Главная | Символизм | Акмеизм | Футуризм | Кубофутуризм | Эгофутуризм | "Мезонин поэзии" | "Центрифуга" | ЛЕФ | Лирический круг | Имажинизм

Ничевоки | Новокрестьянские поэты | Поэты "Сатирикона" | Конструктивисты | Обэриуты | Поэты вне течений | Персоналии

Серебряный век. ЛЕФ

После революции многие футуристы решительно встали на сторону новой власти и выражали готовность к активному сотрудничеству с ней. К футуристическому искусству проявил интерес народный комиссар просвещения А.В.Луначарский, сам выступавший как критик и драматург. В аппарате у Луначарского в первые послереволюционные годы работало немало недавних футуристов.

Именно от имени Наркомпроса стал издаваться футуристический орган – газета "Искусство коммуны" (1918), вокруг которой объединилась группа наиболее политически активных футуристов. Здесь и были сформулированы основные принципы теоретической платформы будущего ЛЕФа: создание действенного революционного искусства, поиски новых форм художественной выразительности.

В начале 1923 года группа преобразовывается в литературно-художественное объединение ЛЕФ ( Левый фронт [искусств]), которое возглавил В.Маяковский. Кроме него членами объединения стали: Н.Асеев, Б.Арватов, О.Брик, В.Каменский, Б.Кушнер, С.Третьяков. Впоследствии примкнули С.Кирсанов, В.Перцов и др. ЛЕФ призывал к созданию утилитарных произведений, имеющих определённую функцию. Его идеологи выдвинули теорию искусства как "жизнестроения", теорию "социального заказа" (согласно ей, художник являлся только "мастером", выполняющим задания своего класса), идею "революции формы" (что вело к отрицанию художественно-познавательных функций искусства, недооценке классического наследия), а также программу "производственного искусства", способствовавшую зарождению художественного конструктивизма. Лефовцы отрицали многие традиционные виды художественного творчества ( в т.ч. станковую живопись в изобразительном искусстве, художественный вымысел в литературе), противопоставляя им документ, т.н. "литературу факта".

Объединение издавало свой журнал "ЛЕФ" (1923 – 1925). Затем ( в 1927 г.) был организован другой журнал меньшего объёма "Новый ЛЕФ", прекративший своё существование к концу 1928 года, когда ряды лефовцев покинул Маяковский. В начале 1929 года объединение ЛЕФ по инициативе Маяковского было преобразовано в РЕФ (Революционный фронт [искусств]), куда не вошли Третьяков, Чужак и др., оставшиеся на старых лефовских позициях. Но после разгромной статьи в "Правде" (4 декабря 1929 г.) и вступления Маяковского в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей) РЕФ прекратил своё существование.

Первый номер журнала "ЛЕФ"
"ЮГО ЛЕФ", 1924-1925

"Новый ЛЕФ" № 11, 1928


     Кирсанов Семен Исаакович (1906–1972) – русский советский поэт. Родился в семье портного. Творчество Кирсанова является многогранным, благодаря поэтическим экспериментам.
     В 1922 году организовал Одесскую ассоциацию футуристов, участвовал (как автор пьес и актёр) в создании авангардистского молодёжного театра и придумал себе псевдоним – Корсемов (сочетание первого слога фамилии и первого слога имени), затем переделанный им в Кирсанов.
     В 1925 приезжает в Москву, публикуется в журнале "Леф", вместе с Маяковским выступает с чтением стихов в разных городах страны. Выходят первые его книги – "Прицел" (1926), "Опыты" (1927), поэма "Моя именинная"(1928). С начала 1930-х активно работает в области стихотворной публицистики (сборники "Строки стройки", "Стихи в строю", "Ударный квартал", поэма "Пятилетка" и др.). Составлял лозунги для заводов, печатался в многотиражках, ездил на строительство Днепрогэса. В конце 1930-х вернулся к лирике, написал "Золушку" и "Твою поэму". С группой советских поэтов ездил по Европе (Париж, Прага, Варшава).
   

Семён Кирсанов

Буква М

Малиновое М –
моё метро,
метро Москвы.
Май, музыка, много молодых москвичек,
метростроевцев,
мечутся, мнутся:
– Мало местов?
– Милые, масса места,
мягко, мух мало!
Можете! Мерси... –
Мрамор, морской малахит, молочная мозаика –
мечта!
Михаил Максимович молвит механику:
– Магарыч! Магарыч!–
Мотнулся мизинец манометра.
Минута молчания...
Метро мощно мычит
мотором.
Мелькает, мелькает, мелькает
магнием, метеором, молнией.
Мать моя мамочка!
Мирово!
Мурлычит мотор – могучая музыка машины.
Моховая!
Митя моргнул мечтательно Марусе!
– Марь Михална, метро мы мастерили!
– Молодцы, мастерски! –
Мелькает, мелькает, мелькает...
Махонький мальчик маму молит:
– Мама, ма, можно мне, ма?.. –
Минута молчания...
Мучаюсь, мысли мну...
Слов не хватает на букву эту...
( Музыка... Муха... Мечта... Между тем...)
Мелочи механизма!
                                  Внимайте поэту! –
я заставлю
                   слова
                            начинаться
                                                на букву эМ:
МЕТИ МОЕЗД МЕТРО МОД МОСТИНИЦЕЙ
МОССОВЕТА
МИМО МОЗДВИЖЕНКИ
К МОГОЛЕВСКОМУ МУЛЬВАРУ!
МОЖАЛУЙСТА!

С.Кирсанов. Фото, 1930

Сборник "Слово предоставляется Кирсанову" (оформление Соломона Телингатера) как образец книжного дизайна хранится в Музее книги Российской национальной библиотеки.

 
Стихотворение С.Кирсанова, построенное как цирковая афиша*

Цирк «РИЦ»

Анонс! — Нона!
2 Ездидзе 2
Наездница Цин Дзе-Ан
и комики Кимоки
Морж Ром!
На велосипеде
Деписолев А. Н.
Клоун Н. Уолк
и казаки
Никифоров и Ворофикин!

 
"Гастрономический" палиндром
* * *
Кулинар Лео ел ранний лук,
сырки и крыс.
Лакомо макал
бел-хлеб
в
уху
и ел клей.
Лукулл!

(1920-е гг.)
 

     Асеев Николай Николаевич (наст. фам. – Штальбаум; 1889–1963) – русский советский поэт, сценарист, деятель русского футуризма . Начал печататься в 1909 года.
     С 1914 года  Асеев вместе с С.П.Бобровым  и Б.Л.Пастернаком  являлся одним из ведущих представителей кружка "Лирика", затем группы "Центрифуга", исповедовавшей футуризм. Первый сборник поэта "Ночная флейта" (1914 ) носил следы влияния символистской  поэзии. Знакомство с произведениями В.В.Хлебникова, увлечение древнеславянским фольклором  отразились в сборниках "Зор" (1914), "Леторей" (1915).
      Творческое общение с В.В.Маяковским  (с 1913) помогло формированию таланта Асеева. В его поэзии  усиливаются революционные мотивы. Сборник "Бомба" (1921) был сожжён интервентами вместе с разгромленной типографией. "Марш Буденного" из поэмы "Буденный" (1922) стал популярной песней (музыка А. А. Давиденко).
       С 1923  участвовал в литературной группе "ЛЕФ". Поэма "Лирическое отступление" (1924) вызвала бурные дискуссии. Здесь Асеев критически изображает искажение революционной идеи в новой политической обстановке НЭПа.

Николай Асеев
     Через мир - шаг

  I.

Начинается это так:
Триста рук поднимают в такт.
И – в станы
Штанг
Блистанье и стук.
И стон стоит на версту!
Раз –
Вперехват удар!
Два –
Скрежещи руда!
Грузно,
Враздробь
Крой
Кровельный строй,
Рой
Грохота –
Стой!
Мастер на месте?
Так!
Ток – тысячу двести!
Размагниченный кран включить.
На Уран протянуть лучи.
А теперь –
Тишь...
Дрожь...
Искр пересверк.
– Разбег – на Казбек!
– Вверх!
Марш в мир шурши.
Жар жил высок,
Тень дня с вершин
Вей наш висок!
Мы такую
Аттакуем
Высоту, –
Мир
Такой на нас помчался
Молодой,
Что – движенье –
Иль зацепится за ту
Или – этой
Обожжет себе ладонь!

Ветер полюсы лаково слизывай
Курс планеты на NNW,
На мерцание радио-вызова
Передернулся Южный Крест.
– Поворот! Изменить орбиту!
– Тангенс триста левей руля!
Доверяя путь миропыту
Пыльной пулей летит земля!

  II.

По Лиле палили глаза марсиан,
Оксаны коса распласталась по ветру.
И вдруг –
                 неизвестной звезды
                                   засиял
Нам путь, половея в пяти километрах.
Брови сажей движенья вычернив,
Протянувши багры лучей,
Мы пристали к пристани вычурной
Перевитых как сталь речей.
Там – стихов прикрутивши трап
Велемир ожидал с утра
И, кожу согнав с засиявшего лба,
Он прыснул и молвил навстречу: "Судьба!"
Бросились в свалке
Как с дерева векши –
Мы с Осей маленькие,
Нам – легше.

И бешеной бомбой кружились слова
И губ не хватало его целовать.
Это я не выдумал,
Это будет вправду:
Видимо-невидимо
В небо взвитых радуг.
Это не опий, не гашиш, –
Этого желчью не угасишь!
Высучив радость в полный рост,
Тысячей радуг станет мост:
Слышите этого шага шум:
Это я роем радуг дышу.
Нет и не было правды другой,
Люди вольтовой светят дугой,
Люди радугой вспенились в мир,
Небо стало сиять людьми,
Прежде – мышью по жизни шурша –
Нынче – людской через мир шаг.

(ЛЕФ. 1923, №1)

Н.Асеев. Фото, 1926
С.Кирсанов и Н.Асеев. Фото А.Родченко, 1931 г.

*Палиндромоны (палиндромы) – в переводе с греческого palindromos – "бегущий обратно", "возвращающийся", в русском языке известны как перевертни, перевертыши.
Сайт "К уроку литературы"   Санкт-Петербург    © 2007-2017     Недорезова М. Г.
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz