Комедия Н.В.Гоголя "Ревизор". Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Урок 1. "Литература призвана духовно руководить народом в его историческом пути..." (Ф.И.Буслаев)
Гоголь Н.В. Основные даты жизни и творчества
Н. В. Гоголь. Портрет работы художника Ф. Моллера
Гоголь в Петербурге
Иллюстрации к комедии Гоголя "Ревизор"
Гоголь читает "Ревизора"
Гоголь Н.В. Ревизор
Уроки по творчеству
Н.В.Гоголя в 7 классе

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 — 1852)


Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 43-46

Предполагается вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений,
исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.

Урок 43. Юмор и сатира в творчестве Н.В.Гоголя

Уроки 44-46. Н.В.Гоголь. "Ревизор"

Н. В. ГОГОЛЬ.
ЮМОР И САТИРА В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ (1 час)
УРОК 43


Я помешался на комедии... „Владимир 3-й степени“,
и сколько злости! смеху! соли!...
Н. В. Гоголь — М. П. Погодину
[2]

Цели уроков:
— продолжение знакомства школьников с творчеством Н. В. Гоголя и его идейно-художественными особенностями — знакомство с Гоголем-сатириком;
— повторение и закрепление понятий «сатира», «юмор», «гротеск», «драматургия», «комедия»;
— воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся на прочитанное литературное произведение.

Форма урока:
синтетический урок, включающий в себя слово учителя или презентацию, сообщения учащихся, чтение начала произведения, беседу с классом.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Слово учителя — «Жизнь и творчество Николая Васильевича Гоголя»
(повторение и закрепление ранее полученных сведений; желательно с презентацией).

II. Работа с учебником.

1. Чтение статьи учебника «Николай Васильевич Гоголь» (см. статью ниже), составление плана статьи (в тетрадях).

2. Работа с вопросами и заданиями на с. 262.

3. Чтение статьи учебника «О замысле, написании и постановке „Ревизора“» (см. статью ниже). Пересказ статьи (одним-двумя учениками).

Сатира (лат. satira, от лат. satura — смесь) — вид художественной литературы в прозе или стихах, ставящий своей задачей критику, обличение и высмеивание отрицательных явлений действительности[3].

4. Работа с вопросами на с. 265 учебника.

III. Чтение произведения.

Чтение и анализ афиши комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
— Прочитайте афишу к комедии «Ревизор». Какие, на ваш взгляд, фамилии можно назвать говорящими? О чем они нам говорят?

— На что, кроме списка действующих лиц, указывает афиша?
(На социальный и частично национальный состав провинциального губернского города.)

— Что мы узнаем о действующих лицах комедии из «Замечаний для господ актеров»?

— Как проявляется чувство юмора Гоголя уже в афише и комментарии к ней? Приведите примеры.

Юмор (от англ. humour — юмор, комизм, причуда, нрав) — вид комического, добродушный смех с серьезной подоплекой, исконно — «одобрение под маской осмеяния».

— Как вы считаете, для чего драматург написал «Замечания для господ актеров»? Помогают ли данные «Замечания...» правильно понять идейный замысел комедии? Обоснуйте свой ответ.

IV. Домашнее задание.

Для всего класса:

— читать первое и второе действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»;
— подготовить чтение по ролям действия первого комедии.

Индивидуальные задания:
— подготовить рассказ «Возникновение и развитие замысла комедии о мнимом ревизоре в творчестве Н. В. Гоголя».

Н. В. ГОГОЛЬ.
«РЕВИЗОР»
(3 часа)
УРОКИ 44—46

Цели уроков:

— продолжение знакомства школьников с творчеством Н. В. Гоголя и его идейно-художественными особенностями;
— знакомство с Гоголем-сатириком;
— повторение и закрепление понятий «сатира», «юмор», «гротеск», «драматургия», «комедия»;
— воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся на прочитанное литературное произведение.

Форма уроков:
уроки чтения и анализа произведения, включающие в себя рассказы и пересказы учащихся, чтение комедии по ролям, беседу с классом, творческую работу.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

I. Проверка домашнего задания.


1. Рассказ «Возникновение и развитие замысла комедии о мнимом ревизоре в творчестве Н. В. Гоголя» (1—2 ученика).

Комедия (от греч. komoidia, komos — веселая процессия и oide — песнь) — долгое время один из двух основных жанров драматургии — смешной и «низкий», в противоположность трагедии; впоследствии всякая смешная пьеса[4].

2. Пересказ содержания действия первого (одним-тремя учениками).

3. Установочная беседа:

— Расскажите, что понравилось вам в первом действии комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

— Признайтесь, что было вами не понято. Что вызвало какие-либо затруднения?

— Смеялись ли вы во время чтения комедии? Почему? Попытайтесь объяснить словами те чувства и эмоции, которые вами владели во время чтения двух действий комедии «Ревизор».

— Какими бы эпитетами вы охарактеризовали гоголевский смех в этой комедии?

II. Чтение произведения. Чтение по ролям действия первого комедии, подготовленное дома по группам или всем классом:

1 и 2-й состав «актеров»; выбор состава — по жребию.
Во время чтения состав «актеров» необходимо поменять, для того чтобы задействовать как можно больше учеников. Если учитель отводит на изучение творчества Н. В. Гоголя в восьмом классе всего 3 часа, то комедию «Ревизор» прочитывают учащиеся самостоятельно дома.

III. Анализ прочитанного.

Проще и продуктивнее анализировать комедию Н. В. Гоголя «Ревизор» по явлениям — анализ «вслед за автором». Такая система работы заставляет учащихся внимательнее следить за логикой событий, помогает уяснить взаимоотношения героев. Наблюдая за развитием действия, за поведением действующих лиц, школьники живее воспринимают характеры персонажей. Учителю при этом предоставляется возможность в процессе анализа показать восьмиклассникам глубину и богатство идейного содержания комедии и драматургическое мастерство ее автора.

Анализ первого действия

Итак, давайте ответим на вопрос, как события, изображенные в комедии, отражают действительность. Выделим основные моменты первого акта:

1. Чтение городничим письма.
2. Внезапный приход Бобчинского и Добчинского, их сообщение о приехавшем чиновнике.
3. Спешный отъезд городничего в гостиницу, в которой остановился неизвестный чиновник из столицы.

— Вспомните, что такое ирония.

— Объясните, как проявляется авторская ирония в явлении I. Приведите примеры.

— Что мы узнаем об уездном городе из явления I?

Иро́ния(от греч. eir~ oneia — притворство, насмешка) — осмеяние, содержащее оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительный признак иронии — двойной смысл, где истинным является не прямо высказанный, а противоположный ему подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония[5].

— Как вы думаете, где и когда происходит завязка действия комедии?
(С первой фразы городничего: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет ревизор».)

— Что придает такая завязка самому действию?
(Стремительность, динамику, сразу же завязывается интрига.)

— Давайте рассмотрим характер распоряжений городничего. О чем он заботится больше всего?
(Городничий заботится о том, чтобы был наведен внешний лоск, чтобы были спрятаны или хоть чуть-чуть прикрыты вопиющие безобразия. Иными словами, он стремится обмануть свое начальство.)

— О каких злоупотреблениях мы узнаем из явления I?
(Грязь и запустение в лечебных заведениях. Отсутствие лекарств. Немец-лекарь, не понимающий по-русски. Распущенность в суде, наплевательское отношение к своим обязанностям судейских. Никого не волнует качество преподавания, главное — внешний вид учеников и преподавателей.)

— О каких нарушениях нравственных и гражданских законов говорится в явлении II?

— Где и как проявляется авторская сатира на изображаемые события? Зачитайте эти фрагменты.

— Какой из выделенных нами эпизодов действия первого можно считать центральным?
(Сообщение Бобчинского и Добчинского. Первый эпизод является обоснованием второго — внезапного прихода двух помещиков, которые уже знали о письме и разнесли слухи, сообщенные Чмыховым, по всему городу: городские сплетники увидели новое лицо в городе. Провинциальные жители, они никогда не видели петербургских чиновников, поэтому приняли незнакомца за ревизора. Чиновникам и в голову не пришло усомниться в правильности сообщения. Страх, который сковал всех без исключения, лишил их способности думать и критически подходить к сплетням Бобчинского и Добчинского.)

— Приводят ли вестники в своем сообщении доказательства того, что незнакомец, две недели живущий в гостинице уездного города, и есть ожидаемый ревизор?
(Доказательства нелепы, неубедительны.)

— Объясните, в чем заключается комизм речи Бобчинского и Добчинского. Приведите примеры.

— Как описывается паника городничего и чиновников в действии первом? Приведите примеры.

— Какое чувство постепенно охватывает чиновников и почему? Кто не подвержен данному чувству?
(Всех охватывает ужас, так как чиновники отлично знают все свои грешки и нарушения, только глупый почтмейстер не берет все на свой счет, поэтому и рассказывает о читаемых им письмах. Он приводит окружающих в ужас не оттого, что читает чужие письма, а потому, что об этом говорит, причем говорит с упоением.)

— Какая картина города предстает перед нами из действия первого? Можно ли утверждать, что это обобщенный портрет многих провинциальных русских городов?

— Какие черты характера и поведения незнакомца убеждают чиновников, что он настоящий ревизор из Петербурга?

— Как дальше развивается действие?

— Почему в самом конце действия первого, буквально под занавес, появляются новые действующие лица — Анна Андреевна и Марья Антоновна? Что высмеивает в этом явлении Н. В. Гоголь?

— Как в явлении VI раскрывается семейная жизнь провинции?

— Что вы можете сказать об Анне Андреевне?
(Она груба, зла, завистлива, неумна. Имея взрослую дочь, Анна Андреевна думает только о романах, кокетлива, легкомысленна. Ее отношение к мужу и дочери демонстрирует отличительную черту провинциального быта — грубость.)

— Какие выводы можно сделать после анализа первого действия?

IV. Чтение произведения.

Чтение действия второго комедии по ролям, не подготовленное дома.

V. Беседа с классом.

Анализ второго действия


— Определите центральный эпизод действия второго. Обоснуйте свой ответ.
(Явление VIII.)

— Какую роль играют первые семь явлений?
(Они носят экспозиционный характер. В них заключена многосторонняя характеристика Хлестакова.)

— Какими способами дается характеристика в драматическом произведении?
(1. Герои драматургического произведения взаимно характеризуют друг друга.
2. Герои рассказывают сами о себе. В данном случае Хлестакова характеризует Осип, его слуга, при этом он характеризует и себя самого: неряшливого, лживого, грубого слугу глупого господина. Однако Осипу нельзя отказать в наблюдательности, в меткости характеристик.)

Драма (от греч. drama — действие)
— 1) один из трех родов литературы (наряду с эпосом и лирикой)...
2) один из основных жанров (видов) драмы как литературного рода наряду с трагедией и комедией[6].

«В драматургии изображаются взаимоотношения людей и возникающие между ними конфликты. Таков ее предмет. Причем это изображение осуществляется в специфической форме. В ней отсутствует повествование, нет рассказа о событиях, нет авторских характеристик героев, все раскрывается через поступки героев, через их образ мыслей, получающих воплощение в диалогах. Однако сама по себе диалогизированная форма не является решающим признаком драматургии... Изображаемый драматургом жизненный конфликт преломляется в пьесе в виде столкновения человеческих характеров, отличающихся неповторимым своеобразием. В этом его эстетическое выражение. ...Драматургия немыслима вне борьбы человеческих страстей, в ней источник ее развития. Противоборствующие герои ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. Действия одних вызывают противодействия других, и пьеса неудержимо движется к развязке. Душу драматургии составляет столкновение характеров. ...Поскольку предметом драматургии являются взаимоотношения людей, постольку виды ее зависят от особенностей драматургического конфликта. Он может иметь трагедийный, комедийный или драматический характер. Отсюда деление драматургического рода на трагедию, комедию и драму»[7].

— Что мы узнаем о Хлестакове из монолога его слуги Осипа?
(Хлестаков — мелкий чиновник, «елистратишка» простой, а не ревизор. Он помещичий сынок, возвращающийся в деревню, так как карьеры в столице не сделал, а в уездном городе застрял, потому что прокутил все деньги. Итак, он мот и кутила, картежник и до крайности легкомысленный человек.)

— Проанализируйте речь Осипа. Как она характеризует своего «хозяина»?

— Что добавляется к характеристике Хлестакова в явлениях II—VII?

— Проанализируйте явление V. Что является самым важным в жизни Хлестакова?
(Произведенное им впечатление.)

— Кем является Хлестаков для хозяина гостиницы?
(Хлестаков, по его мнению, «шаромыжник» и «подлец», преднамеренно не платящий денег,авантюрист.)

— Но кто такой Хлестаков на самом деле? Обоснуйте свой ответ.
(Ничтожество. Попав в неловкое положение, он даже не в состоянии его обдумать, принять какое-то решение, что-то сделать для своего спасения от «голода». К тому же он патологически труслив: услышав о приезде городничего, Хлестаков пугается, потом пытается приободриться, а затем «бледнеет и съеживается».)

— Перечитайте по ролям еще раз явление VIII. В чем заключается комизм данной сцены?
(Городничий и Хлестаков боятся друг друга. Городничий ведет себя с ревизором как чиновник, «преданный делу», пускает в ход испытанные приемы обмана. Он разыгрывает роль «отца города». Его речь солидна, почтительна, даже торжественна. Но иногда торжественный тон городничего срывается и переходит в трепет — как раз в те моменты, когда и страх Хлестакова доходит до высшей точки. Городничий начинает молить о пощаде, а Хлестаков выдает свои сокровенные переживания — страх, что его высекут. Овладев собой, городничий прибегает к излюбленному приему, не раз спасавшему в жизни, — к взятке. И хотя старый плут городничий действует обдуманно, он не замечает ничего странного в поведении Хлестакова. Хлестаков совершенно ничего не обдумывает: он говорит то, что приходит в данный момент в его пустую голову, а от страха чего не наплетешь! Вот он и грозит городничему, тот же объят страхом, поэтому верит всему.
Сцена производит комическое впечатление. Самый комичный момент — падение Бобчинского.)

— Для чего драматург ввел эпизод падения Бобчинского в диалог городничего и Хлестакова? Только ли для того, чтобы вызвать смех у зрителей?

— Как данная сцена характеризует самого Бобчинского?
(Старый сплетник, все подслушивающий и подсматривающий, основная его черта — любопытство. Гоголь и высмеивает любопытство и любовь к сплетням.)

— Как вы считаете, каково значение действия второго в идейном содержании комедии?

VI. Чтение произведения.

Чтение действия третьего комедии учителем или хорошо подготовленным учеником.

VII. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

Анализ третьего действия


— Перечитайте про себя явления V и VI.

— Какие уже знакомые нам черты характера Хлестакова проявляются в первых же репликах явления V?

— Как фатовство Хлестакова, его стремление произвести впечатление проявляется в разговоре с дамами?

— Проанализируйте речь Хлестакова. Какие слова — части речи, их формы — в ней преобладают? О чем это говорит?
(Вычурность, витиеватость речи говорят о пустоте и лживости натуры человека. «Литературные обороты», вкрапления французских слов, приторно-любезные выражения должны, по мнению Хлестакова, показать его ученость и воспитанность. У зрителя это вызывает смех и отторжение образа Хлестакова — здесь явная гиперболизация во всем.)

Гипе́рбола (от греч. — излишек, преувеличение) — стилистическая фигура, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление; употребляется в целях усиления художественного впечатления[8].

— Как ведет себя Анна Андреевна?
(Анна Андреевна поддерживает тон Хлестакова — ее речь резко меняется. Грубость, ей присущая, исчезает: она так же слащаво-любезна. Даже вспоминает французские слова. Дама старается не ударить в грязь лицом перед столичным гостем.)

— Опишите сцену вранья. Как эта сцена характеризует Хлестакова?

— Как вы думаете, знает ли Хлестаков в начале разговора, о чем будет врать дальше? Почему?

— Кто ему «подкидывает» темы для разговора? Почему?

— Почему слушатели слепо верят всему, о чем откровенно врет Хлестаков?

— Найдите в тексте примеры гротеска. Для чего их использует автор?

Гроте́ск (фр. grotesque, буквально — «причудливый», «комичный»; итал. grottesco — «причудливый», итал. grotta — «грот», «пещера») — художественный приём в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных, резких контрастов; изображение чего-л. в фантастическом, уродливо-комическом виде.

— Подумайте, для чего писатель так широко использует прием гротеска. Что он этим хотел подчеркнуть?

— Какие основные художественные приемы использует автор?
(Гротеск, гипербола, абсурд. См. таблицу "Средства выразительности речи")

— Какие черты человеческого характера осмеивает Гоголь-драматург?

— Какие социальные «язвы общества» он подвергает осмеянию?

— Послушайте, что писал Гоголь актеру Михаилу Щепкину: «Есть еще труднейшая роль (кроме городничего) во всей пьесе — роль Хлестакова. Я не знаю, выберете ли Вы для нее артиста. Боже сохрани, если ее будут играть с обыкновенными фарсами, как играют хвастунов и повес театральных. Он просто глуп, болтает потому, что плотно позавтракал и выпил порядочно вина; вертляв он только тогда, когда подъезжает к дамам. Сцена, в которой он завирается, должна обратить особое внимание. Каждое слово его, то есть фраза или речение — есть экспромт, совершенно неожиданный и потому должно выражаться отрывисто». — Приведите примеры таких экспромтов. Найдите места, где фразы Хлестакова отрывисты, незакончены, производят впечатление внезапно вылетавших. («С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики... Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге...» и т. п.)

— Что происходит в это время с чиновниками?
(Страх их усиливается по мере возрастания вранья Хлестакова.)

— Какое значение имеет это действие для характеристики городничего и всех чиновников?

VIII. Чтение произведения.

Чтение четвертого действия комедии учителем, или хорошо подготовленным учеником, или по ролям.

IX. Беседа с классом с элементами пересказа.

Анализ четвертого действия


— Расскажите о событиях, происходящих в четвертом действии.

— Найдите те явления, в которых обличительный смысл комедии проявляется с наибольшей силой.
(Подготовка к «приему у ревизора», сцена взяточничества.)

— Какие черты чиновничества изображает Гоголь в явлениях III—VII?

— Как характеризуют городничего те жители города, которые пострадали от него?
(Явления X—XI.)

— Когда, по вашему мнению, должна произойти развязка действия?
(Когда письмо Хлестакова другу Тряпичкину попадет в руки почтмейстера.)

X. Чтение произведения.

Чтение пятого действия комедии учителем, или хорошо подготовленным учеником, или по ролям.

XI. Беседа с классом.

Анализ пятого действия


— Какую сцену или явление можно считать кульминацией действия?
(Явления I—VII.)

— Какие черты городничего подчеркиваются в последних сценах?
(Особенность городничего: «переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с груборазвитыми склонностями души».)

— Перечитайте явление VIII. Можно ли говорить о том, что перед нами развязка действия? Обоснуйте свой ответ.

— Как ведет себя почтмейстер? Как он оправдывает свою страсть к чтению чужих писем?

— Как характеризует глупенький Хлестаков городничего и всех чиновников города?
(Невыразительность, бессмысленность характеристик — не подметил в окружающих ни одной существенной черты.)

— Как ведут себя чиновники во время чтения письма?
(Письмо наносит всем оскорбление, но чиновники не чувствуют себя оскорбленными, им жаль только отданных в виде взятки денег.)

— Кто все же понимает всю глубину своей ошибки?
(Городничий.)

— Чего боится городничий в данной ситуации больше всего?
(Что о его позоре узнают все вокруг, и даже в Петербурге.)

— На кого обращают свой «праведный» гнев чиновники?
(На Бобчинского и Добчинского.)

— Справедливо ли это? Почему вдруг у всех «открылись» глаза?

— Оканчивается ли комедия развязкой действия?
(Нет.)

— Почему?
(В ней есть финал — явление последнее: знаменитая немая сцена.)

— Почему Гоголь окончил свою комедию приездом настоящего ревизора?

— Вспомните, какой эпиграф предпослал Н. В. Гоголь своей комедии «Ревизор». Зачитайте его. О чем говорит данный эпиграф?
(Эпиграф говорит о глубокой связи содержания комедии с жизнью.)

— Какие существеннейшие стороны жизни николаевской России обличала комедия Н. В. Гоголя?

XII. Творческая работа.

Темы сочинений:
«Уездный город и его жители в комедии Н. В. Гоголя „Ревизор“»;
«„Отцы города“ в изображении Н. В. Гоголя»;
«Характеристика Хлестакова» (по выбору учащихся).

УРОКИ 47—48 Методические разработки уроков 47—48 (внеклассное чтение), посвященных изучению повести Н. В. Гоголя „Шинель“, рекомендуем учителю сделать самостоятельно, воспользовавшись „Тематическим планированием“, см. с. 389 данного пособия. — Ред.

Следующие уроки: И.С.Тургенев "Ася" >>>

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009.


1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с.
Пособие разработано к программе по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 8 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по подростковой литературе, в том числе и современной. (вернуться)

2. «Влади́мир тре́тьей сте́пени» — комедия Николая Васильевича Гоголя. Первый из известных опытов Гоголя в драматургии. Писалась в 1832—1834 годах.
Комедия «Владимир третьей степени» была задумана как картина «разных слоёв и сфер русского общества», с главным героем петербургским чиновником-честолюбцем.
В дальнейшем Гоголь был недоволен пьесой. От этого произведения сохранились лишь несколько отрывков. Отрывки комедии в 1839—1840 годах были переделаны Гоголем в отдельные небольшие пьесы: «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская» и «Сцены из светской жизни» («Отрывок»). Впервые отрывки «Владимира третьей степени» были опубликованы в 1889 году во втором томе десятого издания Сочинений Гоголя.
Михаил Петрович Пого́дин (11 [23] ноября 1800, Москва — 8 [20] декабря 1875, Москва) — русский историк, коллекционер, журналист и публицист, писатель-беллетрист, издатель. Академик Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности (с 1841), друг Н.В.Гоголя.
С Гоголем Погодин познакомился в 1832 г. В бытность в Москве Гоголь останавливался в доме Погодина на Девичьем Поле (ул. Погодинская, дом 12а). (вернуться)

3. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М.: Дрофа, 2000. — С. 296. (вернуться)

4. См.: Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М.: Интелвак, 2001. — Стб. 370. (вернуться)

5. См.: Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М.: Интелвак, 2001. — Стб. 315—316. (вернуться)

6. См.: Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М.: Интелвак, 2001. — Стб. 242, 248. (вернуться)

7. Гуляев Н.А. Теория литературы: Учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 1985. — С. 153—154. (вернуться)

8. См.: Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М.: Дрофа, 2000. — С. 100. (вернуться)


НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

Н. В. Гоголь с детства испытывал глубокий интерес к истории. Он хорошо знал не только русскую и украинскую, но и всемирную историю, был сведущ в истории мировой культуры, изобразительного искусства, европейской архитектуры. Любовь к истории и к искусству принимала подчас необычные формы. Гоголь, например, мечтал о том, чтобы в одном из городов отвести улицу, на которой затем разместить образцы архитектуры на протяжении всего исторического развития человеческого общества — от памятников первобытной архитектуры и образцов зодчества Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Средних веков, Возрождения вплоть до архитектурных ансамблей Нового времени.

В собственных сочинениях Гоголь часто обращался к любимой им истории. В сборниках «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», в «Петербургских повестях», поэме «Мертвые души» у Гоголя встречается множество исторических событий. Он касается в этих произведениях и царствования Екатерины II, и событий Отечественной войны 1812 года, вспоминает народные песни, предания, исторические анекдоты.

Историческая тема (повесть "Тарас Бульба") становится главной в рассказе о Запорожской Сечи. В изложении Гоголя Запорожская Сечь — это особый мир, особая вселенная, со своим укладом, обычаями, отношениями между людьми и в семье — между мужем и женой, детьми и отцом, детьми и матерью.

В основе гоголевского понимания национальной истории лежит представление о том, что история сохраняется в фольклоре, в языке, в народных легендах. Герои легенд — богатыри, сила которых была непомерной, но потом, со временем, стала исчезать.

И вот уже пропала Запорожская Сечь, не слышно веселых песен, не смеются девушки и парубки. В центре Миргорода расположилась вечная лужа, а обитатели городка измельчали и теперь спорят друг с другом из-за пустяков. Причины Гоголь увидел в том, то современные люди не исполняют свой долг граждан, радеющих о благе Отечества, что они поддались корыстным соблазнам и ради них готовы на обман ближних. Каждый мечтает показаться более значительным, чем он есть на самом деле. В итоге исчезает личность, индивидуальность, которую замещают либо прическа, либо галстук, либо воротник, либо бакенбарды, либо шляпка. Уменьшается число настоящих людей, обладающих достоинством, умом, высокими чувствами, умеющих воспитывать в себе подлинных людей, и страна теряет духовные силы, становится слабой, душевнo порочной. Души людей подтачивает и изгрызает червь корысти, преклонение перед чином и званием, в людях укореняются низменные инстинкты. Все общество превращается в скопище нравственных уродов, летящих в пропасть.

Эту историческую опасность Гоголь видел в России и стремился ее предотвратить. Он надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале юмора иронии, насмешки,- иногда и сатиры, оно, человеческое сердце ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы.

И тогда человек, думал Гоголь, станет воспитывать сам себя в духе священных Божеских и гражданских обязанностей. Он обратится за помощью к Богу и станет исполнять его заветы. Когда это произойдет, в Россию возвратится прежняя мощь, прежнее богатство, удаль, прежняя ширь и страна вновь обретет душевное и духовное богатство. Писатель верил, что Россия станет самой просвещенной, самой величественной и самой божески-человечной страной мира, с которой будут брать пример другие народы и государства.

Пока же, считал Гоголь, надо показать русским людям, в какой дерзости они живут, как обнищали их души. С этой целью писатель вывел в комедии "Ревизор" вымышленный город, одновременно и похожий и непохожий на провинциальные города России, в котором царит пошлость, все чиновники погрязли в пороках. Их души омертвели, сами они неожиданно для самих себя превратись в глупцов, хотя по природе вовсе и не глупы. Все заняты сплетнями, мелочными, корыстными интересами. На этом фоне душевно и духовно ничтожных людишек появляется незначащий чиновник из Петербурга, который всего боится. Провинциальные чиновники страшатся его и неожиданно воображают важным и таинственным ревизором, прибывшим из столицы. Страх становится у Гоголя следствием нравственной пустоты, морального уродства и приводит городничего и городских чиновников к полному духовному краху. Вместо живых лиц внезапно обнаружились какие-то свиные рыла, непохожие на лица людей. Лица людей искажены до неузнаваемости и напоминают самых грязных животных. Но это не грязь внешняя, легко смываемая, а грязь душевная. Для того чтобы ее смыть и очистить свою душу, надо много и упорно трудиться, нравственно воспитывая себя. К этому и призывал Гоголь, в этом видел исторический путь России к спасению.

Вопросы и задания

1. Что вы можете сказать об интересе Гоголя к истории? В каких произведениях писателя идет речь oб истории или исторических событиях?

2. В чем видел Гоголь опасность для России? Что необходимо, по его мнению, чтобы возвратились ее «прежняя мощь и богатырство»?

3. Можно ли считать, что мысль Гоголя о создании в одном городе специальной улицы, в архитектурном ансамбле которой отражалось бы развитие мировой культуры, в некоторой степени воплощается в жизнь сегодня (например, при создании «Диснейленда»)? Какой цели служат эти проекты?
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил. (вернуться к уроку)


О ЗАМЫСЛЕ, НАПИСАНИИ И ПОСТАНОВКЕ „РЕВИЗОРА“

Гоголь мечтал о комедии «co злостью и солью». Он придавал театру исключительно большое общественно-воспитательное значение. Театр представлялся ему «кафедрой, с которой читается разом целой толпе живой урок». Гоголь мечтал о театре, который явился бы «великой школой» для общества и беспощадно карал бы смехом «плевелы» русской действительности. «На сцену их! — восклицает писатель. — Пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им! О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха».

В октябре 1835 году Гоголь пишет Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит тем временем написать комедию... Сделайте милость, дайте сюжет; духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь — куда смешней черта!» Впоследствии Гоголь говорил, что мысль о «Ревизоре» ему впервые подсказал Пушкин.

Повсеместно царившее казнокрадство и взяточничество провинциальных властей, их боязнь ревизора из центра - все это было распространенным явлением в тогдашней России. С негодованием и сарказмом писатель раскрыл всю гниль и мерзость людей, воплощающих собой власть в городе, от которого «хоть три дня скачи, ни до какого государства не доедешь». Дикий произвол, взяточничество, казнокрадство, невежество — таковы нравы бездетного города, в который случай заносит Хлестакова.

19 апреля 1836 года на сцене Александринского театра в Петербурге состоялось первое представление «Ревизора». Зал был полон «блистательной публики». Перед самым началом представления в театр прибыл царь с наследником. Вначале в зрительном зале раздавался раскатистый смех. Уже после первого акта, свидетельствует очевидец, недоумение было написано на всех лицах зрителей, сидящих в партере и ложах. Смех становился все сдержаннее. К концу спектакля недоумение перешло в ярость. Только теперь понял истинный смысл «Ревизора» и Николай I. Выходя из ложи, он заметил:

— Ну и пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!

Реакционная критика начала неслыханную свистопляску вокруг имени писателя. Его гениальную комедию стали третировать в печати как «грязное творение», как глупый фарс, недостойный искусства и ничего общего не имеющий с действительностью.

В демократическом лагере комедию Гоголя встретили восторженно. В. В. Стасов рассказывал: «Все были в восторге. Мы наизусть повторяли друг другу... целые сцены, длинные разговоры оттуда...»

25 мая 1836 года «Ревизор» был поставлен в Москве, на сцене Малого театра. Критик Белинский приветствовал в «Ревизоре» «истинно художественное произведение», а впоследствии неутомимо пропагандировал его. Историческую заслугу Гоголя Белинский видел в том, что он осуществил поворот русской драматургии к социальной теме, к изображению реальных процессов русской действительности. Гоголь продолжал дорабатывать пьесу. В окончательном тексте 1842 года появляется знаменитое восклицание городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» Именно в этом издании впервые был предпослан комедии сатирический эпиграф («На зеркало неча пенять, коли рожа крива»), была изменена и дополнена немая сцена, завершающая комедию.

Гоголь понимал, что успех драматургического произведения зависит во многом от актера, от того, как правильно и глубоко проникнет он в замысел автора. Писатель не уставал разъяснять актерам, как надлежит играть пьесу, подчеркивал при этом очень важную мысль, что герои, которых они воплощают, — самые обыкновенные люди, не исключение из своей среды, а самые типичные их представители.

Позднее, в 1846 году, в разгар работы над «Выбранными местами из переписки с друзьями» Гоголь написал «Развязку "Ревизора"». В ней он сообщал, что под провинциальным городом он подразумевал «душевный город» человека, под видом чиновников «бесчинствуют наши страсти», а Хлестаков — это «ветреная светская совесть». Гоголь придал «Ревизору» аллегорическое толкование, «Пестрая куча толков», вызванная появлением «Ревизора», произвела на Гоголя тягостное впечатление. «Теперь я вижу, — отмечает он в письме к Щепкину, — что значит быть комическим писателем. Малейший признак истины — и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия...»

Гоголь принимает решение уехать за границу. Он надеется там отдохнуть, поправить здоровье...
По книге С. Машинского «Гоголь»

Вопросы и задания

1. О каком театре мечтал Гоголь? Когда был поставлен «Ревизор» в театре (в Петербурге, в Москве)? Какова была реакция зрителей и императора? Что изменилось в окончательной варианте 1842 года?

2. Какую оценку пьесе дал В. Г. Белинский? Какую «развязку» впоследствии придумал Н. В. Гоголь к «Ревизору»?

3. Против чего восстали все сословия? Как это воспринимал автор?

Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил. (вернуться к уроку)

 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz