Крученых А.Е. Основные даты жизни и творчества
Главная
Портреты А.Кручёных
Кубофутуристы в Петербурге
Поэт и художник А.Кручёных
А.Кручёных о В.Хлебникове
Серебряный век. Кубофутуризм
Н.И.Кульбин. Портрет А.Крученых,
1-я стр. книги "Взорваль", 1913 г.
Страница из книги А.Крученых
"Взорваль", 1913 г.
Страница из книги "Тэ ли лэ", 1914 г.
 

Кручёных Алексей Елисеевич[1] (1886 – 1968)
Основные даты жизни и творчества
 

1886, 21 февраля – родился в крестьянской семье, отец – выходец из Сибири, мать – полька (Мальчевская).

1906 – окончил Одесское художественное училище.

1907 – живёт в Москве. Начинал как журналист, художник, автор пародийно-эпигонских стихов (сборник «Старинная любовь»).

1909 – принял участие в художественной выставке в Петербурге. Знакомство с будущими соратниками по художественному и литературному авангарду – Е.Гуро, В.Каменским, М.Матюшиным.
Приехав на год в Херсон, Крученых дебютировал как прозаик, поэт, фельетонист, эссеист, художественный, литературный и театральный критик. В херсонской газете «Родной край» публиковались его произведения, подписанные либо настоящей фамилией, либо псевдонимами А.Горелин и А.Г.

1910 – возвращение в Москву, принимает активное участие в деятельности возглавляемой Бурлюком группы «Гилея»[2] – прообразом будущего футуризма.

1912 – сближение с кубофутуристами. Выходят в свет его книги «Игра в аду» (написана в соавторстве с Велимиром Хлебниковым) и «Старинная любовь».
Декабрь – напечатан футуристический альманах «Пощечина общественному вкусу», открывавшийся манифестом, под которым наряду с другими стояла и подпись Крученых.

1913 – в сборнике «Помада» публикует свое самое известное стихотворение «Дыр бул щыл...» и принимается за разработку теории «заумного языка», основы которой даны в «Декларации слова, как такового» (1913).
Постановка в петербургском театре «Луна-парк» обществом художников «Союз молодежи» утопической футуристической оперы «Победа над солнцем» (текст Крученых, пролог Хлебникова, сценография Малевича, музыка Матюшина). В этой опере впервые воплотились принципы нового авангардного театра XX века, в частности театра ОБЭРИУ и драмы абсурда.

1914 – вышли в свет литературно-критическая работа Крученых «Стихи Маяковского» и книги «Тэ ли лэ» (совместно с Хлебниковым), «Собственные рассказы и рисунки детей. Собрал А. Крученых».
Конец года – уехал на Кавказ, где некоторое время работал учителем рисования в женской гимназии в Баталпашинске (ныне Черкесск).

1916 – призван на военную службу и служил чертежником на строительстве военной Эрзерумской железной дороги в Сарыкамыше. До 1919 г. живёт в Тифлисе, где участвовал в работе «Синдиката футуристов» (с ноября 1917 г.)

1918 – вместе с И. Зданевичем Крученых организовывает новую группу «41°»[3].

1919, осень – переезжает в Баку, выступает с лекциями в бакинском университете и в «Студии поэтов», работает в бакинском отделении РОСТа.

1921 – возвращается в Москву и переносит туда деятельность группы футуристов «41°», в которую входили также Игорь Терентьев, Илья Зданевич, Николай Чернавский.
Становится членом «ЛЕФа»[4] и вместе с Маяковским работает в журналах «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ». В них он печатает свои стихи, лубочно-сатирический роман «Разбойник Ванька-Каин и Сонька-Маникюрщица», антимилитаристский памфлет «1914–1924».

1922 – в Москве выходит книга «Сдвигология русского языка».

1930 – публикация сборника «Ирониада» – 150 экземпляров, размноженных гектографическим способом. Всего Кручёных опубликовал 236 своих «продукций», из которых найдена лишь часть.
С 1930-х годов, после гибели Маяковского и расстрела Игоря Терентьева[5], вынужденно отходит от литературы (лишь изредка выступая с критическими статьями и библиографическими публикациями).

1966, 31 мая – в Центральном Доме литераторов состоялся первый и последний прижизненный юбилейный вечер А. Крученых.

1968, 17 июня – умер в Москве.


1. Алексей Елисе́евич Кручёных (21 февраля 1886, посёлок Оливское, Херсонская губерния – 17 июня 1968, Москва) – русский поэт-футурист. Ввёл в поэзию заумь, то есть абстрактный, беспредметный язык, очищенный от «житейской грязи», утверждая право поэта пользоваться «разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями».
Иногда подписывался псевдонимом «Александр Кручёных». (вернуться)

2. "Гилея" – первая футуристическая группа. Они называли себя также "кубофутуристы" или "будетляне" (это название предложил В.Хлебников). Годом её основания принято считать 1908-й, хотя основной состав сложился в 1909 - 1910 гг. В начале 1910 года в Петербурге "Гилея" заявила о своём существовании в составе Д. и Н.Бурлюков, В.Хлебникова, В.Маяковского, В.Каменского, Е.Гуро, А.Кручёных и Б.Лившица. (См.страницу "Кубофутуристы в Петербурге"). (вернуться)

3. «41°» («Сорок первый градус») – авангардная группа футуристов, образованная в Тифлисе в начале 1918 года поэтами Алексеем Кручёных, Ильей Зданевичем, художником Кириллом Зданевичем и театральным деятелем Игорем Терентьевым. Участники «41°» назвали себя представителями левобережного футуризма, то есть это была группа футуристов-заумников. Группа просуществовала до 1920 года, после она распалась, но несмотря на это, книги ее бывших участников продолжали выходить под прежней издательской маркой 41°. (вернуться)

4. «ЛЕФ» – в начале 1923 года группа наиболее политически активных футуристов преобразовывается в литературно-художественное объединение ЛЕФ ( Левый фронт [искусств]), которое возглавил В.Маяковский. Кроме него членами объединения стали: Н.Асеев, Б.Арватов, О.Брик, В.Каменский, Б.Кушнер, С.Третьяков. Впоследствии примкнули С.Кирсанов, В.Перцов и др. ЛЕФ призывал к созданию утилитарных произведений, имеющих определённую функцию. См. подробнее: Серебряный век. ЛЕФ. (вернуться)

5. Игорь Герасимович Тере́нтьев (17 января 1892, Павлоград – 17 июня 1937, Бутырская тюрьма, Москва) – русский поэт, художник, театральный режиссёр, представитель русского авангарда.
Работал в Петрограде в Музее художественной культуры (в дальнейшем – ГИНХУК) вместе с К.Малевичем, М.Матюшиным, П. Филоновым. Создал экспериментальный Театр Дома печати, в Шуваловском дворце на Фонтанке. Здесь Терентьев, считавший себя учеником Мейерхольда, поставил собственную пьесу «Узелок», оперу «Джон Рид» (1926, композитор Владимир Кашницкий), «Ревизор» Гоголя (одну из рецензий на постановку опубликовал А. Пиотровский), спектакль «Наталья Тарпова» (по одноимённому роману С. Семенова). В мае 1937 г. Терентьев был арестован. Расстрелян в Бутырской тюрьме. (вернуться)
 

Стихотворение А.Крученых в сб. "Помада", 1913 г.
М.Ф.Ларионов. Страница книги Крученых "Помада", 1913.
 
 
 



Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz