Главная
Крамской И.Н. Портрет И.А.Гончарова. 1874 г.
И.А.Гончаров. Жизнь и творчество
Гончаров И.А. Обломов
Вайль П. Обломов и "другие". Гончаров
Иллюстрации к роману
И.А.Гончарова "Обломов"
Гончаров И.А. Библиографический
указатель (по журналу "Литература
в школе")
 
Гончаров Иван Александрович (1812 – 1891)
Основные даты жизни и творчества
 

1812, 6 июня (18 н.с.) – родился в в Симбирске[1] семье зажиточного купца Александра Ивановича Гончарова. Мать, Авдотья Матвеевна, после смерти мужа воспитывала детей одна (у Гончарова был старший брат и две младших сестры).

1820–1822 – обучается в частном пансионе "для местных дворян".

1822–1830 – учится в Московском коммерческом училище.

1830, июль – выходит из Коммерческого училища, "не кончив курса, по прошению его родительницы". Готовится к поступлению в Московский государственный университет.

1831–1834 – студент отделения словесности Московского университета.
Получив диплом, едет в родной Симбирск и устраивается там на службу секретарем канцелярии симбирского губернатора А. М. Загряжского, спустя год увольняется и приезжает в Петербург, где находит работу переводчика в Министерстве финансов. Здесь Гончаров служит до начала пятидесятых годов.

1832, – В № 15 журнала "Телескоп", издававшегося профессором Московского университета Н. И. Надеждиным, напечатан первый литературный труд Гончарова – перевод 2-х глав из романа Евгения Сю "Атар Гюль"[2].
27 ноября (9 декабря) – посещение Пушкиным Московского университета.

1834, июнь (июль) – окончание Московского университета. Отъезд домой, в Симбирск.
Осень – Гончаров поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора.

1835, май – отъезд в Петербург.
30 мая (11 июня) – Гончаров определился на должность канцелярского чиновника (переводчика) департамента внешней торговли министерства финансов.
Лето – знакомится с семейством петербургского живописца Н. А. Майкова и получает приглашение преподавать его сыновьям Аполлону и Валерьяну Майковым латинский язык, русскую литературу, эстетику. В рукописном альманахе Майковых "Подснежник"[3] поместил четыре своих романтических стихотворения под инициалами И. Г.

1838 – в рукописном альманахе "Подснежник" помещена юмористическая повесть Гончарова «Лихая болесть».

1839 – в рукописном альманахе Майковых "Лунные ночи" поместил свою повесть "Счастливая ошибка". В этой повести, как и в предыдущей, ощущается сознательное стремление следовать традициям прозы Пушкина.

1842 – написал "юмористический очерк нравов из чиновничьего круга" "Иван Савич Поджабрин". В этом очерке очерке Гончаров осваивает и переосмысляет опыт Гоголя: свободное обращение к читателю, непосредственное, как бы воспроизводящее устную речь повествование, обилие лирических и юмористических отступлений.

1844 – начал писать роман "Обыкновенная история". Деловой и деятельный административно-промышленный Петербург в романе противостоит застывшей в феодальной неподвижности деревне.

1846 – читает свой роман в литературном салоне Майковых. Затем читает роман в кружке В.Г.Белинского и знакомится с великим критиком.

1847 – В №3 и № 4 журнала "Современник" напечатан первый роман Гончарова – "Обыкновенная история". Задумал и начал писать новый роман – "Обломов".

1848 – в январском и февральском номерах "Современника" напечатана статья В. Г. Белинского "Взгляд на русскую литературу 1847 года", в которой дана оценка "Обыкновенной истории" как одного из замечательных произведений русской реалистической литературы.

1849 – в "Литературном сборнике" Некрасова (при журнале "Современник") опубликован "Сон Обломова" (отрывок из первой части романа "Обломов"). Лето Гончаров пробыл на родине в Симбирске, где работал над "Обломовым" и где возник у него замысел третьего романа – "Обрыв".

1852, 7 (19) октября – Гончаров отправляется в кругосветное плавание на фрегате "Паллада" в качестве секретаря вице-адмирала Путятина. Начинает писать "путевые письма" и заметки.
Ноябрь – посещает Лондон.

1853, 6 (18) января – фрегат "Паллада" вышел из Портсмута в Атлантический океан.
Март – по прибытии на мыс Доброй Надежды Гончаров совершает поездку в глубь колонии.
24 мая (6 июня) – 2 (14) июля – Гончаров находится в Сингапуре.
Август – прибытие в Японию. Гончаров принимает деятельное участие в переговорах Путятина с японским правительством.
11 (23) ноября фрегат отбыл в Шанхай, где Гончаров совершает ряд экскурсий, знакомится с культурой и бытом китайцев в городе и в ближних деревнях.

1854, май – фрегат "Паллада" прибыл в устье Амура, к месту своей последней стоянки.
Август – Гончаров покидает фрегат "Палладу".
Сентябрь – в Якутске.
Конец декабря – Гончаров прибывает в Иркутск, где встречается со ссыльными декабристами: Волконским, Трубецким, Якушиным и другими, жившими вне города. 14 (26) января 1855 года Гончаров покинул Иркутск.

1855, 13 (25) февраля – проехав через Сибирь около десяти тысяч километров, вернулся в Петербург, где вновь сблизился с кругом передовых русских писателей: Тургеневым, Некрасовым, Л. Толстым, Григоровичем и другими.
Осень – у Майковых Гончаров встретился с Елизаветой Васильевной Толстой, с которой был знаком еще в начале сороковых годов. Письма Гончарова к Е. В. Толстой[4] – свидетельство его сильной, страстной, но неразделенной любви к ней.

1856. январь – получает назначение на должность цензора русской литературы.

1857, июль–август – находился на лечении за границей (в Мариенбаде), где пишет роман "Обломов" и вчерне завершает его.
конец августа – приезжает в Париж, где читает "Обломова" А. А. Фету, В. П. Боткину и Тургеневу.

1858, 22 сентября (4 октября) – у себя дома, в кругу друзей, читает "Обломова" редактору "Отечественных записок" А. А. Краевскому, который и приобрел роман для своего журнала.
Выходят в свет отдельным изданием "Очерки путешествия" – "Фрегат "Паллада" Гончарова, частично публиковавшиеся раньше в ряде журналов и сборниках: "Морском сборнике" (1855, кн. V, VI, IX-X; 1856, кн. VIII и IX), "Отечественных записках" (1855, кн. 4, 5, 10; 1856, кн. 3), "Современнике" (1855, кн. 10; 1856, кн. 2), "Библиотеке для чтения", "Журнале военно-учебных заведений".

1859 – в журнале "Отечественные записки" (кн. 1, 2, 3 и 4) напечатан роман "Обломов".
Май – в "Современнике" (№ 5) опубликована статья Н. А. Добролюбова "Что такое обломовщина?".
Лето – Гончаров уезжает в Мариенбад, где работает над третьим романом – "Обрыв".

1860, 1 (13) февраля – приказом по министерству народного просвещения, согласно прошению Гончарова, он уволен со службы. В "Современнике" (№2) напечатан отрывок из первой части "Обрыва" – "Софья Николаевна Беловодова".
Начало мая – Гончаров выехал на лечение за границу (Дрезден, Мариенбад, Булонь), где продолжает работу над "Обрывом".

1861 – в "Отечественных записках" (№ 1) появился отрывок из "Обрыва" – "Бабушка", в № 2 – "Портрет".

1862, лето – живет в Симбирске, что дает ему новый материал для дальнейшей работы над "Обрывом". Назначен главным редактором официальной газеты министерства внутренних дел "Северная почта".

1863, июнь – освобожден от редактирования газеты "Северная почта", назначен членом Совета по делам печати.

1867, 29 декабря (10 января 1868) – выходит в отставку, "согласно его прошению, по расстроенному здоровью".

1868, март–апрель – читает первые три части "Обрыва" А. К. Толстому и редактору журнала "Вестник Европы" М. М. Стасюлевичу, который приобрел у писателя право на публикацию романа.
Осень – закончил писать "Обрыв".

1869 – в январско-майском номерах журнала "Вестник Европы" напечатан "Обрыв".
Ноябрь – пишет "Предисловие" к отдельному изданию романа "Обрыв".

1870 – выходит отдельное издание романа "Обрыв".

1872 – в мартовском номере журнала "Отечественные записки" напечатан критический этюд Гончарова "Мильон терзаний"[5].

1874 – работает над статьей об А. Н. Островском ("Материалы, заготовляемые для критической статьи об Островском"), которая не была опубликована при жизни писателя. После посещения третьей выставки художников-передвижников пишет статью "Христос в пустыне". Картина г. Крамского"[6], которая не была опубликована автором. Работает над мемуарами о Белинском.

1875 – после посещений спектакля "Гамлет" Шекспира[7] в Александрийском театре (роль Гамлета исполнялась трагиком Нильским) Гончаров пишет статью "Опять "Гамлет" на русской сцене".

1876 – пишет статью "Намерения, задачи и идеи романа "Обрыв" (опубликована в журнале "Русское обозрение", 1895, № 1).

1878 – закончил писать "Необыкновенную историю" (опубликована в 1924 году).

1879 – в журнале "Русская речь" (№ 6)) напечатана статья Гончарова "Лучше поздно, чем никогда".

1881 – выходит в свет сборник статей Гончарова "Четыре очерка", в котором впервые были опубликованы его "Заметки о личности Белинского". Гончаров подарил родному городу Симбирску свою богатую личную библиотеку.

1881–1884 – выходит в свет первое собрание сочинений Гончарова.

1886–1887 – в "Вестнике Европы" (№ 4) опубликован очерк Гончарова "Из университетских воспоминаний". В 1889 году включен автором в IX, дополнительный, том Собраний сочинений ("Воспоминания", "В университете"). Издано второе прижизненное Собрание сочинений Гончарова.

1891, 15 (27) сентября – смерть писателя. Похоронен 19 сентября (1 октября) в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.


1. Симби́рск (в 1780-1924 годах) – с 1924 года Ульяновск. Это имя город получил в честь В. И. Ульянова (Ленина), являвшегося уроженцем Симбирска. Расположен на Приволжской возвышенности, на берегах рек Волги (Куйбышевское водохранилище) и Свияги, в месте сближения их русел. (вернуться)

2. Евгений Сю Эжен Сю (1804–1857) – французский писатель, один из основоположников массовой литературы. Одно из известных ранних произведений Сю – роман из морского быта «Атар Гюль» («Atar Gull», 1831). Уже в юности, начиная с 14–15-летнего возраста, Гончаров, по его собственному свидетельству в письме к вел. князю Константину Константиновичу от января 1884 г., много переводил. Прямое свидетельство о принадлежности Гончарову перевода двух глав из романа Э. Сю «Атар-Гюль» содержится в Автобиографии 1868 г.: «... переводил на русский язык роман “Атар-Гюль”, отрывок из которого был помещен в журнале “Телескоп” за 1832 год». Этот перевод явился, таким образом, первым печатным литературным опытом будущего писателя. В основе выбранного для перевода эпизода из ультраромантического романа-фельетона Э. Сю — напряженная психологическая коллизия: добрый по отношению к аборигенам колонист-рабовладелец с его очаровательным семейством — и суровая секта отравителей, состоящая из беглых негров-мстителей, суеверных и жестоких; нежная и невинная девушка европеянка — и романтический «дикий» герой, приносящий ее в жертву, повинуясь зову крови своего убитого белыми отца. (вернуться)

3. Альманах «Подснежник» – рукописный альманах семьи Майковых «Подснежник», хранится в Пушкинском Доме.
Издавался в литературном салоне Е.П. Майковой, урождённой Гусятниковой. Дети из семьи Майковых известны в литературе: Аполлон Майков – поэт, Валериан Майков – критик, Владимир Майков – прозаик, Леонид Майков – историк литературы; в альманахе помещались произведения их матери, поэтессы, – Евгении Петровны Майковой и близких друзей семьи – В.Г. Бенедиктова, П. Ершова, И. Бороздны, И. Карелина, В. Солоницына, И.А.Гончарова, рисунки П.П. Свиньина, родственника Майковых. Инициатором альманаха «Подснежник» был Владимир Аполлонович Солоницын, близкий друг семьи. (вернуться)

4. Елизавета Васильевна Толстая (1827–1877) – дочь симбирских помещиков, 16-летней она появилась в Петербурге, в доме Майковых. Иван Александрович Гончаров, будущий автор “Обломова”, у Майковых был “своим”. Он преподавал старшим детям литературу, эстетику и много значил в развитии братьев. Когда Елизавета Васильевна появилась снова через 12 лет, осенью 1855 года, Гончаров уже известный писатель, только что вернулся из кругосветного путешествия. Он попал под обаяние Елизаветы Васильевны, ее чарующей красоты, доброго сердца, тонкого женского ума. В ней писатель увидел идеал женщины: : “Она такое артистическое щеголеватое создание, она аристократка природы – ей дано все, чтоб быть единственной из числа немногих – возвышенностью характера, чистотой сердца, прямотой и достоинством”. Отъезд Е. В. Толстой в Москву 18 октября 1855 года вызвал целую серию писем Гончарова. От третьего лица своего “друга” он рассказывал о своей любви, о своих душевных муках. Но не Гончарову было суждено стать героем романа Е. В. Толстой, а ее кузену Александру Илларионовичу Мусину-Пушкину, блестящему офицеру, ярославскому помещику. Осенью 1856 года она уже была его невестой, а в январе 1857 года она вышла за него замуж.
Образ Е. В. Толстой жил в душе Гончарова, “и его чувство, художественно претворенное”, входило в его творчество. Два романа развиваются параллельно: один роман Гончаров переживает сам и излагает в письмах к Е. В. Толстой, другой – творит в форме литературного произведения, но также во имя ее. Письма же являются эскизами самых поэтических страниц романа “Обломов”, а Е. В. Толстая послужила прототипом образа Ольги Ильинской. (вернуться)

5. "Мильон терзаний" – критический этюд Гончарова, посвященный комедии «Горе от ума» Грибоедова (Бенефис Монахова, ноябрь, 1871 г.).
Побывав в 1871 году на спектакле «Горе от ума» Александринского театра, писатель в кругу друзей поделился своими мыслями. Им удалось убедить Ивана Александровича записать собственные размышления. Статья, подписанная инициалами «И.Г.», имела большой успех. Когда редактор «Вестника Европы» М.М. Стасюлевич спустя четыре года решает переиздать ее вместе с тем произведением, рецензией на которое она являлась, то требовательный к себе Гончаров всполошился: «Но так отдельно, на виду, да еще рядом с пьесой – не годится, не годится!» Потребовались долгие уговоры. Статья появилась вновь только в 1881 году. (вернуться)

6. «Христо́с в пустыне» – картина русского художника Ивана Крамского (1837–1887), написанная в 1872 году. Считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского. Художник рассматривает религиозный сюжет с гуманистической, морально-философской точки зрения и предлагает психологически-жизненную интерпретацию размышлений и переживаний Христа.
Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека. (вернуться)

7. "Гамлет" – трагедия Уильяма Шекспира(1564–1616) в пяти актах, одна из самых известных его пьес и самых знаменитых пьес в мировой драматургии. Написана в 1600—1601 годах. Трагедия основана на легенде о датском правителе по имени Amletus, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком в третьей книге «Деяний данов» и посвящена прежде всего мести — в ней главный герой ищет отмщения смерти своего отца. (вернуться)


Фотографический снимок кабинета И.А.Гончарова был помещен в журнале «Новь» (1888, № 7). Небольшая комната, посередине которой стоит обыкновенный письменный стол на двух шкафиках. Перед столом два кресла: одно с вогнутой спинкой соломенного плетения, для письменной работы, другое, возле, сбоку, кожаное, вольтеровское, для чтения. У стены книжный шкаф и мягкий диван. На письменном столе обращают на себя внимание часы с бронзовой фигурой молодой девушки, Марфиньки из «Обрыва». Эти часы – юбилейный подарок, поднесенный Ивану Александровичу от редакторов изданий, в которых он сотрудничал. На стенах висят картины: сцены и лица из его романов.
 
 
 
 
Сайт "К уроку литературы"   Санкт-Петербург    © 2007-2017     Недорезова М. Г.
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz