главная | М.В.Ломоносов | В.А.Жуковский | А.С.Грибоедов | А.С.Пушкин | М.Ю.Лермонтов | Н.В.Гоголь | Ф.И.Тютчев | А.Н.Островский | Ф.М.Достоевский | И.С.Тургенев | А.И.Герцен | Л.Н.Толстой | И.А.Гончаров | А.П.Чехов | А.М.Горький | А.А.Блок  | А.А.Ахматова | А.Т.Твардовский

И.Н.Крамской. Портрет И.А.Гончарова, 1874 г.

        Эпоха, сменившая проникнутые пафосом отрицания шестидесятые, ознаменовалась поисками положительного идеала. Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции. В это время П. М. Третьяков начинает заказывать Ивану Николаевичу Крамскому портреты лидеров русской культуры.
        Портретная галерея увлекала Крамского. Портреты Крамского – это целая галерея ярких образов его современников: ученых, писателей, художников, композиторов.
      26 сентября 1869 года Крамской отправляет Третьякову письмо: "Поручение Ваше написать портрет Ивана Александровича Гончарова, к моему крайнему сожалению, не может быть исполнено скоро, так как я уезжаю в первых числах октября за границу на два месяца. Однако же имея в своем распоряжении целую неделю, а может быть и десять дней, я сегодня же был у Гончарова, полагал начать портрет немедленно, но Иван Александрович предпочел отложить до моего возвращения, потому, как он сказал, что надеется к тому времени сделаться еще лучше. Во всяком случае, портрет ближе января быть у Вас не может". Третьяков очень торопил с портретом Ивана Александровича Гончарова, а тот все не соглашался позировать. Писателю уже было под шестьдесят, он дописывал свой большой роман "Обрыв", чувствовал себя нездоровым и находил разные предлоги, чтобы оттянуть позирование для портрета, вернее, совсем отказаться, и только настойчивость и упрямая воля Крамского заставили его согласиться. Крамской был доволен работой. Темой бесед писателя и художника во время сеансов явилась картина Крамского "Христос в пустыне" (1872), поразившая автора "Обломова" своей философской глубиной. "Они вели беседы о живописи, о картине "Христос в пустыне", которая вызывала глубокие мысли у писателя."*
      6 марта 1874 года И.Н.Крамской сообщает П.М.Третьякову о том, что портрет Гончарова уже начат и что он работает над ним каждый день. "Сидит он [Гончаров] хорошо и совсем стал ручным". (Переписка И.Н.Крамского, т. I. "Искусство", М., 1953, стр. 81).
      Писатель и критик П.А.Плетнев пишет в своих воспоминаниях о Гончарове: "Мне  было лет тринадцать, но я живо заинтересовался личностью писателя, о  котором уже много слышал. Сильно запечатлелась в моем уме его наружность, его  внешний  облик, так что я только таким могу себе его представить до сих пор.  В  портретах  Гончарова,  наиболее  распространенных,  он  представлен обрюзглым,  вялым, лысым стариком, ничуть не дающим о нем верного понятия.
       В пору   своего   расцвета   Гончаров   был  полный,  круглолицый,  с  коротко остриженными   русыми   баками  на  щеках,  изящно  одетый  мужчина,  живого характера, с добрыми, ласковыми светло-голубыми глазами.
      Это  был  тип  наших  старых  бар,  горячо  любивших  Россию  и весь ее патриархальный  уклад,  но  при  этом  признававших  западную  культуру и ее "святые чудеса", как говорил Герцен.
      Гончаров  же  по  внешности,  по  манерам  носил  отпечаток тех русских свойств,  которые  так  ярко  выступили в его произведениях. Тут смешались и доброта  и  упрямство,  скромность  и  вместе  с  тем  гордость  и некоторое славянское эпикурейство".


* Лощиц Ю.М. Гончаров. ЖЗЛ. (Из главы "Портрет"). – М., 1986.




 

Гончаров И.А.
Жизнь и творчество

Гончаров И.А. Основные даты жизни и творчества

Гончаров И.А.
Обломов

Вайль П.
Обломов и "другие". Гончаров

Иллюстрации к роману "Обломов" (Эпизод "Приезд Штольца к Обломову")

Гончаров И.А. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz