии. Волшебный карандаш Боклевского передаёт все оттенки чувств героев. Черты лица, руки, поза, костюм предельно выразительны. Рисунки тоновые, их объёмность достигается плавной растушёвкой. Здесь представлен второй лист этого альбома, на котором во весь рост изображён Осип, слуга Хлестакова. В противоположность своему барину, он неряшлив, нечёсан, лицо заросло. Брови насуплены, взгляд угрюмый, даже дикий. На нём старый сюртук, дырявые сапоги. В правой руке Осипа сапожная щётка, а на левую натянут изящный, тонкой кожи сапожок Хлестакова. Осип чистит его с остервенением. В эту минуту злосчастный сапог заменяет Осипу его пустого и дрянного барина. При каждом взмахе щётки Осип приговаривает: "Эх, если б узнал это старый барин! Он не посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что дня б четыре ты почёсывался..." Грозный Осип, воюющий с сапогом, – остроумная находка Боклевского.

Боклевский после реформы 1861 года ещё раз обращается к "Ревизору". Так появился в 1863 году его знаменитый "Бюрократический катехизис" – пять литографированных сцен из "Ревизора". Теперь Боклевский, используя сцены из "Ревизора", хотел показать не злоупотребления отдельных чиновников, а систему взглядов, широко бытующую среди государственных служащих. Здесь представлен пятый лист – "Общественные отношения бюрократов"–, изображающий сцену городничего с купцами: "Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы морские..." Городничий зверем бросается на провинившихся перед ним купцов. Фигура городничего дана в резком движении. Левая рука вытянута, она обличает, указательный палец тычет купца в бороду. Правая рука со сжатым кулаком за спиной. Ещё миг, ещё один разворот плеч, и "почтенные " узнают, как жаловаться на начальство. Купцы, прижатые городничим, явно оробели, головы их опущены. Лишь один из них не обнаруживает раскаяния – купец, стоящий с краю. Он молод, борода, брови, кудри его черны, фигура мощная, атлетическая; он в фартуке, на поясе в чехлах ножи. Это мясник. Он смотрит исподлобья, с трудом сдерживая себя. Эта богатырская фигура, выдвинутая на передний план, целиком принадлежит замыслу художника (её у Гоголя нет) и весьма заостряет содержание сцены.

Работа Боклевского над "Ревизором" не оканчивается и после "Бюрократического катехизиса". Есть две более поздние серии портретов героев "Ревизора" во весь рост – одна контурная, другая объёмная, тоновая. Здесь представлен рисунок из тоновой серии. Это новая трактовка образа городничего. Произнося слова "Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там – стой, городничий...", он торжествует, хохочет. Отогнутым большим пальцем левой руки он показывает назад, через плечо, на тех чиновников, которые отстали от него и влачат жалкое существование где-то в глуши. В своём толковании образа городничего Боклевский не повторяет вариант 1858 года. Не благодушие и приятность, а дерзость и наглость выскочки подчёркивает в этом персонаже автор.

Помимо портретов во весь рост Боклевский оставил не менее двух альбомов погрудных изображений героев "Ревизора". Всего за свою жизнь художник создал не менее шести различных вариантов серий рисунков к "Ревизору".

по книге: Т.В.Орлова. П.М.Боклевский. "Искусство", 1971
 
Земляника
Хлопов
Бобчинский и Добчинский
Иллюстрации художника П.М.Боклевского к пьесе "Ревизор" из книги: Гоголь Н.В. Иллюстрированное полное собрание сочинений Н.В. Гоголя: в восьми томах / под ред. А.Е.Грузинского; со вступит. ст. поч. акад. и проф. Д.Н. Овсянико-Куликовского. – М.: Печатник, 1912–1913. – Т. 4.

*Пётр Михайлович Боклевский (1816 – 1897) – русский художник-иллюстратор.
С 1845 посещал класс К. П. Брюллова в петербургской АХ. В 1852 получил звание художника. Развивая традиции сатирической графики 1840-х гг., Боклевский выработал жанр психологически заострённого социального портрета литературного героя (сатирические альбомы литографий и рисунков «Галерея гоголевских типов. „Ревизор”» (1858), «Типы из поэмы „Мёртвые души”» (1895), и др.). См. страницу: Иллюстрации П.М.Боклевского к поэме Гоголя "Мертвые души".
Герои Гоголя не были для Боклевского выдуманными, книжными персонажами. Он долгие годы жил в Рязанской губернии и легко узнавал в чиновниках и помещиках города N хорошо известные ему нравы русской провинции.
Боклевский также выполнил альбомы рисунков к произведениям А. Н. Островского (1859—60), П. И. Мельникова-Печерского (изд. в 1882, 1914 и 1934) и др.

*Дмитрий Николаевич Кардовский (1866 – 1943) – русский график, театральный художник, живописец. Автор иллюстраций-рисунков к произведениям Грибоедова, Гоголя, Некрасова и др. В 1911 г. за творческие и педагогические заслуги Д.Н. Кардовский получил звание действительного члена Академии Художеств, в 1915 г. – звание академика.
Одним из источников, заметно повлиявших на творчество Кардовского, стала деятельность объединения "Мир искусства" с его рациональным интеллектуализмом, хорошо выражавшим основную, принципиальную линию петербургской культуры в противовес эмоционально-стихийной московской. Наиболее известные работы Кардовского в области книжной иллюстрации – рисунки к "Каштанке" А. П. Чехова (1903), "Невскому проспекту" Н. В. Гоголя (1904), большой цикл иллюстраций, в том числе цветных, к "Горю от ума" А. С. Грибоедова (1907). Причем, если, иллюстрируя "Каштанку" и "Горе от ума", Кардовский проявляет талант бытописателя, мастера по созданию острых и метких типажей, то, обращаясь к "Невскому проспекту", он трансформирует свой стиль в сторону большего изящества и графической условности. Все это позволяет говорить о влиянии на художника книжной графики "Мира искусства", создавшего эстетику новой книги, решенной в совокупности всех составляющих ее элементов как единый организм, как специфическое художественное произведение.
Его театральные эскизы, созданные для постановки "Ревизора" в 1922 г., затем были изданы в виде книжных иллюстраций. Театральные эскизы Кардовского по тщательности разработки аксессуаров, костюмов и обстановки приближаются к самостоятельным, вполне завершенным мизансценам. В равной степени это относится и к изображениям персонажей. Для каждого Кардовский нашел свой характерный портретный типаж, выразительные позу и жест.

Об иллюстрациях Д.Н.Кардовского к комедии "Ревизор"
В 1920-е гг. Д.Н. Кардовский вновь обращается к Н.В. Гоголю, но в ином аспекте, участвуя в постановке на сцене Московского Малого театра его комедии «Ревизор». Эскизы декораций, мизансцены, костюмы героев, сделанные художником, послужили в дальнейшем толчком к созданию новых книжных иллюстраций.
В 1933 г. он продолжил работу над «Ревизором», создав еще несколько рисунков к этой замечательной комедии.
Как и прежде, Д.Н. Кардовский тщательно занимался сбором материала. В письме к жене, О.Л. Делла Вос-Кардовской он сообщает: «Я-то рассчитывал у Грабаря поживиться кое-чем для “Ревизора”, так как у Грабаря хорошая библиотека. Но это не состоялось, и я уже закинул удочку в Румянцевский музей и, вероятно, буду там, в библиотеке собирать кое-что по костюмам и бутафории». (Д.Н. Кардовский об искусстве. С. 230–231.)
Отказавшись от излишних бытовых подробностей, которые ранее были важными элементами в характеристике героев грибоедовской комедии, Кардовский все внимание сосредотачивает на раскрытии социально-психологических характеристик персонажей. В иллюстрациях окончательно оформляется понимание художником задач рисунка, изобразительности. Это было достигнуто тщательным изучением натуры. Жизненность и конкретность образов, созданных Кардовским, прекрасно согласуются с текстом, неразрывно с ним связаны. В своей работе художник очень тонко сумел соединить свою манеру классического строгого рисунка с реализмом гоголевской комедии.
Рисунки Д.Н. Кардовского всегда продуманы, выношены в сознании и, вместе с тем, остры и комичны. Как точно подмечает К.С. Кравченко, «тонкое понимание им силы гоголевского смеха сочетается здесь с большим мастерством режиссера, как бы вызывающим к жизни сцены из замечательной комедии». (Кравченко К.С. Д.Н. Кардовский. С. 37.)
Иллюстрации Д.Н. Кардовского к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» — значительное явление в истории развития традиций иллюстрации отечественной классической литературы. Художник внес свою лепту в освоение и углубление гоголевского наследия, создав яркие колоритные портретные образы героев этого бессмертного произведения писателя.
 
 


 
 

(вернуться в начало страницы)



Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz